Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 463.73 Kb.
НазваниеМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации06.03.2015
Размер463.73 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.8, CД.Ф.3, ОПД.Ф.5; СД.21, СД.Ф.21 БИОГЕОГРАФИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

020801 Экология

050103 География

050103.00 География с дополнительной специальностью Биология

020401 География

050102 Биология,

050102.00 Биология с дополнительной специальностью География
(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 13 от 2 апреля 2008 г.)
Зав. кафедрой Харламова М.Н


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: Н.В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии МГПУ

1.2 Рецензенты: Денисов В.В. доктор географических наук, заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института КНЦ РАН

Луппова Е.Н. – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии МГПУ

1.3 Пояснительная записка:

Цель: формирование системы знаний о закономерностях распространения и распределения по земному шару сообществ живых организмов и их компонентов – видов, родов и др. таксонов растений, животных, грибов и микроорганизмов

Задачи:

  1. Изучение типологии, динамики ареалов, закономерностей их формирования

  2. Изучение флористических и фаунистических царств Земли

  3. Формирование системы знаний об основных зональных биомах суши

  4. Изучение проблем сохранения биологического разноообразия

Дисциплина «Биогеография» является интегративным курсом, обобщающим биологические и географические положения о разнообразии живых организмов и их распределении на Земле. Учебно - методический комплекс «Биогеография» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям 050103 География, 050103.00 География с дополнительной специальностью Биология, 020401 География со специализацией международный туризм, 020801 Экология, 050102 Биология и 050102 Биология с дополнительной специальностью География. Комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс включает лекции и семинарские занятия по основным разделам биогеографии: развитие биогеографии как науки, ареология, флористическое и фаунистическое деление суши, зональные биомы, биологическое разнообразие.

По окончании курса студенты должны знать:

  • владеть понятийным аппаратом современной биогеографии;

  • знать основные разделы биогеографии

  • понимать механизмы антропогенного воздействия на природные сообщества

По окончании курса студенты должны уметь:

  • отображать при помощи различных методов ареалы видов

  • отобразить на карте границы флористических и фаунистических царств

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:

Денисенко Н.В. Программа по биогеографии // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032400 – Биология. Мурманск: МГПУ. 2003.С. 105-109.

Денисенко Н.В. Биогеография. Методическое пособие к семинарским занятиям (специальности Биология и География). Мурманск. МГПУ. 2003.20 с.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

ГОС ВПО по специальности 020801 Экология

Среда жизни и ее подразделения; биоценоз и его свойства; представления об ареале; структура живого покрова суши, флористическое и фаунистическое районирование материков, основные биомы суши; биогеография океана, пресных вод, островов; география и проблемы сохранения биологического разнообразия.

ГОС ВПО по специальности 050103.00 География с дополнительной специальностью Биология, 050103 География, 050102 Биология, 050102.00 Биология с дополнительной специальностью География

Предмет и задачи биогеографии. Понятие ареала. Типология ареалов. Динамика их границ и структура, расселение видов. Экологический и систематический викариат. Космополиты, нео- и палеоэндемики, реликты, автохтоны и иммигранты. Понятия флоры и фауны, принципы их выделения. Флористическое и фаунистическое районирование суши. Флора и фауна материковых и островных территорий. Характеристика флористических и фаунистических царств. Основные показатели структуры растительности и населения животных. Зональные, азональные и интразональные типы растительности. Биогеографическая характеристика основных биномов суши. Биогеография и реконструкция флоры и фауны.

ГОС ВПО по специальности 020401 география со специализацией страноведение и международный туризм

Биоценоз и биом, биосфера; географические закономерности распространения организмов и сообществ на суше, в океанах и морях; география биологического разнообразия.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020801 Экология

3

1,2

100

60

40

20

-

40

зачет

2

050103 География с доп. спец. Биология

5

1

102

58

30

28

-

42

экзамен

3

020401 География

2

1

100

60

40

20

-

40

экзамен

4

050102 Биология

5

9

90

50

30

20




50

экзамен

5

050102.00 Биология с дополнительной специальностью География

5

9

74

40

20

20




34

зачет

6

050102 Биология ЗФО

5

-

90

16

10

6

-

74

экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Раздел I. Развитие биогеографии как науки

8

4

4

-

8

6

4

2

-

8

2

Раздел II. Ареология

16

8

8

-

10

14

10

4

-

10

3

Раздел III. Флористическое и фаунистическое деление суши

16

10

6

-

8

18

12

6

-

8

4

Раздел IV. Зональные биомы

8

4

4

-

10

12

8

4

-

8

5

Раздел V. Биологическое разнообразие

10

4

6




6

8

6

4

-

6



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Раздел I. Развитие биогеографии как науки

4

2

2

-

8

6

4

2

-

8

2

Раздел II. Ареология

14

10

4

-

10

12

8

6

-

10

3

Раздел III. Флористическое и фаунистическое деление суши

18

10

6

-

8

12

8

4

-

8

4

Раздел IV. Зональные биомы

12

10

4

-

8

12

6

4

-

6

5

Раздел V. Биологическое разнообразие

10

8

4

-

6

8

4

4

-

8



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 5

Вариант 6

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Раздел I. Развитие биогеографии как науки

4

2

2

-

6













4

2

Раздел II. Ареология

12

6

6

-

8

4

2

2




20

3

Раздел III. Флористическое и фаунистическое деление суши

12

8

4

-

6

6

4

2




20

4

Раздел IV. Зональные биомы

4

2

2

-

8

2

2







10

5

Раздел V. Биологическое разнообразие

8

2

6




6

4

2

2




20


Примечание: Вариант 1 для специальности 050103.00 География с дополнительной специальностью Биология.

Вариант 2 для специальности 020401 География со специализацией международный туризм.

Вариант 3 для специальности 020801 Экология.

Вариант 4 для специальности 050102 Биология.

Вариант 5 для специальности 050102.00 Биология с дополнительной специальностью География

Вариант 6 для специальности 050102 Биология ЗФО.
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Развитие биогеографии как науки

Представления древнего человека в эпоху палеолита и мезолита о разнообразии растений и животных, их распростанении. «Неолитическая революция». Возникновение растениеводства, земледелия, появление синантропных видов. Развитие биологических и географических наук в Древней Греции и Риме. Развитие естественных наук в позднем Средневековье. Зарождение тематической картографии. Эпоха Великих географических открытий. Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных. Работы Ж. Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма». А.Гумбольдт и его работы в области ботанической географии. Развитие эволюционных идей в биогеографии (Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Развитие эволюционных идей в зоогеографии (Т. Гексли, А.Уоллес)

Раздел II. Ареология

Понятие «ареал». Параметры ареала. Методы изображения ареала. Структура ареала. Понятие «экологическая ниша», реализованный и потенциальный ареалы. Концентрическая структура ареала. «Экологическое кружево ареала». Космополитические арелы. Эндемичные ареалы. Палеоэндемики и неоэндемики. Границы ареала. Абиотические и биотические границы ареалов. Границы ареала, обусловленные наличием физических барьеров. Автохтонные ареалы. Понятие «автохтоны». Цитогенетические критерии выделения автохтонных ареалов (автополиплоидия и аллоплоидия). Аллохтонные ареалы. Понятие «аллохтоны». Расширение ареала. Поведение видов вселенцев. Сужение ареала. Конфигурация арела. Сплошные и мозаичные ареалы. Дизъюнктивные ареалы. Принципы формирования дизъюнктивных ареалов. Викарные ареалы. Понятие «викарирование». Ленточные и ожерельные ареалы. Протяженность ареала. Глобальные, полирегиональные, региональные, локальные, узко локальные ареалы. Географическая приуроченность ареалов. Классификация ареалов по меридиональному направлению и долготе.

Раздел III. Флористическое и фаунистическое деление суши

Понятие «флора». Специфические свойства и различия флор. Таксономический анализ флоры. Типологический анализ флоры. Критерии флористического районирования. Голарктическое флористическое царство. Бореальное и Древнесредиземноморское подцарства. Неотропическое флористическое царство. Флористические области неотропического царства. Палеотропическое флористическое царство. Африканское и Мадагаскарское подцарства. Австралийское флористическое царство. Флористические области Австралийского царства. Голантарктическое флористическое царство. Понятие «фауна». Использование термина «фауна» по отношению к различным систематическим группам животных, территориальным рангам. Критерии фаунистического районирования. Царство Арктогея. Голарктическая фаунистическая область. Царство Нотогея. Австралийская и Антарктическая фаунистические области. Царство Неогея. Неотропическая фаунистическая область. Царство Палеогея.

Раздел IV. Зональные биомы

Понятие биом. Тропические влажные вечнозеленые леса. Тропические листопадные леса. Саванны. Мангры. Пустыни. Субтропические жестколистные леса и кустарники. Степи и прерии

Широколиственные леса умеренного пояса. Бореальные хвойные леса. Тундры

Раздел V. Биологическое разнообразие

Понятие «биоразнообразие». Уровни биоразнообразия. Генетическое разнообразие и геногеография. Генетика и экология популяций. Видовое разнообразие организмов. Экосистемное разнообразие. География биоразнообразия. Проблемы сохранения биоразнообразия в России. Международные аспекты программы «Биологическое разнообразие»
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Раздел I. Развитие биогеографии как науки

Тема 1. Современные направления биогеографии




Вопрос для самостоятельного изучения


8



Заслушивание докладов




Раздел II. Ареология

Тема. Влияние абиотических и биотических факторов на динамику ареалов


рефераты


10


защита рефератов






Раздел III. Флористическое и фаунистическое деление суши

Тема. Эндемичные таксоны растений флористических царств



контрольная работа


8



проверка контрольной работы





Раздел IV. Зональные биомы

Тема. Продуктивность зональных биомов суши


вопросы для самостоятельного изучения


6


защита рефератов





Раздел V. Биологическое разнообразие




вопросы для самостоятельного изучения


8



Обсуждение в форме круглого стола


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика
Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка...
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconМгпу учебно-методический комплекс дисциплины
Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск