Скачать 439.09 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ CД 3; ОПД.Ф.5; ОПД.Ф.8 БИОГЕОГРАФИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 020801 Экология 050103 География с дополнительной специальностью Биология 020401 География 050102 Биология, Биология с дополнительной специальностью География 050103 География (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 13 от 2 апреля 2008 г.) Зав.кафедрой Харламова М.Н РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Н.В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии МГПУ 1.2 Рецензенты: Денисов В.В. – доктор географических наук, заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института КНЦ РАН Луппова Е.Н. – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии МГПУ 1.3 Пояснительная записка: Цель: формирование системы знаний о закономерностях распространения и распределения по земному шару сообществ живых организмов и их компонентов – видов, родов и др. таксонов растений, животных, грибов и микроорганизмов Задачи:
Дисциплина «Биогеография» является интегративным курсом, обобщающим биологические и географические положения о разнообразии живых организмов и их распределении на Земле. Учебно - методический комплекс «Биогеография» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям 050103 География с дополнительной специальностью Биология, 020401 География со специализацией международный туризм, 020801 Экология, 050102 Биология и 505103 География. Комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс включает лекции и семинарские занятия по основным разделам биогеографии: развитие биогеографии как науки, ареология, флористическое и фаунистическое деление суши, зональные биомы, биологическое разнообразие. По окончании курса студенты должны знать:
По окончании курса студенты должны уметь:
Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: Денисенко Н.В. Программа по биогеографии // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032400 – Биология. Мурманск: МГПУ. 2003.С. 105-109. Денисенко Н.В. Биогеография. Методическое пособие к семинарским занятиям (специальности Биология и География). Мурманск. МГПУ. 2003.20 с. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО ГОС ВПО по специальности 020801 Экология Среда жизни и ее подразделения; биоценоз и его свойства; представления об ареале; структура живого покрова суши, флористическое и фаунистическое районирование материков, основные биомы суши; биогеография океана, пресных вод, островов; география и проблемы сохранения биологического разнообразия. ГОС ВПО по специальности 050103 География с дополнительной специальностью Биология, 050103 География, 050102 Биология Предмет и задачи биогеографии. Понятие ареала. Типология ареалов. Динамика их границ и структура, расселение видов. Экологический и систематический викариат. Космополиты, нео- и палеоэндемики, реликты, автохтоны и иммигранты. Понятия флоры и фауны, принципы их выделения. Флористическое и фаунистическое районирование суши. Флора и фауна материковых и островных территорий. Характеристика флористических и фаунистических царств. Основные показатели структуры растительности и населения животных. Зональные, азональные и интразональные типы растительности. Биогеографическая характеристика основных биномов суши. Биогеография и реконструкция флоры и фауны. ГОС ВПО по специальности 020401 география со специализацией страноведение и международный туризм Биоценоз и биом, биосфера; географические закономерности распространения организмов и сообществ на суше, в океанах и морях; география биологического разнообразия. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050103 География с дополнительной специальностью Биология. Вариант 2 для специальности 020401 География со специализацией международный туризм. Вариант 3 для специальности 020801 Экология. Вариант 4, 5 для специальностей 050102 Биология, Биология с дополнительной специальностью География 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел I. Развитие биогеографии как науки Представления древнего человека в эпоху палеолита и мезолита о разнообразии растений и животных, их распростанении. «Неолитическая революция». Возникновение растениеводства, земледелия, появление синантропных видов. Развитие биологических и географических наук в Древней Греции и Риме. Развитие естественных наук в позднем Средневековье. Зарождение тематической картографии. Эпоха Великих географических открытий. Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных. Работы Ж. Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма». А.Гумбольдт и его работы в области ботанической географии. Развитие эволюционных идей в биогеографии (Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Развитие эволюционных идей в зоогеографии (Т. Гексли, А.Уоллес) Раздел II. Ареология Понятие «ареал». Параметры ареала. Методы изображения ареала. Структура ареала. Понятие «экологическая ниша», реализованный и потенциальный ареалы. Концентрическая структура ареала. «Экологическое кружево ареала». Космополитические арелы. Эндемичные ареалы. Палеоэндемики и неоэндемики. Границы ареала. Абиотические и биотические границы ареалов. Границы ареала, обусловленные наличием физических барьеров. Автохтонные ареалы. Понятие «автохтоны». Цитогенетические критерии выделения автохтонных ареалов (автополиплоидия и аллоплоидия). Аллохтонные ареалы. Понятие «аллохтоны». Расширение ареала. Поведение видов вселенцев. Сужение ареала. Конфигурация арела. Сплошные и мозаичные ареалы. Дизъюнктивные ареалы. Принципы формирования дизъюнктивных ареалов. Викарные ареалы. Понятие «викарирование». Ленточные и ожерельные ареалы. Протяженность ареала. Глобальные, полирегиональные, региональные, локальные, узко локальные ареалы. Географическая приуроченность ареалов. Классификация ареалов по меридиональному направлению и долготе. Раздел III. Флористическое и фаунистическое деление суши Понятие «флора». Специфические свойства и различия флор. Таксономический анализ флоры. Типологический анализ флоры. Критерии флористического районирования. Голарктическое флористическое царство. Бореальное и Древнесредиземноморское подцарства. Неотропическое флористическое царство. Флористические области неотропического царства. Палеотропическое флористическое царство. Африканское и Мадагаскарское подцарства. Австралийское флористическое царство. Флористические области Австралийского царства. Голантарктическое флористическое царство. Понятие «фауна». Использование термина «фауна» по отношению к различным систематическим группам животных, территориальным рангам. Критерии фаунистического районирования. Царство Арктогея. Голарктическая фаунистическая область. Царство Нотогея. Австралийская и Антарктическая фаунистические области. Царство Неогея. Неотропическая фаунистическая область. Царство Палеогея. Раздел IV. Зональные биомы Понятие биом. Тропические влажные вечнозеленые леса. Тропические листопадные леса. Саванны. Мангры. Пустыни. Субтропические жестколистные леса и кустарники. Степи и прерии Широколиственные леса умеренного пояса. Бореальные хвойные леса. Тундры Раздел V. Биологическое разнообразие Понятие «биоразнообразие». Уровни биоразнообразия. Генетическое разнообразие и геногеография. Генетика и экология популяций. Видовое разнообразие организмов. Экосистемное разнообразие. География биоразнообразия. Проблемы сохранения биоразнообразия в России. Международные аспекты программы «Биологическое разнообразие» 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: |
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Сергеева А. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета... | Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Журавлева Т. Н., начальник учебно-методического центра по го и чс мурманской области | Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е. Ю., к с. Х н. Ласкин П. В | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Левитес Д. Г., д п н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий | Учебно-методический комплекс дисциплины Рецензенты: Короткова Т. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Кимктяиж мгпу |