министерство здравоохранения и социального развития
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский национальный исследовательский
медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
| УТВЕРЖДАЮ
|
|
Декан
_________________ / Г.Н.Буслаева /
подпись ФИО
|
| « » 20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Микробиология
Направление подготовки (специальность) ФАРМАЦИЯ Форма обучения очная
Срок освоения ООП 5 лет
Кафедра микробиологии и вирусологии
При разработке рабочей программы учебной дисциплины «микробиология» в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060301 «фармация», утвержденный Министерством образования и науки РФ 17.01.2011г. № 38
2) Учебный план по специальности «фармация» одобрен Ученым советом ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России от «16» мая 2011 г. Протокол № 10
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры микробиологии и вирусологии от «15» сентября 2011г. Протокол № 2. Заведующий кафедрой микробиологии и вирусологии,
Профессор _________________________ ____Л.И. Кафарская___
подпись Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом педиатрического факультета от «___29__» _____августа___2011г. Протокол № ___1__ Председатель Ученого совета педиатрического факультета
_____________________________ Г.Н. Буслаева
подпись
Разработчики: Зав. кафедрой микробиологии и вирусологии
профессор __________________ Л.И Кафарская
Зав. уч. частью кафедры микробиологии и вирусологии
доцент Е.Е. Донских
Отв. за работу со студентами фармацевтического факультета
доцент Е.А. Постникова
Рецензент:
Профессор кафедры микробиологии и вирусологии Б.А. Ефимов
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОБИОЛОГИЯ»
Цель освоения дисциплины «микробиология» состоит в овладении знаниями биологических свойств микроорганизмов, их роли в развитии заболеваний и формировании иммунитета, основными принципами асептики и антисептики, стерилизации и дезинфекции; а также принципами, положенными в основу современных методов диагностики, этиотропного лечения и специфической профилактики инфекционных заболеваний;
При этом задачами освоения учебной дисциплины являются:
приобретение студентами знаний основ общей и медицинской микробиологии: морфологии, физиологии, биохимии и генетики микроорганизмов; микроэкологии, инфекционной иммунологии; общей и медицинской вирусологии;
приобретение студентами знаний биологических свойств патогенных микроорганизмов, механизмов взаимодействия микробов с организмом человека, особенностей патогенеза инфекционных заболеваний, принципов этиотропного лечения и специфической профилактики,
приобретение студентами знаний об основных группах лечебно-профилактических биопрепаратов, принципах антибактериальной терапии и формирования резистентности к антибиотикам;
приобретение студентами знаний по важнейшим методам микробиологической диагностики инфекционных заболеваний;
приобретение студентами знаний о влиянии микробов на процесс изготовления лекарств; о принципах асептики и антисептики, методах стерилизации и дезинфекции, контроле качества стерилизации и дезинфекции;
ознакомление студентов с принципами системного подхода к анализу научной медицинской информации;
в формировании у студентов навыков микроскопии окрашенных препаратов из микроорганизмов- возбудителей инфекционных заболеваний
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.2.1. Учебная дисциплина «Микробиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу.
Учитывая то обстоятельство, что студенты фармацевтических факультетов не обучаются на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии, при изучении микробиологии они получают знания, касающиеся путей заражения и механизмов распространения, патогенеза и клинических проявлений инфекционных болезней.
2.2.2. Для эффективного изучения микробиологии необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими учебными дисциплинами ООП:
- Биология ________________________
наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: строения эукариотической и прокариотической клетки
Умения: работать со световым микроскопом
Навыки: техника микроскопирования микропрепаратов;
- Общая и неорганическая химия
(наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: основных классов органических соединений, их строение и свойства;
Умения: проводить лабораторные опыты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным;
- Физика
(наименование предшествующей учебной дисциплины
Знания: устройство и принцип работы светового микроскопа, строение биологических мембран. 2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «микробиология»:
1. контрольно-разрешительная.
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п/№
| Номер/индекс компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
| Оценочные средства
| знать
| уметь
| владеть
| 1.
| ОК-1
| Способность и готовность анализировать и использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности
| Принципы классификации микроорганизмов, особенности строения и жизнедеятельности;
Основы генетики микроорганизмов; сущность биотехнологии, понятия и принципы генетической инженерии, препараты, полученные генно-инженерными методами;
Состав микрофлоры организма человека и ее значение;
Основы учения об инфекции, инфекционной болезни, виды инфекции; роль микробов в развитии инфекционного процесса; механизмы и пути передачи возбудителя;
Понятие об иммунитете как невосприимчивости к инфекционным заболеваниям; виды инфекционного иммунитета; неспецифические и специфические факторы защиты при бактериальных и вирусных инфекциях; аллергия и аллергены;
Таксономию, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний; эпидемиологию, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления заболевания, иммунитет, принципы лабораторной диагностики, лечения и профилактики.
| Давать пояснения по применению некоторых иммунобиологических препаратов;
| давать пояснения по применению некоторых иммунобиологических препаратов
| Тесты, коллоквиумы
| 2.
| ПК-32
| способность и готовность к участию в организации функционирования лаборатории
| Устройство микробиологической лаборатории и правила; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий и методы культивирования вирусов; цели и методы асептики, антисептики, консервации, стерилизации, дезинфекции, аппаратуру и контроль качества стерилизации; Понятие о химиотерапии и антибиотиках; классификацию антибиотиков по источнику, способам получения, химической структуре, спектру, механизму и типу действия; методы определения активности антибиотиков и чувствительности микробов к антибиотикам; механизм основных серологических реакций, используемых для диагностики инфекционных заболеваний; диагностические препараты;
Иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний и их классификацию, в том числе некоторые вакцины, лечебно-профилактические сыворотки, иммуноглобулины;
| Выполнять работу в асептических условиях, дезинфицировать и стерилизовать посуду, инструменты, рабочее место. Приготовить и окрасить микропрепараты простыми методами и методом Грамма; микроскопировать с помощью иммерсионной системы; Выделять чистую культуру микроорганизмов (сделать посевы, идентифицировать чистую культуру); Определять чувствительность бактерий к антибиотикам; оценить результаты некоторых серологических реакций.
| Методом иммерсионной микроскопии микропрепаратов,
| Тесты, коллоквиумы, практические умения.
| 3.
| ПК-36
| Способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств
| Фитопатогенную микрофлору и ее роль в порче лекарственного растительного сырья;
Микробиологические методы оценки качества лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативных документов; Санитарно-показательные микроорганизмы воды, почвы, воздуха и их значение для оценки санитарного состояния окружающей среды; Влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы,
| Анализировать лекарственное сырье по показателям микробиологической чистоты; Анализировать объекты окружающей среды по показателям микробиологической чистоты;
| умением анализировать микробиологическую чистоту Навыками экологической оценки воздуха, сточных вод, почвы на фармацевтических предприятиях.
| Тесты, коллоквиумы
|
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
п/№
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
| 1.
| Аудиторные занятия, в т.ч.
| 144
| 72
| 66
|
| Лекции (Л)
|
| 20
| 20
|
| Практические занятия
|
| 52
| 46
| 2.
| Самостоятельная работа студента (СРС), в т.ч.
| 72
| 36
| 33
|
| Подготовка к практическим занятиям
|
| 14
| 7
|
| Самостоятельная работа с электронными версиями практических занятий и лекций
|
| 13
| 7
|
| Подготовка к тестированию
|
| 2
| 2
|
| Подготовка к коллоквиуму
|
| 4
| 2
|
| Решение ситуационных задач
|
| 1
| 8
|
| Реферат
|
| 2
| 4
|
| Подготовка к промежуточному контролю
|
|
| 6
| 3.
| Вид промежуточной аттестации - экзамен (Э)
|
|
| 9
|
| Итого общая трудоемкость
| часов
| 216
| 108
| 108
| зачетных ед.
| 6
| 3
| 3
|
3.2 Содержание учебной дисциплины
3.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении:
п/№
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах
| 1.
| ПК-32
ПК-36
| Морфология микроорганизмов
| Предмет, цели и задачи микробиологии. Значение медицинской микробиологии в практической деятельности провизора. Систематика, номенклатура, классификация микроорганизмов.
Устройство и оборудование микробиологической лаборатории. Основы техники безопасности в микробиологической лаборатории. Методы микроскопического изучения микроорганизмов. Методы окраски микроорганизмов.
Основные формы бактерий. Структура бактериальной клетки.
Морфологические особенности прокариот, микроскопических грибов и простейших.
| 2.
| ПК-32
ПК-36
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| Физиология микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение.
Методы выделения чистых культур бактерий. Приготовление питательных сред. Культивирование облигатных анаэробов.
Ферментативная активность микроорганизмов. Методы идентификации чистых культур.
Методы стерилизации. Антисептики, консерванты и дезинфектанты. Выборочная микробиологическая оценка антисептических и дезинфицирующих средств.
Химиотерапевтические препараты. Антибиотики.
| 3.
| ОК-1
| Генетика микроорганизмов
| Строение генетического аппарата бактерий. Мутации. Рекомбинации.
Основы генетической инженерии и медицинской биотехнологии.
| 4.
| ПК-32
ПК-36
| Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха.
Фитопатогенные микроорганизмы. Микроэкология тела человека.
| Экология микроорганизмов. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Санитарно-бактериологическое исследование воды, почвы, воздуха.
Фитопатогенные микробы. Микрофлора лекарственных растений и лекарственного сырья. Микрофлора готовых лекарственных средств.
Санитарно-микробиологические исследования смывов с объектов внешней среды, лекарственного сырья и готовых лекарств.
Микрофлора тела человека и ее значение при изготовлении лекарств. Изучение микрофлоры тела человека.
| 5.
| ПК-32
ПК-36
| Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| Учение об инфекции. Пути и механизмы передачи инфекций.
Роль микроорганизма в развитии инфекционного процесса. Патогенные микробы, изучение некоторых факторов патогенности. Методы определения вирулентности (Dlm).
Неспецифические факторы защиты макроорганизма. Фагоцитоз.
| 6.
| ОК-1
| Инфекционная иммунология.
| Учение об иммунитете. Адаптивный иммунитет.
Серологические реакции: агглютинации, РНГА, преципитации. Реакции иммунного лизиса, реакция связывания комплемента (РСК). Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Методы экспресс диагностики: иммунофлюоресцентный (ИФ) и иммуноферментный анализ (ИФА).
Принципы серологической идентификации микроорганизмов. Серодиагностика инфекционных заболеваний. Диагностические биопрепараты: диагностические сыворотки, моноклональные антитела, диагностикумы, аллергены.
Теоретические основы иммунопрофилактики и иммунотерапии
инфекционных заболеваний. Вакцины. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Иммуномодуляторы.
| 7.
| ПК-36
ПК-32
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| Возбудители раневых гнойно-воспалительных и гнойно-септических инфекций - стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, облигатные неспорообразующие анаэробы и клостридии.
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 8.
| ПК-36
ПК-32
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| Энтеропатогенные эшерихии – возбудители эшерихиозов. Патогенные вибрионы – возбудители холеры.
Сальмонеллы – возбудители брюшного тифа, паратифов А и Б и сальмонеллезных ПТИ.
Шигеллы – возбудители бактериальной дизентерии.
Возбудители ПТИ – стафилококки, клостридии. Острые диарейные инфекции, вызываемые Yersinia.
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 9.
| ПК-36
ПК-32
| Воздушно-капельные инфекции.
| Бактерии - возбудители респираторных инфекций (возбудители дифтерии, коклюша, туберкулеза, скарлатины, менингита). Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 10.
| ПК-36
ПК-32
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| Патогенные риккетсии – возбудители сыпного тифа и других риккетсиозов. Боррелии - возбудители возвратного тифа. Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики.
| 11.
| ПК-36
ПК-32
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| Заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, урогенитальный хламидиоз).
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 12.
| ПК-36
ПК-32
| Возбудители зоонозных инфекций.
| Возбудители бактериальных зоонозных инфекций. Сибирская язва, чума, бруцеллез, лептоспироз.
Основные биологические свойства возбудителей, патогенез вызываемых инфекций, принципы микробиологической диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
| 13.
| ПК-36
ПК-32
| Возбудители госпитальных инфекций.
| Внутрибольничные инфекции. Свойства основных возбудителей внутрибольничных инфекций, госпитальные штаммы. Особенности микробиологической диагностики, профилактики и лечения внутрибольничных инфекций.
| 14.
| ПК-36
ПК-32
| Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.
| Особенности строения эукариотических клеток. Отличительные особенности плесневых и дрожжевых грибов. Дрожжеподобные грибы рода Candida. Основные биологические свойства возбудителей микозов, патогенез заболеваний, принципы микробиологической диагностики.
| 15.
| ПК-36
ПК-32
| Общая вирусология.
| Введение в вирусологию. Строение и классификация вирусов. Основные свойства вирусов и методы их изучения. Методы выделения и культивирования вирусов.
Репродукция вирусов. Взаимодействие вируса с клеткой. Методы индикации и идентификации вирусов.
Основные механизмы противовирусного иммунитета. Принципы профилактики и терапии вирусных инфекций.
МБД вирусных инфекций, молекулярно-генетические методы исследования.
| 16.
| ПК-36
ПК-32
| Частная вирусология
| Возбудители энтеровирусных инфекций. Полиомиелит. Вирусные гепатиты.
Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
Возбудители вирусных воздушно-капельных инфекций (гриппа, аденовирусной инфекции, кори, краснухи, ветряной оспы).
Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
Возбудители нейровирусных инфекций (клещевого энцефалита, бешенства, герпеса). Онкогенные вирусы. ВИЧ – возбудитель СПИДа.
Основные свойства возбудителей, патогенез, принципы диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
|
3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
№
п/п
|
Раздел учебной
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
|
|
|
| лекции
| ПЗ
| СРС
| всего
| 1
| Морфология микроорганизмов
| 3
| 4
| 15
| 9
| 28
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 6
| 2
| Физиология и биохимия микроорганизмов
| 3
| 6
| 9
| 7
| 22
|
Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 9
| 3
| Генетика микроорганизмов
| 3
| 2
|
| 1
| 3
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 12
| 4
| Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха.
Фитопатогенные микроорганизмы. Микроэкология тела человека.
| 3
| 4
| 9
| 7
| 20
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 12
| 5
| Факторы врождённого иммунитета. Инфекция
| 3
| 2
| 3
| 3
| 8
|
Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 13
| 6
| Инфекционная иммунология.
| 3
| 2
| 15
| 9
| 26
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 17
| 7
| Возбудители гнойно-септических инфекции.
| 4
| 2
| 6
| 3
| 11
|
Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 3
| 8
| Возбудители острых кишечных инфекции.
| 4
| 4
| 9
| 5
| 18
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум –6
| 9
| Воздушно-капельные инфекции.
| 4
| 2
| 6
| 4
| 12
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 8
| 10
| Возбудители трансмиссивных инфекции.
| 4
| 2
|
| 4
| 6
|
Реферат, решение ситуационных задач – 10-11
| 11
| Возбудители заболеваний, передающихся половым путем.
| 4
|
| 3
| 1
| 4
|
Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 10
| 12
| Возбудители зоонозных инфекций.
|
4
| 2
| 3
| 2
| 7
| Текущий тестовый контроль, решение ситуационных задач, коллоквиум – 10
| 13
| Возбудители госпитальных инфекций.
| 4
|
| 6
| 2
| 8
|
Реферат, решение ситуационных задач – 10-11
| 14
| Заболевания, вызываемые патогенными грибами и простейшими.
| 4
|
|
| 3
| 3
|
Реферат, решение ситуационных задач –13-15
| 15
| Общая вирусология.
| 4
| 2
| 6
| 4
| 12
| Текущий тестовый контроль, коллоквиум - 14
| 16
| Частная вирусология
| 4
| 6
| 8
| 5
| 19
| Решение ситуационных задач -15, 16
| 17
| Экзамен
| 4
|
| 6
| 3
| 9
| Итоговое компьютерное тестирование, контроль практических умений, собеседование по билету и ситуационной задаче.
|
| Итого
|
| 40
| 104
| 72
| 216
|
|
Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины:
№ пп
| Названия тем лекций
| семестр
| 3
| 4
|
| Предмет, цели и задачи микробиологии. Значение медицинской микробиологии в практической деятельности провизора. Систематика, номенклатура, классификация микроорганизмов.
| 2
|
|
| Морфология бактерий, грибов, простейших.
| 2
|
|
| Физиология микроорганизмов: питание, дыхание, рост и размножение.
| 2
|
|
| Асептика, антисептика, консервация, стерилизация, дезинфекция.
| 2
|
|
| Антибиотики (микробиологические аспекты).
| 2
|
|
| Экология микроорганизмов. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Микрофлора лекарственных растений и лекарственного сырья. Микрофлора готовых лекарственных средств. Фитопатогенные микробы.
| 2
|
|
| Генетика микроорганизмов. Основы генетической инженерии и медицинской биотехнологии.
| 2
|
|
| Микрофлора тела человека и ее значение при изготовлении лекарств.
| 2
|
|
| Учение об инфекции. пути и механизмы передачи инфекций.
| 2
|
|
| Учение об иммунитете. Теоретические основы иммунопрофилактики и иммунотерапии.
| 2
|
|
| Бактерии - возбудители раневых гнойно-воспалительных, гнойно-септических инфекций (условнопатогенные бактерии, возбудители столбняка и газовой гангрены).
|
| 2
|
| Бактерии - возбудители кишечных инфекций (патогенные энтеробактерии).
|
| 2
|
| Бактерии - возбудители кишечных инфекций (вибрионы, возбудители ботулизма).
|
| 2
|
| Бактерии - возбудители респираторных инфекций (возбудители дифтерии, коклюша, туберкулеза, скарлатины, менингита).
|
| 2
|
| Бактерии – возбудители зоонозных инфекций (чумы, туляремии, бруцеллеза).
|
| 2
|
| Морфология и физиология вирусов.
|
| 2
|
| Вирусы - возбудители кишечных инфекций. Вирусные гепатиты.
|
| 2
|
| Вирусы - возбудители респираторных инфекций (возбудители гриппа, кори).
|
| 2
|
| Вирусы - возбудители нейровирусных инфекций и ВИЧ-инфекции.
|
| 2
|
| Бактерии - возбудители трансмиссивных инфекций (возбудитель сыпного тифа).
|
| 2
|
| Всего часов 20
| |