СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка;
Тематическое планирование;
Поурочное планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание курса «Общая биология» в 10-м классе осуществляется по примерной программе по биологии для общеобразовательных классов средней (полной) школы (базовый уровень), с использованием учебника Общая биология: Учебник для учащихся 10 - 11 класса общеобразовательной школы. / Авторы: Д.К.Беляев, П.М. Бородин/ под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2006
Курс рассчитан на 35 учебных часов в течение года (1 час в неделю)
Цели изучения предмета.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В результате изучения предмета уч-ся должны приобрести:
знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии-клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окр. среды и здоровья человека;
умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в областибиотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебники и методические пособия:
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. «Общая биология» М.: «Просвещение» 2006
Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002.
Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.Н, Гуленкова – М.: Дрофа, 1999. Общая биология. 1011 кл. – М.: Просвещение.
Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Тема (раздел курса)
| Кол-во часов по программе
| 1.
| Введение
| 1
| 2.
| Клетка – единица живого
| 19
| 3.
| Размножение и развитие организмов
| 6
| 4.
| Основы генетики и селекции
| 13
|
| Итого
| 34
| *Тема «Основы селекции»(4 часа) изучается в 11 классе
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс, биология. 1 час в неделю, 34 ч.)
-
Тема программы и количество часов
| Тема урока
| Конт-роль
| Лабора-торные работы,
| экскурсии
| Домашнее
задание
| Сроки
| 1. Введение
(1 ч.)
| 1. Биология – наука о живом мире.
Основные признаки живого. Уровни
организации жизни. Методы изучения
биологии. Значение биологии.
|
|
|
| введение
|
| 2. Клетка – единица
живого
(19 ч)
| 2. 1. Химический состав клетки. (6 ч)
| 2. Неорганические соединения
|
|
|
| 1
|
| 3. Биополимеры. Углеводы, липиды.
|
|
|
| 2
|
| 4. Биополимеры. Строение белков.
|
|
|
| 3
|
| 5. Биополимеры. Свойства и функции
белков.
|
| Л.р. № 1 (3)
|
| 4
|
| 6. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.
|
|
|
| 5
|
| 7. АТФ и другие органические соединения
клетки
|
|
|
| 6
|
| 2.2. Структура и функции клетки (5 ч)
| 8. Клеточная теория
| +
|
|
| 7
|
| 9. Цитоплазма. Клеточная оболочка
|
| Л.р. № 2
|
| 8 (ч. 1)
|
| 10. Одномембранные органоиды клетки
|
|
|
| 8 (ч. 2)
|
| 11. Двумембранные и немембранные
органоиды клетки
|
|
|
| 9
|
| 12. Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты
|
| Л.р.№3 (1)
|
| 10
|
| 2.3. Обмен веществ (8 ч)
| 13. Фотосинтез. Хемосинтез
| +
|
|
| 11
|
| 14. Гликолиз
|
|
|
| 12
|
| 15. Кислородное окисление
|
|
|
| 13
|
| 16. Генетическая информация. Репликация
ДНК
|
|
|
| 14
|
| 17. Транскрипция. Генетический код.
|
|
|
| 15
|
| 18. Трансляция
|
|
|
| 16
|
| 19. Регуляция транскрипции и трансляции
|
|
|
| 17
|
| 20. Вирусы. Генная и клеточная инженерия
|
|
|
| 18,19
|
| 3. Размножение и
развитие
организмов
(6 ч)
| 21. Митоз
| +
|
|
| 20
|
| 22. Бесполое и половое размножение
|
|
|
| 21
|
| 23. Мейоз
|
|
|
| 22
|
| 24. Гаметогенез. Оплодотворение
|
|
|
| 23 (ч.1)
|
| 25. Двойное оплодотворение у цветковых
растений
|
|
|
| 23 (ч.2)
|
| 26. Онтогенез
|
|
|
| 24, 25
|
|
4. Основы генетики и селекции
(13 ч) **
| 4.1. Закономерности наследственности и изменчивости (9 ч)
| 27. Моногибридное скрещивание. Первый и
второй законы Г.Менделя
| +
|
|
| 26
|
| 28. Аллельные гены. Анализирующее
скрещивание
|
|
|
| 27
|
| 29. Третий закон Г.Менделя
|
|
|
| 28
|
| 30. Сцепленное наследование генов
|
|
|
| 29
|
| 31. Генетика пола
|
|
|
| 30
|
| 32. Взаимодействие генов. Взаимодействие
генотипа и среды при формировании
признака
|
|
|
| 31, 32
|
| 33. Модификационная изменчивость
|
| Л.р. № 4, 5
|
| 33
|
| 34. Наследственная изменчивость
|
|
|
| 34
|
| 35. Генетика человека
| +
|
|
| 35, 36
|
| Примечание. ** Раздел 4.2. «Генетика и селекция» (4 ч) изучается в 11 классе.
Лабораторные работы
-
№
| Тема лабораторной работы
| № урока
| Сроки
| 1. (3)
| Каталитическая активность ферментов в живых тканях
| 5
|
| 2.
| Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
| 9
|
| 3. (1)
| Строение растительной, животной, грибной т бактериальной клетки под микроскопом
| 12
|
| 4.
| Морфологические особенности растений различных видов
| 33
|
| 5.
| Изменчивость организмов
| 33
|
| |