Содержание
1 Пояснительная записка
2 Учебно-тематическое планирование
3 Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
(Математика 6 класс) Данная рабочая программа составлена в соответствии с Программой. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы / (авт.-сост. В.И.Жохов). – М.: Мнемозина, 2010. (программное и учебно методическое обеспечение в таблице)
Программа рассчитана на изучение математики 5 часов в неделю, всего 170 часов + 5часа (резерв) (5часов 35 недель = 175 часов) в учебном году. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, графических и математических диктантов, само и взаимоконтроля; итоговая аттестация – контрольная и итоговая тестовая работа.
Изменений в программе по сравнению с государственной нет, добавлены 5 резервных часов: 3 часа “Повторение курса математики 5 класса”, 2 часа добавлены к теме “Итоговое повторение. Решение задач”.
Математика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Изучение математики в 6 классе направлено на реализацию целей и задач, сформированных в Государственном стандарте общего образования по математике:
Задачи изучения математики
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
преобразование символических форм вносимых свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Целями изучения курса математики является:
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
переводить практические задачи на язык математики;
подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии
Курс, строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал излагается на интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 6 классе учащиеся должны
Знать и понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
особенности и преимущества позиционной системы записи чисел;
соотношения между основными числовыми множествами: натуральных, целых, рациональных чисел;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с рациональными числами, возводить число в квадрат, в куб;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
находить значения числовых выражений;
решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и обратно пропорциональные величины при решении практических задач; решать задачи на масштаб;
распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и угольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
Достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной деятельности. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста, развития и подготовки учащихся, специфики решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Учебный процесс следует ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы в теории и практике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ КУРСА «МАТЕМАТИКА – 6 КЛАСС»
(Математика 6 класс)
-
№ п/п (§)
| Содержание (главы)
| Количество часов
| Глава I. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
| часов
|
| Делимость чисел
|
|
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
|
| Умножение и деление обыкновенных дробей
|
|
| Отношения и пропорции
|
| Глава II. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
| часов
|
| Положительные и отрицательные числа
|
|
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
|
|
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
|
|
| Решение уравнений
|
|
| Координаты на плоскости
|
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ
| часов
|
| Повторение. Решение задач
|
| ИТОГ (5ч. в неделю 35 недель)
| 170 часов + 5 часа
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа и вычисления
Степень с натуральным показателем.
Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа числа по его части.
Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.
Решение текстовых задач арифметическими приёмами.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.
Рациональные числа. Изображение чисел точками координатной прямой.
Прикидка результатов вычислений.
Выражения и их преобразования
Буквенные выражения. Преобразование буквенных выражений.
Уравнения и неравенства
Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Числовые неравенства.
Функции
Прямоугольная система координат на плоскости. Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Правильные многоугольники. Площадь круга.
Множества и комбинаторика
Множество. Элемент множества, подмножество. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Программное и учебно – методическое обеспечение ФГОСа
6 класс МАТЕМАТИКА Учебная дисциплина
| Программа,
кем рекомендована и когда
| Тип
программы
| Кол – во часов
| Базовый
учебник
| Методическое
обеспечение
| Дидактическое обеспечение
| Использование информационных ресурсов
| Математика, 6
|
программой планирование учебного материала Математика 5 – 6 классы / авт.-сост. В.И.Жохов (Москва. «Мнемозина», 2010г.)
обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы (Москва, «Просвещение», 2009 г., «Мнемозина», 2010г.).
| Государственная
| 5 часа в неделю 175 часа в год
|
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чеснаков, С.И.Шварцбурд МАТЕМАТИКА – 6 М.: Мнемозина, 2008
|
О.А.Холодова Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие Курс “РПС” – М.:Росткнига, 2010
Л.П.Попова В помощь школьному учителю – М.: ВАКО, 2009
Журнал “Математика в школе”
|
А.С.Чесноков, К.И.Нешков Дидактические материалы по математике для 6 класса средней школы. –М.: Просвещение, 2007.
В.И.Жохов Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2010.
С.С.Минаева, 30 тестов по математике: 5-7 классы.-М.: Издательство “Экзамен”, 2010
В.И.Жохов Математический тренажер. 6класс пособие для учителей и учащихся - – М.: Мнемозина, 2011
Контрольно-измерительные материалы. Математика; 6 класс / сост. Л.П.Попова. – М.:ВАКО,2010
|
CD-ROM «КиМ» Мир информатики;
CD-ROM
5-6 класс Математика. Тренажер к учебнику Н.Я.Виленкинва, В.И.Жохова, А.С.Чеснакова, С.И.Шварцбурга Новый учебный год |
Реализации компетентностного подхода к оценке качества образования (математика - 6)
Раздел
| Обязательный минимум содержания разделов
|
Составляющие компетенции
| Информационная
(умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее)
| Коммуникативная
(знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями)
| Целостно-смысловая
(использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Делимость чисел
|
Делители и кратные
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10
Простые и составные числа
Разложение числа на простые множители
| Уметь:
Формулировать определение делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости
Находить делители и кратные натуральных чисел
Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел
Классифицировать натуральные числа (чётные и нечётные, по остаткам от деления на 3 и т.п.)
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Распознавать числа кратные 10, 5, 2, 9, 3
Раскладывать составные числа на множители, на простые множители
Использовать таблицу простых чисел
Находить НОД и НОК натуральных чисел
| Знать:
Определение делителя и кратного
Определение наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного, простого и составного числа, взаимно простых чисел
Алгоритм разложения чисел на простые множители (применяя признаки делимости)
Алгоритм нахождения НОД и НОК
| Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика, технология);
Использование справочной литературы для получения информации по данной теме
Использовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера)
Верно использовать в речи термины: делитель, кратное, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простое и составное число, взаимно простые числа, числа-близнецы, разложение числа на простые множители
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
Основное свойство дроби.
Сокращение дробей.
Приведение дробей к общему знаменателю
Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей
Сравнение дробей
Сложение и вычитание дробей
Решение текстовых задач
| Уметь:
Формулировать основное свойство обыкновенной дроби, сравнивать и упорядочивать их.
Применять основное свойство дроби при замене данной дроби равной ей дробью
Сокращать дробь, используя различные приемы сокращения, распознавать несократимые дроби, выбирать наиболее удобный способ сокращения дроби
Находить первоначальную дробь по результату, полученному при сокращении
Приводить дробь к общему знаменателю, также с применением разложения их на простые множители, находить НОЗ дробей
Читать координаты отмеченных на луче точек
Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел
Решать задачи по схеме с использованием уравнений
Решать текстовые задачи арифметическими способами
Анализировать и осмысливать текс задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, стоить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя овеет на соответствие условия
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять фактариалы
| Знать:
Основное свойство дроби
Что называют сокращением дроби и какую дробь называют несократимой
Определение дополнительного множителя, наименьшего общего знаменателя добей
Правило сравнения дробей с разными знаменателями
Правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
Правила сложения и вычитания смешанных чисел и на каких свойствах сложения и вычитания основаны эти правила
| Использовать сокращение дробей при сложении и вычитании
Использовать изученные правила для решения текстовых задач
Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика);
Использование справочной литературы для получения информации по данной теме
Интернет - ресурсов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Умножение и деление обыкновенных дробей
|
Умножение и деление обыкновенных дробей
Применение распределительного свойства умножения
Основные задачи на дроби (нахождение дроби от числа, нахождение числа по его дроби
| Уметь:
Формулировать правила умножения и деления обыкновенных дробей
Применять правила умножения и деления обыкновенных дробей, правило умножения смешанных чисел при вычислениях
Находить дробь о числа и число по его дроби
Грамматически верно читать записи произведений и частных обыкновенных дробей
Решать текстовые задачи арифметическим способом
Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел опираясь на числовые эксперименты
Моделировать пирамиды, призмы, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Изготавливать пространственные фигуры из разверток
Распознавать развертки пирамиды, призмы (в частности куба, прямоугольного параллелепипеда)
Распознавать на чертежах и рисунках, в окружающем мире пирамиды и призмы
Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире
| Знать:
Правило умножения дроби на натуральное число
Правило умножения умножение дроби на дробь
Правило умножения умножение смешанных чисел
Правило умножения обыкновенных дробей
Правило нахождения дроби от числа
Правило нахождения процентов от числа
Определение взаимно обратных чисел
Правило деления дробей
Формулы площади и периметра прямоугольника
Правило нахождения числа по его дроби
Определение дробного выражения, числителя и знаменателя дробного выражения, что числителем и знаменателем могут быть любые числа, а также числовые или буквенные выражения
| Использование приобретенных знаний и умений в межпредметных связях (информатика, экономика);
Использование справочной литературы для получения информации по данной теме
Использование баз данных и Интернет – ресурсов
Использовать калькулятор, компьютер в простейших исследованиях связанных со свойствами дробных чисел опираясь на числовые эксперименты
Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств пирамиды и призмы
| Календарно-тематический план работы преподавателя
математики Власенко Е. В. на 2012 – 2013 учебный год
Наименование предмета - математика
Класс - 6
Общее количество часов на предмет по учебному плану – 175 В том числе:
Обучающее – развивающих
| 153
| Контрольных уроков
| 15+1(ИТР)
| Практических
| 6
| Итого
| 175
| |