Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке





Скачать 417.07 Kb.
НазваниеУчебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке
страница1/3
Дата публикации28.08.2014
Размер417.07 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
100-bal.ru > Информатика > Учебно-тематическое планирование
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI ВИДА № 44

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы-интерната №44

В.И. Николаенко

__________________

«____» _________2012 г

НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая

Образовательная программа кружка «Музыкальная информатика» на базе музыкально-компьютерных  технологий

Рассмотрено на МО

протокол №1

От 29.08.2012

___________________

Руководитель МО

Разработана

педагогами дополнительного образования

Ковальчук Е.В., Мелиховой О.Г.

МОСКВА

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание обучения

  3. Учебно-тематический план (1-ый год обучения):

    1. Учебно-тематическое планирование по информатике

    2. Учебно-тематическое планирование по музыке

  4. Учебно-методическая литература

Пояснительная записка

В формировании творческой личности одно из значимых мест занимает искусство. Оно воздействует на облик человека, его психику, помогает в воспитании морально-этических качеств. Особое значение среди искусств придается музыке - наиболее понятному и общедоступному языку современного мира. Имеется насущная необходимость раннего приобщения детей к музыке, раннего развития творческих способностей и выявления одаренности, воспитания  духовной культуры ребенка [1].

Известно, что музыка может объединить различные системы интеллекта. Она  помогает структурировать мышление человека и его деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве, развитие устойчивой долгосрочной памяти. Однако, в существующих социально-экономических условиях наблюдается тенденция снижения интереса к искусству вообще и к музыкальному искусству, в частности. Как следствие, наблюдается падение престижа музыкального образования. К тому же, в силу различных, в том числе социальных, причин значительная часть детей не имеет возможности получить начальное музыкальное образование. В этой ситуации становится актуальным поиск путей оптимизации формы и содержания преподавания музыки в общеобразовательной школе с целью предоставления каждому ребенку возможности удовлетворения потребности в самовыражении [2].

Решение этой проблемы видится, в частности, в создании музыкально-компьютерных  программ, которые обеспечили бы сочетание богатого педагогического инструментария традиционного обучения музыке с широкими возможностями компьютера. Компьютеризация кардинально изменила психологию ребенка: современный ребенок, как правило, раньше знакомится с компьютером, чем учится писать и читать. Появляется возможность предложить ему музыкальный компьютер и как средство обучения и как средство для раскрытия творческих способностей, удовлетворения и самореализации через музыкальное искусство. Компьютеризация музыкальной составляющей общего образования может повысить мотивацию современного ребенка к различным видам учебной деятельности и существенно расширить наше представление о возможностях информационно-компьютерных технологий в обучении.

Предлагаемый обучающий курс основан на интегративных межпредметных связях (информатика и музыка) с использованием музыкально-компьютерных  технологий. 

Данный курс рассчитан на 3 года обучения при объеме 68 часа в год. Программа курса на учебный год состоит из нескольких тем, каждая из которых  включает в себя ряд уроков. 

В основу данного курса положена авторская программа «Музыка и информатика» [3], разработанная Приваловой С.Ю., адаптированная к индивидуальным особенностям учащихся с учетом дифференцированного подхода в обучении детей с разной степенью развития заболевания.

Курс использован в качестве дополнительного модуля стандартной образовательной программы по музыке и информатике в кружковой работе.

Курс решает комплекс психолого-педагогических задач: обучение музыке, элементам русского и иностранного языков, развитие умения устного счета, приобретение навыков практического музицирования. В целях усиления мотивации обучения на начальном этапе работы с обучающей программой ребенок ограждается от информации о неправильно выполненном задании, результат видит только учитель. Для ребенка оценка выражается лишь в невозможности перехода к выполнению следующего задания до тех пор, пока он не освоит данный элемент знаний.

Построение процесса обучения с использованием разработанного курса повышает внимание и интерес детей к учебному материалу, повышает  рост творческого самовыражения детей  (рисунки, стихи, поделки, выполненные по собственному желанию, самостоятельный подбор песенок по пройденной теме), формирует ценностное отношение к принципам сотрудничества.

Цели обучения:

  • воспитание художественного вкуса и нравственно-эстетических чувств детей;

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений;

  • творческое овладение исполнительскими умениями и навыками музыкально-творческой деятельности в различных ее видах;

  • творческое овладение новым инструментом на базе музыкального компьютера;

  • ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность;

  • развитие познавательной активности, самостоятельности, формирование познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий;

  • освоение знаний, способствующих формированию алгоритмического и логического мышления;

  • овладение основами информационной и коммуникационной культуры.

Планируемые результаты (предметные, интеллектуальные):

  • способность самостоятельно мыслить и действовать;

  • способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки;

  • коммуникабельность, умение работать в коллективе;

  • развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности;

  • развитие творческих способностей детей через активное музицирование: ребенок не только слушает и созерцает, но и получает возможность творческого самовыражения;

  • развитие логического и образного мышления, внимания и памяти;

  • использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;

  • освоение навыков работы на компьютере;

  • обучение элементам русского языка при изучении ритмического рисунка, как в музыке, так в словах и предложениях;

  • развитие навыков устного счета через освоение ритмослогов.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в классе.

Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые, тестовые, мультимедиа-урок, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-инсценировка и др.

Содержание курса требует обязательного наличия персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть с высокоскоростным доступом в Internet; активную 4х-октавную MIDI-клавиатуру, динамический микрофон и головной телефон закрытого типа.

Данный курс основан на использовании информационных и коммуникационных  технологий, в которых интегрированы предметы различных образовательных циклов, что особенно важно в начальной и средней школе, и направлен на создание образовательной среды нового типа.

Содержание обучения

  1. Основная направленность курса

Музыка и компьютер

Интерес современных детей к компьютеру огромен, а информированность в сфере постоянно обновляющихся современных информационных технологий впечатляет. Погружение в них в детском возрасте происходит столь легко и стремительно, что вызывает естественные опасения родителей, педагогов, врачей, психологов. Чтобы компьютер из друга-помощника ребенка не превратился в монстра-поработителя, требуется не только детальное изучение проблемы специалистами, но, в первую очередь, освоение этих технологий. Необходимо не просто соответствие уровня компьютерной грамотности учителя запросам и потребностям ученика, но опережающее профессиональное владение всем арсеналом современных информационных технологий. Это обеспечило бы возможность широчайшего применения музыкального компьютера (в том числе, как инструмента профориентации школьников, в виде элективных курсов, раскрывающих перспективы и новые возможности в профессиональной деятельности) в образовательном процессе на различных уровнях.

Основной формой на данном этапе обучения является создание условий для психологически комфортного обучения детей с различными стартовыми возможностями, повышение роли продуктивных и креативных форм работы, а также широкие возможности для интеграции теоретических предметов с другими учебными дисциплинами.

С помощью систем мультимедиа дети могут собирать информацию в разных видах, в затем обрабатывать её, играть с нею, визуализировать её, искать в ней внутренние связи и взаимодействия. Ученики могут использовать технологию, чтобы сообщать свои идеи другим, спорить и критиковать, убеждать и обучать своих товарищей и достигать более глубоких уровней собственного понимания. Каждый урок вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю, а часть – самостоятельно добывать эти знания в игре.

Технология меняет характер учебной деятельности. В мультимедийных классах изменяется роль учителя. Он может более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации и сосредоточить свое внимание на индивидуальной помощи ученикам, обсуждении информации, развитии у слушателей исследовательского подхода. Компьютерные средства музыкальной композиции стирают начальные ступени сопротивления материала, на которых заканчивалось раньше школьное музыкальное образование: теперь оказывается возможным музыкальное творчество.

Обучающие музыкальные программы целесообразно облекать в форму компьютерной игры, что резко повышает эффективность обучения и обогащает педагогический процесс новыми возможностями. Технология дидактических игр создает наиболее благоприятные условия для естественного проявления свойств личности. Игра – форма размышления ребенка об окружающем мире, естественный метод познания окружающего мира и способ самоутверждения в нём, творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей его запросам и стремлениям (Л.С. Выготский).

  1. Организация учебного процесса

    1. Музыкальные занятия в компьютерном кабинете

Музыкальные уроки включают:

  • Изучение основных понятий музыкальной грамотности;

  • Разучивание и исполнение вокальных и инструментальных произведений;

  • Приобретение навыков музицирования с помощью медийной клавиатуры, включая основы аранжировки;

  • Приобретение первичных навыков использования компьютерных программ, работающих с музыкальными текстами;

  • Повышение общекультурной музыкальной грамотности.

Для решения этих задач будут использованы следующие материалы:

  • комплект записей музыкальных произведений для разучивания и исполнения. Комплект включает в себя песни и инструментальные произведения, которые предполагаются к разучиванию в течение учебного года;

  • комплект записей «музыкального аккомпанемента» (т.н. «минусовки»), для работы учителя с учениками (например, записи музыкального сопровождения в оркестровом звучании к разучиваемым на занятиях песням для их последующего исполнения учениками);

  • комплект мультимедийных материалов для объяснения тем уроков (в виде анимационных сюжетов или интерактивных схем);

  • комплект мультимедийных программ, сопровождающих изучение MIDI-клавиатуры – для самостоятельной работы учеников;

  • комплект заданий для работы в тетрадях (по урокам музыки и информатики);

  • комплект методического обеспечения для учителя (по урокам музыки и информатики).

На уроках музыки предполагаются следующие виды активности, в том числе с использованием компьютера:

  • объяснение нового материала с использованием мультимедийного проектора. Объяснение может быть организовано в виде рассказа учителя (с использованием анимационных сюжетов) или в форме активной работы с учениками – постановка вопросов и получение ответов (возможно, с использованием интерактивных схем);

  • разучивание и исполнение вокальных произведений (песен). Для этого может быть использована коллекция произведений для различного вида деятельности: проигрывание в качестве образца; проигрывание по частям для разучивания, исполнение разученного произведения под музыкальное сопровождение («минусовку») и пр.

  • обучение работе с MIDI-клавиатурой: приобретение навыков работы с помощью мультимедийных программ, разучивание и исполнение инструментальных произведений, получение навыков работы с компьютерными программами, работающими с музыкальными текстами;

  • деятельность в рабочих тетрадях – на закрепление общемузыкальных знаний;

  • организация дискуссионной и творческой работы (без применения компьютера).

    1. Музыкальная информатика

Основными задачами уроков информатики являются: получение навыков работы с компьютером и некоторыми периферийными устройствами, изучение основных понятий, связанных с получением и использованием информации, как в ходе обучения в школе, так и в повседневной жизни. Предполагается изучение основных понятий и приобретения навыков, включаемых в существующие программы по информатике. Отличием предлагаемых программ является то, что все задания по информатике строятся на материалах, имеющих отношение к музыке, и, тем самым, способствуют развитию музыкального слуха, внимания, общей музыкальной грамотности.

Учебно-методические материалы по преподаванию информатики включают в себя:

  • комплект материалов для учителя для объяснения материала;

  • комплект компьютерных заданий для ученика на развитие навыков работы с клавиатурой и мышью, овладения понятиями вверх-вниз-вправо-влево, множества и подмножества, развития внимания, памяти, логического мышления и пр.;

  • комплект заданий для рабочей тетради;

  • комплект заданий для активных логических игр (без применения компьютера).

На уроках информатики предполагаются следующие виды активностей, основанные на использовании компьютера:

  • объяснение нового материала с использованием мультимедийного проектора. Объяснение может быть организовано в виде рассказа учителя или в форме активной работы с учениками – постановка вопросов и получение ответов (с использованием демонстрационных материалов);

  • деятельность в рабочих тетрадях, позволяющая закрепить знания и навыки, полученные на уроках;

  • самостоятельная работа учащихся – использование мультимедийных программ для развития навыков работы с компьютером, внимания, логики и пр.



  1. Цифровые ресурсы для обучения музыке в компьютерном классе

Электронная составляющая курса содержит систематизированный набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые могут быть использованы в процессе проведения занятий музыкой в компьютерном классе. По своему назначению они могут быть разделены на несколько видов.

    1. Фонотека – собрание музыкальных цифровых ресурсов

Фонотека представляет собой ту часть МБ, в которой содержатся фонограммы музыкальных произведений, которые предназначены для прослушивания на занятиях или во внеурочное время (в том числе, дома). Каждая фонограмма снабжена описанием, содержащим сведения об авторе, времени создания, музыкальной форме и художественном направлении произведения. Фонотека содержит файлы в формате mp3. Они воспроизводятся стандартными программными плейерами. Для прослушивания файлов этого формата во внеурочное время может использоваться как компьютер, так и mp3-плейер – простое и доступное устройство.

    1. Использование цифровых фонограмм для разучивания музыкальных произведений

Помимо записей музыкальной классики и других произведений для прослушивания, в состав курса включены специальные записи учебного характера. Они, в основном предназначены для иллюстрирования изучаемого на уроке материала, а также для использования в процессе разучивания тех или иных произведений. К первой категории относятся, например, фрагменты звучания различных инструментов; примеры, иллюстрирующие такие понятия, как ритм, лад, гармония и т.п. В качестве примера ресурсов, относящихся ко второй категории, можно привести различные «минусовки»: заранее записанный аккомпанемент к разучиваемым песням; мелодии, к которым нужно подобрать аккорды и т.д.

    1. Работа с MIDI-клавиатурой

Основным музыкальным инструментом для школьника на занятиях в специально оснащенном кабинете становится MIDI-клавиатура. С ее помощью осуществляется управление музыкальным компьютером. В какой-то степени MIDI-клавиатура позволяет сформировать навыки игры на музыкальном инструменте. В данном курсе, наряду с освоением клавиатуры, важной составляющей является осознание учащимися связи между своими действиями с клавиатурой и реакцией компьютера, то есть тем поведением, которое диктуется выбранным программным обеспечением. В зависимости от конкретных целей, решаемых на уроке, преподаватель может использовать на занятиях стандартные программные средства, поставляемые с компьютером, или другие, подобранные исходя из собственного вкуса и возможностей. Некоторые задания, выполняемые на уроках информатики с помощью мыши и компьютерной клавиатуры, могут также использоваться вместе с MIDI-клавиатурой. Благодаря этому достигается методическая связь между разделом «Музыкальная информатика» и собственно музыкальными занятиями.

    1. Визуальная поддержка музыкальных занятий

Знакомство школьников с произведениями культуры, в значительной степени, основано на изучении различных средств выразительности в сопоставлении с личностным опытом ребенка и его представлением об окружающем мире. Поэтому для учащихся очень важен опыт сопоставления музыки и произведений искусства и литературы. Использование компьютера в сочетании с проектором и экраном позволяет дополнить прослушивание музыкальных произведений визуальным рядом. В состав курса включаются художественные репродукции, фотографии, фрагменты поэтических произведений, которые могут быть использованы для создания «визуального аккомпанемента». Из них можно сложить визуальный ряд –последовательность слайдов, то есть экранных форм, которые могут включать в себя произвольные изображения и тексты. Возможность переходить в процессе прослушивания музыкального произведения от одного слайда к другому позволяет акцентировать в визуальной форме смену характера исполняемого произведения, появление в музыке новой темы, изменение настроения.

  1. Музыкальная информатика

    1. Обучение через игру

Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает внимание и интерес к учебному материалу. Следовательно, на начальных этапах музыкальный компьютер может стать одним из незаменимых инструментов обучения. Игра имеет много общего с научным методом познания – моделированием. Как и модели, игры не могут охватить всю сложность процессов, но, упростив ситуацию до необходимого уровня, заменив реальную предметную среду знаковой, компьютерной средой, ученик получает возможность самому детально проанализировать способы действий в конкретных ситуациях, выделить ключевые моменты, установить какие-то закономерности, чтобы использовать их позже в других обстоятельствах

Главное преимущество учебных игр заключается в том, что учебные задачи в них как бы маскируются. Использование компьютера усиливает свойства дидактической игры, а также позволяет полнее учесть индивидуальные особенности учащихся, в большей степени осуществляется дифференциация музыкального обучения. Психологические требования к игре – обеспечить выполнение учебных целей при сохранении привлекательности самого процесса.

Существует много различных подходов к систематизации таких компьютерных программ. Все образовательные программы можно сгруппировать в следующие классы:

Развивающие игры. Это компьютерные программы, предназначенные для формирования у детей целеобразования, способности соотносить свои действия по управлению игрой с изменяющимся изображением на экране и т. д. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели, они являются инструментами для творчества, самовыражения ребёнка. Это музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий в нотной форме записи.

Обучающие игры. К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

  • с формированием у детей начальных музыкальных представлений;

  • с обучением нотной грамоте, основам музыкального языка;

  • с формированием слуховых представлений (ориентиров);

  • с музыкально-эстетическим воспитанием;

  • с основами систематизации и классификаций, синтеза и анализа

понятий.

Игры-эксперименты. В таких играх правила не заданы явно, они скрыты в сюжете или способах управления игрою. Поэтому ребёнок, прежде чем добиться успеха в решении игровых задач, должен путём поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.

    1. Компьютерные тренинги

Основной составляющей курса «Музыкальная информатика» является набор компьютерных программ – тренажеров. Их задача – помочь школьникам младших классов освоить и закрепить навыки работы с компьютером: наблюдение за экраном монитора, ввод информации с клавиатуры, манипуляции с помощью мыши. Большая часть упражнений аналогична тем, которые обычно включаются в курс информатики для младших школьников, однако есть и важное отличие. Все упражнения выполняются на музыкальном материале. В качестве визуального ряда используются знаки музыкальной грамоты и изображения инструментов. Изображения дополняются звуковыми фрагментами. Благодаря этому школьники, работая с компьютерными программами, привыкают к материалу, изучаемому в курсе музыкальной культуры, учатся свободно в нем ориентироваться. Для них становится очевидной связь между собственными действиями и тем, как реагирует на них компьютер.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconУчебно-тематическое планирование но музыке Количество часов всего: 16ч
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconКалендарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 10...
Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconКалендарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 11...
Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 11 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование по информатике и икт учебник: Н. В. Макарова....
Данное тематическое планирование разработано на основе учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт. Начальный уровень» и предназначено...
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование по информатике и икт 4 класс
Тематическое планирование по информатике и икт – 4 класс (1 урок в неделю – 34 часа)
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование по математике, 1 класс
Учебно-тематическое планирование по математике, 1 класс, автор учебника М. И. Моро
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование. География. 10 класс
Учебно-тематическое планирование. География. 10 класс (35 часов – 1 урок в неделю)
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconУчебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8
Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.»
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование по информатике и икт составлена на основе...
Календарно- тематическое планирование по информатике и икт составлена на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной...
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование по литературному чтению 1класс
Тематическое планирование составлялось в соответствии с учебником «Букварь» 2часть авт. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова 2008 г
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconУчебно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики Класс: 4
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconУчебно-тематическое планирование по литературному чтению для учащихся...
Планирование составлено на основе авторской программы Л. А. Ефросининой. – М.: Вентана – Граф, 2002
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconТематическое планирование по алгебре в 11а классе
Учебно-тематическое планирование по алгебре в 11а классе (3 ч в неделю, всего 102 ч)
Учебно-тематическое планирование по информатике Учебно-тематическое планирование по музыке iconУчебно-тематическое планирование по Информатике и икт в рамках модуля...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск