Скачать 417.07 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VI ВИДА № 44 «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы-интерната №44 В.И. Николаенко __________________ «____» _________2012 г НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая Образовательная программа кружка «Музыкальная информатика» на базе музыкально-компьютерных технологий Рассмотрено на МО протокол №1 От 29.08.2012 ___________________ Руководитель МО Разработана педагогами дополнительного образования Ковальчук Е.В., Мелиховой О.Г. МОСКВА Оглавление
Пояснительная записка В формировании творческой личности одно из значимых мест занимает искусство. Оно воздействует на облик человека, его психику, помогает в воспитании морально-этических качеств. Особое значение среди искусств придается музыке - наиболее понятному и общедоступному языку современного мира. Имеется насущная необходимость раннего приобщения детей к музыке, раннего развития творческих способностей и выявления одаренности, воспитания духовной культуры ребенка [1]. Известно, что музыка может объединить различные системы интеллекта. Она помогает структурировать мышление человека и его деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве, развитие устойчивой долгосрочной памяти. Однако, в существующих социально-экономических условиях наблюдается тенденция снижения интереса к искусству вообще и к музыкальному искусству, в частности. Как следствие, наблюдается падение престижа музыкального образования. К тому же, в силу различных, в том числе социальных, причин значительная часть детей не имеет возможности получить начальное музыкальное образование. В этой ситуации становится актуальным поиск путей оптимизации формы и содержания преподавания музыки в общеобразовательной школе с целью предоставления каждому ребенку возможности удовлетворения потребности в самовыражении [2]. Решение этой проблемы видится, в частности, в создании музыкально-компьютерных программ, которые обеспечили бы сочетание богатого педагогического инструментария традиционного обучения музыке с широкими возможностями компьютера. Компьютеризация кардинально изменила психологию ребенка: современный ребенок, как правило, раньше знакомится с компьютером, чем учится писать и читать. Появляется возможность предложить ему музыкальный компьютер и как средство обучения и как средство для раскрытия творческих способностей, удовлетворения и самореализации через музыкальное искусство. Компьютеризация музыкальной составляющей общего образования может повысить мотивацию современного ребенка к различным видам учебной деятельности и существенно расширить наше представление о возможностях информационно-компьютерных технологий в обучении. Предлагаемый обучающий курс основан на интегративных межпредметных связях (информатика и музыка) с использованием музыкально-компьютерных технологий. Данный курс рассчитан на 3 года обучения при объеме 68 часа в год. Программа курса на учебный год состоит из нескольких тем, каждая из которых включает в себя ряд уроков. В основу данного курса положена авторская программа «Музыка и информатика» [3], разработанная Приваловой С.Ю., адаптированная к индивидуальным особенностям учащихся с учетом дифференцированного подхода в обучении детей с разной степенью развития заболевания. Курс использован в качестве дополнительного модуля стандартной образовательной программы по музыке и информатике в кружковой работе. Курс решает комплекс психолого-педагогических задач: обучение музыке, элементам русского и иностранного языков, развитие умения устного счета, приобретение навыков практического музицирования. В целях усиления мотивации обучения на начальном этапе работы с обучающей программой ребенок ограждается от информации о неправильно выполненном задании, результат видит только учитель. Для ребенка оценка выражается лишь в невозможности перехода к выполнению следующего задания до тех пор, пока он не освоит данный элемент знаний. Построение процесса обучения с использованием разработанного курса повышает внимание и интерес детей к учебному материалу, повышает рост творческого самовыражения детей (рисунки, стихи, поделки, выполненные по собственному желанию, самостоятельный подбор песенок по пройденной теме), формирует ценностное отношение к принципам сотрудничества. Цели обучения:
Планируемые результаты (предметные, интеллектуальные):
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в классе. Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые, тестовые, мультимедиа-урок, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-инсценировка и др. Содержание курса требует обязательного наличия персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть с высокоскоростным доступом в Internet; активную 4х-октавную MIDI-клавиатуру, динамический микрофон и головной телефон закрытого типа. Данный курс основан на использовании информационных и коммуникационных технологий, в которых интегрированы предметы различных образовательных циклов, что особенно важно в начальной и средней школе, и направлен на создание образовательной среды нового типа. Содержание обучения
Музыка и компьютер Интерес современных детей к компьютеру огромен, а информированность в сфере постоянно обновляющихся современных информационных технологий впечатляет. Погружение в них в детском возрасте происходит столь легко и стремительно, что вызывает естественные опасения родителей, педагогов, врачей, психологов. Чтобы компьютер из друга-помощника ребенка не превратился в монстра-поработителя, требуется не только детальное изучение проблемы специалистами, но, в первую очередь, освоение этих технологий. Необходимо не просто соответствие уровня компьютерной грамотности учителя запросам и потребностям ученика, но опережающее профессиональное владение всем арсеналом современных информационных технологий. Это обеспечило бы возможность широчайшего применения музыкального компьютера (в том числе, как инструмента профориентации школьников, в виде элективных курсов, раскрывающих перспективы и новые возможности в профессиональной деятельности) в образовательном процессе на различных уровнях. Основной формой на данном этапе обучения является создание условий для психологически комфортного обучения детей с различными стартовыми возможностями, повышение роли продуктивных и креативных форм работы, а также широкие возможности для интеграции теоретических предметов с другими учебными дисциплинами. С помощью систем мультимедиа дети могут собирать информацию в разных видах, в затем обрабатывать её, играть с нею, визуализировать её, искать в ней внутренние связи и взаимодействия. Ученики могут использовать технологию, чтобы сообщать свои идеи другим, спорить и критиковать, убеждать и обучать своих товарищей и достигать более глубоких уровней собственного понимания. Каждый урок вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю, а часть – самостоятельно добывать эти знания в игре. Технология меняет характер учебной деятельности. В мультимедийных классах изменяется роль учителя. Он может более эффективно использовать учебное время, отказавшись от утомительных повторов информации и сосредоточить свое внимание на индивидуальной помощи ученикам, обсуждении информации, развитии у слушателей исследовательского подхода. Компьютерные средства музыкальной композиции стирают начальные ступени сопротивления материала, на которых заканчивалось раньше школьное музыкальное образование: теперь оказывается возможным музыкальное творчество. Обучающие музыкальные программы целесообразно облекать в форму компьютерной игры, что резко повышает эффективность обучения и обогащает педагогический процесс новыми возможностями. Технология дидактических игр создает наиболее благоприятные условия для естественного проявления свойств личности. Игра – форма размышления ребенка об окружающем мире, естественный метод познания окружающего мира и способ самоутверждения в нём, творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей его запросам и стремлениям (Л.С. Выготский).
Музыкальные уроки включают:
Для решения этих задач будут использованы следующие материалы:
На уроках музыки предполагаются следующие виды активности, в том числе с использованием компьютера:
Основными задачами уроков информатики являются: получение навыков работы с компьютером и некоторыми периферийными устройствами, изучение основных понятий, связанных с получением и использованием информации, как в ходе обучения в школе, так и в повседневной жизни. Предполагается изучение основных понятий и приобретения навыков, включаемых в существующие программы по информатике. Отличием предлагаемых программ является то, что все задания по информатике строятся на материалах, имеющих отношение к музыке, и, тем самым, способствуют развитию музыкального слуха, внимания, общей музыкальной грамотности. Учебно-методические материалы по преподаванию информатики включают в себя:
На уроках информатики предполагаются следующие виды активностей, основанные на использовании компьютера:
Электронная составляющая курса содержит систематизированный набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые могут быть использованы в процессе проведения занятий музыкой в компьютерном классе. По своему назначению они могут быть разделены на несколько видов.
Фонотека представляет собой ту часть МБ, в которой содержатся фонограммы музыкальных произведений, которые предназначены для прослушивания на занятиях или во внеурочное время (в том числе, дома). Каждая фонограмма снабжена описанием, содержащим сведения об авторе, времени создания, музыкальной форме и художественном направлении произведения. Фонотека содержит файлы в формате mp3. Они воспроизводятся стандартными программными плейерами. Для прослушивания файлов этого формата во внеурочное время может использоваться как компьютер, так и mp3-плейер – простое и доступное устройство.
Помимо записей музыкальной классики и других произведений для прослушивания, в состав курса включены специальные записи учебного характера. Они, в основном предназначены для иллюстрирования изучаемого на уроке материала, а также для использования в процессе разучивания тех или иных произведений. К первой категории относятся, например, фрагменты звучания различных инструментов; примеры, иллюстрирующие такие понятия, как ритм, лад, гармония и т.п. В качестве примера ресурсов, относящихся ко второй категории, можно привести различные «минусовки»: заранее записанный аккомпанемент к разучиваемым песням; мелодии, к которым нужно подобрать аккорды и т.д.
Основным музыкальным инструментом для школьника на занятиях в специально оснащенном кабинете становится MIDI-клавиатура. С ее помощью осуществляется управление музыкальным компьютером. В какой-то степени MIDI-клавиатура позволяет сформировать навыки игры на музыкальном инструменте. В данном курсе, наряду с освоением клавиатуры, важной составляющей является осознание учащимися связи между своими действиями с клавиатурой и реакцией компьютера, то есть тем поведением, которое диктуется выбранным программным обеспечением. В зависимости от конкретных целей, решаемых на уроке, преподаватель может использовать на занятиях стандартные программные средства, поставляемые с компьютером, или другие, подобранные исходя из собственного вкуса и возможностей. Некоторые задания, выполняемые на уроках информатики с помощью мыши и компьютерной клавиатуры, могут также использоваться вместе с MIDI-клавиатурой. Благодаря этому достигается методическая связь между разделом «Музыкальная информатика» и собственно музыкальными занятиями.
Знакомство школьников с произведениями культуры, в значительной степени, основано на изучении различных средств выразительности в сопоставлении с личностным опытом ребенка и его представлением об окружающем мире. Поэтому для учащихся очень важен опыт сопоставления музыки и произведений искусства и литературы. Использование компьютера в сочетании с проектором и экраном позволяет дополнить прослушивание музыкальных произведений визуальным рядом. В состав курса включаются художественные репродукции, фотографии, фрагменты поэтических произведений, которые могут быть использованы для создания «визуального аккомпанемента». Из них можно сложить визуальный ряд –последовательность слайдов, то есть экранных форм, которые могут включать в себя произвольные изображения и тексты. Возможность переходить в процессе прослушивания музыкального произведения от одного слайда к другому позволяет акцентировать в визуальной форме смену характера исполняемого произведения, появление в музыке новой темы, изменение настроения.
Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает внимание и интерес к учебному материалу. Следовательно, на начальных этапах музыкальный компьютер может стать одним из незаменимых инструментов обучения. Игра имеет много общего с научным методом познания – моделированием. Как и модели, игры не могут охватить всю сложность процессов, но, упростив ситуацию до необходимого уровня, заменив реальную предметную среду знаковой, компьютерной средой, ученик получает возможность самому детально проанализировать способы действий в конкретных ситуациях, выделить ключевые моменты, установить какие-то закономерности, чтобы использовать их позже в других обстоятельствах Главное преимущество учебных игр заключается в том, что учебные задачи в них как бы маскируются. Использование компьютера усиливает свойства дидактической игры, а также позволяет полнее учесть индивидуальные особенности учащихся, в большей степени осуществляется дифференциация музыкального обучения. Психологические требования к игре – обеспечить выполнение учебных целей при сохранении привлекательности самого процесса. Существует много различных подходов к систематизации таких компьютерных программ. Все образовательные программы можно сгруппировать в следующие классы: Развивающие игры. Это компьютерные программы, предназначенные для формирования у детей целеобразования, способности соотносить свои действия по управлению игрой с изменяющимся изображением на экране и т. д. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели, они являются инструментами для творчества, самовыражения ребёнка. Это музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий в нотной форме записи. Обучающие игры. К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:
понятий. Игры-эксперименты. В таких играх правила не заданы явно, они скрыты в сюжете или способах управления игрою. Поэтому ребёнок, прежде чем добиться успеха в решении игровых задач, должен путём поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.
Основной составляющей курса «Музыкальная информатика» является набор компьютерных программ – тренажеров. Их задача – помочь школьникам младших классов освоить и закрепить навыки работы с компьютером: наблюдение за экраном монитора, ввод информации с клавиатуры, манипуляции с помощью мыши. Большая часть упражнений аналогична тем, которые обычно включаются в курс информатики для младших школьников, однако есть и важное отличие. Все упражнения выполняются на музыкальном материале. В качестве визуального ряда используются знаки музыкальной грамоты и изображения инструментов. Изображения дополняются звуковыми фрагментами. Благодаря этому школьники, работая с компьютерными программами, привыкают к материалу, изучаемому в курсе музыкальной культуры, учатся свободно в нем ориентироваться. Для них становится очевидной связь между собственными действиями и тем, как реагирует на них компьютер. |
Учебно-тематическое планирование но музыке Количество часов всего: 16ч Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования... | Календарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 10... Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 10 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009 | ||
Календарно-тематическое планирование по информатике (профиль) 11... Авторы: учебник «Информатика и икт. Учебник для 11 класса» профильный уровень Угринович Н. Д., Бином, 2009 | Тематическое планирование по информатике и икт учебник: Н. В. Макарова.... Данное тематическое планирование разработано на основе учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт. Начальный уровень» и предназначено... | ||
Тематическое планирование по информатике и икт 4 класс Тематическое планирование по информатике и икт – 4 класс (1 урок в неделю – 34 часа) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | ||
Тематическое планирование по математике, 1 класс Учебно-тематическое планирование по математике, 1 класс, автор учебника М. И. Моро | Тематическое планирование. География. 10 класс Учебно-тематическое планирование. География. 10 класс (35 часов – 1 урок в неделю) | ||
Рабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень) Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;... | Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8 Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.» | ||
Тематическое планирование по информатике и икт составлена на основе... Календарно- тематическое планирование по информатике и икт составлена на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной... | Тематическое планирование по литературному чтению 1класс Тематическое планирование составлялось в соответствии с учебником «Букварь» 2часть авт. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова 2008 г | ||
Учебно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики Класс: 4 Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования | Учебно-тематическое планирование по литературному чтению для учащихся... Планирование составлено на основе авторской программы Л. А. Ефросининой. – М.: Вентана – Граф, 2002 | ||
Тематическое планирование по алгебре в 11а классе Учебно-тематическое планирование по алгебре в 11а классе (3 ч в неделю, всего 102 ч) | Учебно-тематическое планирование по Информатике и икт в рамках модуля... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа |