Скачать 165.24 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Директор Биологического института ____________________ Кулижский С.П. « ____» _______________________ 2009 г. Рабочая программа дисциплины «ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» Направление 020200 «Биология» Специальность 020200 «Биология» Статус дисциплины: 2330 ДН (федеральный компонент) Томск 2009 Одобрено кафедрой _зоологии позвоночных и экологии Протокол № 62 от «12» февраля 2009 г. Зав. кафедрой ____________________ _Н.С.Москвитина__ Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии М.В. Олонова «______» ____________2009 г. Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (020201 – биология), утвержденного 10 марта 2000 г. Общий объем курса часов , из них – лекционные ч., самостоятельная работа студентов – ч. Экзамен в первом семестре. Общая трудоемкость курса 2,2 зач. ед. Составители: д.б.н., профессор Н.С.Москвитина Рецензент: д.б.н., профессор В.Н.Долгин I. Организационно-методический раздел. 1.1 Цель учебного курса – знакомство студентов со строением, жизнедеятельностью, экологией и многообразием хордовых – важнейшего звена в эволюции органического мира и основы для изучения всех дисциплин, имеющих дело с животными (физиология, эмбриология, этология и др.). 1.2. Задачи курса: дать представление о системе и объеме типа хордовых, особенностях морфо-функциональной организации, систематике различных подтипов и классов хордовых, их происхождении и эволюции, многообразии адаптаций, роли в биоценозах и значении для человека. 1.3. Требования к уровню освоения курса. По окончании курса студент должен: - знать основные черты организации хордовых, объем и систему типа, морфо-экологические характеристики представителей каждого класса, систему классов; - иметь представление о происхождении и эволюции типа, подтипов и классов хордовых; -иметь представление о роли животных в экосистемах и биосфере в целом; -знать структуру и особенности местной фауны позвоночных и экологию массовых и редких видов животных; - быть знакомым с коллекцией зоомузея Университета, уметь провести экскурсию. 2. Содержание курса 2.1. Темы и краткое содержание. Тема 1. Место зоологии в системе наук. История зоологии. Накопление зоологических знаний в античное время, Средневековье, эпоху Возрождения. Становление зоологии в 18-19 веках. Роль К.Линнея в создании систематики. Вклад в развитие зоологии французских ученых Ж.Кювье, Э.Ж.Сент-Илера, Ж.Б.Ламарка. Ч.Дарвин, значение эволюционной теории для развития зоологии. Зоологи-эволюционисты 19 века: Э.Геккель, Ф.Мюллер, Д.Гексли, В.О.Ковалевский, А.О.Ковалевский, Н.А.Северцов. Выдающиеся российские зоологи 20 века: А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен, М.А.Мензбир, Д.Н.Кашкаров, А.Н.Формозов, С.И.Огнев, Г.П.Дементьев, Н.П.Наумов, В.Е.Соколов. Развитие зоологии в Сибири. Роль Томского университета в изучении животного мира Сибири (Н.Ф.Кащенко, Г.Э.Иоганзен, М.Д.Рузский, Г.Х.Иохансен, И.П.Лаптев). Тема 2. Тип Хордовые. Общая характеристика типа хордовых. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных: билатеральная симметрия, вторичная полость тела, вторичноротость. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых. Тема 3. Подтип Оболочники (Личиночнохордовые). Основные черты организации подтипа. Класс асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Строение асцидии. Размножение и развитие: бесполое и половое размножение, строение личинки. Класс сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение. Класс аппендикулярии. Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие этих животных. Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников; гипотеза неотении (Гарстранг), взгляды А. Н. Северцова и Н. А. Ливанова. Роль исследований А. О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых. Тема 4. Подтип Бесчерепные. Общая характеристика подтипа. Класс Ланцетники. Биология, строение и развитие ланцетника. Черты организации бесчерепных, характеризующие их как группу, близкую к предкам позвоночных. Особенности строения и биологии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни. Тема 5. Подтип Позвоночные. Общая характеристика подтипа. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификации функций – основное условие прогрессивной эволюции позвоночных. Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы. Тема 6. Раздел Бесчелюстные. Класс Цефаласпидоморфы, или Миноги. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Географическое распространение; промысловое значение. Класс Миксины. Характеристика класса. Морфологические и биологические особенности миксин. Ископаемые бесчелюстные. Эволюция бесчелюстных и их место в системе подтипа позвоночных. Тема 7. Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Общая биологическая и морфологическая характеристики надкласса рыб как первичноводных челюстноротых позвоночных. Принципы организации опорно-двигательной системы, органов дыхания, кровеносной и выделительной систем рыб как водных животных. Экология рыб: биологические группы и соответствующие морфофизиологические адаптации; размножение, миграции; промысловое значение рыб, рыбоводство. Класс Пластиножаберные рыбы. Морфологические и биологические особенности класса; специфические черты строения и физиологии. Обзор организации по системам органов. Особенности размножения и развития. Система класса: отряды акул и скатов. Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей. (Класс) Цельноголовые, или Химеры. Морфобиологическая характеристика, образ жизни. Представители. Тема 8. Класс Лопастеперые. Характеристика и система класса. Надотряды кистеперых и двоякодышащих, их место в эволюции и системе рыб. Тема 9. Класс Лучеперые рыбы. Морфологические и биологические особенности класса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве. Система класса: хрящевые ганоиды, костных ганоиды, . многоперые; костистые рыбы. Морфобиологические характеристики надотрядов, их роль в эволюции рыб, практическое значение хрящевых ганоидов и костистых рыб. Эволюционное развитие рыб и их положение в системе позвоночных. Тема 10. Надкласс Четвероногие. Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные — стегоцефалы (панцирно-головые) как первые представители класса земноводных. Класс земноводные (амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристики класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения. Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса: отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий; особенности их строения в связи с образом жизни. Географическое распространение и практическое значение земноводных. Тема 11. Класс пресмыкающиеся (рептилии). Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Развитие; строение яйца, образование зародышевых оболочек. Строение кожного покрова и его производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. Морфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа. Органы дыхания. Строение сердца и кровеносной системы. Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Питание и защита от врагов. Экономическое значение пресмыкающихся. Система класса. Подклассы ящерогадов (гаттерия), крокодилов, чешуйчатых (отряды ящериц, змей, хамелеонов), черепах; краткая морфо-биологическая характеристика подклассов. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц. Тема 12. Класс птицы. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении и функции скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения; гомойотермия и терморегуляция. Биология птиц: географическое распространение, экологические группы; полет и его вариации в связи с биологией; размножение и развитие, забота о потомстве; миграции птиц. Питание и народнохозяйственное значение птиц; птицы как истребители вредных насекомых и грызунов; отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы; птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц. Система класса птиц. Подклассы ящерохвостых и веерохвостых. Разделение веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Краткая характеристика главнейших отрядов. Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы. Тема 13. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древнейших рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий. Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга; сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве. Биология млекопитающих. Географическое распространение; экологические группы, вторичное освоение водной среды. Питание, место в экосистемах. Запасание корма, миграции, спячка и другие приспособления к переживанию неблагоприятных условий. Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, проблема контроля их численности. Домашние млекопитающие, биологические основы животноводства. Система класса млекопитающих. Подкласс яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие. Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфракласс сумчатые; особенности строения, размножения, развития; географическое распространение, экологический параллелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентарные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функции; обзор главнейших отрядов. Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны). Место человека в системе млекопитающих. Биологические и социальные факторы в становлении человека. Место и роль человека в биосфере. 2.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов:
3. Распределение часов курса по темам и видам работ
4. Форма итогового контроля – экзамен. 5. Учебно-методическое обеспечение курса: 5.1. Литература 5.1.1. Основная Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных: В 2-х ч.М., Высш. школа, 1979. Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. - М., Ч. 1. – 1976; Ч. П.- 1978; Ч.Ш – 1992. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М.: «Академия», 2000. – 496 с. Сучкова Н.Г., Куранова В.Н., Кравченко Л.Б. Малый практикум по зоологии позвоночных.- Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – 84 с. 5.1.2. Дополнительная Бобринский Н. А. и др. Курс зоологии: В 2-х т.,М., Высш. школа, 1966. Т. 2. Хордовые. Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А. Практикум по зоологии позвоночных. 2-е изд., перераб. и доп. М., Высш. школа, 1981 .320 с. Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Биоразнообразие Томского Приобья. Млекопитающие. Томск: Томский государственный университет, 2009.- 312с. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных.- М., 1992.- Т.1-2. Савельев С.В. Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных. – М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2001. – 272 с. Шмальгаузен И. И. Основы сравнительной анатомии позвоночных животных. М., Сов. наука, 1947. 540 с. Шпанский А.В. Четвертичные млекопитающие Томской области и их значение для оценки среды обитания. – Томск: «РауШмбх», 2003. – 48 с. Шпанский А.В. Основы палеонтологии тетрапод. – Томск, 2005. 5.2. Компьютерные презентации лекций. 5.3. Натурные экспонаты: муляжи, препараты, чучела и др. 5.4. Видеофильмы. 5.5. Контрольные вопросы по курсу:
|
Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «зоология позвоночных животных» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Примерная программа наименование дисциплины «Зоология» Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология» и «Общая... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фг Биология; магистерские программы: «Биотехнология», «Зоология позвоночных», «Физиология человека и животных», «Экологическая генетика»,... | ||
Тема: Зоология позвоночных Морфо-биологические особенности одного из видов пресмыкающихся Сахалинской области | Рабочая программа учебной полевой практики зоология позвоночных с... Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных | ||
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Тюменский государственный университет Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,... | ||
Кафедра Разведения и генетики сельскохозяйственных животных очная форма обучения зоология Целью данных методических указаний является помочь студентам в изучении дисциплины «Зоология», правильно спланировать время, отведенное... | Рабочая программа учебной дисциплины современная экология и глобальные... «Ресурсы позвоночных животных охрана, воспроизводство, рациональное использование» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (учебная и рабочая программы... Спецкурс «Филогенез репродуктивной функции у позвоночных» направлен на формирование необходимых компетенций в области биологии, расширение... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной... Биология; Профиль «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология», «Зоология позвоночных»;... | ||
Темы рефератов утверждены на заседании кафедры зоологии позвоночных и экологии ... | Биологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,... |