Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр».





Скачать 231.21 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр».
Дата публикации18.01.2015
Размер231.21 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Утверждаю:
Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.


«ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ»
Рабочая программа дисциплины

Направление 020400 «Биология»

Специальность 020400 «Биология»

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения очная

Томск 2011

Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол«______» ____________2011 г.

Зав. кафедрой Н.С. Москвитина


Рекомендовано методической комиссией Биологического института
Председатель методической комиссии ________________________ М.В. Олонова

«______» ____________2011 г.
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 – биология, квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 4 февраля 2011 года.

Общий объем курса 108 часа. Из них – лекции 40 ч., лабораторные занятия – 32 ч, самостоятельная работа студентов – 36 ч . Экзамен в семестре. Общая трудоемкость курса - 3 зач. ед.


Составители: д.б.н., профессор Н.С.Москвитина
Рецензент: д.б.н., профессор В.Н.Долгин



  1. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины: – знакомство студентов со строением, жизнедеятельностью, экологией и многообразием хордовых – важнейшего звена в эволюции органического мира и основы для изучения всех дисциплин, имеющих дело с животными (физиология, эмбриология, этология и др.). Задачи курса: дать представление о системе и объеме типа хордовых, особенностях морфо-функциональной организации, систематике различных подтипов и классов хордовых, их происхождении и эволюции, многообразии адаптаций, роли в биоценозах и значении для человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Дисциплина «Зоология позвоночных» является компонентом базовой части профессионального цикла компонента Б.2 учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 - «Биология». Осуществляется на втором году бакалавриата, в третьем семестре

Для успешного освоения курса студенты предварительно проходят подготовку по дисциплинам «Зоология беспозвоночных», «Низшие растения», где приобретают необходимые профессиональные компетенции и знания по особенностям анатомической организации живых организмов, происхождению, эволюции, образу жизни и систематике животных и растений, а так же навыкам работы в лаборатории, работе с бинокулярами и медицинскими инструментами. «Зоология позвоночных» является одной из базовых дисциплин по направлению подготовки 020400 – биология, квалификация «бакалавр».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоология позвоночных»:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра биологии:

1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. Проявлять зоологическую и экологическую грамотность и использовать ее в области биологии в жизненных ситуациях (ОК-1, ОК-8);

2. Демонстрировать базовые представления о разнообразии хордовых (ПК-1), использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); демонстрировать знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3); понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; иметь современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7); иметь базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8); заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные черты организации хордовых, объем и систему типа, морфо-экологические характеристики представителей каждого класса, систему классов; знать о происхождении и эволюции типа, подтипов и классов хордовых; о роли животных в экосистемах и биосфере в целом; знать структуру и особенности местной фауны позвоночных и экологию массовых и редких видов животных; латинскиме названия таксонов хордовых животных

    Уметь применять теоретические знания в профессиональной и практической деятельности, провести экскурсию по залам зоологического музея ТГУ

    Владеть методами лабораторных зоологических исследований по морфологии.


4. Структура и содержание дисциплины «Зоология позвоночных»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)*

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

Самоастоятельня работа студента

1

Введение в курс «Зоология позвоночных». Краткий очерк истории. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

3

1-2

6




2




2

индивидуальные задания

2

Подтип Личиночно-хордовые, или Оболочники

3

3-4

4




2




2

индивидуальные задания

контрольная работа

3

Подтип Позвоночные, или Черепные. Раздел Бесчелюстные. Классы Миноги и Миксины

3

5-6

4




4




4

контрольная работа;

индивидуальные задания;

рефераты; презентации

4

Подтип Позвоночные, или Черепные. Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы

3

7-8

6




4




4

индивидуальные задания; контрольная работа

5.

Класс Костные рыбы.

3

9-10

4




4




8

индивидуальные задания

устный коллоквиум

6.

Надкласс Наземные, или Четвероногие Позвоночные. Класс Земноводные

3

11-12

4




4




4

индивидуальные задания

рефераты; презентации

7.

Амниоты. Класс пресмыкающиеся

3

13-14

4




4




4

контрольная работа

8.

Класс Птицы

3

15-16

4




4




4

индивидуальные задания;

рефераты; презентации

9.

Класс Млекопитающие

3

17

4




4




4

индивидуальные задания;

рефераты; презентации




Всего

108




40




32




36




Темы и краткое содержание.

Тема 1. Место зоологии в системе наук. История зоологии.

Накопление зоологических знаний в античное время, Средневековье, эпоху Возрождения. Становление зоологии в 18-19 веках. Роль К.Линнея в создании систематики. Вклад в развитие зоологии французских ученых Ж.Кювье, Э.Ж.Сент-Илера, Ж.Б.Ламарка. Ч.Дарвин, значение эволюционной теории для развития зоологии. Зоологи-эволюционисты 19 века: Э.Геккель, Ф.Мюллер, Д.Гексли, В.О.Ковалевский, А.О.Ковалевский, Н.А.Северцов. Выдающиеся российские зоологи 20 века: А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен, М.А.Мензбир, Д.Н.Кашкаров, А.Н.Формозов, С.И.Огнев, Г.П.Дементьев, Н.П.Наумов, В.Е.Соколов.

Развитие зоологии в Сибири. Роль Томского университета в изучении животного мира Сибири (Н.Ф.Кащенко, Г.Э.Иоганзен, М.Д.Рузский, Г.Х.Иохансен, И.П.Лаптев).

Тема 2. Тип Хордовые

Общая характеристика типа хордовых. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных: билатеральная симметрия, вторичная полость тела, вторичноротость. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых.

Тема 3. Подтип Личинко-хордовые, или Оболочники

Основные черты организации подтипа.

Класс Асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Строение асцидии. Размножение и развитие: бесполое и половое размножение, строение личинки.

Класс Сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение.

Класс Аппендикулярии. Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие этих животных.

Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников; гипотеза неотении (Гарстранг), взгляды А. Н. Северцова и Н. А. Ливанова. Роль исследований А. О. Ковалевского в понимании места оболочников в системе и эволюции хордовых.

Тема 4. Подтип Бесчерепные.

Общая характеристика подтипа.

Класс Головохордовые. Биология, строение и развитие ланцетника. Черты орга­низации бесчерепных, характеризующие их как группу, близ­кую к предкам позвоночных. Особенности строения и биоло­гии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни.

Тема 5. Подтип Позвоночные, или Черепные

Общая характеристика подтипа. Основные черты организации: осевой скелет, череп, скелет конечностей; пищеварительная система; кровеносная система; органы дыхания; центральная нервная система и головной мозг; выделительная и половая системы. Усложнение организации и интенсификации функций – основное условие прогрессивной эволюции позвоночных.

Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы.

Тема 6. Раздел Бесчелюстные.

Класс Цефаласпидоморфы, или Миноги. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Географическое распространение; промысловое значение.

Класс Миксины. Характеристика класса. Морфологические и биологические особенности миксин.

Ископаемые бесчелюстные. Эволюция бесчелюстных и их место в системе подтипа позвоночных.

Тема 7. Раздел Челюстноротые. Надкласс Рыбы.

Общая биологическая и морфологическая характеристики надкласса рыб как первичноводных челюстноротых позвоночных. Принципы организации опорно-двигательной системы, органов дыхания, кровеносной и выделительной систем рыб как водных животных.

Экология рыб: биологические группы и соответствующие морфофизиологические адаптации; размножение, миграции; промысловое значение рыб, рыбоводство.

Класс Хрящевые рыбы. Морфологические и биологические особенности класса; специфические черты строения и физиологии. Обзор организации по системам органов. Особенности размножения и развития. Система класса: надотряды акул и скатов. Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей.

Подкласс Цельноголовые, или Слитночерепные. Морфобиологическая характеристика, образ жизни. Представители.

Тема 8. Класс Костные рыбы.

Характеристика и система класса. Подкласс Лопастеперых. Кистеперые и двоякодышащие, их место в эволюции и системе рыб.

Подкласс Лучеперые рыбы. Морфологические и биологические особенности подкласса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве. Система подкласса: хрящевые ганоиды, костных ганоиды, многоперые, костистые рыбы. Морфобиологические характеристики надотрядов, их роль в эволюции рыб, практическое значение хрящевых ганоидов и костистых рыб. Эволюционное развитие рыб и их положение в системе позвоночных.

Тема 9. Надкласс Четвероногие, или Наземные Позвоночные

Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные - стегоцефалы (панцирноголовые) как первые представители класса земноводных.

Класс Земноводные (Амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристики класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу: формирование наземного типа конечностей, легочного дыхания, реконструкция системы кровообращения.

Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса: отряды безногих, хвостатых и бесхвостых амфибий; особенности их строения в связи с образом жизни. Географическое распространение и практическое значение земноводных.

Тема 10. Амниоты. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии).

Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Развитие; строение яйца, образование зародышевых оболочек. Строение кожного покрова и его производных. Перестройка выделительной системы. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни.

Морфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Прогрессивные преобразования конечностей, осевого скелета, черепа. Органы дыхания. Строение сердца и кровеносной системы.

Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Питание и защита от врагов. Экономическое значение пресмыкающихся.

Система класса. Подклассы ящерогадов (гаттерия), крокодилов, чешуйчатых (отряды ящериц, змей, хамелеонов), черепах; краткая морфо-биологическая характеристика подклассов.

Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц.

Тема 11. Класс Птицы.

Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении и функции скелета, дыхательной системы, сердца и системы кровообращения; гомойотермия и терморегуляция.

Биология птиц: географическое распространение, экологические группы; полет и его вариации в связи с биологией; размножение и развитие, забота о потомстве; миграции птиц. Питание и народнохозяйственное значение птиц; птицы как истребители вредных насекомых и грызунов; отрицательное значение некоторых видов в сельском хозяйстве, медицине и авиации. Промысловые и домашние птицы; птицеводство. Охрана и привлечение полезных птиц.

Система класса птиц. Подклассы ящерохвостых и веерохвостых. Разделение веерохвостых на бескилевых, плавающих и килевых (летающих). Краткая характеристика главнейших отрядов. Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы.

Тема 12. Класс Млекопитающие.

Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древнейших рептилий; черты прогрессивной эволюции; гомойотермия и ее морфофункциональные основы. Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий.

Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга; сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве.

Биология млекопитающих. Географическое распространение; экологические группы, вторичное освоение водной среды. Питание, место в экосистемах. Запасание корма, миграции, спячка и другие приспособления к переживанию неблагоприятных условий.

Значение млекопитающих в жизни человека. Промысловые виды, их охрана и воспроизводство. Вредители сельского хозяйства, переносчики эпидемических заболеваний, проблема контроля их численности. Домашние млекопитающие, биологические основы животноводства.

Система класса млекопитающих. Подкласс яйцекладущих млекопитающих (прототериев); представители, распространение; примитивные черты организации, приспособительные особенности; размножение, развитие.

Подкласс живородящих млекопитающих (териев). Инфракласс сумчатые; особенности строения, размножения, развития; географическое распространение, экологический параллелизм с высшими млекопитающими. Инфракласс плацентарные; морфобиологическая характеристика, плацента, ее строение и функции; обзор главнейших отрядов.

Происхождение млекопитающих; вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями; прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов (лошади, слоны).

Место человека в системе млекопитающих. Биологические и социальные факторы в становлении человека. Место и роль человека в биосфере.

Темы лабораторных занятий:

1. Подтип Бесчерепные. Строение ланцетника.
2. Подтип Позвоночные. Раздел бесчелюстные. Внешнее и внутреннее строение миноги.
3. Раздел Челюстноротые. Класс хрящевые рыбы: внешнее и внутренне строение акулы.
4. Класс Костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение окуня
5. Класс Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки.
6. Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение ящерицы.

7. Класс Птицы. Внешнее и внутреннее строение голубя.

8. Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение крысы.

9. Определение позвоночных. Экскурсия в Зоологический музей Биологического института Томского университета.

5. Образовательные технологии

5.1 Классические технологии обучения: лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов;

5.2 Другие методы, включающие:

  • лекции с применением мультимедийных средств, облегчающих понимание темы или вопроса;

  • доступные через сеть Интернет: Интернет портал с базой данных «Позвоночные животные России» ИПЭЭП РАН; база данных Американского Музея Естественной истории, (режим доступа к ресурсам сообщается лектором или преподавателями практики);

  • устный коллоквиум;

  • применение на семинарах таких педагогических приемов как мозговой штурм, диспуты при освоении разделов: систематика и экология земноводных и пресмыкающихся, репродуктивные стратегии пойкилотермных животных и другие.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины.

6.1 Темы рефератов

  1. Роль заповедников и особо охраняемых территорий в сохранении разнообразия позвоночных животных.

  2. Разведение в неволе как метод сохранения генофонда редких видов позвоночных животных.

  3. Международная деятельность в деле охраны животного мира.

  4. Позвоночные животные на страницах Красной книги России и Томской области.

  5. Ядовитые рептилии. Змеиные яды и их практическое применение. Профилактика змеиных укусов.

  6. Современные направления и результаты исследований таксономии и систематики позвоночных животных

  7. Позвоночные животные в условиях урбанизации

  8. Современные представления происхождения птиц

  9. Современные гипотезы на проблему выхода позвоночных животных на сушу.

  10. Эволюция нервной системы позвоночных животных.



6.2. Примеры билетов для проведения письменных контрольных работ:

Билет №1

1. Прогрессивные изменения в развитии кожных покровов, скелета, пищеварительной, выделительной и нервной системы рыб по сравнению с миногами и миксинами.

2. Специфика репродуктивной и выделительной систем хрящевых рыб.

Билет №2

1.Дыхательная система хрящевых и костистых рыб.

2. Происхождение и биологическое значение челюстного аппарата у рыб.

Билет №3

  1. Характеристика земноводных как самых примитивных из наземных позвоночных. Прогрессивные черты в общей организации земноводных по сравнению с рыбами.

  2. Размножение и развитие земноводных. Метаморфоз.

Билет №4

1. Прогрессивные черты организации птиц, принципиально отличающие их от рептилий. Морфофизиологические особенности птиц в связи с освоением воздушной среды.

2. Специфика дыхательной системы птиц в связи с полетом.

Билет №5

1. Прогрессивные преобразования в строении нервной системы млекопитающих.

2. Особенности строения черепа млекопитающих.

6.3. Фонд контрольных заданий

  1. Происхождение и эволюция типа хордовых

  2. Происхождение и эволюция млекопитающих

  3. Происхождение и эволюция птиц

  4. Происхождение и эволюция рептилий

  5. Происхождение и эволюция амфибий

  6. Происхождение и эволюция рыб

  7. Зоология позвоночных и основные этапы её развития

  8. Экология и хозяйственное значение млекопитающих

  9. Характеристика класса хрящевых рыб

  10. Характеристика класса млекопитающих

  11. Миграции и навигация птиц, способы их изучения

  12. Экология и хозяйственное значение птиц

  13. Подтип Оболочники. Общая характеристика и систематика

  14. Характеристика класса птиц

  15. Теплокровные, условия возникновения теплокровности

  16. Экология и хозяйственное значение рептилий

  17. Причины сокращения численности видов и меры их охраны

  18. Характеристика класса рептилий

  19. Анамнии и амниоты

  20. Экология и хозяйственное значение амфибий

  21. Система класса амфибий

  22. Характеристика класса амфибий

  23. Характеристика надкласса четвероногие.

  24. Экология и хозяйственное значение хрящевых рыб

  25. Экология и хозяйственное значение костных рыб

  26. Двоякодышашие. Общая характеристика и систематика

  27. Характеристика класса Костных рыб

  28. Характеристика типа Хордовых

  29. Челюстноротые. Надкласс рыбы

  30. Бесчелюстные. Классы Миноги и Миксины.

  31. Характеристика подтипа Оболочников

  32. Скелет хрящевых рыб

  33. Скелет костных рыб

  34. Скелет амфибий

  35. Скелет пятипалой конечности наземных позвоночных

  36. Скелет млекопитающих

  37. Скелет птиц

  38. Кровеносная система бесчерепных и круглоротых

  39. Кровеносная система хрящевых рыб

  40. Половая система и особенности размножения млекопитающих

  41. Кровеносная система амфибий

  42. Кровеносная система рептилий

  43. Кровеносная система бесчерепных

  44. Пищеварительная система млекопитающих

  45. Нервная система бесчерепных и оболочников

  46. Пищеварительная система и способ питания бесчерепных

  47. Нервная система хрящевых рыб

  48. Нервная система костных рыб

  49. Нервная система и органы чувств амфибий

  50. Нервная система и органы чувств рептилий

  51. Нервная система и органы чувств птиц

  52. Нервная система и органы чувств млекопитающих

  53. Дыхательная система рыб

  54. Дыхательная и кровеносная система амфибий, их функциональная связь.

  55. Дыхательная система рептилий

  56. Дыхательная система птиц

  57. Дыхательная система млекопитающих

  58. Выделительная и половая система Бесчерепных

  59. Половая система амфибий и особенности размножения

  60. Пищеварительная система птиц

  61. Половая система и особенности размножения птиц.

  62. Пищеварительная система рыб

  63. Отряд Страусообразные. Подотряды Бескрылые и Казуары

  64. Отряд Страусообразные. Подотряды Страусы и Нанду

  65. Отряды Хоботные, Сирены, Даманы

  66. Отряд Зайцеобразные

  67. Отряд Ржанкообразные

  68. Отряд Неполнозубые

  69. Отряд Пингвины

  70. Отряд журавлеобразные

  71. Отряд Дятлообразные

  72. Отряд Трескообразные

  73. Отряд Бесхвостые

  74. Отряд Хвостатые

  75. Отряд Черепахи

  76. Отряд Грызуны

  77. Отряд Осетрообразные

  78. Отряд Гусеобразные

  79. Отряд Воробьиные

  80. Отряд Рукокрылые

  81. Отряд Насекомоядные

  82. Надотряд Акулы

  83. Подкласс Первозвери

  84. Инфракласс Сумчатые

  85. Отряд Приматы.

  86. Отряд Китообразные

  87. Отряд Хищные

  88. Отряд Безногие

  89. Отряд Парнокопытные

  90. Отряд Непарнокопытные

  91. Отряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи

  92. Отряд Чешуйчатые. Подотряд Ящерицы.

  93. Отряд Крокодилы


6.4. Образцы тестовых билетов для промежуточной оценки остаточных знаний:

1.Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными:

1) земноводных; 2) пресмыкающихся; 3) птиц; 4) млекопитающих.
2. Какое животное имеет непостоянную температуру тела?

1) прыткая ящерица; 2) пестрый дятел; 3) заяц-беляк; 4) синий кит.
3. Поддержанию у птиц высокой постоянной температуры тела и интенсивного обмена веществ способствуют

А. Неполная перегородка в желудочке сердца

Б. Разграничение артериального и венозного потоков крови

В. Наличие воздушных мешков и сложного механизма дыхания

Г. Густой перьевой покров

Д. Наличие зоба и мускульного желудка

Е. Отсутствие потовых желез
4. У птенцовых птиц сразу после рождения появляются птенцы

А. Покрытые пухом

Б. Голые или слабо опушенные

В. Зрячие

Г. Слепые

Д. Беспомощные

Е. Способные двигаться и находить корм
5. У млекопитающих в правое предсердие поступает кровь

А) по малому кругу кровообращения; Б) по большому кругу кровообращения; В) артериальная; Г) венозная; Д) по артериям; Е) по венам.


    6.4. Итоговый контроль знаний – экзамен.

Образцы экзаменационных билетов:

Билет №1

1. Краткая история зоологии.

2. Скелет костных рыб.

3. Отряд страусообразные. Подотряды Страусы и Нанду.

Билет №2

1. Происхождение и эволюция рептилий

2. Скелет пятипалой конечности наземных позвоночных.

3. Отряд Зайцеобразные.

Билет №3

1. Происхождение и эволюция амфибий

2. Скелет млекопитающих

3. Отряд Ржанкообразные

Билет №4

1. Экология и хозяйственное значение млекопитающих

2. Кровеносная система хрящевых рыб

3. Отряд журавлеобразные

Билет №5

1. Миграции и навигация птиц, способы их изучения

2. Кровеносная система рептилий

3. Отряд Бесхвостые
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Биология»

Основная:

Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2007. 464 с.

Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А. Практикум по зоологии позвоночных. М.: Изд-во МГУ, 2006. 320 с.

Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные. Ч.1. - М.: Высшая школа, 2009. 333 с.

Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Ч.2. - М.: Высшая школа, 2009. 272 с.

Сучкова Н.Г., Куранова В.Н., Кравченко Л.Б. Малый практикум по зоологии позвоночных. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. 84 с.
Дополнительная:

Красная книга Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 402 с

Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Биоразнообразие Томского Приобья. Томск: Томский государственный университет, 2009. 312 с..

Ромер А.Ш., Парсонс Т. Сравнительная анатомия позвоночных. Т.1. М.: Мир,1991. 358 с.

Ромер А.Ш., Парсонс Т. Сравнительная анатомия позвоночных Т.2. М.: Мир,1991. 402 с

Савельев С.В. Сравнительная анатомия нервной системы позвоночных. М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2001. 272 с..

Черепанов Г.О. Иванов А.О., Ископаемые высшие позвоночные. СПб: Издательство СПбГУ, 2007. 202 с.

Шмальгаузен И.И. Происхождение наземных позвоночных. М.: Наука, 1964. 272 с.

Шпанский А.В. Основы палеонтологии тетрапод. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2005. 216 с.

Ядовитые животные и растения СССР: Справочное пособие для студентов вузов по специальности «Биология» (Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили,. А.К. Ибрагимов). М.: Высшая школа, 1990. С. 10-14, 85-130.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. электронная библиотека – биологические ресурсы www.zoomet.ru

2. American Museum of Natural History, New York, USA http://research.amnh.org/ vz/herpetology/amphibia/.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Обучение по дисциплине «Биология» осуществляется на базе:

- лекционных аудиторий (аудитории 141, 215 главного учебного корпуса ТГУ), оснащенных мультимедийным оборудованием для демонстрации презентаций, слайдов и компьютерной анимации.

- зоологического музея ТГУ, располагающего фондом демонстрационных и научных коллекций (аудитории 122, 123, 124, 125 главного учебного корпуса ТГУ), онлайн-каталогом на сайте музея, мультимедийным оборудованием, авторскими электронными методическими пособиями, включая учебно-просветительские разделы нескольких сайтов, разработанной рабочей программой по самостоятельной работе студентов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРоссийской федерации приказ
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа составлена на основании Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция...
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconУчебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального...
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по дисциплине «Промтипы месторождений пи»
«Промтипы месторождений пи» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по дисциплине «Геммология»
Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 биология, квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск