Скачать 253.84 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. ТЕРИОЛОГИЯ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Зоология» Специализация «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № от « » 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 04 февраля 2010 года. Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 16 ч., практические и семинарские занятия – 24 ч., самостоятельная работа студентов – 68 ч. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 3 зач. ед. Автор: Сучкова Нелли Георгиевна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Териология» является всестороннее изучение млекопитающих, их организации и экологии, роли в экосистемах и хозяйственного значения, а также знакомство с современным состоянием, проблемами и задачами териологических исследований. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Териология» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 «Биология». Для успешного освоения курса магистрантам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Экология животных», «Экология и охрана природы», «Генетика», «Хронобиология». Освоение дисциплины «Териология» необходимо для понимания становления млекопитающих как высшего звена в развитии органического мира, оценки их биологического разнообразия в разных ландшафтно-географических зонах, а в конечном итоге – для рационального использования ресурсов охотничье-промысловых видов, разумного планирования истребительных мероприятий с учетом экологических особенностей вредоносных видов и грамотного подхода к решению конкретных задач охраны малочисленных и редких видов млекопитающих. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Териология»: Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями: следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); приобретать новые знания и формулировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности (ОК-8); демонстрировать способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10); использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы данных на основе ресурсов Интернет, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); проявлять творческие качества (ОК-14); уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; иметь современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7); демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9); знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12); уметь вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14); научно-исследовательская деятельность: способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15); применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16); понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17); научно-производственная и проектная деятельность: применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18); пользоваться нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20); организационно-управленческая деятельность: понимать и применять на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21); педагогическая деятельность: заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23). В результате освоения дисциплины «Териология» обучающийся должен: Знать: направления териологии, ее предмет и задачи; основные этапы в развитии териологии, ее современное состояние и перспективы; анатомо-физиологические особенности млекопитающих как высшего звена органического мира, их происхождение и эволюцию; систематику современных видов, их географическое распространение, образ жизни и поведение; современную литературу по проблемам данного курса. Уметь: определять видовую принадлежность млекопитающих по традиционным и электронным определителям; выявлять черты специализации к обитанию в различных жизненных средах; планировать мероприятия, направленные на рациональное использование ресурсов охотничье-промысловых видов млекопитающих; представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций. Владеть представлениями об основных понятиях териологии, ее задачах и направлениях работ; информацией о роли млекопитающих в экосистемах, их практическом значении; принципами охраны редких и исчезающих видов млекопитающих; мерами борьбы с видами, вредящими здоровью и хозяйству человека; навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы. 4. Структура и содержание дисциплины «Териология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Тема 1. Введение в курс «Териология». Териология как наука, ее определение и положение среди смежных дисциплин. Теоретическое и практическое значение млекопитающих, их роль в экосистемах. Координация териологических исследований в России. Современное состояние, основные направления и задачи териологии. Тема 2. Краткий исторический очерк развития териологии. Основные этапы в развитии териологии. Работы Аристотеля, К. Линнея, П.С. Палласа, Э.А.Эверсманна как основоположников териологии. Вклад отечественных ученых в развитие териологии (С.И.Огнев, Б.С.Виноградов, А.И.Аргиропуло, И.М.Громов, А.Н.Формозов, Г.А.Новиков, Н.П.Наумов, В.Г.Гептнер, Б.А.Кузнецов, И.И.Барабаш-Никифоров, В.Е.Соколов и др.). Развитие териологии в Сибири. Тема 3. Происхождение и эволюция млекопитающих. Краткая характеристика основных направлений, по которым шло прогрессивное развитие млекопитающих. Обзор различных теорий и гипотез о происхождении млекопитающих. Основные положения гипотез Т.Гексли и Э.Геккеля. Открытие звероподобных рептилий (подкл.Theromorpha) –начало палеонтологической эры в изучении происхождения млекопитающих. Специфика процесса «маммализации» зверозубых рептилий - териодонтов (подотр.Theriodontia). Поли- и монофилетическая концепции в решении проблемы происхождения млекопитающих. Схема филогенеза млекопитающих в свете современных данных. Причины депрессивного состояния млекопитающих на большей части своей геологической истории. Работы Э.Копа, Д.Симпсона, А.Н.Северцова, А.Кромптона, С.А.Северцова, Л.П.Татаринова. Начало экологической экспансии млекопитающих в кайнозое. Миоцен – «золотой век» млекопитающих. Краткий обзор териофауны по геологическим эпохам. Формирование неогеновых и антропогеновых млекопитающих. Тема 4. Характеристика класса млекопитающих. Общие особенности организации. Анатомо-физиологическое строение: наружные покровы; скелет; мускулатура; нервная система и органы чувств; органы пищеварения, дыхания, выделения; сердечно-сосудистая система; железы внутренней секреции; репродуктивная система. Окраска, ее физиологическое и биологическое значение. |
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Российской федерации приказ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция... | ||
Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | Рабочая программа по дисциплине «Промтипы месторождений пи» «Промтипы месторождений пи» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Геммология» Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |