Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр».





Скачать 253.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр».
страница1/3
Дата публикации25.11.2014
Размер253.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Утверждаю:
Директор Биологического института

_________________С.П. Кулижский

«_____»__________________2011 г.

ТЕРИОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки 020400 «Биология»

Профиль подготовки «Зоология»

Специализация «Зоология позвоночных»

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

Томск 2011
Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии

Протокол № от « » 2011 г.

Зав. кафедрой Н.С. Москвитина


Рекомендовано методической комиссией Биологического института
Председатель методической комиссии ________________________

«______» ____________2011 г.

Рабочая программа по курсу «Териология»

составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». Приказ Министерства образования и науки № 101 от 04 февраля 2010 года.

Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 16 ч., практические и семинарские занятия – 24 ч., самостоятельная работа студентов – 68 ч. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 3 зач. ед.

Автор: Сучкова Нелли Георгиевна, к.б.н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета
Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Териология» является всестороннее изучение млекопитающих, их организации и экологии, роли в экосистемах и хозяйственного значения, а также знакомство с современным состоянием, проблемами и задачами териологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Териология» является компонентом вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 020400 «Биология». Для успешного освоения курса магистрантам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Экология животных», «Экология и охрана природы», «Генетика», «Хронобиология».

Освоение дисциплины «Териология» необходимо для понимания становления млекопитающих как высшего звена в развитии органического мира, оценки их биологического разнообразия в разных ландшафтно-географических зонах, а в конечном итоге – для рационального использования ресурсов охотничье-промысловых видов, разумного планирования истребительных мероприятий с учетом экологических особенностей вредоносных видов и грамотного подхода к решению конкретных задач охраны малочисленных и редких видов млекопитающих.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Териология»:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями:

следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

приобретать новые знания и формулировать суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности (ОК-8);

демонстрировать способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);

использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы данных на основе ресурсов Интернет, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

проявлять творческие качества (ОК-14);

уметь работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

демонстрировать базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; иметь современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);

демонстрировать и применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);

знать принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвовать в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);

уметь вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);

научно-исследовательская деятельность:

способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);

применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);

понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);

научно-производственная и проектная деятельность:

применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);

пользоваться нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);

организационно-управленческая деятельность:

понимать и применять на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21);

педагогическая деятельность:

заниматься просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).

В результате освоения дисциплины «Териология» обучающийся должен:

    Знать:

    направления териологии, ее предмет и задачи;

    основные этапы в развитии териоло­гии, ее современное состояние и перспективы;

анатомо-физиологические особенности млекопитающих как высшего звена органического мира, их происхождение и эволюцию;

систематику современных видов, их географическое распространение, образ жизни и поведение;

современную литературу по проблемам данного курса.

Уметь:

определять видовую принадлежность млекопитающих по традиционным и электронным определителям;

выявлять черты специализации к обитанию в различных жизненных средах;

планировать мероприятия, направленные на рациональное использование ресурсов охотничье-промысловых видов млекопитающих;

представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций.

    Владеть

    представлениями об основных понятиях териологии, ее задачах и направлениях работ;

    информацией о роли млекопитающих в экосистемах, их практическом значении;

    принципами охраны редких и исчезающих видов млекопитающих;

    мерами борьбы с видами, вредящими здоровью и хозяйству человека;

    навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы.



4. Структура и содержание дисциплины «Териология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.



п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

Самостоятельная работа студента

1

Введение в курс «Териологиия»

2




2










2




2

Краткий исторический очерк развития териологии

2




2










4

индивидуальные задания

3

Происхождение и эволюция млекопитающих

2




2







4

6

рефераты

4

Характеристика класса млекопитающих

2













2

6

контрольная работа

5

Адаптивные типы млекопитающих

2




2







2

4




6

Экологические особенности млекопитающих

2




2







2

8

промежуточное тестирование

коллоквиум

7

Эколого-систематический обзор

основных отрядов

2




4







6

16

презентации, рефераты

8

Санитарно-эпидемиологическое значение млекопитающих

2




2







4

8

доклады

9

Млекопитающие – вредители сельского и лесного хозяйства

2













2

6

коллоквиум

10

Рациональное использование и охрана млекопитающих

2













2

6

промежуточное тестирование




ВСЕГО







16







24

68





Тема 1. Введение в курс «Териология».

Териология как наука, ее определение и положение среди смежных дисциплин. Теоретическое и практическое значение млекопитающих, их роль в экосистемах. Координация териологических исследований в России. Современное состояние, основные направления и задачи териологии.

Тема 2. Краткий исторический очерк развития териологии.

Основные этапы в развитии териоло­гии. Работы Аристотеля, К. Линнея, П.С. Палласа, Э.А.Эверсманна как основоположников териологии. Вклад отечественных ученых в развитие териоло­гии (С.И.Огнев, Б.С.Виноградов, А.И.Аргиропуло, И.М.Громов, А.Н.Формозов, Г.А.Новиков, Н.П.Наумов, В.Г.Гептнер, Б.А.Кузнецов, И.И.Барабаш-Никифоров, В.Е.Соколов и др.). Развитие териологии в Сибири.

Тема 3. Происхождение и эволюция млекопитающих.

Краткая характеристика основных направлений, по которым шло прогрессивное развитие млекопитающих. Обзор различных теорий и гипотез о происхождении млекопитающих. Основные положения гипотез Т.Гексли и Э.Геккеля. Открытие звероподобных рептилий (подкл.Theromorpha) –начало палеонтологической эры в изучении происхождения млекопитающих. Специфика процесса «маммализации» зверозубых рептилий - териодонтов (подотр.Theriodontia). Поли- и монофилетическая концепции в решении проблемы происхождения млекопитающих. Схема филогенеза млекопитающих в свете современных данных. Причины депрессивного состояния млекопитающих на большей части своей геологической истории. Работы Э.Копа, Д.Симпсона, А.Н.Северцова, А.Кромптона, С.А.Северцова, Л.П.Татаринова. Начало экологической экспансии млекопитающих в кайнозое. Миоцен – «золотой век» млекопитающих. Краткий обзор териофауны по геологическим эпохам. Формирование неогеновых и антропогеновых млекопитающих.

Тема 4. Характеристика класса млекопитающих.

Общие особенности организации. Анатомо-физиологическое строение: наружные покровы; скелет; мускулатура; нервная система и органы чувств; органы пищеварения, дыхания, выделения; сердечно-сосудистая система; железы внутренней секреции; репродуктивная система. Окраска, ее физиологическое и биологическое значение.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Экология» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРоссийской федерации приказ
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа составлена на основании Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция...
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconУчебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального...
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по дисциплине «Промтипы месторождений пи»
«Промтипы месторождений пи» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по дисциплине «Геммология»
Рабочая программа по дисциплине «Геммология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «бакалавр». iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск