Скачать 190.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. ЗООКУЛЬТУРА Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № ___ от « ___ » _____________ 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от 04 февраля 2010 года. Общий объем курса 72 часа. Из них – лекции 8 ч., практические занятия – 16 ч, самостоятельная работа студентов – 48 ч. Экзамен (зачет) во втором семестре. Общая трудоемкость курса 2 зач. ед. Авторы: Комаров К.М., ст. преподаватель кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, профессор, д.б.н., заведующий кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета 1. Цели освоения дисциплины «Зоокультура» одно из молодых официально признанных направлений. Несмотря на огромное количество исследований в разных странах мира по разведению в неволе диких животных, к сожалению, на русском языке еще нет учебника или учебного пособия, отражающего все направления современной зоокультуры. При подготовке курса использовано большое количество источников, рассредоточенных по разным изданиям, как на русском, так и на иностранных языках. Целями освоения дисциплины «Зоокультура» являются создание у студента четкой системы теоретических знаний о современных направлениях разведения животных в искусственно создаваемых условиях, а также владеть технологиями содержания, кормления и разведения животных в неволе. Особое внимание уделяется вопросам сохранению биоразнообразия. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Зоокультура» является компонентом части «Дисциплины по выбору» профессионального цикла М. 3 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Для успешного освоения дисциплины магистрантам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология», «Экология и охрана природы», «Герпетология», «Орнитология», «Териология», «История и методология биологии», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Философия естествознания». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зоокультура»: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) – ОК-1 – ОК-6 и профессиональными компетенциями (ПК) – ПК-1 –ПК -10. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - историю и основные направления зоокультуры, ее предмет и задачи; - методологию содержания животных в неволе; - классификацию зоокультур; Уметь: - ориентироваться в справочной литературе по содержанию зоокультур; - учитывать спецификацию зоокультур; - правильно использовать технологии содержания животных; - представлять полученные знания в виде рефератов, докладов, презентаций; Владеть: - представлениями о задачах и методах по содержанию зоокультур; - технологиями содержания, кормления, разведения профилактике и лечения животных в неволе; - владеть навыками поиска и подбора информации по темам самостоятельной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Зоокультура. История развития. Современная зоокультура, ее направления и цели. Определение «Что такое зоокультура?» и ее основные характеристики. История возникновения зоокультуры. Основные характеристики ступени (уровни) зоокультуры. Определение понятий «Регламентация пользования», «Биотехнический уровень», «Зоокультура в узком смысле», «Доместикация», «Ex situ» и «In situ». Современная зоокультура, основные задачи и направления: сельскохозяйственные интересы – доместикация, искусственное разведение диких животных, зоокультура лабораторных животных, зоокультура комнатно-декоративных животных, зоокультура малочисленных, редких и находящихся на грани исчезновения видов, зоокультура некоторых беспозвоночных животных для борьбы с вредителями сельского хозяйства (биологические методы), зоокультура на урбанизированных территориях (эстетическое направление). Систематический обзор современной зоокультуры позвоночных животных. Круглоротые: зоокультура речной минога. Рыбы. Полносистемные прудовые рыбоводные хозяйства, рыбопитомники, нагульные прудовые рыбоводные хозяйства и селекционно-прудовые рыбоводные хозяйства, содержание осетровых и лососевых. Разведение разных видов рыб в декоративных целях. Земноводные, пресмыкающиеся их содержание и разведение от террариума до промышленного уровня. Птицы, основные представители используемых в качестве зоокультур их специфика содержания от частного случая до промышленного производства. Пингвины, страусообразные, курообразные, гусеобразные, голубеобразные, соколообразные, журавлеообразные, попугаеобразные, воробьинообразные. Млекопитающие: rраткий обзор представителей: подклассы первозвери и звери. Парнокопытные. Непарнокопытные, Хищные. Зайцеобразные. Грызуны. Китообразные. Ластоногие. Приматы. Специфика содержания млекопитающих, разведения в питомниках, зоопарках, зверофермах. Зоокультура беспозвоночных животных. Одноклеточные как объекты культивирования для лабораторных и хозяйственных целей. Вермикультура: дождевые черви и белая энхитрея, принципы их содержания, разведения и использования. Технология выращивания пиявок для медицинских целей. Обзор наиболее хозяйственно важных ракообразных: крабы (камчатский краб), омары, лангусты, креветки, речные раки, артемия. Культивирование многоножек для использования в деструкции органики почв (на примере кивсяка). Наиболее важные представители клещей, культивируемые человеком для сельскохозяйственных целей, подиус, фитосейлюс, метасейлюс. Лабораторное выращивание клещей - возбудителей и переносчиков заболеваний человека и животных для изучения деталей их биологии и разработки мер борьбы. Значение зоокультуры паукообразных для содержания в неволе в некоторых зоопарках, а также в качестве декоративных комнатных животных (пауки-птицееды), в фармацевтической промышленности (скорпионы, каракурты, тарантулы и некоторые др.). Вопросы культивирования насекомых. Разведение энтомофагов и их хозяев. Энтомофаги – основные агенты биологического метода защиты растений (хищные клопы, жесткокрылые, сетчатокрылые). Разведение фитофагов (производство фитофагов в связи с наработкой вирусных препаратов, культуры вредителей древесины, разведение нектарофагов, гербифагов). Разведение мясных мух. Производство продуктов жизнедеятельности насекомых (шелководство, пчеловодство, разведение кошенили и лаковой щитовки, получение половых феромонов). Переработка биоорганических отходов посредством беспозвоночных животных. Использование в лабораторных исследованиях «винной мушки» - дрозофилы. Разведение и выращивание насекомых как источник белка животного происхождения в качестве «живого корма» для кормления других животных в зоокультуре (мучных «червей», зоофобуса). Марикультура. Вопросы культивирования моллюсков на примере морского гребешка, мидии, устрицы. Проблемы культивирования головоногих моллюсков. Культивирование хозяйственно важных видов иглокожих: голотурии, морские ежи. Проблемы зоокультуры. Зооветеринарные аспекты зоокультуры. Зоокультура и проблема сохранения биоразнообразия. Перспективы и задачи зоокультуры. Опыт введения зоокультур и проблемы методов пленения и содержания «от простого к сложному». Качественные показатели содержания зоокультур, эффективная численность, инбридинг, инбредная депрессия. Этологические особенности вида. Проблемы содержания животных, вызванные импритингом. Хоминг и его применение. Зооветеринарные аспекты зоокультуры. Ветеринарная медицина как самостоятельная область знаний. Новая порода – новая технология. Инновационные подходы и направления. Зооветеринарный раздел и его составляющие: технология содержания животных в неволе, технология кормления, технология разведения. Направления биотехнического раздела. Дикий стереотип поведения. Возраст для успешной интродукции молодняка. Выбор территории для репатриации. Техника выпуска. Подготовка угодий к интродукции. Роль хозяйственного раздела в организационно-экономических вопросах искусственного содержания животных. Зоокультура и проблема сохранения биоразнообразия. Роль зоопарков, специализированных питомников в сохранении видов. Криобиология и ее значение. Музейные экспонаты как эталоны природных популяций. Перспективы и задачи зоокультуры – исследовательская, природоохранная, продовольственная. 5. Образовательные технологии 5.1 Классические технологии обучения: лекции, практические работы и самостоятельная работа студентов; 5.2 Другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. История развития содержания животных в неволе. 2. Классификация зоокультур. 3. Новая порода – новая технология. 4. Технологии содержания животных в неволе. 5. Экологические предпосылки для зоокультур. 6. Зооветеренарные аспекты зоокультуры. 7. Зоокультура беспозвоночных животных (на примере вида выбранного магистрантом). 8. Зоокультура позвоночных животных (на примере вида выбранного магистрантом). 9. Технология кормления животных в неволе. 10. Технологии разведения животных в неволе. 12. Перспективы и задачи зоокультур. 13. Зоокультура и проблема сохранения биоразнообразия. 6.2. Примеры билетов для проведения письменных контрольных работ: Билет №1
Билет №2
6.3. Фонд контрольных заданий
6.4. Итоговый контроль знаний – зачет. Образцы экзаменационных билетов: Билет №1
Билет №2
Билет №3
Билет №4
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зоокультура» а) Основная литература: Боголюбский С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М.: Советская наука, 1959. Дивеева Г.М., Кучерова Э.Ы., Юдин В.К. Учебная книга звероводства. Агропромиздат. М., 1985. 415 с. Дорохов С.М., Похомов С.П., Поляков Г.Д. Прудовое рыбоводство. М.: Высшая школа, 1981. 240 с. Душкина Л.А. Марикультура рыб. М.: Пищевая промышленность, 1993. Ковальчикова М., Ковальчиков И. Адаптация и стресс при содержании и разведении с.-х. животных. М.: Колос, 1987. 238 с. Кузнецов Б.А. Биотехнические мероприятия в охотничьем хозяйстве. М.: Экономика, 1974. 224 с. Массовое Разведение Насекомых для биологической защиты растений. Справочник. М.: Агропромиздат, 1991. 203 с. Моисеев П.А. и др. Морская аквакультура: Учебное пособие. М.: Агропромиздат, 1985. 200 с. Панкова Т.Ф. Зоокультура простейших: Учебно-методическое пособие по культивированию простейших для лабораторного изучения. Томск, 1993. – 63 с. б) дополнительная литература: Адамсон Дж. Пятнистый сфинкс. Пипа бросает вызов. М.: Мир, 1983. 368 с. Александрова И.В. Содержание кротов в неволе // Охота - пушнина - дичь. Киров, 1973. С. 31-32. Бакасова Н.Ф. Лабораторное разведение паразита капустных мух // Перв. Всес. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 102-104. Банников А.Г., Флинт В.Е. Мы должны их спасти. М.: Мир, 1982. 174 с. Белозеров В.Н. Использование данных по сезонным адаптациям при культивировании клещей в лабораторных условиях // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 106-108. Бессарабов Б.Ф. Болезни певчих и декоративных птиц. М.: Россельхозиздат, 1980. Биология охраны природы // под ред. М. Сулей и др. М.: Мир, 1983. 386 с. Биологический энциклопедический словарь // Советская энциклопедия. М., 1986. 753 с. Габузов О.С. Дичеразведение в увеличении продовольственных ресурсов (обзорная информация) // ВНИИТЭКСХ. М., 1983. 56 с. Габузов О.С., Кормилицин А.А., Сыроечковский Е.Е. (мл.) Канадская казарка в России // Казарка. 1997. № 3. С. 64-79. Гаврильчик Э.С. Климатические возможности культивирования китайского дубового шелкопряда в Белоруссии // Перв. Всесоюз. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 123-124. Герасимов Н.Н., Герасимов Ю.Н., Савенков В.В. и др. Возрождение популяции алеутской канадской казарки в Азии. // Казарка. М., 1999. № 5. С. 73-83. Голуби Сб. ст. под ред. М.Н.Богданова и В.Ф. Ларионова // МСХ СССР. 1958. III с. Головкина Л.С., Корнилова В.Г., Зверева Ю.Ф. Усовершенствованный способ лабораторного разведения хищного клеща фитосейлюса // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокультуры Т. III. М., 1986. С.127-129. Данилкина Е.Н. Использование синантропных мух в качестве корма для подидуса - хищника колорадского жука // Перв. Всесоюзн. Совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 135-136. Денисова С.И., Романенко Т.М. Перспективы культуры дубового шелкопряда в Белорусской ССР // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III . М., 1986. С. 137-138. Дежкин В.В. Охота и охотничье хозяйство мира. М.: Лесная промышленность, 1983. 358 с. Дичеразведение в охотничьем хозяйстве: Сб. научн. трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М.: ЦНИЛ, 1982. Дичеразведение в охотничьем хозяйстве: Сб. научн. тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М.: ЦНИЛ, 1985 Дичефермы и зоопитомники: Сб. научн. тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М.: ЦНИИЛ, 1991. Дрофы И Пути их сохранения: Сб. научн. тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М., 1986. Жемчужина А.А. Массовое культивирование комнатной мухи в качестве животного корма для энтомофагов // Перв. Всесоюзн. Совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 147-149. Залесская Н.Т. Культивирование почвенных малощетинковых червей из семейства энхитраиды // Перв. Всесоюзн. Совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 147-153. Зверева Е.А. Плотность популяций при культивировании личинок комнатной мухи в курином помете // Перв. Всесоюзн. Совещ. по пробл. зоокульт. Т. III . М., 1986 С. 153-156. Зильберминц И.В., Петрушов А.К. Разведение и применение нового для СССР вида хищного клеща // Перв. Всесоюзн. Совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 157-159. Злотин А.З. Культура тутового и других шелкопрядов в СССР // Перв. Всесоюзн. Совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 159-161. Зоокультура редких видов птиц и зверей: Сб научн. тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М.: ЦНИЛ, 1989. Иванцив В.В. О разведении червей семейства люмбрициды // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 163-164. Игонин А.М. Дождевые черви - мощный источник белка для балансировки рационов продуктивных животных // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III . М., 1986. С. 37-39. Игонин А.М., Шишова Т.И. Разработка промышленного культивирования дождевых червей с целью переработки навоза животноводческих комплексов и органикосодержащих отходов промышленных предприятий и городов // Перв. Всесоюз. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 164-166. Игонин А.М. Биопереработка навоза (и другой органики) с помощью технологических дождевых червей // Международный агропромышленный журнал. 1991. № 5. С. 100-104. Искусственное разведение фазанов: Сб. научн. тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР. М.: ЦНИЛ, 1983. Искусственное разведение крякв: Методические рекомендации. М.: ЦНИЛ, 1986. Искусственное разведение фазанов: Методические рекомендации. М.: ЦНИЛ, 1987. Искусственное разведение канадской казарки: Методические рекомендации. М.: ЦНИЛ, 1990. Казацкас П.П. О возможности некоторых видов двукрылых как биодеструкторов твердых бытовых отходов // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 169-170. Куликов Л.В. Страусы на снегу // Птицеводство. 1997. № 1. С.38-40. Куликов Л.В. Разведение страусов - прибыльное дело // Птицеводство. 1998. № 4. С. 40-41. Куликов Л.В., Туревич В.И. Анатомо-физиологические особенности страусов и их воспроизводство // Аграрная политика. 2000. № 3. С. 35-41. Лоренц К. Год серого гуся. М.: Мир, 1984. 185 с. Лукина Е.В. Певчие и цветные канарейки. М., 1966. 32 с. Лукина Е.В. Экзотические птицы в нашем доме. Л.: Изд. Ленингр. Ун-та, 1986. 295 с. Лускач Л.Р. Разведение пушных зверей за границей. М.: Сельхоизд., 1932. 307 с. Малютина Н.В. Искусственное разведение глухаря в Березинском заповеднике // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 283-284. Михантьев А.И. Некоторые эколого-этологические механизмы регуляции численности утиных в природе и возможности их использования в биотехнии // Биотехния. Новосибирск, 1980. С. 146-189. Михельсон Х. Взаимодействие экологических механизмов саморегуляции плотности местной популяции хохлатой чернети на примере озера Энгурес // Материалы IX Прибалт. Орнитологич. конф. Вильнюс, 1976. С. 156-159. Морев Ю.Б. Адаптация дождевых червей к жизни в искусственных условиях // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 212-213. Морозов В.И., Остапенко В.А. Ткачики. М.: Лесная промышленность, 1988. 144с. Насимович А.А. Разведение диких копытных на фермерских землях Южной и Восточной Африки // Проблемы животного мира Африки. М.: МГУ, 1970. С. 62-69. Нанос В.Р. Разработка рационов и организация кормления при искусственном разведении диких птиц // Разведение и создание новых популяций редких и ценных видов животных. Ашхабад, 1982. С. 50-54. Немцев В.В., Криницкий В.В., Семенова Е.К. Разведение тетеревиных птиц в вольерах // Тр. Дарвинского заповедника. Вологда, 1972. С. 178-248. Никонов Г.И. Медицинская пиявка. СПб: «СДС», 1998. 286 с. Одомашнивание лося: Сборник статей. М.: Наука, 1973. 79 с. Олейников Н.С. Искусственные гнездовья диких уток. М.: Лесная промышленность, 1966. 110 с. Олексив И.Т. Непрерывное культивирование одноклеточных организмов // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 53-55. Остапенко В. Птицы в вашем доме. М.: Арнадия, 1996. 506 с. Панченко В.Г., Кашенцева Т.А., Копанина Е.М. Размножение журавлей в питомнике Окского заповедника // Изучение птиц в СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1986. Ч. 2. С. 131-133. Петрова-Никитина А.Д., Житикова Т.М., Бережец В.М. Задачи культивирования и диагностика состояния культуры аллергенных клещей домашней пыли // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 228-230. Плиска М.М., Руднев А.Г. Культура дубового шелкопряда породы полесский тассар в лесном хозяйстве УССР // Перв. Всесоюзн. совещ по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 232-233. Покровская С.Ф., Прижуков Ф.Б. Вермикультивирование // Земледелие. 1990. № 12. С. 57-59. Пришутова З.Г. О выращивании кивсяков в лабораторных условиях // Перв Всесоюзн. совещ по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 241-243. Разведение рыб и раков // (сост. Т Барышникова). СПб.: Респекс, 1999. 224 с. Разведение ценных и редких видов животных // Сб. науч. Тр. ЦНИЛ. 1987. 175 с. Ресницин С.П. Проблемы культивирования переносчиков болезней человека и животных // Перв. Всесоюзн. совещ по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 245-247. Рухлов Ф.Н. Жизнь тихоокеанских лососей. Южно-Сахалинск: Ю-Сахалинское кн. изд-во, 1982. 110с. Рыбоводство в теплых водах СССР и за рубежом (обзор). М., 1969. 226 с. Сапетина И.М. Изменение условий обитания дичи под влиянием хозяйственной деятельности человека и пути повышения продуктивности охотничьих угодий. Обзор литературы. // М.: ВНИИТЭИСХ, 1971. 66с. Саркисов Р.Н., Мартчан Л.П., Захарян В.А. Разведение араратской кишинили в искусственных условиях и создание заказника - пути ее сохранения и хозяйственного использования // Перв. Всесоюзн. совещ по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 246-251. Сбор яиц дроф, искусственная инкубация и выращивание птенцов в зоопитомниках. Методические рекомендации. // М.: ЦНИЛ, 1988. Скворцов В. Целители земли // Земля России. 1993. № 2-3. С. 33-35. Соболь З.Н., Мелешко Р.П., Сахоненко И.В. Разведение дубового шелкопряда на березе и иве в условиях Белоруссии // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 256-257. Сотникова Е.И., Кревер В.Г. Птицы и млекопитающие Красной книги РСФСР в зоопарках // Зоокультура ценных и редких видов птиц и зверей. М.: ЦНИЛ Главохоты РСФСР, С1989.. 131-146. Сулей М.Э. Пороги для выживания: поддержание приспособленности и эволюционного потенциала // Биология охраны природы. М.: Мир. С. 177-197. Тарба З.М. Культивирование панцирных клещей в лабораторных условиях // Первое Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 259-260. Толоконников Ю.А. Марикультура // М.: Агропромиздат, 1991. 237 с. Туревич В.И. Страусоводство: история, теория и практика. М.: Колос, 2000. 129 с. Царев С.А. Стратегия восстановления исторического ареала овцебыков на Крайнем Севере России // М.: ЦНИЛ, 1999. 78 с. Фишер Д., Саймон Н., Винсент Д. Красная книга. Дикая природа в опасности // М.: Прогресс, 1976. 477 с. Флиндт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992. 296 с. Флинт В.Е. Операция «Стерх». М.: Лесная промышленность, 1981. Флинт В.Е., Габузов О.С., Сорокин А.Г. и др. Разведение редких видов птиц. М.: Агропромиздат, 1986. 206 с. Флинт В.Е., Сорокин А.Г. Сокол на перчатке. М.: Эгмонт Россия. Лтд, 1999. 327 с. Флинт В.Е. Стратегия сохранения редких видов в России: теория и практика. М.: Геос, 2000. 281 с. Фокина В.Д. Дичеразведение в СССР и за рубежом: Обзорная информация. М.: ВНИИТЭКСХ, 1987. 49 с. Фон-Винклер П.П. Выращивание ценных и декоративных пород птиц // Практическое руководство к разведению в русских хозяйствах страусов. С-Пб., 1913. Франклин Я.Р. Эволюционные изменения в небольших популяциях // Биология охраны природы. М.: Мир, 1983. С. 160. Шило А.А., Шило В.А. Опыт улучшения гнездования диких уток в Барабинской лесостепи // Биотехния. Новосибирск: Сиб. Отд. Наука, 1980. С. 190-196. ШметцеР И.В. Разведение афидофага циклонеды в искусственных условиях // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М., 1986. С. 277-279. Юдкин И.И. Ихтиология. М.: Пищепромиздат, 1955. 319 с. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. Проблемы и перспективы. М.: Лесная промышленность, 1983. 269 с. Янсон В.А. Разведение перепончатокрылых насекомых-энтомофагов для биоконтроля кокциди алейродид // Перв. Всесоюзн. совещ. по пробл. зоокульт. Т. III. М. С. 279-281. Ярфке Д. Ланде Ю. Рептилии. Болезни и лечение. М.: Аквариум, 1999. 324 с. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Зоокультура» осуществляется на базе: - лекционная аудитория (215, 1-го учебного корпуса ТГУ), оснащенная мультимедийным проектором и ноутбуком; - лабораторная аудитория (037, 1-го учебного корпуса ТГУ), оснащенная мультимедийным проектором и ноутбуком; - виварная коллекция Зоологического музея; - коллекции и каталоги Зоологического музея и кафедры зоологии позвоночных и экологии Биологического института Томского государственного университета; ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Биоиндикация» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |