Скачать 138.12 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) Утверждаю: Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский «_____»__________________2011 г. Физиологические основы межорганизменных взаимодействий Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400.68. «Зоология позвоночных» Квалификация выпускника Магистр Форма обучения очная Томск 2011 Одобрено кафедрой зоологии позвоночных и экологии Протокол № ___ от «___» ___________ 2011 г. Зав. кафедрой Н.С. Москвитина Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии ________________________ «______» ____________2011 г. Рабочая программа по курсу «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», квалификация «магистр». Приказ Министерства образования и науки № 100 от 04 февраля 2010 года. Общий объем курса – 108 ч. Из них лекции – 8 ч., практические и семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов – 84 ч. Экзамен в первом семестре. Общая трудоемкость курса 3 зач. ед. Автор: Мошкин Михаил Павлович, д.б.н., профессор кафедры зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета Рецензент: Москвитина Нина Сергеевна, д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоологии позвоночных и экологии Томского госуниверситета 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» является знакомство магистрантов с мультидисциплинарными исследованиями, которые направлены на вскрытие физиологических механизмов межорганизменных взаимодействий, обеспечивающих устойчивое существование видов. Развитие теоретических и прикладных аспектов современной экологии требует обобщенного анализа этологических, зоологических, физиологических и популяционно-генетических процессов как единой основы динамики и гомеостаза природных популяций животных. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры Дисциплина «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» является компонентом вариативной части профессионального цикла М.3 учебного плана подготовки магистра по направлению подготовки 020400 «Биология». Для успешного освоения курса магистрантам необходимы теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Физиологическая экология животных», «Этология», «Генетика», «Экология и охрана природы». Освоение дисциплины «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» необходимо для понимания физиологических основ структурной организации популяций (демографической, пространственно-этологической и генетической), роли стресса в колебаниях численности животных в оптимуме и пессимуме видового ареала, а в конечном итоге – для понимания единой основы динамики и гомеостаза популяций животных в естественной среде их обитания. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий»: Выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными (ПК) компетенциями: общепрофессиональными:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть
4. Структура и содержание дисциплины «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
5. Образовательные технологии При осуществлении курса «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» наряду с классическими технологиями обучения (лекции, семинары и самостоятельная подготовка студентов) применяются и другие методы, включающие:
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной успеваемости, по итогам освоения дисциплины. 6.1. Примерная тематика рефератов и эссе:
6.2. Контрольные вопросы по курсу
6.3. Итоговый контроль знаний – экзамен. Образцы экзаменационных билетов: Экзаменационный билет №1 1. Основные категории, объекты и методы популяционной физиологии. 2. Иммуно-физиологическая цена раннего вступления в размножение. Экзаменационный билет №2 1. Физиологические механизмы становления популяционной иерархии. 2. Стресс и колебания численности грызунов в оптимуме и пессимуме видового ареала. Экзаменационный билет №3
Экзаменационный билет №4
2. Роль неинвазивных методов в изучении этологической структуры популяций животных. Экзаменационный билет №5 1. Физиологические основы запаховой индивидуальности. 2. Невербальная коммуникация у людей. 6.4. Самостоятельная работа студентов по темам:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» Рекомендуемая литература Основная: Мошкин М.П. Популяционная физиология и этология млекопитающих и птиц в проектах РФФИ. Вестник РФФИ, 2000, № 3, с. 5-17. Мошкин М.П., Герлинская Л.А., Евсиков В.И. Иммунная система и реализация поведенческих стратегий размножения при паразитарных прессах. Журн. общей биол., 2003, 64(1): 23-44. Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. 1977, М., Изд-во МГУ, 263 с. Шилов И.А. Экология. 2001, М., Высшая школа, 512 с. Дополнительная Кроукрофт П. Артур, Билл и другие: Все о мышах. 1970 М., Мир, 158 с. Науменко Е.В. О регуляции численности популяций у млекопитающих. В кн.: Экологическая физиология животных. 1979, Л., Наука, Ч.1, 318-342. Новиков С.И. Феромоны и размножение млекопитающих. 1988. Л., Наука, 170 с. Сибирский экологический журнал. 1999, т.6, №1 (цикл статей, посвященных популяционной экологии водяной полевки. Carter C.S., DeVries A.C. and Getz L.L. Physiological substrates of mammalian monogamy: The prairie vole model. Neirosci. Biobehav. Rev. 1995, 19, 303-314. Blalock E. The immune system our sixth sense // The Immunologist. 1994. V.2. № 1. P. 8-15. Bronson F.H. The reproductive ecology of the house mouse // Quarterly Rev. Biol. 1979. V. 54. P. 265-299. Brown J.L., Eklund A. Kin recognition and the major histocompatibility complex: an integrative review // Am .Nat. 1994. V. 143. P. 435-461. Creel S., Creel N. M, Monfort S. L. Social stress and dominance // Nature. 1996. V. 379 №6562. P. 212. Emerson S.B. Vertebrate secondary sexual characteristics – physiological vechanisms and evolutionary patterns. Am. Nat. 2000. 156(1), 84-91. Hamilton W.D., Zuk M. Heritable true fitness and bright birds: a role for parasites // Science. 1982. V. 218. P. 384-387. Hart B.L. Behavioural defense against parasites: interaction with parasite invasiveness // Parasitology. 1994. V. 109. Suppl. P. 139-151. Lochmiller R.L., Deerenberg Ch. Trade-offs in evolutionary immunology: just what is the cost of immunity // Oikos. 2000. V. 88. P. 87-98. Loehle C. Social barriers to pathogen transmission in wild animal populations // Ecology. 1995. V. 76. P. 326-335. Ober C. HLA and pregnancy: the paradox of the fetal allograft // Am. J. Hum. Genet. 1998. 62. P. 1-5. Penn D.J., Potts W.K. Chemical signals and parasite-mediated sexual selection // Trends Ecol. Evol. 1998a. V. 13. P. 391-396. Pfaus J.G. Neurobiology of sexual behavior. Current Opinion in Neurobiology. 1999, 9(6), 751-758. Singh P.B. Chemosensation and genetic individuality. Reproduction, 2001, 121, 529-539. von Schantz T., Bensch S., Grahn M., Hasselquist D., Wittzel H. Good genes, oxidative stress and condition-dependent sexual signals // Proc. R. Soc. Lond. B. 1999. V. 266. P. 1-12. Zuk M., McKean K.A. Sex differences in parasite infections: patterns and processes // Int. J. Parasitol. 1996. V. 26. P. 1009-1023. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Обучение по дисциплине «Физиологические основы межорганизменных взаимодействий» осуществляется в 037 аудитории главного учебного корпуса ТГУ, оснащенной мультимедиакомплексом. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоокультура» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Зоотоксинология» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Зоопсихология» составлена на основе требований... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Экологическая эпидемиология» составлена... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Рабочая программа по курсу «Ресурсы наземных позвоночных Западной... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по курсу «Биология лесных птиц и зверей с основами... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы теории коммуникации: Паблик рилейшнз... | Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «Бизнес-этикет (основы профессиональной... Рабочая программа по курсу «Бизнес-этикет (основы профессиональной этики pr и рекламы)» составлена на основе требований Государственного... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |