Скачать 437.29 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет Исторический факультет УтверждаюДекан исторического факультета _________________ В.П. Зиновьев «______» _______________ 2010 г. ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММАНаправление 030600.62 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Статус дисциплины: цикл специальные дисциплины СД(М). Ф. 2. Томск 2010 г. Одобрено кафедрой отечественной историиПротокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г. Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев Рекомендовано методической комиссией исторического факультета Председатель методической комиссии, доцент _________________ В.Ю. Соколов «______» __________________ 2010 г. Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г. Общий объем курса 128 часов. Из них: лекции – 40 часов, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа студента – 72 часа. Общая трудоемкость курса – 4 зачетные единицы. СОСТАВИТЕЛЬ: Львова Элеонора Львовна – кандидат исторических наук, доцент. РЕЦЕНЗЕНТ: доктор исторических наук, профессор А.Н. Жеравина I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. 1. Цели освоения учебной дисциплины Целью курса «Основы этнологии и антропологии» является формирование у студентов целостной историко-культурной панорамы мира в ее этническом измерении, в историческом прошлом и современности. Задача учебного курса: ознакомление с понятийным аппаратом этнологической науки, методологией и методикой работы в этнографическом поле, основными принципами классификации народов мира, этнографическими характеристиками регионов и отдельных народов, включая проблемы этногенеза и этнической истории. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «СД(М)». Специальные дисциплины по направлению 030600 - история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также методологии истории, психологии, педагогики. Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение методов преподавания истории. Данная дисциплина предваряет педагогическую практику в школе. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент должен знать: - основные понятия этнологии - принципы классификации народов мира - основные характеристики историко-этнографических областей и отдельных народов Студент должен уметь:
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История. А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6); - осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); - способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); - способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14); - способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15). II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Предмет и объект антропологии и этнологии. Источники и методы исследования. Этнология и полевая работа. Этнология в системе междисциплинарного знания. Этнология, этнография, культурная (социальная) антропология. Основной понятийный аппарат этнологической науки. Этническая культура и ее фундаментальные свойства. Этнос, этничность, этноцентризм. Этногенез и этническая история. Типология этносов. Структура этносов. Теории этносов. Объективистские, инструменталистские и конструктивистские подходы к пониманию природы этноса и этничности. Мировоззренческое значение этнологического знания. Тема 2. История этнологической науки. Формирование этнологии как самостоятельной дисциплины в сер. XIX в. Дарвинизм и возникновение эволюционистских концепций в этнологии. Культурно-историческое, социологическое и географическое направления в эволюционизме. Диффузионизм. Историко-географическая школа. Учение о культурных кругах. Функционализм. Б. Малиновский. А. Радклифф-Браун. Школа исторической этнологии Ф. Боаса. Психологические концепции культурной антропологии. А. Кардинер, Р. Бенедикт. Научное наследие М. Мид. Неоэволюционизм. Структурализм. Релятивистские построения М. Херсковица. Социобиологическое и культурно-экологическое направление в американской этнологии. Интерпретативная антропология. Герменевтические исследования символических сторон культуры. К. Гирц. В. Тёрнер Тема 3. Этнологическая наука в России. История этнографической науки в России до сер. XIX в. Эволюционное направление в российской этнологии. Н. Л. Надеждин. М. М. Ковалевский. Династия Харузиных. Этнография в университетском преподавании. Научное наследие Д. И. Анучина. Вклад Н. Н. Миклухо-Маклая в развитие этнологии. Этнология в России XX столетия. Обретения и потери. Крупнейшие школы отечественной этнологии. Л. А. Штернберг. П. Ф. Преображенский, С. П. Толстов. С. А. Токарев. Теория этноса в трудах Ю. В. Бромлея и его последователей. Деятельность Института этнологии и антропологии РАН. Новейшие течения российской этнологической мысли. В.А. Тишков: конструктивистские и инструменталистские идеи в российском этнологическом дискурсе. Тема 4. Классификация народов мира. Принципы классификации. Географическая классификация. Этнолингвистическая классификация языков и народов. Природа языка. Возникновение крупнейших языковых семей. Языковые ветви, группы, диалекты, говоры, языки. География языковых семей. Антропологический состав народов мира. Большие и малые расы. Антропологические типы. Контактные (смешанные) расы. Современная география религий. Традиционные верования, региональные (национально-государственные религии), мировые религии. Историко-этнографические области и культурно-хозяйственные типы. Тема 5. Народы Новейшего Света. Историко-этнографическая область Австралии и Океании. Историко-этнографическое районирование Австралии и Океании: Австралия и Тасмания, Микронезия, Меланезия и Новая Гвинея, Полинезия. Заселение Австралии и Тасмании. Происхождение австралийских и тасманийских аборигенов. Языковые и антропологические характеристики. Географическая изоляция и особенности традиционной культуры аборигенов. Современное состояние. Формирование англо-австралийской нации. Тема 6. Народы Новейшего Света. Народы Меланезии и Новой Гвинеи. Ландшафт, климат, природные условия. Языки. Антропологические типы. Проблемы этногенеза. Культурно-хозяйственный тип тропических мотыжных земледельцев. Проблема родовой и соседской общины у папуасских и меланезийских народов. Социальная структуры: семья, род, тайные мужские союзы. Обмен. Синкретизм христианских и традиционных верований. Современные этнические процессы в Меланезии и на Новой Гвинее. Тема 7. Народы Новейшего Света. Полинезия. Антропологический тип. Языковые характеристики. Традиционная культура полинезийских этносов. Американская и азиатская гипотеза происхождения полинезийцев. Письменность острова Пасхи. Общественная организация и государственность в Полинезии. Сословная стратификация полинезийских обществ. Современные этнодемографические процессы. Тема 8. Народы Новейшего Света. Микронезия. Этногенез микронезийцев. Антропологические типы. Языковые характеристики. Современное состояние микронезийских этносов. Архаические институты в прошлом и настоящем. Островная культура – проблема культурной изоляции. Тема 9. Новый Свет. Народы Америки. Америка до Колумба. Происхождение американских индейцев и проблема заселения Нового Света. Антропологическая характеристика аборигенного населения. Языковая классификация. Краткий очерк европейской колонизации. Культурно-хозяйственные типы Северной Америки. Арктические охотники и зверобои. Лесные индейцы Канады и США. Оседлые рыболовы северо-западного побережья. Земледельческие традиции и культуры в Америке: ирокезы юго-востока и пуэбло юго-запада. Классика этнографического описания - Л. Морган и Ф. Энгельс об ирокезах. Собиратели Калифорнии - «желудевые индейцы». Эволюция культурно-хозяйственного типа индейцев прерий – от пеших охотников и собирателей к номадам. Современное состояние американских индейцев. Высокие цивилизации Центральной и Южной Америки: инки, майя, ацтеки. Цивилизационные отличия Старого и Нового Света. Складывание современной этнолингвистической карты в странах Латинской Америки. Языковая классификация народов. Современные этнодемографические и этнорасовые процессы. Урбанизация латиноамериканского мира. Культурно-хозяйственные типы Южной Америки: тропические мотыжные земледельцы, охотники и собиратели тропических лесов междуречья Ориноко и Амазонки, охотники и номады аргентинской пампы, морские охотники и собиратели Огненной земли. Традиционная культура индейцев Америки. Индейский вклад в общемировую культуру. Тема 10. Народы Африки. Африка в доколониальный период. Древнейшая история человечества на африканском континенте. Проблема «Черной Евы». Проблема неравномерности исторического развития («опережение» и «отставание» на материале африканского региона). Антропологический состав Африки в прошлом и настоящем. Этнолингвистические характеристики населения Африки. Северная и Северо-Восточная Африка. Этническая история до начала арабо-мусульманской колонизации. Раннее христианство в Северо-Восточной Африке. Исламизация и христианизация местного населения. Общее и особенное в культуре народов стран Магриба. Земледелие, скотоводство и номадизм. Арабский город в Северной Африке. Африка южнее Сахары. Историко-культурное и географическое районирование Африки южнее Сахары. Ранняя этническая история. Складывание древнейших языковых семей, миграции народов и их размещение. «Сельские цивилизации» в тропической Африке. Средневековая государственность. Европейская колонизация и последствия работорговли. Современные этнические и этнодемографические процессы в Африке. Трибализм и негритюд. Урбанизация в странах южной Африки. Природа, климат и ландшафт. Хозяйственная специализация. Мотыжное тропическое земледелие, животноводство и полукочевое скотоводство. Народы койсанской и конго-нигер-кордофанской семьи. Пигмеи. Этнографический обзор по регионам: Западная Тропическая Африка, Центральная Африка, Восточная Тропическая Африка, Южная Африка. Народы Мадагаскара. Тема 11. Народы Азии. Историко-культурные области Азии: Восточная Азия, Центральная и Средняя Азия, Южная Азия, Западная Азия, Юго-Восточная Азия. Основные направления современных этнодемографических процессов в азиатских странах. Тема 12. Народы Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. Этногенез и этническая история. Традиции письменности. Конфессии Восточной Азии: конфуцианство, даосизм, буддизм. Синтоизм в Японии. Тибетский ламаизм. Общее и особенное в культуре восточно-азиатских народов. Тема 13. Народы Юго-Восточной Азии. Народы Юго-Восточной. Древнейшая история стран Юго-Восточной Азии. Континентальная и островная часть Юго-Восточной Азии. Миграции австролоидов и монголоидов. Языковая карта Юго-Восточной Азии в древности и современности. Рисовые цивилизации Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма и его роль в традиционной культуре. Индуизм, христианство и ислам в странах Юго-Восточной Азии. Тема 14. Народы Южной Азии. Природа, климат и ландшафт Индостана и сопредельных территорий. Древнейший этногенез в странах Южной Азии. Цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы и их роль в сложении историко-этнографической области Южной Азии. Арийское завоевание. Языковой и антропологический состав в древности и современности. Индуизм и кастовый строй в странах Южной Азии. Возникновение и распространение буддизма. раннее христианство и ислам. Этнографическое своеобразие южно-азиатских стран – Индия, Шри-Ланка и Непал. Тема 15. Народы Западной Азии. Древнейший этногенез и этническая история народов Западной Азии. Афразийская, индоевропейская и алтайская языковая семья в переднеазиатском регионе. Цивилизационная роль народов Западной Азии в общемировой культуре. Религии откровения: иудаизм, христианство, ислам. Изменение этнической и языковой карты региона в ходе арабо-мусульманской колонизации и монгольского нашествия. Ислам в культурной традиции народов Западной Азии. Современные этнодемографические процессы. Основные характеристики материальной и духовной культуры. Тема 16. Народы Зарубежной Европы. История сложения современной этнографической карты Европы. Доиндоевропейское население в древности и современности (баски, пикты, лигуры и др.) Кельты в Европе. Германские и славянские народы, их миграции и размещение. Романские народы. Великое переселение народов и его роль в изменении этнографической карты Европы. Классификация населения Европы по историко-этнографическом областям. Средиземноморская историко-этнографическая область. Северная Скандинавская историко-этнографическая область. Центрально-европейская историко-этнографическая область. Народы Молдавии и Поднестровья. Народы Прибалтики. Народы Закавказья. Конфессиональный состав европейских стран. Федеративные и унитарные государства в Европе. Проблема диаспор и национальных меньшинств в европейских странах. Внутри- и межэтнические конфликты и современные этнодемографические процессы в Европе. Тема 17. Народы Российской Федерации. Этнологическая, лингвистическая и административная карта Российской Федерации. Происхождение и основные этапы формирования восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Современное расселение. Традиционные хозяйственные занятия, социальные институты и общественный быт русских. Русское присутствие в мире. Проблема «расколотой нации». Современные этнодемографические процессы в России. Финно-угорские и тюркоязычные народы Волго-Камского региона. Народы Европейского Севера России. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока. Перечень контрольных вопросов по курсу лекций
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Народы современной России.
Основная литература 1. Этнология. Учебное пособие. М., 2005. 2. Народы России: энциклопедия. М., 1994. 3. Русские / В. А. Александров и др. М., 1997. 4. Брук СИ., Кабузан В.М. Миграционные процессы в России и в СССР. М, 1991. 5. Брук СИ., Кабузан В.М. Русские в мире. М., 1991. Тема 2. Финно-угорские народы Поволжья и севера России. Марийцы, мордва, удмурты; карелы, вепсы, саамы, коми.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3. Тюркоязычные народы Волго-Камья. Татары, чуваши, башкиры.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 4. Народы Северного Кавказа. Народы Дагестана; чеченцы, ингуши; абхазы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы; осетины; карачаевцы, балкарцы.
Основная литература
Дополнительная литература
Тема 5. Русские: этнодемографические процессы и этническая история. 1. Русское присутствие в мире: 1.1. Русские России (численность, антропологические типы, языковые характеристики, миграционные потоки в советский и постсоветский периоды). 1.2. Русские «дальнего» и «ближнего» зарубежья (культурная, политическая и экономическая эмиграция в XIX-нач. XX вв., «белая эмиграция», диссидентство, «перестроечная» волна эмиграции, этнические конфликты и беженцы). Литература 1. Русские / В. А. Александров и др. М., 1997. С. 141-155. 2. Кабузан В. М. Русские в мире: Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических и политических границ русского народа. Спб., 1996. С. 29-33, 227-244. 2. Особенности складывания русского этноса (древнерусская народность и ее распад, этнические судьбы Юго-Западной и Северо-Восточной Руси, межэтнические контакты и гетерогенная (смешанная) природа русского этноса, переселенческие потоки русского населения в Поволжье, Сибирь и южнорусские степи, полиэтничный состав централизованного государства). Литература 1. Народы России: энциклопедия. М., 1994. С. 270-282. 2. Русские. С. 12-18, 26-27, 32-35. 3. Токарев С. А. Этнография народов СССР. М., 1958. С. 25-28. 4. Александров В. А. Кто мы, русские? // Русские: Историко-этнографические очерки. М., 1997. С. 5-13. 5. Кабузан В. М. Русские в мире. С. 23-29. 3. Этнографические группы русского населения: поморы, казаки, старообрядцы. /Сообщения/ Литература
Тема 6. Русские: особенности культурно-хозяйственного развития. 1. Земледельческий труд как основа крестьянского жизненного уклада. Литература
2. Русское крестьянство в пореформенную эпоху: конфликт традиционных и буржуазных ценностей. Литература
3. Типы сельских поселений и построек (деревни, села, погосты, починки, выселки, заимки, слободы, хутора; техника сооружения жилищ, планировка жилищ (северорусский, среднерусский и южнорусский типы)). Литература
4. Традиционное русское жилище как микрокосм крестьянской семьи. /Сообщение/ Литература
Тема 7. Русские: некоторые аспекты духовной культуры. 1. Обряды переходного цикла: 1.1. Рождение (пол ребенка, практика родовспоможения, магические обряды, первый год жизни ребенка, детство). 1.2. Брак (языческие формы брака, православные брачные нормы, символизм и ритуалы предбрачного периода (одежда, прическа, народная косметика, украшения, обереги); свадебный ритуал: «чины», «сход», сватовство, рукобитье, «сидения», благославление, венчание, свадебный пир, хлебины, первый год жизни молодоженов). 1.3. Смерть (предсмертное состояние человека, приготовление к похоронам, отпевание и погребение, поминки, дни поминовения усопших, представления о загробной жизни). Литература
2. Православный праздничный календарь (симбиоз языческой и христианской праздничной культуры, двунадесятые и другие православные праздники, семантика праздничных обрядов). Литература
3. Официальное православие и архаические представления русского крестьянства. /Сообщение/ Литература
Тема. 8. Собеседование (коллоквиум) по итогам практических занятий (в форме круглого стола). Россия – полиэтничная и мультикультурная страна. Идеология и практика толерантности как историческая традиция и образ жизни. Дополнительная литература к практическим занятиям
Контрольные вопросы к практическим занятиям
Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету Понятийный аппарат
Новейший свет
Новый свет
Африка
Народы Азии
Народы Европы
Народы Ближнего зарубежья.
Народы Российской Федерации
Перечень примерных тем для курсовых работ 1. Образы мира: этнография народов Сибири и Дальнего Востока (темы по личному выбору). 2. Ландшафт и история. 3. Время и пространство в различных культурах. 4. Изобретение как феномен культуры. 5. Историографические сюжеты. Персоналии отечественной и зарубежной этнологии (темы по индивидуальному выбору). 6 Механизмы и формы предъявления этнической идентичности. 7. Этнодемографические процесы в России. 7. Социально-антропологические исследования в современной этнологии. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
|
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII... Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века»... Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «История архитектуры города Томска» составлена... Составитель: Богданова О. В. – к и н., доцент кафедры археологии и исторического краеведения тгу | ||
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена... Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «основы этнологии» Программа курса (дисциплины)... Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до... Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»... Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Геоинформационные технологии в исторических исследованиях Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики... Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики XVIII xix веков»» составлена на основе требований Государственного... | Рабочая программа по курсу «Основы теории коммуникации: Паблик рилейшнз... | ||
Рабочая программа по курсу «Бизнес-этикет (основы профессиональной... Рабочая программа по курсу «Бизнес-этикет (основы профессиональной этики pr и рекламы)» составлена на основе требований Государственного... | Рабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки... ... |