Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г.





НазваниеРабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г.
страница1/4
Дата публикации15.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ

Декан международного факультета управления
_____________________Ф.П.Тарасенко
«_____» ___________2009 г.


ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа


Для всех специальностей


Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления


Томск 2009
ОДОБРЕНО методическим советом кафедры социальных наук

Протокол № 1 от 26 августа 2009 г.
Зав. кафедрой, к.и.н. доц. Максимова И.Е.
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией

международного факультета управления

Председатель комиссии, зам. декана МФУ Карпова Н.М.

______________2009 г.
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению – Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г.

Общий объем курса – 85 часов. Из них ауд.занятия – 68 ча. (лекции – 34 часа, практические занятия – 34 часа), самостоятельная работа – 17 часов. Экзамен в третьем семестре.


Составители:

Максимова Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных наук международного факультета управления.

Рецензент:

Дюканов Я.Г., канд.ист.наук, доц.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Философия»

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Изучение курса философии призвано сформировать представле­ние о главном культурном назначении философии как о «духовной квинтэссенции своего времени», самосознании человека, привить на­выки рефлексивного мышления (философствования).

В соответствии с назначением основной целью дисциплины «Фи­лософия» является формирование способности к анализу мировоз­зренческих проблем, сопоставлению и оценке возможных путей их решения. В ходе работы над курсом слушатели должны ознакомиться с формами философской рефлексии, нашедшим выражение в различ­ных культурных подсистемах: науке, морали, политике, праве, эконо­мическом сознании, религии, историческом сознании, искусстве, язы­ке, обыденном сознании.

Исходя из обозначенной цели, в процессе изучения дисциплины «Философия» решаются следующие задачи:

  • акцентуируются установки творческого мышления;

  • дается представление о научных, религиозных, философских картинах мироздания и их отношений, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотно­шении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и ирра­ционального в человеческой жизнедеятельности, о структуре, формах и методах научного познания;

  • одной из основных задач курса является выработка понима­ния русской философии как формы российской национальной иденти­фикации;

— формируется способность ориентироваться в современных философских направлениях;

— развивается умение в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить результаты мыслительной деятельности
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины «Философия» слушатель должен:

  • «иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, назначения и смысле жизни челове­ка, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значе­нии в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношении науки и техники и связанные с ними современные социальные и эти­ческие проблемы, ценность научной рациональности и ее историче­ских типов, знать структуру, форму и методы научного познания, их эволюцию;

  • быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами разви­тия гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

  • понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

  • знать условия формирования личности, ее свободы, ответствен­ности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обя­занностей человека по отношению к другим и самому себе.


1.4. Формы контроля
Итоговый контроль.

Для контроля усвоения дисциплины «Философия» учебным пла­ном для очной формы обучения предусмотрен:

  • реферат;

  • экзамен


Текущий контроль.


  • В течение семестра проводится анализ и оценка работы слуша­телей на практических занятиях (доклады, участие в обсуждении)

  • Основанием для выставления оценок текущего контроля долж­но служить выполнение тестовых заданий (проводится на каждой кон­трольной неделе).



II. Содержание дисциплины

2.1. Содержание отдельных разделов и тем
Введение. Предмет философии. Особенности философского мышления.

Трудности в определении предмета философии, понятие рефлек­сии. Сознание, самосознание, личность. Философия как самосознание культуры. Характер философских проблем. Основные философские традиции: идеализм и его виды; материализм (натурализм); иррациона­лизм, скептицизм (агностицизм). Мир философии — мир идеального. Идеальное и материальное. Философия как осознание предельных осно­ваний человеческого бытия. Философия и наука: проблема разграниче­ния познавательного статуса. Наука и философский материализм. Науч­ное и вненаучное знание. Критерии научности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Дифферен­циация философского знания. Основные философские дисциплины: он­тология, гносеология, аксиология, герменефтика; методолгия науки, философия политики, философия права, этика, эстетика, философия истории, философия хозяйства, философия религии, философия языка. Функции философского знания и философствования.
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ В ЕЕ ИСТОРИИ.
Тема 1.1. Возникновение философии.

Социокультурная детерминация философского знания. Особенно­сти первобытного сознания. Человек в первобытном обществе. Фор­мирование духовного производства. Миф, особенности мифологиче­ского мышления. От мифа к логосу (от мифологического мышления к рациональному). «Осевая эпоха» и возникновение философской реф­лексии. Эволюция познавательного опыта как предпосылка возникновения философии. Культура Древней Греции и генезис философской мысли. Механизмы эволюции философского знания, проблема про­гресса философской мысли. Историко-философский процесс и его ос­новные этапы.
Тема 1.2. Античная философия

Становление, эволюция античной философской мысли и проблема ее периодизации. Синкретицизм первых философских систем: недиф-ференцированность преднаучного, математического и собственно фи­лософского знания. Столкновение различных форм мифологического и обыденно-практического опыта как предпосылка генезиса филосо­фии. Поиски субстационального начала всего сущего как основная направленность ионийской философии. Милетская школа. Философия Гераклита. «Логос» Гераклита как мировой закон. Пифагор и пифаго­рейский союз: проблема числовой структуры мироздания. Плюрали­стическая философия Эмпедокла. Анаксагор и начало философии в Афинах. Школа элеатов: проблема бытия и небытия. Античный ато­мизм: атомы (бытие) и пустота (небытие) как первоначала мира. Со­фисты. Человек как мера всех вещей. Сократ, сократический метод. Сократические школы. Философия Платона. Теория познания Плато­на. Теория общества Платона. Философия Аристотеля. Критика учения Платона об «идеях-эйдосах». Материя и форма. Учение о первопричи­нах сущего. Категории. Теория познания Аристотеля. Философия эпо­хи эллинизма и поздней античной классики.
Тема 1.3. Средневековая философия

Теоцентричность средневекового мышления. Бог как реальность, оп­ределяющая все сущее. Особенности религиозного сознания. Средневеко­вая философия- синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Августин — крупнейший философ периода пат­ристики. Бог и мир. Время. Добро и зло — теодицея Августина. Возник­новение и развитие средневековой схоластики. Полемика реализма и номинализма о природе универсалий. Фома Аквинский — систематиза­тор средневековой схоластики. «Естественная теология» — доказательст­ва бытия божьего. Номинализм позднего средневековья. Формирование нового самосознания человека в философии эпохи Возрождения.
Тема 1.4. Философия Нового времени.

Изменения в социально-экономической и культурной жизни За­падной Европы XVI-XVII вв. Становление техногенной цивилизации. Научная революция XVII в. Возникновение экспериментально-математического естествознания. Проблема метода познания как основная в философии Нового времени. Ф. Бэкон — родоначальник эм­пиризм Нового времени. «Знание — сила». Учение об идеалах. Разра­ботка учения об индукции рационализма Декарта и учение о врожден­ных идеях. «Я мыслю, следовательно, существую». Обоснование Де­картом дедуктивного метода. Дуализм Декарта. Деизм. Сенсуализм Дж. Локка. Критика учения о врожденных идеях Декарта. «Простые» и «сложные» идеи. Локковская концепция абстракции. Субъективный идеализм Дж. Беркли, его наследственность. Последовательно прове­денный эмпиризм как основа скептицизма Д. Юма. Учение о причин­ности, философия Г. В. Лейбница, критика эмпиризма Локка, Локков-ской теории абстракции и новое обоснование рационализма. Учение об истине: истины необходимые и истины факта. Учение о множествен­ности субстанций- монад. Дух и материя. Теория познания Лейбница. Французский материализм XVIII века.
Тема 1.5. Немецкая классическая философия

Два периода в философском творчестве И. Канта: докритический и критический. «Коперникианский переворот» в философии. Основ­ные работы Канта и их проблематика. Идея активности мышления и принцип конструирования предмета опыта, априоризм Канта. «Вещи сами по себе» и «вещи для нас». Рассудок и разум. Категории. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта. Философия Фихте как «учение о науке», системный характер наукоучения Фихте и его принципы. Натурфилософия Шеллинга. Дух и природа. Учение о по­лярностях. Объективный идеализм Гегеля, категории как этапы разви­тия абсолютной идеи. Диалектический характер развития идеи. Триа-дичность развития. Природа как отчуждение идеи. Дух как снятие от­чуждения в природе. Свобода как исходная и центральная категория гегелевской социальной философии. Судьбы гегелевского диалектиче­ского учения.
Тема 1.6. Постклассическая европейская философия второй поло­вины XIX- начала XX вв.

Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Материализм Фей­ербаха. Антропологизм. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Философия марксизма. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании и преобразовании общественной жизни. Ориентация Маркса на идеалы научной рацио­нальности. Материалистическое понимание истории — программа исследования общества на уровне целого организма. Диалектика Геге­ля и ее реформирование Марксом. Современная критика марксизма

Позитивизм в XIX в. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук, социо­логия в системе наук. Иррационализм и философия жизни. Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Метафизика морали, филосо­фия Ф. Ницше. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». «Иммора­лизм» и критика морали. Христианский предэкзистенциализм С. Кьер-кегора: проблема человеческой субъективности.
Тема 1.7. Русская философия XIX-XX вв.

Проблема начала русской философии. Особенность эволюции российской культуры и историко-философский процесс. Формирова­ние основной тематической направленности русского философствова­ния. Русская философия как «историофилософия русской судьбы». Проблема российской идентификации и русская философия. Западни­ки и славянофилы. П. Я. Чаадаев: историческое сознание как ценность. Философия общего дела Н. В. Федорова. Принцип «супраморолизма». Тема космоса. Философия B.C. Соловьева: программа синтеза теоло­гии, философии и наука. Примат религиозного опыта. Истина как «сущее, всеединое». Связь морали и религии. Традиции всеединства в русской философии. Аксиологическая парадигма в русской филосо­фии. Антроподицея Н. Бердяева. Свобода и смысл истории. Формы догматизации и подавления философской мысли в СССР.
РАЗДЕЛ 2. КОРПУС ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РАЗДЕЛЫ.
Тема 2.1. Онтология: учение о бытии

Бытие и сознание. Бытие и сущее. Проблема единства и множествен­ности. Монистические и плюралистические концепции бытия; самоорга­низация бытия. Развитие, диалектика. Бытие как возможное, действитель­ное и необходимое. Объективная реальность. Материя. Вещи, свойства, отношения. Пространство и время. Эволюция представлений о простран­ства и времени. Движение. Принцип материального единства мира и его смысл. Причина и цель. Закон как выражение необходимости. Законы динамические и статистические. Детерминизм и индетерминизм. Краткое содержание, раскрывающее тему.
Тема 2.2. Теория познания (гносеология)

Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как пред­мет философского и научного анализа. Сознание и язык. Общест­венно-историческая природа сознания. Психика животных и чело­века. Познание, творчество, практика. Бессознательное как психический феномен. Интуиция, воображение, творчество. Сознание и познание. Проблема истины. Истина как ценность. Истина заблуж­дение ложь. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований...
Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена...
Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований...
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»...
Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до...
Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconГеоинформационные технологии в исторических исследованиях
Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена...
Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу английский язык для 1-2 курса составлена...
Специальность 350800 – Документоведение и документационное обеспечение управления
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки...
...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII...
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена...
Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск