Скачать 0.52 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан международного факультета управления _____________________Ф.П.Тарасенко «_____» ___________2009 г. ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа Для всех специальностей Статус дисциплины: Федеральный компонент направления Томск 2009 ОДОБРЕНО методическим советом кафедры социальных наук Протокол № 1 от 26 августа 2009 г. Зав. кафедрой, к.и.н. доц. Максимова И.Е. РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией международного факультета управления Председатель комиссии, зам. декана МФУ Карпова Н.М. ______________2009 г. Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению – Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. Общий объем курса – 85 часов. Из них ауд.занятия – 68 ча. (лекции – 34 часа, практические занятия – 34 часа), самостоятельная работа – 17 часов. Экзамен в третьем семестре. Составители: Максимова Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных наук международного факультета управления. Рецензент: Дюканов Я.Г., канд.ист.наук, доц.
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Философия» Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины Изучение курса философии призвано сформировать представление о главном культурном назначении философии как о «духовной квинтэссенции своего времени», самосознании человека, привить навыки рефлексивного мышления (философствования). В соответствии с назначением основной целью дисциплины «Философия» является формирование способности к анализу мировоззренческих проблем, сопоставлению и оценке возможных путей их решения. В ходе работы над курсом слушатели должны ознакомиться с формами философской рефлексии, нашедшим выражение в различных культурных подсистемах: науке, морали, политике, праве, экономическом сознании, религии, историческом сознании, искусстве, языке, обыденном сознании. Исходя из обозначенной цели, в процессе изучения дисциплины «Философия» решаются следующие задачи:
— формируется способность ориентироваться в современных философских направлениях; — развивается умение в письменной и устной речи правильно (логично) оформить результаты мыслительной деятельности 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины По окончанию изучения дисциплины «Философия» слушатель должен:
1.4. Формы контроля Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины «Философия» учебным планом для очной формы обучения предусмотрен:
Текущий контроль.
II. Содержание дисциплины 2.1. Содержание отдельных разделов и тем Введение. Предмет философии. Особенности философского мышления. Трудности в определении предмета философии, понятие рефлексии. Сознание, самосознание, личность. Философия как самосознание культуры. Характер философских проблем. Основные философские традиции: идеализм и его виды; материализм (натурализм); иррационализм, скептицизм (агностицизм). Мир философии — мир идеального. Идеальное и материальное. Философия как осознание предельных оснований человеческого бытия. Философия и наука: проблема разграничения познавательного статуса. Наука и философский материализм. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Дифференциация философского знания. Основные философские дисциплины: онтология, гносеология, аксиология, герменефтика; методолгия науки, философия политики, философия права, этика, эстетика, философия истории, философия хозяйства, философия религии, философия языка. Функции философского знания и философствования. РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ В ЕЕ ИСТОРИИ. Тема 1.1. Возникновение философии. Социокультурная детерминация философского знания. Особенности первобытного сознания. Человек в первобытном обществе. Формирование духовного производства. Миф, особенности мифологического мышления. От мифа к логосу (от мифологического мышления к рациональному). «Осевая эпоха» и возникновение философской рефлексии. Эволюция познавательного опыта как предпосылка возникновения философии. Культура Древней Греции и генезис философской мысли. Механизмы эволюции философского знания, проблема прогресса философской мысли. Историко-философский процесс и его основные этапы. Тема 1.2. Античная философия Становление, эволюция античной философской мысли и проблема ее периодизации. Синкретицизм первых философских систем: недиф-ференцированность преднаучного, математического и собственно философского знания. Столкновение различных форм мифологического и обыденно-практического опыта как предпосылка генезиса философии. Поиски субстационального начала всего сущего как основная направленность ионийской философии. Милетская школа. Философия Гераклита. «Логос» Гераклита как мировой закон. Пифагор и пифагорейский союз: проблема числовой структуры мироздания. Плюралистическая философия Эмпедокла. Анаксагор и начало философии в Афинах. Школа элеатов: проблема бытия и небытия. Античный атомизм: атомы (бытие) и пустота (небытие) как первоначала мира. Софисты. Человек как мера всех вещей. Сократ, сократический метод. Сократические школы. Философия Платона. Теория познания Платона. Теория общества Платона. Философия Аристотеля. Критика учения Платона об «идеях-эйдосах». Материя и форма. Учение о первопричинах сущего. Категории. Теория познания Аристотеля. Философия эпохи эллинизма и поздней античной классики. Тема 1.3. Средневековая философия Теоцентричность средневекового мышления. Бог как реальность, определяющая все сущее. Особенности религиозного сознания. Средневековая философия- синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Августин — крупнейший философ периода патристики. Бог и мир. Время. Добро и зло — теодицея Августина. Возникновение и развитие средневековой схоластики. Полемика реализма и номинализма о природе универсалий. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. «Естественная теология» — доказательства бытия божьего. Номинализм позднего средневековья. Формирование нового самосознания человека в философии эпохи Возрождения. Тема 1.4. Философия Нового времени. Изменения в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы XVI-XVII вв. Становление техногенной цивилизации. Научная революция XVII в. Возникновение экспериментально-математического естествознания. Проблема метода познания как основная в философии Нового времени. Ф. Бэкон — родоначальник эмпиризм Нового времени. «Знание — сила». Учение об идеалах. Разработка учения об индукции рационализма Декарта и учение о врожденных идеях. «Я мыслю, следовательно, существую». Обоснование Декартом дедуктивного метода. Дуализм Декарта. Деизм. Сенсуализм Дж. Локка. Критика учения о врожденных идеях Декарта. «Простые» и «сложные» идеи. Локковская концепция абстракции. Субъективный идеализм Дж. Беркли, его наследственность. Последовательно проведенный эмпиризм как основа скептицизма Д. Юма. Учение о причинности, философия Г. В. Лейбница, критика эмпиризма Локка, Локков-ской теории абстракции и новое обоснование рационализма. Учение об истине: истины необходимые и истины факта. Учение о множественности субстанций- монад. Дух и материя. Теория познания Лейбница. Французский материализм XVIII века. Тема 1.5. Немецкая классическая философия Два периода в философском творчестве И. Канта: докритический и критический. «Коперникианский переворот» в философии. Основные работы Канта и их проблематика. Идея активности мышления и принцип конструирования предмета опыта, априоризм Канта. «Вещи сами по себе» и «вещи для нас». Рассудок и разум. Категории. Учение об антиномиях. Категорический императив Канта. Философия Фихте как «учение о науке», системный характер наукоучения Фихте и его принципы. Натурфилософия Шеллинга. Дух и природа. Учение о полярностях. Объективный идеализм Гегеля, категории как этапы развития абсолютной идеи. Диалектический характер развития идеи. Триа-дичность развития. Природа как отчуждение идеи. Дух как снятие отчуждения в природе. Свобода как исходная и центральная категория гегелевской социальной философии. Судьбы гегелевского диалектического учения. Тема 1.6. Постклассическая европейская философия второй половины XIX- начала XX вв. Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологизм. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Философия марксизма. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании и преобразовании общественной жизни. Ориентация Маркса на идеалы научной рациональности. Материалистическое понимание истории — программа исследования общества на уровне целого организма. Диалектика Гегеля и ее реформирование Марксом. Современная критика марксизма Позитивизм в XIX в. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук, социология в системе наук. Иррационализм и философия жизни. Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Метафизика морали, философия Ф. Ницше. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». «Имморализм» и критика морали. Христианский предэкзистенциализм С. Кьер-кегора: проблема человеческой субъективности. Тема 1.7. Русская философия XIX-XX вв. Проблема начала русской философии. Особенность эволюции российской культуры и историко-философский процесс. Формирование основной тематической направленности русского философствования. Русская философия как «историофилософия русской судьбы». Проблема российской идентификации и русская философия. Западники и славянофилы. П. Я. Чаадаев: историческое сознание как ценность. Философия общего дела Н. В. Федорова. Принцип «супраморолизма». Тема космоса. Философия B.C. Соловьева: программа синтеза теологии, философии и наука. Примат религиозного опыта. Истина как «сущее, всеединое». Связь морали и религии. Традиции всеединства в русской философии. Аксиологическая парадигма в русской философии. Антроподицея Н. Бердяева. Свобода и смысл истории. Формы догматизации и подавления философской мысли в СССР. РАЗДЕЛ 2. КОРПУС ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО РАЗДЕЛЫ. Тема 2.1. Онтология: учение о бытии Бытие и сознание. Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Монистические и плюралистические концепции бытия; самоорганизация бытия. Развитие, диалектика. Бытие как возможное, действительное и необходимое. Объективная реальность. Материя. Вещи, свойства, отношения. Пространство и время. Эволюция представлений о пространства и времени. Движение. Принцип материального единства мира и его смысл. Причина и цель. Закон как выражение необходимости. Законы динамические и статистические. Детерминизм и индетерминизм. Краткое содержание, раскрывающее тему. Тема 2.2. Теория познания (гносеология) Сознание, его происхождение и сущность. Сознание как предмет философского и научного анализа. Сознание и язык. Общественно-историческая природа сознания. Психика животных и человека. Познание, творчество, практика. Бессознательное как психический феномен. Интуиция, воображение, творчество. Сознание и познание. Проблема истины. Истина как ценность. Истина заблуждение ложь. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. |
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена... Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»... Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до... Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Геоинформационные технологии в исторических исследованиях Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу английский язык для 1-2 курса составлена... Специальность 350800 – Документоведение и документационное обеспечение управления | ||
Рабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность... | ||
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII... Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... |