Скачать 0.59 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) УТВЕРЖДАЮ Декан Международного факультета управления ___________________________ Ф.П. Тарасенко «____»___________ 2010 г. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая программа Специальность 080504 – ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Статус дисциплины: Федеральный компонент специальности Томск 2010 ОДОБРЕНО кафедрой социальных дисциплин Протокол № ___от «___»___________ 2010 г. Зав. кафедрой, к.и.н. доц. Максимова И.Е. РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией международного факультета управления Председатель комиссии, зам. декана МФУ Карпова Н.М. ______________2010 г. Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 – Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г. Общий объем курса – 112 часов. Из них: ауд.занятия – 64 часа (лекции – 34 часа, практические занятия – 30 часов), контрольные работы – 8 часов, самостоятельная работа – 40 часов. Зачет во втором семестре. Общая трудоемкость курса 3,6 зач.ед. Составитель: Максимова Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных наук международного факультета управления. Рецензент: Дюканов Я.Г.,канд.ист.наук, доц.
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Культурология» Обязательный минимум содержания образовательной программы по специальности 061000 (080504)- государственное и муниципальное управление: Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
В соответствии с программой гуманизации высшего образования в учебные планы вызов введен курс «Культурология», выполняющий важную роль в углублении гуманитарной подготовки студентов. Курс призван дать теоретические представления общих закономерностях социокультурного развития человечества, о типах культур и цивилизаций, о человеке как феномене культуры. Кроме того, лисциплина «Культурология» ориентирована на получение практических навыков, таких, как анализ и оценка художественных явлений, опыт работы с текстами культуры. В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины цели и задачи курса можно сформулировать следующим образом:
5. Научить ориентироваться в современном социокультурном процессе, понимать и адекватно оценивать явления культуры; развить способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей. 1.3. Требования к уровню освоения курса Студент, прослушавший курс культурологии, должен иметь представление о:
Студент должен знать: основные понятия культурологии; основные подходы к определению культуры; основные сферы культурной деятельности общества; главные черты традиционных обществ древности и современности; специфику античной культуры и ее всемирно-историческую роль; отличительные черты средневековой культуры, роль христианства в ее формировании; значение византийской культуры для России; сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения, специфику ее художественной культуры; социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры; художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма; роль техники и информационных технологий в культуре ХГХ-ХХ вв. понятия элитарной и массовой культуры; основные этапы формирования русской культуры; закономерности социокультурного развития России; основные черты советской культуры; особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов XX века. Студент должен понимать:
сущность и основные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX — XX вв.; социокультурное значение революции 1917 года. Студент должен уметь: определять характер культуры в соответствии с предложенной типологией; анализировать и сравнивать исторические, социальные и художественные явления; сопоставлять традиционные ценности и инновации, определять тенденции развития России в области культуры и ее место в мировом цивилизационном процессе; использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности. 1.4. Формы контроля Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины студентами форм обучения учебным планом предусмотрен зачет. Текущий контроль. В течение семестра студенты очного отделения выполняют рефераты по темам, представленным в третьем разделе программы. Для студентов заочного отделений по данным тема предусмотрено выполнение письменной контрольной работы. Выполнение указанных работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена (зачета), как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине. 2. Содержание учебной дисциплины 2.1. Содержание разделов и тем РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Тема 1.1 Понятие и сущность культуры. Структура и состав современного культурологического знания Происхождение термина «культура», эволюция его смысловых значений, сфера употребления. Культура как система человеческой жизнедеятельности, ее качественная характеристика. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, язык и символы культуры, культурные коды, культурная картина мира, культурная самоидентичность. Соотношение понятий культуры и цивилизации, культуры и природы. Понятие локальной и глобальной цивилизации. Многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Школы, направления и теории в культурологии как попытка осмысления сложного и многоаспектного феномена культуры. Культурология и философия культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладная культурология. 1.2. Ценностная природа культуры и ее основные функции. Нормативный характер культуры, культурные ценности и нормы. Духовное производство как создание, хранение, распространение и потребление культурных норм, ценностей, знаний и значений. Функции культуры. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества, культурные традиции. Культурные механизмы социализации. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни. Роль этикета в разной социальной и культурной среде. Нормы как средство общения и сотрудничества людей. Культура и общество. Социальные институты культуры. Социология культуры. Игровая функция культуры. Природа и значение игры. Игра и праздничное действие. Тема 1.3 Эволюция и цикличность в культурной динамике. Типы культурных изменений, динамика культуры. Соотношение изменений и устойчивости в культуре. Циклические изменения в культуре. Культурный прогресс и его критерии. Законы развития культуры. Сочетание динамики и стабильности, новаций и традиций как основание эволюционного развития культуры. Значение внешних и внутренних факторов в формировании культуры. Культурная модернизация. Значение культурного достояния, его содержание и механизмы сохранения. Охрана и использование культурного наследия в современных условиях. Культурно-исторические типы. Основные принципы классификации культур. Этническая и национальная культуры; восточные и западные тиры культур; специфические и «срединные» культуры; локальные культуры. Методы культурологических исследований. Типология культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я.Данилевского, «морфология культуры» О.Шпенглера, этнология Л.Н.Гумилева). «Столкновение цивилизации» или «конец истории» (С.Хантингтон и Ф.Фукуяма). Тема 1.4. Генезис культуры. Ранние формы культуры. Теории возникновения культуры. Орудийно-трудовая концепция культуры. Игровая деятельность как источник культуры. Символическая теория происхождения культуры. Культурогенез. Первые исторические формы культуры. Культура первобытного общества. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и формы существования первобытного знания. Культы и веровав Культура и религия. Ритуал как неотъемлемая часть космических событии и способ участия в них человека. Синкретизм первобытной культуры. Своеобразие мифологического мышления. Структура, значение и функции мифа. Первобытное искусство как отражение чувственно-конкретного переживания мира. РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Тема 2.1 Культура древневосточных цивилизаций. Древний Восток: единство и многообразие. Появление городов письменности и раннегосударственных институтов. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация культуры. Жречество. Конфуцианско-даосистский и индо-буддийский типы культуры Возникновение древнейших цивилизаций на Ближнем Востоке и особенности их социокультурного развития. Устойчивость, традиционность, каноничность как основные черты восточного мша культуры. Нормативный и ритуальный характер культуры. Традиционные ценности, составляющие основу культуры Древнего Китая, и их интерпретация в учениях древнекитайских мудрецов, Ограничение личностного начала социальными, государственными ритуальными запретами. Значение этикета. Культ иероглифа, система образования. Конфуцианство, даосизм, буддизм как основные религиозно-философские системы Китая. Социальные основы индо-буддийской духовной традиции и ее сие тема ценностей. Место искусства в жизни человека и общества. Принцип «единства в многообразии». Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос. Синтоизм как основа духовной культуры Японии. Личность и oбщество. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Культурная модернизация на национальной основе. Тема 2.2 Культура античной цивилизации. Универсальный характер и гуманизм античной культуры. Гармония как ее мировоззренческий и формообразующий принцип. Миф и античное сознание. Взаимопроникновение рационально философского и художественно-образного мышления — источи цельности античной культуры. Полис в жизни античного человека. Становление рационального дискурса, появление и развитие философии. Античная эстетика. Прекрасное как свойство меры и числа. Представление о человеческой красоте и ее воплощение в искусстве. Внешнее совершенство как проявление внутренней красоты. Диалектика заимствованного и оригинального в культуре Древнего Рима. Практицизм и зрелищность римской культуры. Более высокая степень авторского самовыявления и субъективизма в искусстве. Античная культура как типологическая целостность и ее отражение в зеркале иных культур. Тема 2.3 Культура европейского средневековья. Христианский тип культуры. Социокультурные предпосылки возникновения христианства и его ценностные ориентации. Развитие европейской средневековой культуры в духовном пространстве христианской религии. Античный и христианский тип личности. Библия как божественное откровение, художественное произведение и система канонических образов. Социокультурная специфика католицизма. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Проблема личности. Социальная структура средневекового общества. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни. Особенности средневековой картины мира. Символизм средневекового мировоззрения. Дуализм средневекового сознания. Духовное измерение человека и бытия. Проблема символа и знака в средневековой культуре. Храм как модель мира. Доминирование храма и замка в архитектуре. Готический храм как синтез искусств. Многообразие художественных тенденций как отражение социальной неоднородности средневекового общества. Искусство и литература как выражение церковного и рыцарского идеалов. Тема 2.4 Культура эпохи Возрождения и Реформации Возникновение гуманизма. Среда, условия, истоки формирования ренессансной культуры, ее поворот от Бога к Человеку. Соотношение гуманизма и индивидуализма в культуре Возрождения. Значение духовных ценностей античного мира. Антропоцентризм культуры Возрождения. Ренессансный человек как носитель социокультурных ценностей и смыслов, как Творец культуры, мира и самого себя. Новая модель человека: универсализм и нота бытия, гедонизм, авантюризм и предприимчивость. Искусство Возрождения как художественное самосознание культуры. Образ человека и мира в живописи и литературе. Развитие мировой системы в искусстве, понятие и значение жанра в искусстве. Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. Протестантская мораль и личность нового типа. Тема 2.5 Культура Нового времени. Хронологические рамки и культурно-исторический смысл понятия «новое время» (XVII-XIX вв.). Основной вектор развития: рационализм — Просвещение — промышленное обновление. Культ разума в эпоху Просвещения. Понимание просвещения как двигателя социального прогресса, а культуры личности — как степей образованности. Особенности культуры Просвещения в странах Западной Европы. Просветительские идеи в литературе. Наука как важнейшая форма общественного сознания. Организация профессиональной научной деятельности. Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре XIX столетия. Городская культура. Романтизм как оппозиция Просветительству. Культ поэта и поэзии. Человек и мир в искусстве романтизма. Основная культурная парадигма XIX века. Тема 2.6 Культура XX столетия. Процессы урбанизации, успехи научно-технической революция и их влияние на образ жизни человека. Революционность как тип культуры. Ускорение темпа жизни. Демографический взрыв. Информационный взрыв. Средства массовой коммуникации как механизм трансляции культуры. Их роль в становлении современного общества. Искусство модернизма как художественное выражение социокультурных сдвигов в обществе. Кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Использование авангардного искусства дизайном, шоу-бизнесом, средствами массовой коммуникации. Тенденции авторитаризма и тоталитаризма в культуре XX в. Антиутопия как реакция на разрушение гражданского общества и превращение человека в механический придаток государства. Массовая и элитарная культура. Интеграционные процессы и национальная специфика европейской культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные процессы современности. Межкультурные коммуникации как основа диалога культур. РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ 3. I Теоретические проблемы русской культуры. Понятие культурной самобытности. Культурная традиция и культурная преемственность как центральная проблема теории и истории культуры. Внутренние и внешние факторы развития культуры. Русь и Византия. Значение православия для формирования государственного менталитета и национального самосознания. Русь и великая степь. Идеи Л. Н. Гумилева об этногенезе и культуре, об этносе в истории и географии. Восток — Запад — Россия как историко-культурная проблема ее современное значение для цивилизационного самоопределения сегодняшней России. Теория «культурного взрыва» Ю. Лотмана и идея бинарности русской культуры (Б. Успенский). Идеи Д. С. Лихачева о пространственно-временных особенностях русского мышления. Смеховая и зрелищная культура на Руси. Тема 3.2 Культура Древней Руси. Условия формирования культуры Древней Руси. Духовная культура древних славян. Славянское язычество как часть общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов. Язычество и русская культура. Крещение Руси как историко-культурное явление. Византийские традиции в древнерусской культуре: книжность, иконопись, церковное зодчество. Славянская письменность как мощный фактор христианизации Руси. Русская учительная и агиографическая литература. Своеобразие историзма и проблема вымысла. Летописание на Руси. Монголо-татарское нашествие в исторической судьбе России, разрушение городской культуры. Идея единства Русской земли в литературе. Объединение русских земель вокруг Москвы и возрождение культуры. Начало книгопечатания. Развитие публицистики. Расцвет архитектуры. Начало обмирщения русской культуры. 3.3. Русская классическая культура XVIII-XIX веков. Реформы Петра I и их социокультурная обусловленность. Формирование и развитие светской культуры. Образование и просвещение как координаты духовной жизни. Начало демократизации культуры. Наука и публицистика. Развитие науки и техники. Основание Академии и Московского университета. Появление профессионального театра. Просветительские идеи в литературе и искусстве. Стили и жанры русской литературы. М. Ломоносов: реформа языка и стихосложения. Живопись, скульптура, архитектура. Европейские культурные традиции и национальный художественный опыт. Формирование интеллигенции как специфически русского фей мена социальной жизни. Русская общественная мысль XIX века, художественная культура как вершина самосознания народа. Образ России и судьба человека как главные темы русского искусства. Развитие градостроительства. Начало индустриальной культуры. |
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена... Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»... Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до... Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Геоинформационные технологии в исторических исследованиях Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Программа Специальности: 061000 «Государственное и муниципальное... Рабочая программа по курсу «Система государственного и муниципального управления» составлена на основе требований Государственных... | Рабочая программа по курсу «История архитектуры города Томска» составлена... Составитель: Богданова О. В. – к и н., доцент кафедры археологии и исторического краеведения тгу | ||
Рабочая программа по курсу английский язык для 1-2 курса составлена... Специальность 350800 – Документоведение и документационное обеспечение управления | Программа по дисциплине «Система государственного и муниципального... Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность... | Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII... Целью курса является достижение понимания студентами III курса иф своеобразия исторического пути стран Азии и Африки в период с 17... |