Скачать 291.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет Исторический факультет УтверждаюДекан исторического факультета _________________ В.П. Зиновьев «______» _______________ 2010 г. ИСТОРИЯ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКАРАБОЧАЯ ПРОГРАММАНаправление 030600.62 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Статус дисциплины: цикл дисциплин направления ДН(М).Ф. 2. Томск 2010 г. Одобрено кафедрой отечественной историиПротокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г. Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев Рекомендовано методической комиссией исторического факультета Председатель методической комиссии, доцент _________________ В.Ю. Соколов «______» __________________ 2010 г. Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г. Общий объем курса 88 часов. Из них: лекции – 28 часа, практические занятия – 16 часов, самостоятельная работа студента – 44 часа. Общая трудоемкость курса – 2,5 зачетные единицы. СОСТАВИТЕЛЬ: Шевцов Вячеслав Вениаминович – кандидат исторических наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТ: старший преподаватель А.Н. Попов I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. 1. Цели освоения учебной дисциплины «История России первой половины XIX века» является формирование у студентов целостного представления о своеобразии социального, экономического, политического и культурного развития России первой половины XIX в. Задачи учебного курса: - показать проявление новых социально-экономических процессов во внутренней и внешней политике России. - обозначить процесс становления новых форм государственности и политики власти на международной арене в качестве главного гармонизатора и гаранта мирового исторического процесса. - рассмотрение истории общественной мысли страны как следствия и отражения социально-экономических процессов. - формирование у студентов понимания сути процесса становления рыночного, капиталистического производства, общих закономерностей и своеобразия этого процесса. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина входит в раздел «ДН(М)» цикл дисциплин направления. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Студент должен знать: - конкретные события и факты из истории России XIX века - основные источники и исследовательскую литературу по периоду Студент должен уметь: - логически связывать фактическую, событийную историю с социальными, экономическими, политическими и культурно-историческими процессами. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История. А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6); - осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); - Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); - способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); - способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); - умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11); - способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14); - способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15) II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Вводная лекция. Методологические новации в исследовании истории России XIX века. Содержание и соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Определение типов цивилизации в современной отечественной и зарубежной историографии и философии. Своеобразие российской цивилизации, обусловленность ею процесса модернизации (расколотость общества, замедленность процесса культурного формообразования, стагнация политической культуры). Тема 2. Социально-экономическое развитие России в I половине XIX в. Условия экономического развития: огромная территория, богатство природных ресурсов и возможность технических заимствований у стран Западной Европы – факторы, стимулирующие процесс модернизации. Вместе с тем суровые природные условия (бедные подзолистые почвы, неблагоприятные климатические условия, короткий вегетационный период) обусловливали медленные темпы экономического развития, сдерживали модернизационные процессы в целом и создавая необходимость наличия мощных силовых структур как опоры государственной власти и, соответственно, самодержавную, деспотическую форму государственной власти. Сельское хозяйство. Категории крестьян. Монопольная земельная собственность государства и дворян-помещиков как основа феодально-крепостнического производства. Своеобразие феодализма в России. Динамика развития помещичьего и крестьянского хозяйства. Факторы стимулирующие и факторы сдерживающие процесс их развития. Личная зависимость крестьян, их прикрепление к наделам. Следствие этих факторов – упрощенная форма феодальных отношений, отсутствие сложной иерархической структуры. Помещичье хозяйство. Состояние и тенденция развития. Категории помещиков, устройство их хозяйств. Стимулы их развития. Факторы, сдерживающие модернизацию хозяйства - отсутствие внутренней необходимости его реформирования. |
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII... Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «История архитектуры города Томска» составлена... Составитель: Богданова О. В. – к и н., доцент кафедры археологии и исторического краеведения тгу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до... Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики... Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики XVIII xix веков»» составлена на основе требований Государственного... | Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»... Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена... Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Геоинформационные технологии в исторических исследованиях Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки... ... | ||
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII... Целью курса является достижение понимания студентами III курса иф своеобразия исторического пути стран Азии и Африки в период с 17... | Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история... Изучение плюралистической природы американской демократии, основных структур государственного управления в США на национальном, штатном... |