Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400.





Скачать 457.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400.
Дата публикации23.02.2015
Размер457.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа



Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет

Исторический факультет


Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

профессор ________ В.П. Зиновьев

«___» __________ 2009 г.

АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА:

история и современные тенденции.


Рабочая программа



Направление 030400.68 – История

Магистерская программа – Американские и германские исследования

Статус дисциплины:

Дисциплина направления (ДВМ. 01)


Томск – 2009




Одобрено кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений



Протокол № от ______________________ 2009 г.

Зав. кафедрой, доцент ___________________В.П. Румянцев
Рекомендовано методической комиссией исторического факультета
Председатель комиссии, доцент______________В.Ю.Соколов

«___»_________________2009 г.



Рабочая программа по курсу « Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400.68 – История, магистратура «Американские и германские исследования»

Общий объём курса 160 часов. Из них: лекции – 40 часов, практические занятия – 20 часов, самостоятельная работа – 100 часов. Зачет в 10 и 11 семестрах.




  1. Организационно-методический раздел.

Цель курса.


Изучение плюралистической природы американской демократии, основных структур государственного управления в США на национальном, штатном и мест­ном уровнях.

В центре внимания - динамика законодательных, исполнительных и судебных процессов в этой стране в Новое и Новейшее время с активным участием в них американской общественности, средств массовой информации, «группового мышления» и лоббистских групп.

Cравнительно-исторический анализ американского федерализма - фундамента государственного и бюджетного управления в США.

Всё это предполагает изучение широкого круга источников и научных трудов отечественных и зарубежных (прежде всего, американских) авторов по истории и современным тенденциям развития американской политической системы.

Задачи курса:


  1. Уточнить многообразие понятий, отражающих содержание, основные принципы функционирования и проследить эволюцию американской политической системы в Новое и Новейшее время вплоть до наших дней.

  1. Привить студентам навыки комплексного подхода к осмыслению плюралистической природы американской демократии и механизмов государственного и бюджетного управления с момента образования США и до настоящего времени.

  2. Изучить электоральный процесс, расширение гражданских прав в США в исторической ретроспективе.

  3. Выявить степень политического участия американской общественности в исполнительных и законодательных процессах США в исторической ретроспективе.

  4. Показать усиление роли неправительственных организаций, «группового мышления» и лоббистских групп в современной системе государственного управления США.

  5. Проследить формальные и неформальные связи между органами управления в американском обществе на разных уровнях и внутри их.

Требования к освоению курса:


Курс «Американская политическая система: история и современные тенденции» рассчитан на 72 часа работы студентов (2 зачетных единицы). 28 часов отводится на освоение лекционного материала (18 часов - на аудиторные занятия и 10 часов - на самостоятельную работу студентов); 28 часов - на освоение тем семинарско-практических занятий (18 часов аудиторных занятий и 10 часов самостоятельной работы); 16 часов - на написание итоговых письменных работ.

В рамках самостоятельной работы студентов (СРС) ведётся подготовка промежуточному зачёту в форме теста (на англ.яз.) и экзамену, анализируются документы по темам семинарско-практических занятий, пишутся рецензии на монографии (статьи), рефераты, эссе и т.п.

Обязательным условием освоения курса является владение английским языком на уровне чтения и понимания материалов общеполитиче­ского и исторического характера.

В лекциях по курсу прослеживаются основные методологические, теоретические и эмпирические аспекты истории, экономики, политики, идеологии и культуры США в диалектической взаимосвязи с зарождением и развитием американской политической системы в Новое и Новейшее время.

На семинарско - практических занятиях анализируются основные источники по узловым проблемам курса, а также обсуждаются, с опорой на труды отечественных и зарубежных авторов, дискуссионные вопросы курса.

В качестве итоговой аттестации студенты защищают доклад или сообщение объемом 5-7 страниц печатного текста, либо по структурному анализу, либо по процессуальным аспектам государственного управления в США, используя при этом наиболее значимый круг источников и опираясь на исследо­вания отечественных и зарубежных авторов. Защита письменных работ происходит в ходе заключительных семинарско - практических занятий.


Ожидаемые результаты.



При условии добросовестного выполнения всех требований преподавателя к освоению курса, студенты закрепят специальные компетенции:

  • познают истоки, логику формирования и эволюцию американской политической системы в исторической ретроспективе;

  • расширят круг общенаучных методов и приёмов изучения внутриполитической истории США, включая абстрактно- логический, системный, функциональный, сравнительный, статистический, контент-анализ и т.п.;

  • укрепят навыки ясно обосновывать актуальность научно-исследовательских познаний в области теории и практики государственного управления в США, подходить к объекту и предмету изучения комплексно и в исторической ретроспективе, чётко ставить задачи исследования и неуклонно соблюдать хронологическую последовательность при изложении материала;

  • усовершенствуют способности критически осмысливать доступные источники и литературу, формируя интеллектуальную любознательность в поиске дополни­тельной информации по истории и современным тенденциям развития американской политической системы;

  • научатся свободно пользоваться понятийным аппаратом, который связан с прошлым и настоящим государственного управления в США.



  1. Содержание курса.



Темы лекций и их краткое содержание.

Тема 1. Введение в проблематику курса.


Конституционные основы американской демократии, её развитие и особенности в исторической ретроспективе.

Узловые проблемы и основное содержание законодательного, исполнительного и судебного процессов в США, их эволюция в истории американского государства.

Основные механизмы формирования и осуществления государственной политики США в Новое и Новейшее время: их реформирование на рубеже XX-XXI вв.

Федерализм в США: общее и особенное.

Обзор источников и литературы по узловым вопросам и проблемам курса.


Тема 2. Особенности американской демократии в

исторической ретроспективе.


История политической культуры в США: истоки, закономерности развития и современная специфика.

Суверенитет американского народа. Правление большинства и права меньшинства. Теория и практика американских элит. Роль общественного мнения.

Электоральный процесс в рамках американской политической системы. Формальные правила и неформальные препятствия для политического участия американских граждан в избирательных кампаниях Президента, Конгресса и местных органов управления в США.

Тема 3. Американский федерализм.


Федеративный союз – краеугольный камень национального устройства США. Эволюция американского федерализма в Новое и Новейшее время: общее и особенное. Так называемый «новый федерализм» в США.

Особенности государственного и бюджетного федерализма в США. Дисперсия федеральной власти. Американские штаты и их административные единицы.

Сравнительно-исторический анализ американского и российского вариантов федерализма.

Тема 4. Законодательный процесс в США.


Можно ли назвать американский Конгресс органом народовластия?

Структурная организация Конгресса: система комитетов и подкомитетов. Полномочия американских законодателей и распределение предметов ведения на федеральном и местном уровнях. Типы, функции и полномочия легислатур. Надзор над администрацией. Другие функции.

Процедурные процессы законотворчества в США.

Тема 5. Исполнительный процесс в США.


Конституционные основы исполнительной власти в США.

Президентское правление. Вице-президент и кабинет. Губернаторы, мэры и другие государственные чиновники.

Внутренняя политика. Бюджетные и социально-экономические полномочия исполнительной власти. Законотворческая роль административных органов и право вето.

Внешняя политика. Возможности и пределы власти исполнительных органов в США.

Тема 6. Американская судебная система.


Конституционные основы судебной системы в США.

Процедура принятия законов. Судебный надзор. Виды судебных процессов.

Двойная система американских судов. Суды штатов.

Федеральные суды.

Организация судопроизводства в США. Роль общественности и суда присяжных.

Тема 7. Реформирование государственного

устройства США на рубеже XX-XXI вв.




Планы американского президента Б. Обамы по реформированию государственного управления в США.

Влияние неолиберальной и неоконсервативной идеологии.

Темы семинарско-практических занятий.




Тема 1. Конституционные и законодательные

основы государственного устройства США.




Ключевые понятия, предметный указатель и указатель имён, а также организации, билли и резолюции, поясняющие конституционные и законодательные принципы функционирования американской политической системы, призванные исключить «тиранию большинства», обеспечить демократические права и свободы американских граждан.
Анализ документов, схем, таблиц, решение тестов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Суверенитет американского народа. (См.Тест «Bill of Rights»). Справочный материал к тесту (на англ.яз.).

  2. Разделение властей. Система «сдержек и противовесов». (См.Тест_ Congress and President ). Справочный материал к тесту (на англ. яз.).

  3. Особенности и эволюция американского федерализма. (См. Схема _4.1; _4.2). Тест_ Federalism. Справочный материал к тесту (на англ.яз.).

  4. Судебный конституционный надзор. Постановления Верховного суда. (См. Таблица _10.2 ). Указатель и термины, связанные с постановлениями Верховного суда (на анг.яз.).

  5. Общее и особенное в расстановке политических сил в США и России. (См. Схема _6.1).


Источники и обязательная литература:


  • Даль Р. Введение в теорию демократии. М.:1992.

  • Конституция США: Текст и постатейный комментарий (в двух частях). М., 1984 г.

  • Скидмор Макс Дж. Маршалл, Картер Трип. Американская система государственного управления Вводный курс М.: 1993.

  • Теория политики: Учебное пособие. Под ред. Б. А. Исаева. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с: ил.// http://yanko.lib.ru/books/politologiya/teoriya_politiki-isaev-2008-a.htm

  • Токвиль А. Демократия в Америке. М.: 1992.

  • Шлезингер Артур М. Циклы американской истории. М.: 1992.

  • Waldman T. The Best Guide to American Politics/ Los Angeles, California: 2000.


Журналы:

  • Полис.

  • Политические исследования.

  • США и Канада-экономика, политика, культура.

  • Pro and Contra.

  • American Political Science Review.

  • Comparative Political Studies.

  • Government and Opposition.


Дополнительная литература, ресурсы Интернета.
Промежуточный зачёт (тест на англ. яз).

Тема 2. Государственная политика США.




Ключевые понятия, предметный указатель и указатель имён, а также организации, билли и резолюции расширяют представления о диалектике формирования и осуществления внутренней и внешней политики США в Новое и Новейшее время.

Анализ документов, схем, таблиц, решение тестов.
Вопросы для обсуждения:


  1. Основные комплексы государственного управления в области внутренней и внешней политики США. (См. Figures 6.1; 6.2 _6.3. Tables _4.1; 6.4; _6.5; Таблицы _8.2 _9.1 ; Маps _7. Схемы _ 4.1 4.2; Таблицы _ 8.1; 9.1).

  2. Роль «группового мышления», лоббистов, средств массовой информации в процессе выработки и осуществления внутренней и внешней политики США. (См. Figure _ 3.1 3.2; 3.3 4.1 8.1 8.2 9.1; Tables _ 7.1; 7.2; 7.3).



Источники и обязательная литература:

  • История США: В 4 т. Под ред. Н.Н. Болховитинова др. М.:1983-1987.

  • Chomsky, Noam. Media Control: The Spectacular Achievements of Propaganda. New York: Seven Stories Press: 2002.

  • Fordham, Benjamin O., and Timothy McKeown.

"Selection and Influence: Interest Groups and Congressional Voting on Trade Policy." International Organization 57 (summer 2003): 519-549.

  • Truman, David B.. The Governmental Process: Political Interests and Public Opin­ion. New York: Knopf.: 1951.


Дополнительная литература, ресурсы Интернета.


Тема 3. Двухпартийная система США:

история и современные тенденции.



Ключевые понятия, предметный указатель и указатель имён, а также организации, билли и резолюции расширяют знания студентов о зарождении, эволюции и современных тенденциях развития американской партийной системы.

Анализ документов, схем, таблиц, обсуждение докладов.
Вопросы и темы докладов для обсуждения:


  1. Становление, периодизация и формирование

организационных структур американских партий в XIXв 2. Трансформация двухпартийной системы США в XX-

нач. XXI вв.

3. Функции партий в государственном управлении США.

Роль третьих партий.
Доклады:
Тема 1. Реформы в рамках двухпартийной системы США в 1970-е –90-е гг.).

Тема 2. Влияние неолиберальной и неоконсервативной идеологий на трансформацию двухпартийной системы США на рубеже XX-XXI вв.

Источники и обязательная литература:

  1. Дюверже М. Политические партии. М.:2002.

  2. Маныкин А.С. История двухпартийной системы США. Спецкурс. М.: 1981.

  3. Проблемы американистики. Политические партии США в новейшее время. М.: 1982.

  4. Проблемы американистики. Проблемы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. М.: 1988.



Дополнительная литература, ресурсы Интернета.

Контрольные вопросы:


  1. Объяснить смысл двух противоположных высказываний: «Моя страна там, где свобода» (Бенджамин Франклин) и «Моя страна и там, где нет свободы» (Томас Пейн).

  2. Основные принципы американской политической системы в Конституции 1787 г.? Дебаты на Конвенте в Филадельфии вокруг проблемы разделения властей (Ал. Гамильтон против Мэдисона).

  3. Поясните трудно переводимые на русский язык или образные понятия, весьма точно отражающие специфику американской политической системы: «gerrymandering», «magwamps», belief system, clientitis, caucus, dark-borse candidate, earmarking, fast-track, favorite son, iron triangle, neighborhood watch groups, pocket veto, sound bite, spoils system, ticket (“straightandsplit”). См. Glossary_Hook; Glossary_ Waldman.

  4. Организационные структуры Конгресса США. Их реформирование в 1970-е гг.? (См. Figure_5.2).

  5. Что означает «привелегия франкирования» американских конгрессменов?

  6. Проанализируйте исходы промежуточных выборов в Конгресс США («праймериз») и факторы влияния, определяющие эти результаты в исторической ретроспективе (Figure_ 5.3).

  7. Типичная картина прохождения законопроектов в американском Конгрессе (Схема_ 7.1).

  8. Процедура регистрации американских избирателей.

  9. Может ли американский гражданин проголосовать одновременно за кандидатов от обеих партий в законодательные или исполнительные властные структуры США?

  10. Объясните смысл популярного лозунга в американском обществе 1960-х гг.: «Власть людям!).

  11. Проследите последовательность процедуры избрания американского президента.

  12. Эволюция организационных структур президентской власти в США в Новое и Новейшее время.

  13. Распределение конституционных полномочий между Президентом и Конгрессом США в области внутренней и внешней политики. (Ст. I и II Конституции США; Таблица_ 8.1; Таблица_8.2). Последствия в этом вопросе Уотергейтского скандала?

  14. Смысл процедуры «ускоренного регламента» в американском Конгрессе?

  15. Считается, что Президент – гарант национальных интересов США? Приведите факты из современной американской истории, противоречащие этому утверждению.

  16. Доказать (или опровергнуть) связь личностных качеств американских президентов с определением стиля государственного руководства страной (коллегиального, иерархичного и т.д.). См. Приложение: Президенты Соединённых Штатов.

  17. С 1972 по 1992 гг. произошёл резкий спад политической активности американских избирателей (см.Table_1.1). Чем объяснить?

  18. Причины относительной автономии современного бюрократического аппарата в США и последствия этого явления для внутренней и внешней политике страны? (См. Таблица_9.1).

  19. Дисперсия местных органов власти в США: формы и последствия этого явления?

  20. Виды судебных процессов в США? (См. Таблица_10.1)

  21. Недостатки и достоинства двойной системы судов в США? (См.Таблица_10.2).

  22. Объяснить факт параллельных полномочий национального правительства США и полномочий американских штатов. (См. Схема_4.2).

  23. Роль попечительских советов в американских графствах?

  24. Оцените степень влияния американских избирателей на политические процессы на местном уровне.

  25. В какой мере «групповое мышление» в США соответствует (или противоречит) плюралистической природе американской демократии?

  26. Функции системы «сдержек и противовесов» в государственном управлении США.

  27. Эволюция гражданских прав в США.

  28. Ответьте на вопросы Службы иммиграции и натурализации США (См. Анкета).

  29. Роль партий в американском политическом процессе. Их функции и основной принцип функционирования. Периоды однопартийного правления в истории США.

  30. Чем принципиально отличаются современные политические системы США и России? (См. Cхема_6.1).


Промежуточный зачёт в форме теста (на англ. яз.).

Примерная тематика письменных работ:


  1. Сравнительно – исторические характеристики и оценки авторитарной и демократической систем. государственного управления в мире. (См. Figure_7.1).

  2. «Статьи конфедерации и Вечного союза» как первоначальный вариант государственного устройства США?

  3. Американский образ жизни: мифы и реальность (анализ трудов Д. Бурстина. Американцы. В 3-х т. Колониальный опыт. Национальный опыт. Демократический опыт.

М.: 1993).

  1. Роль фронтира в процессе становления американской политической системы.

  2. Анализ любой политической кампании в США (президентской, «праймериз»), по выбору студента.

  3. Распределение предметов ведения между законодательной и исполнительной властью в США в исторической ретроспективе.

  4. История создания, структура, функции и современное состояние основных внутриполитических и внешнеполитических министерств и ведомств США (по выбору студента). (Cм. Figures 4.1; 4.2).

  5. Кризис президентской власти в США в поствьетнамскую эру. Доклад комиссии Тауэра.

  6. Военно-промышленный комплекс США: структура, функции, современное состояние.

  7. Основные внешнеполитические механизмы государственного управления США: структуры, функции, современное состояние. (См. Table 4.1).

  8. «Мозговые центры» CША по выработке внутренней и внешней политики.

  9. Связь с общественностью американских властей. Консенсус Алмонда-Липпмана.

  10. Реформа иммиграционного закона (1996 г. ). Современные трансформации процесса натурализации в США.

  11. Принцип добровольности как основа участия американских граждан в общественно-политической жизни своей страны ( на примере «Христианской коалиции», «Сьерра - клуба», Лиги женщин- избирательниц, Союза почётных граждан США (РТА), Американского союза гражданских свобод и т.п.).

  12. Финансовые источники президентских кампаний в США. (См. Figure 9.4).

  13. Опросы американцев как источник по изучению общественного мнения в США (деятельность Института Гэллапа, - http://msk.treko.ru/show_dict_471.

  14. Пресса США как организатор политического диалога в американском обществе.

  15. Система власти в американских штатах, графствах, городах.

  16. Масоны и антимасонское движение в рамках американской политической системы: история и современная роль.

  17. Американский и российский опыты федерализма: сравнительно-исторический анализ.



  1. Распределение часов по темам и видам работ:





№ п/п

Наименование

темы:

Всего часов:

Аудиторные занятия (в часах).

В том числе:

Самостоя­тельная работа студентов

(СРС):







лекции

семинары



1

Введение в проблематику курса.









2

Особенности американской демократии.









3

Федерализм в США.









2

Законодательные механизмы и процессы.









3

Исполнительные механизмы и процессы.









4

Судопроизводство в США.









5

Роль общественного мнения и средств информации.













6

Подготовка и защита письменных работ студентов













Итого:

72

18

18

36

IV. Формы итогового контроля:


Защита письменных работ. Экзамен.

V. Учебно-методическое обеспечение курса.


Основные источники и обязательная литература к семинарско-практическим занятиям, а также дополнительная литература, ресурсы Интернета, примерные вопросы к экзамену в электронных приложениях к курсу. Гиперссылки в электронном варианте выделены в программе жирным шрифтом и подчёркнуты.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до...
Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII...
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена...
Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века»...
Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»...
Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Политическая история...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований...
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований...
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Русский язык и культура речи» составлена...
Рабочая программа по курсу «Русский язык и культура речи» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconГеоинформационные технологии в исторических исследованиях
Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Основы теории коммуникации: Паблик рилейшнз...

Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «История архитектуры города Томска» составлена...
Составитель: Богданова О. В. – к и н., доцент кафедры археологии и исторического краеведения тгу
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена...
Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена...
Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Бизнес-этикет (основы профессиональной...
Рабочая программа по курсу «Бизнес-этикет (основы профессиональной этики pr и рекламы)» составлена на основе требований Государственного...
Рабочая программа по курсу «Американская политическая система: история и современные тенденции» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400. iconРабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск