Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение





Скачать 456.19 Kb.
НазваниеКонцепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение
страница1/4
Дата публикации23.01.2015
Размер456.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4


В.Г.Кривенко, В.А.Кузякин, Е.С.Равкин, В.О.Авданин, Ю.Н.Никеров, А.Г.Куприянов, Н.Г.Челинцев, В.Б.Петрунин
КОНЦЕПЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА, УЧЁТА И МОНИТОРИНГА ЖИВОТНОГО МИРА РОССИИ
Введение
Проблема организации государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки в этом направлении ведутся в ряде научных организаций России, но недостаточно интенсивно, как и практические организационные шаги, что связано с почти полным отсутствием финансирования для решения этой проблемы. В начале 1990-х годов внимание государственной власти к этой проблеме ослабло, как и к другим проблемам охраны природы. Однако в Законе РФ “О животном мире” (1995) вновь говорится о государственном учете, кадастре и мониторинге животного мира, как неотъемлемой и необходимой информационной базе охраны и рационального использования ресурсов животного мира России. Правительство Российской Федерации 10 ноября 1996 г. приняло постановление № 1342 “О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира”. Эти акты побудили новую волну научных исследований, методических поисков в проблемах учета, кадастра и мониторинга животного мира, результаты которых требуют сейчас очередного научного осмысления и обобщения. Данную статью авторы рассматривают именно в таком аспекте.

Основное внимание в работе уделяется государственному кадастру животного мира (КЖМ) как центральной части информационной цепочки от учета к мониторингу. Учет животных представляет собой и самостоятельную проблему, и основополагающий источник всей инвентаризационно-оценочной информации. Учет может проводиться с любыми целями, в том числе не направленными на ведение кадастра и мониторинга животного мира. В то же время, кадастр и мониторинг не могут вестись без данных учета. Здесь учет животных рассматривается как информационный источник цепочки учёт - кадастр - мониторинг. Мониторинг животного мира - это аналитический этап работ по государственной инвентаризации ресурсов животного мира, обобщение данных учета и кадастра с целью выявления тенденций в динамике ресурсов животного мира для определения практических шагов в их охране и реализации использования.

Кадастр животного мира также рассматривается нами не как застывший государственный документ, а как постоянное ведéние государственных документов, с пополнением данных по инвентаризации животного мира, т.е. как постоянно идущий процесс. В таком понимании КЖМ может рассматриваться как центральная часть всего комплекса работ по инвентаризации и мониторингу животного мира, как главная методическая идея зоологического ресурсоведения.

Краткая историческая справка


Идея государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира не могла появиться на пустом научном поле. Это результат преемственного развития зоологических ресурсоведческих идей, в основном отечественных, обусловленных большими размерами страны, богатством и слабой изученностью ресурсов животного мира.

Задачи оценки ресурсов животного мира освещались в печати еще с прошлого века. Появилось это в форме обоснования необходимости проведения учетов отдельных видов, в основном птиц и млекопитающих, с различными целями, чаще - описательно-зоологическими или охотоведческими (Книзе, 1934). В тридцатых годах нашего столетия А.Н.Формозовым (1932) была предложена специальная формула расчета численности млекопитающих по следам на снегу, которая в дальнейшем послужила основой развития теории и практики зимнего маршрутного учета охотничьих животных. Учеты охотничьих животных проводились и другими методами независимо от упомянутой формулы. В пятидесятые годы необходимость оценки ресурсов животного мира стала формулироваться четче, во многом благодаря практическим нуждам, связанным с ведением охотничьего, рыбного, лесного, сельского хозяйства, выяснением роли отдельных видов как вредителей и переносчиков особо опасных инфекций (Формозов, 1951; Кузякин, 1993).

Большой вклад в изучение населения животных и развитие ресурсно-кадастрового направления в зоологии принадлежит проф. А.П.Кузякину, который сформировал самостоятельное научное направление – ландшафтную зоогеографию – посвященное выявлению распределения и обилия фоновых видов и групп животных на “ландшафтной” основе (1950, 1951,1962). В дальнейшем А.П.Кузякиным, его учениками и последователями продолжалось развитие зоогеографических представлений и расширялась география учетных работ (Кузякин, Мазин, 1986, 1993; Рогачева, 1965; Ю.Равкин, 1973, 1978, 1984; Ю.Равкин, Лукьянова, 1976; Мазин, 1991; Е.Равкин, 1986; Е.Равкин, Тертицкий, Орехов 1987; и мн. др.). В русле ландшафтной зоогеографии А.М.Чельцовым-Бебутовым (1970), Н.В.Тупиковой (1969) и другими исследователями были заложены основы картографирования животного населения, что также способствовало развитию представлений о территориальном распределении ресурсов животного мира.

С развитием системы охотничьего хозяйства и закреплением угодий возникла необходимость государственного контроля за использованием охотничьих ресурсов. В 1962 г. Главохотой РСФСР по инициативе В.П.Теплова была организована Группа биологической съемки (ГБС), которая руководила проведением ежегодных зимних маршрутных учетов охотничьих животных, единовременных учетов водоплавающих птиц и добычи пернатой дичи на больших территориях. В связи с переводом Окского госзаповедника, на базе которого работала ГБС, в другое ведомство, перед Главохотой РСФСР встала задача восстановления учётно-информационной службы в системе охотничьего хозяйства. В Главохоте РСФСР и подведомственной ей Центральной научно-исследовательской лаборатории все чаще стали говорить о государственном учете охотничьих ресурсов. Обоснование необходимости создания Государственной службы учета впервые было опубликовано Е.Е.Сыроечковским, Ф.Р.Штильмарком, Э.В.Рогачевой в 1971 г. В ЦНИЛ Главохоты РСФСР стали вестись научные исследования по методам и организации учета охотничьих ресурсов (Равкин, 1975а, б, в, 1976, 1978; Равкин и др., 1973, 1974; Вершинин, 1976; Кузякин, 1972, 1975, 1976а, б, 1977, 1979, 1980, 1981; Дронсейко, Кузякин, 1974; Плотников, Кузякин, 1979 и др.).

В 1979 г. в системе Главохоты РСФСР была организована Государственная служба учета охотничьих ресурсов РСФСР, которая по сей день осуществляет унификацию и упорядочение работ по учетам основных видов охотничьих животных на большей части территории России, проводит анализ полученных данных и их коррекцию (Кузякин, 1982, 1985а, 1985б, 1989; Назаров, 1986; Кукушкин, 1986; и др.). Даже в настоящее непростое время службой учёта продолжается сбор, централизованная обработка, хранение и систематизация информации по угодьям и численности основных видов охотничьих животных (Ресурсы основных видов охотничьих животных..., 1996; Состояние ресурсов охотничьих животных …, 2000).

Одновременно с подготовкой Государственной службы учёта возникло понятие охотничьего кадастра, затем - кадастра животного мира (Рогачева, 1974; Рогачева, Сыроечковский, 1977; Сыроечковский, Рогачева, 1975), идею создания которого активно развивали указанные авторы сначала в ЦНИЛ Главохоты РСФСО, затем во ВНИИприроды и ИЭМЭЖ АН СССР (Соколов, Сыроечковский, 1982, 1983; Сыроечковский, Рогачева, 1975, 1980; Сыроечковский, Кузякин, Рогачева, 1989 и др.). По их же инициативе во ВНИИприрода была создана Лаборатория учета и кадастра животных, в которой разрабатывались теоретические основы и научно-методическая база для инвентаризации ресурсов животного мира. В начале главное внимание уделялось разработке основ создания охотничьего кадастра, затем - кадастра всего животного мира (Флинт, Кривенко, Головкин и др., 1988; Флинт, Кривенко, Мартынов, 1989; Кривенко, Мартынов, Мирутенко и др., 1990; Мартынов, 1983; Мирутенко, 1985; Челинцев, 1986, 2000; Равкин, 1986, 1989а, б; Равкин, Челинцев, 1990; Никеров, 1987; и др.).

Определенным итогом разработки проблемы ведения кадастра животного мира учеными и практиками страны стал выход постановления Совета Министров СССР № 373 “О порядке ведения государственного учета животных и их использовании и государственного кадастра животного мира” (1984). В законах РФ “Об охране окружающей природной среды” (1992) и “О животном мире” (1995) необходимость составления кадастра животного мира уже закреплена в соответствующих статьях.

Проблемам кадастра и учета животных было посвящено несколько специальных Всесоюзных конференций: в 1978 г. по инициативе ВНИИприрода, в 1981, 1986 и 1989 гг. - под эгидой ИЭМЭЖ АН СССР. Кроме того, вопросы учета кадастра животных рассматривались на всех зоологических и зоогеографических конференциях всесоюзного и регионального уровней. В ряде академических и отраслевых НИИ, вузах страны так или иначе затрагиваются проблемы создания кадастров разных групп животных, предлагаются к использованию различные подходы и принципы организации материала. Принцип комплексности оценки ресурсов животного мира нигде не получил полного воплощения, хотя некоторые учреждения на практике вплотную подошли к этому. Например, в Институте систематики и экологии животных СО РАН, (Новосибирск), с 1981 г. действует банк данных по численности птиц, мелких млекопитающих и земноводных по территории СНГ (Равкин Ю.С., 1991). НИЦ “Кадастр” (Иркутск) и НПП “Кадастр” (Ярославль) Минприроды РФ подготовили варианты макетов создания комплексного территориального кадастра природных ресурсов (1994). Составлен кадастр животного мира Пуровского района Ямало-Ненецкого национального округа (1999 г.).

Задачи, поставленные перед природоохранными организациями Законами РСФСР “Об охране окружающей природной среды” и “О животном мире”, требуют неотложной разработки и осуществления программы инвентаризации всего многообразия животного мира. Например, для сохранения биоразнообразия, оперативного контроля за ресурсосберегающим использованием животных, оценки состояния ресурсов животного мира как компонента природной среды, включения ресурсов живой природы в стоимостную оценку территорий, для оценки ущерба животному миру от хозяйственной деятельности, а также для многих других целей требуются комплексные характеристики животного населения и его составных частей.

Под ресурсами животного мира мы подразумеваем не только ту их часть, которая имеет прямое значение для человека, но и те виды ресурсов, которые не используются непосредственно в хозяйстве, но участвуют во всех средообразующих, обменных и энергетических процессах, увеличивают общее биоразнообразие, имеют информационную и культурно-рекреационную ценность, помогая этим сохранению и обогащению среды жизни человека. В связи с этим, в кадастр животного мира должно быть включено максимально возможное число видов животных, а система организации кадастровых данных должна позволять последующее дополнение новыми видами. Поэтому общие подходы и методические разработки по организации, содержанию и ведению кадастра животного мира, предлагаемые ниже, направлены на соблюдение основного принципа - комплексности, позволяющей использовать материалы кадастра в самых разнообразных целях.
Понятие государственного учёта

животных
Государственный учет животных – это комплекс периодически проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о распространении, условиях существования, численности и использовании животных. Цель государственного учета – слежение за количественными и качественными изменениями состояния животного мира отдельных регионов и Российской Федерации в целом. Ведение государственного учета животных предусматривает сбор, обработку, экспертизу, хранение и передачу в соответствующие инстанции данных, оформляемых в виде документации государственного учета и компьютерного банка данных.

Учёт животного мира обязаны проводить все его пользователи независимо от их ведомственной принадлежности, с выделением необходимого финансирования и представлением полученных данных соответствующим региональным и федеральным органам, ответственным за охрану и рациональное использование животного мира.
Уровни государственного учёта

животных
По территориальному принципу ведения государственного учета животных можно выделить два уровня: федеральный и региональный. Этих уровней вполне достаточно для государственного контроля состояния животного мира на больших территориях, они соответствуют разделению компетенций между Федерацией и ее субъектами, а также двум главным ступеням структур государственных ведомств, уполномоченных вести контроль за состоянием и использованием животного мира, а именно – федеральным и подведомственным региональным органам. Более низкие территориальные уровни (районный, территории хозяйственных субъектов) могут представлять интерес для муниципальных властей, отдельных хозяйств, предприятий. Данные по таким территориям нередко могут быть необходимыми для технологии ведения учета, но они выходят за рамки понятия государственного учета и обязательной документации государственного учета животных.

Весь животный мир также может быть разделен на виды и группы видов различного уровня изученности, обеспеченности методами учета, возможности проведения учета на больших территориях. Далеко не каждый вид животных может быть учтён не только на больших территориях, но и вообще, а для некоторых групп животных еще даже не установлен их видовой состав. Те виды животных, которых можно учесть, тоже могут получить оценку численности или добычи разного уровня точности. В связи с этим к материалам государственного учета должно быть соответствующее отношение и требование соответствующего уровня точности, достоверности.

В директивных и методических документах по государственному учёту животных невозможно ранжировать весь животный мир по уровням возможности и достоверности учета. Целесообразно внутри каждой “отраслевой” группы животных выделить наиболее значимые виды и группы видов, которые обязательно должны подлежать государственному учету. Перечни таких видов периодически могут обновляться и расширяться.
Методическое обеспечение

государственного учета животных
Государственный учёт животных должен проводиться по единым унифицированным методикам, иначе будет невозможно сопоставлять и обобщать материалы учетов. По этой причине подготовка методических документов (инструкций, указаний, рекомендаций, пособий) должна быть под контролем соответствующих ведомственных органов федерального уровня. К разработке этих документов нужно привлекать ведущие научно-исследовательские прикладные, академические институты, высшие учебные заведения, отдельных ученых, специализирующихся на проблемах учета определенных групп и видов животных. Подготовленные к утверждению методические документы необходимо проводить через экспертизу, организуемую ведомственной комиссией по кадастру животного мира, и в случае одобрения ею они утверждаются руководством ведомства. В целях соответствия и унификации учетных данных по различным отраслевым группам животных ведомственные методические документы по государственному учету животного мира должны рассматриваться Головным координационным центром по государственному учету, кадастру и мониторингу животного мира и окончательно утверждаться этим центром.

Методические документы, утверждаемые на федеральном уровне, не исключают использование региональных вариантов общероссийских методик, адаптированных к местным природным и социальным условиям, разработку региональных методик учета узкоареальных, эндемичных видов животных. Однако такие методики и соответствующие документы должны также утверждаться на федеральном уровне при одобрении региональных межведомственных комиссий по учету, кадастру и мониторингу животного мира. При разработке новых методических документов необходимо ориентироваться на уже утвержденные и адаптированные на практике так называемые “базовые” методики. Они должны включать схему организации учета, непосредственно методику учета, методическую подготовку и картографическое обеспечение учета, способы обработки данных.

Картографическое обеспечение учётов охватывает несколько направлений: наличие или проведение инвентаризации и картирования местообитаний животных, картографическое планирование размещения учетных проб или определение дислокации сплошных учетов, обеспечение учетчиков картографическим материалом для ориентации на местности, составление карт учетных показателей для их анализа перед обработкой или в процессе ее, составление итоговых карт результатов учета. Методическое обеспечение государственного учета вместе с процессом обработки и обобщения учетных материалов, созданием банков данных, составляет научное обеспечение государственного учета животных.

Некоторые аспекты инвентаризации и картографирования местообитаний животных и создания территориальных (картографических) основ более подробно освещаются ниже в соответствующих разделах по кадастру животного мира.
Организация государственного

учёта животных
Организацию и ведение учета животного мира, включая финансовое обеспечение, осуществляют соответствующие федеральные службы и их региональные органы, по следующим “отраслевым” группам животных:

  • Объектам охоты, а также вредителям домашних животных и растений (кроме вредителей леса) - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

  • Объектам рыболовства - Департаментом по рыболовству Минсельхозпродукции России и Ассоциацией “Государственно-кооперативное объединение рыбного хозяйства”;

  • Вредителям леса - Федеральной службой лесного хозяйства России;

  • Животным, представляющих опасность для здоровья человека - Министерством здравохранения Российской Федерации;

  • Животным, занесенным в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов Федерации – Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Остается не вполне ясной проблема государственного учета животных, не вошедших в упомянутые “отраслевые” группы и в утверждаемые ведомствами перечни видов и групп видов животных, подлежащих государственному учету. В Постановлении Совета Министров СССР № 373 от 28.04.84 г. “О порядке ведения государственного учета животных и их использования и государственного кадастра животного мира” учет всех “прочих” видов животных поручался Академии наук СССР как координатору всех научных организаций и всех научно-исследовательских работ в СССР. Это было логично: в Академии наук и вузах страны работает около 90% зоологов, без которых не только учёт непромысловых и не вредящих животных невозможен, но и даже составление таксономической основы животного мира нереально. Проблема привлечения отечественной зоологической науки к ведению государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира актуальна в настоящее время и будет актуальна всегда: ведомства и их подведомственные научные организации не смогут даже приблизиться к учету подавляющего большинства объектов животного мира без помощи науки и объединения всех имеющихся отечественных научных кадров.

В современной российской социально-экономической ситуации привлечь академических и вузовских учёных к государственному учёту, кадастру и мониторингу без соответствующего и целенаправленного финансирования не представляется возможным. Необходима проработка путей движения финансовых и информационных потоков, и это должно быть сделано до определения схем организации работ. Один из возможных путей - принятие Правительством РФ федеральной программы с финансированием из государственного бюджета. Этот вариант предпочтительнее, чем ведомственное финансирование учетно-кадастровых работ: в этом случае исполнителям учета, кадастра, мониторинга средства не дойдут, качество работ будет соответствующее.

Все сказанное в полной мере относится к учету животных, занесенных в Красные книги: их составление и обновление, а также учет редких и исчезающих видов животных, сбор любой имеющейся по ним информации невозможен без академических и вузовских ученых.

В прежних постановлениях и других документах по государственному учету и кадастру ведение их по “прочим” (непромысловым и не вредящим) группам животных сводилось к ведению “книг генетического фонда животного мира”. В настоящее время в свете современных научных течений, вероятно, более целесообразно эту форму документации называть как “кадастр разнообразия животного мира”.

В схеме организации государственного учета животного мира важной остается проблема соотношения путей потока информации: инструктивно-методической с одной стороны и учетной - с другой. Что касается “отраслевых” групп животных, получается два пути движения информации:

1) Региональный ведомственный орган - региональный орган по охране природы – Федеральный орган по охране природы,

2) Региональный ведомственный орган - федеральный ведомственный орган, и соответственные обратные потоки. В настоящее время трудно определить приоритет какой-либо из этих цепочек. Решение проблемы финансовых потоков во многом определит пути информации. Пока же наиболее целесообразным представляется осуществление обоих этих путей при координации Головного центра по государственному учету, кадастру и мониторингу животного мира. Все это в равной степени относится и к кадастру, и к мониторингу животного мира.

Наиболее приемлемой формой фиксации результатов государственного учета животных на всех уровнях, вероятно, нужно признать “отчет об итогах государственного учета животного мира”, составляемый ежегодно подотчетными организациями.

Понятие кадастра животного мира


Кадастр животного мира (КЖМ) это официальный государственный документ, представляющий собой свод данных о численности, распространении, распределении, хозяйственном значении и использовании, комплексной стоимостной оценки животных, а также местах их обитания. Он служит в качестве основного официального источника информации для оценки состояния и характеристики животного населения как природного ресурса конкретной территории, имеющего определенную экономическую стоимость.
Необходимость и цели создания

кадастра животного мира
Главная цель создания КЖМ заключается в информационном обеспечении организации ресурсосберегающего природопользования на основе своевременного принятия обоснованных управленческих решений, а также оперативного выявления, прогнозирования и предотвращения обеднения биологического разнообразия и общей продуктивности экосистем конкретных территорий. Создание КЖМ определяется также необходимостью контроля со стороны федеральных и региональных государственных органов, во-первых, за использованием ресурсов животных, во-вторых, за оценкой ущерба, наносимого животному миру хозяйственной деятельностью, и в третьих, за динамикой ресурсов животного мира как компонента природной среды и индикатора ее состояния.

В условиях перехода к рыночной экономике, главным образом в связи с правовой неопределенностью использования природных ресурсов, необходимость государственного контроля состояния и использования животного мира резко возрастает, в частности, из-за повышенной уязвимости живых объектов по сравнению с другими природными ресурсами. Соответственно возрастает и актуальность создания КЖМ. Федеральный кадастр животного мира - необходимая обобщающая часть кадастра, без которой планирование охраны и использования животных становится ненадежным, а для ряда видов - невозможным (например, для мигрантов, широко распространенных видов, внесенных в Приложения к международным конвенциям, и т.д.). Интегральный характер федерального кадастра позволяет учитывать наиболее общие тенденции в динамике численности и ареалов животных, их хозяйственного использования и охраны, поэтому только на его базе возможно принятие стратегических, долгосрочных решений федерального уровня.

Правовая база создания и ведения

кадастра животного мира
Создание и ведение КЖМ должно осуществляться и обеспечиваться государством, так как природные ресурсы - государственная собственность, и ответственность за их ресурсосберегающее использование и охрану несут государственные органы власти федерального и регионального уровней.

Ведение государственного кадастра животного мира было закреплено в статье 31 Закона СССР “Об охране и использовании животного мира” (1980). В соответствии с этим Законом, а также постановлением № 373 Совета Министров СССР “О порядке ведения государственного учета животных и их использования и государственного кадастра животного мира” (1984), создание и ведение кадастра животного мира относилось к компетенции союзного Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”, создание и ведение кадастров животного и растительного мира переходит в компетенцию краев и областей (ст. 8,9), а также возложены на государственные природоохранные органы (ст. 16). Закон РФ “О животном мире”, утвержденный Государственной Думой в марте 1995 г., требует неотложной разработки и осуществления программы инвентаризации всего многообразия животных. Статья 5 Закона “О животном мире” гласит, что “к полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира относятся: ... установление ... единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира”.

На региональном уровне (район, область, край, или иной субъект Федерации) обязательства сбора кадастровой информации по животным и растениям - объектам ведения хозяйства – должны быть предусмотрены отраслевыми нормативными актами (например, Правилами охоты на территории региона).

Распоряжением Правительства РФ от 05.04.92 г., № 659-р Минприроды РФ совместно с Госкомстатом РФ поручено осуществить мероприятия по совершенствованию количественного и качественного учета природных ресурсов в новых экономических условиях хозяйственной деятельности.

Указом Президента РФ от 04.02.94 г., № 236 “О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития” одобрены Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, в которых, в частности, говорится о необходимости неистощительного использования возобновимых природных ресурсов, совершенствовании управления в области охраны окружающей среды и природопользования, сохранении биоразнообразия, охране лесов и лесовосстановлении, развитии и совершенствовании системы особо охраняемых природных территорий.

Кроме перечисленных, существует еще ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ, так или иначе затрагивающих проблемы изучения и рационального использования биологических ресурсов.

С целью выполнения задач, связанных с совершенствованием количественного и качественного учета природных ресурсов, их рациональным использованием и охраной, 7 мая 1993 г. было издано распоряжение Заместителя Председателя Совета Министров Правительства РФ № 58-рз, в котором говорится о необходимости проведения эксперимента по совершенствованию учета и социально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала ряда регионов РФ и разработки в 1993-1994 гг. проекта научно-технической программы “Кадастры природных ресурсов”. В результате Минприродой РФ подготовлен проект Федеральной целевой научно-технической комплексной программы “Кадастры природных ресурсов”, который вместе с другой документацией и материалами, связанными с проблемой формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, опубликован в специальном издании (1994).

Поскольку функции контроля, координации и управления в области охраны окружающей среды на региональном, федеральном и международном уровнях в настоящее время переданы Министерству природных ресурсов (МПР) России, эта государственная организация должна быть инициатором создания комплексного кадастра животного и растительного мира, включающего данные не только о хозяйственно значимых ресурсах, но и других биологических объектах (видах, группах видов, растительных сообществах). Необходимость создания такого комплексного кадастра биологических ресурсов усиливается еще и в связи с передачей полномочий по управлению использованием и охраной природных ресурсов в местные органы власти.
Основные принципы построения

кадастра животного мира
Для эффективного использования кадастровой информации при решении ресурсосберегающих и природоохранных задач необходима максимально возможная полнота собранных в нем данных. С этой целью в кадастр следует включать сведения о разных систематических группах животных (от беспозвоночных до высших позвоночных), со следующими приоритетами: объекты добычи, виды, занесенные в Красные книги разного статуса или региональные реестры как особо охраняемые, полезные и вредные для разных отраслей хозяйства, переносчики заболеваний, опасных для человека, виды, имеющие культурно-эстетическое значение, прочие виды животных.

С целью получения сравнимых данных (как в территориальном, так и временном плане), сбор и предоставление кадастровой информации осуществляется по унифицированным или совместимым базовым показателям, отражающим специфику различных систематических, экологических и хозяйственно значимых групп и видов животных.

На основании вышеизложенного, основные принципы составления кадастра должны быть следующими:

1. Обеспечение единства базовых показателей, характеризующих население разных видов и групп животных (например, охотничьих и мелких млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, и т.д.). При этом, в зависимости от изученности и наличия сведений, основной систематической единицей для характеристики населения животных является вид, иногда группа видов.

Главные базовые показатели, характеризующие население животных:

  • Количество видов, обитающих в регионе и в более дробных территориальных таксонах (по систематическим, экологическим, хозяйственным группам);

  • Плотность населения каждого вида (иногда группы видов) на единицу площади (типа местообитания, группы местообитаний, природного, административного района, и т.д.) в определенные периоды годового жизненного цикла животных (в период размножения, в зимний период, во время миграций, и т.д.).

  • Общая численность животных по видам (группам видов) в природных и административных границах в определенные периоды года.

2. Отражение специфичности ряда показателей, характеризующих конкретные экологические или хозяйственные параметры объектов животного мира (например, репродуктивные показатели, стадность, колониальность, пути миграций и их временные характеристики, экономические показатели той или иной отрасли промыслового хозяйства. спортивной охоты, и др.).

3. Обеспечение единообразия территориальных основ для кадастров разных уровней, единых принципов территориальной привязки, централизованное методическое руководство работами по созданию территориальных основ КЖМ, переход на единую кадастровую ГИС - географическую информационную систему обобщения и предоставления всех кадастровых данных.

4. Создание базы данных по экспликации площадей местообитаний в кадастрах регионального и федерального уровней. На основе единых принципов классификации местообитаний животных.

5. Открытость базовой системы для последующего дополнения сведениями о новых видах животных, ранее не включенных в кадастр по причине отсутствия данных, или любыми новыми сведениями о видах, уже включенных в кадастровый список, в том числе хозяйственными показателями характеристики вида или группы видов (например, для охотничьих животных, вредителей сельского и лесного хозяйства, и т.д.).

6. Унификация форм хранения и отчетности первичной, промежуточной и итоговой кадастровой документации всех уровней ведения кадастра. Накопление и хранение данных в банках на ЭВМ для долговременного мониторинга и оперативного анализа.

7. Унифицированная система стоимостной оценки объектов животного мира.
Уровни организации кадастра

животного мира
1. Региональные уровни. Создание районных, областных (краевых) кадастров, кадастров республиканских, по группе областей, краев или на основе природного деления территории. Локальные сведения также входят в региональный уровень (например, по особо охраняемым территориям и другим специфическим участкам).

На региональных уровнях создание основной базы КЖМ осуществляется как поэтапная программа, с обновлением данных для разных групп видов в интервале от 1 до 5-10 лет и с постепенным расширением объектов оценки.

2. Федеральный уровень: создание кадастра животного мира России в целом.

Работа по созданию федерального и региональных КЖМ может начинаться и одновременно. При этом данные по федеральному кадастру могут иметь предварительный характер и формироваться по этапному принципу. Главное, чтобы сведения для федерального и региональных кадастров собирались на единой концептуальной и территориальной основе, а при формировании базы данных использовалось совместимое программное обеспечение. После создания региональных КЖМ предварительный федеральный вариант корректируется, дополняется или заменяется новым, составленным по региональным данным.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconОб утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconВ. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconИспользование кадастра животного мира для сохранения биоразнообразия...
На примере Ямало-Ненецкого автономного округа показано использование базы данных кадастра животного мира для природоохранных целей:...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconРабочая программа по дисциплине Б. З. 10. Основы кадастра недвижимости
Освоение дисциплины направлено на приобретение теоретических знаний и практических навыков по использованию данных государственного...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconЛекция введение понятие о геоинформационных системах
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение icon«Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России»
Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconКонцепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание
Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconОхрана животного мира пермского края
Государственный учет объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconОтчет Иркутского территориального центра государственного мониторинга...
Материалы по ведению государственного учета подземных вод – гув на территории Иркутской области (Отчет Иркутского территориального...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconО государственном кадастре недвижимости
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconВ 2011 году внесены некоторые изменения в законодательные акты по...
Сегодня мы готовы обсудить вопросы предстоящего мониторинга выпускников 9-х классов, тренировочного тестирования, организационные...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconПриказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и...

Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconПрограмма по биологии 7 класс (2 час в неделю, 68 час за год)
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения...
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconТемы вашего учебного проекта
В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования животного мира
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра, учёта и мониторинга животного мира россии введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск