Скачать 381.02 Kb.
|
КАДАСТР ЖИВОТНОГО МИРА -ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ М. В. Мирутенко, Е. С. Равкин, В. А. Кузякин, В. Г. Виноградов Введение Проблема организации государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки в этом направлении ведутся в ряде научных организаций России, но недостаточно интенсивно, как и практические организационные шаги, что связано с почти полным отсутствием государственного финансирования для решения этой проблемы. Однако в Законе РФ "О животном мире" [9] говорится о государственном учете, кадастре и мониторинге животного мира как неотъемлемой и необходимой информационной базе охраны и рационального использования ресурсов животных в России. Правительство РФ приняло постановление "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" [41]. Эти акты побудили новую волну научных исследований, методических поисков в проблемах учета, кадастра и мониторинга животного мира, результаты которых требуют сейчас очередного научного осмысления и обобщения. Данную статью авторы рассматривают именно в таком аспекте. Основное внимание в работе уделяется государственному кадастру животного мира (КЖМ) как центральной части информационной цепочки от учета к мониторингу. Учет животных представляет собой и самостоятельную проблему, и основополагающий источник всей инвентаризационно-оценочной информации. Учет может проводиться с любыми целями, в том числе не направленными на ведение кадастра и мониторинга животного мира. В то же время кадастр и мониторинг не могут вестись без данных учета. Здесь учет животных рассматривается как информационный источник цепочки "учет - кадастр - мониторинг". Мониторинг животного мира — это аналитический этап работ по государственной инвентаризации ресурсов животного мира, обобщение данных учета и кадастра для выявления тенденций в динамике ресурсов животного мира в определении практических шагов в их охране и реализации использования. КЖМ также рассматривается нами не как застывший государственный документ, а как постоянное ведение государственных документов, с пополнением данных по инвентаризации животного мира, т.е. как постоянно идущий процесс. В таком понимании КЖМ может рассматриваться как центральная часть всего комплекса работ по инвентаризации и мониторингу животного мира, как главная методическая идея зоологического ресурсоведения. Краткая историческая справка Слово "кадастр" происходит от древнего французского слова "cadastre", что означает опись и оценку недвижимости. Природные ресурсы, неизбежно "привязанные" к территории, также могут считаться объектом владения. Причем этот вид владения собственности имеет совершенно особое значение для общества, тем более в России, для которой природные богатства — главное национальное достояние страны. Следует отметить, что для России КЖМ — это хорошо забытое старое. В допетровское время при наделении дворян поместьями за службу производилась тщательная оценка каждого поместья. Это было очень важно, так как от стоимости поместья зависело, сколько дворянин выставляет в войско людей и какое они должны при этом иметь оружие и снаряжение, т.е. речь шла тоже о налоге, но в другой форме. "Гоголиные гоны", боровые и рыболовные угодья, бортные леса тщательно обследовались, оценивались и вносились в стоимость поместья. В случае если при очередной ревизии оказывалось, что качество угодий понизилось, дворянина гнали с земли (и с привилегированной службы). Правительство прекрасно понимало, что угодья, как и крестьянское хозяйство, — основа обороноспособности страны и меха, мясо и яйца диких животных — тоже оружие. Поэтому земля со всеми ее богатствами рассматривалась как основа государства. К сожалению, Петр I в своем рвении реформатора просто подарил дворянам всю земельную ренту вместе с животным миром, и последующие правители шли его путем. Практика оценки животного мира территорий у нас в стране заглохла и возобновляется только в настоящее время. Создание КЖМ является важным звеном восстановления нормальных экономических отношений в сфере природопользования. Идея государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира не могла появиться на пустом научном поле. Это результат преемственного развития зоологических ресурсоведческих идей, в основном отечественных, обусловленных большими размерами страны, богатством и слабой изученностью ресурсов животного мира. Задачи оценки ресурсов животного мира освещались в печати еще с прошлого века. Появилось это в форме обоснования необходимости проведения учетов отдельных видов, в основном птиц и млекопитающих, с различными целями, чаще — описательно-зоологическими или охотоведческими [И]. В 30-х годах прошлого столетия А. Н. Формозов предложил специальную формулу расчета численности млекопитающих по следам на снегу, которая в дальнейшем послужила основой развития теории и практики зимнего маршрутного учета охотничьих животных [74], который также проводился и другими методами независимо от упомянутой формулы. В 50-е годы необходимость оценки ресурсов животного мира стала формулироваться четче, во многом благодаря практическим нуждам, связанным с ведением охотничьего, рыбного, лесного, сельского хозяйства, выяснением роли отдельных видов как вредителей и переносчиков особо опасных инфекций [27, 75]. Большой вклад в изучение населения животных и развитие ресурсно-кадастрового направления в зоологии принадлежит проф. А. П. Кузякину, который сформировал самостоятельное научное направление -ландшафтную зоогеографию, посвященное выявлению распределения и обилия фоновых видов и групп животных на "ландшафтной" основе [14, 15, 62]. В дальнейшем А. П. Кузякин и его ученики и последователи продолжили развитие зоогеографических представлений и расширили географию учетных работ [28,29,31,45, 50, 52 - 54, 56, 60]. В русле ландшафтной зоогеографии A. М. Чельцов-Бебутов [78], Н. В. Туликова [70] и дру гие исследователи заложили основы картографирова ния животного населения, что также способствовало развитию представлений о территориальном распреде лении ресурсов животного мира. С развитием системы охотничьего хозяйства и закреплением угодий возникла необходимость государственного контроля за использованием охотничьих ресурсов. В 1962 г. Главохотой РСФСР по инициативе B. П. Теплова была организована Группа биологиче ской съемки (ГБС), которая руководила проведением ежегодных зимних маршрутных учетов охотничьих животных, единовременных учетов водоплавающих птиц и добычи пернатой дичи на больших территориях. В связи с переводом Окского госзаповедника, на базе которого работала ГБС, в другое ведомство перед Глав охотой РСФСР встала задача восстановления учетно- информационной службы в системе охотничьего хозяй ства. В Главохоте РСФСР и подведомственной ей Цент ральной научно-исследовательской лаборатории все чаще стали говорить о государственном учете охотни чьих ресурсов. Обоснование необходимости создания Государственной службы учета впервые было опуб ликовано Е. Е. Сыроечковским, Ф. Р. Штильмарком, Э. В. Рогачевой в 1971 г. [69]. В ЦНИЛ Главохоты РСФСР стали вестись научные исследования по мето дам и организации учета охотничьих ресурсов [1,6, 17-23,38,42,43,48,49]. В 1979 г. в системе Главохоты РСФСР была организована Государственная служба учета охотничьих ресурсов РСФСР, которая по сей день осуществляет унификацию и упорядочение работ по учетам основных видов охотничьих животных на большей части территории России, анализирует полученные данные и корректирует их [24 - 26, 30, 36]. Система учета охотничьих животных в России вопреки попыткам реформирования управления охотничьим хозяйством до сих пор остается одной из лучших в мире. На протяжении поч- ти тридцати лет Госохотучет России (в настоящее время Центрохотконтроль) оценивает численность основных видов охотничьих животных в субъектах Федерации и в целом по России. Наземными учетами охвачена большая часть территории страны, протяженность маршрутов превышает 430 тыс. км. Периодически в отдельных регионах проводятся авиаучеты копытных животных, водоплавающих и тетеревиных птиц. Эта государственная система мониторинга объектов животного мира является основой для управления охотничьими ресурсами. Один из основных методов учета — зимний маршрутный учет, которому для северных стран до сих пор нет альтернативы. Даже в настоящее непростое время службой учета продолжается сбор, централизованная обработка, хранение и систематизация информации по угодьям и численности основных видов охотничьих животных [9, 65]. Одновременно с подготовкой Государственной службы учета возникло понятие охотничьего кадастра, затем КЖМ [61, 62, 67], идею создания которого активно развивали указанные авторы сначала в ЦНИЛ Главохоты РСФСР, затем во ВНИИприроды Минприроды РФ и ИЭМЭЖ АН СССР [63, 64, 66, 68] и др. По их же инициативе во ВНИИприроды была создана Лаборатория учета и кадастра животных, в которой разрабатывались теоретические основы и научно-методическая база для инвентаризации ресурсов животного мира. В начале главное внимание уделялось разработке основ создания охотничьего кадастра, затем всего КЖМ [12, 13, 32 -- 35, 37, 44, 46, 47, 51, 72, 73, 76, 77]. Определенным итогом разработки проблемы ведения КЖМ учеными и практиками страны стал выход постановления Совета Министров СССР "О порядке ведения государственного учета животных и их использовании и государственного КЖМ" [39]. В законах РФ [8, 9] необходимость составления КЖМ уже закреплена в соответствующих статьях. Проблемам кадастра и учета животных было посвящено несколько специальных всесоюзных конференций: в 1978 г. по инициативе ВНИИприроды, в 1981, 1986 и 1989 гг. — под эгидой ИЭМЭЖ АН СССР [2, 3]. Кроме того, вопросы учета и кадастра животных рассматривались на всех зоологических и зоогеографических конференциях всесоюзного и регионального уровней. В ряде академических и отраслевых НИИ, вузах страны так или иначе затрагиваются проблемы создания кадастров разных групп животных, предлагаются к использованию различные подходы и принципы организации материала. Однако принцип комплексности оценки ресурсов животного мира нигде не получил полного воплощения, хотя некоторые учреждения на практике вплотную подошли к этому. Например, в Институте систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск) с 1981 г. действует банк данных по численности птиц, мелких млекопитающих и земноводных по территории СНГ [55]. НИЦ "Кадастр" (Иркутск) и НПП "Кадастр" (Ярославль) Минприроды РФ подготовили варианты макетов создания комплексного территориального кадастра природных ресурсов [10]. Задачи, поставленные перед природоохранными организациями законами РСФСР [8, 9], требуют неотложной разработки и осуществления программы инвентаризации всего многообразия животного мира. Например, для сохранения биоразнообразия, оперативного контроля за ресурсосберегающим использованием животных, оценки состояния ресурсов животного мира как компонента природной среды, включения ресурсов живой природы в стоимостную оценку территорий, для оценки ущерба животному миру от хозяйственной деятельности, а также для многих других целей требуются комплексные характеристики животного населения и его составных частей. В новых экономических условиях для самых разных целей стало необходимо знать размеры ресурсов животного мира, их стоимость. Особенно активно вопросы о ведении КЖМ вновь стали обсуждаться после подписания Россией Конвенции о биологическом разнообразии в 1995 г. В 90-е годы в лаборатории КЖМ ВНИИ природы и научном центре "Охрана биоразнообразия" РАЕН, возглавляемых акад. РАЕН, докт. биол. наук, проф. В. Г. Кривенко, предприняты несколько попыток составления региональных КЖМ (наземных позвоночных животных). Силами небольшого коллектива проведены обследования территории, сбор и обработка материалов, разработаны территориальные основы и составлены предварительные варианты кадастров Астраханской и Псковской областей. В 1995 г. началась работа над КЖМ Пуровского района Ямало-Ненецкого АО, постепенно ставшая крупным региональным проектом в рамках программы "Ресурсы Ямала". В настоящее время данная работа близится к завершению, и Ямало-Ненецкий округ станет первым субъектом Федерации, получившим современную геоинформационную систему инвентаризации и оценки ресурсов наземных позвоночных животных каждого из административных районов. В настоящее время именно КЖМ следует считать наиболее полной информационной базой для решения самых насущных проблем сохранения живой природы. Комплексный характер сведений, содержащихся в нем, а также система их картографической интерпретации и систематизации позволяют делать это оперативно и на современном уровне. КЖМ может быть официальной основой для решения следующих задач:
Под ресурсами животного мира мы подразумеваем не только ту их часть, которая имеет прямое значение для человека, но и те виды ресурсов, которые не используются непосредственно в хозяйстве, но участвуют во всех средообразующих, обменных и энергетических процессах, увеличивают общее биоразнообразие, имеют информационную и культурно-рекреационную ценность, помогая этим сохранению и обогащению среды жизни человека. В связи с этим в КЖМ должно быть включено максимально возможное число видов животных, а система организации кадастровых данных должна позволять последующее дополнение новыми видами. Поэтому общие подходы и методические разработки по организации, содержанию и ведению КЖМ, предлагаемые ниже, направлены на соблюдение основного принципа - комплексности, позволяющей использовать материалы кадастра в самых разнообразных целях. Правовая база создания и ведения КЖМ Создание и ведение КЖМ должно осуществляться и обеспечиваться государством, так как природные ресурсы — государственная собственность, и ответственность за их ресурсосберегающее использование и охрану несут государственные органы власти федерального и регионального уровней. Ведение государственного КЖМ было закреплено в ст. 31 Закона СССР [7]. В соответствии с этим законом, а также постановлением Совета Министров СССР [39] создание и ведение КЖМ относилось к компетенции союзного Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. В соответствии с Законом РФ [8], создание и ведение кадастров животного и растительного мира переходит в компетенцию краев и областей (ст. 8,9), а также возложены на государственные природоохранные органы (ст. 16). Закон РФ [9] требует неотложной разработки и осуществления программы инвентаризации всего многообразия животных. Ст. 5 этого закона гласит, что "к полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира относятся: .. .установление... единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира". На региональном уровне (район, область, край, или иной субъект Федерации) обязательства сбора кадастровой информации по животным и растениям — объектам ведения хозяйства — должны быть предусмотрены отраслевыми нормативными актами (например, правилами охоты на территории региона). Распоряжением Правительства РФ [58] Минприроды РФ совместно с Госкомстатом РФ поручено осуще- ствить мероприятия по совершенствованию количественного и качественного учета природных ресурсов в новых экономических условиях хозяйственной деятельности. Указом Президента РФ [71] одобрены основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, в которых, в частности, говорится о необходимости неистощительного использования возобновимых природных ресурсов, совершенствовании управления в области охраны окружающей среды и природопользования, сохранении биоразнообразия, охране лесов и лесовосстановлении, развитии и совершенствовании системы особо охраняемых природных территорий. Кроме перечисленных существует еще ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ, так или иначе затрагивающих проблемы изучения и рационального использования биологических ресурсов [40]. Для выполнения задач, связанных с совершенствованием количественного и качественного учета природных ресурсов, их рациональным использованием и охраной, было издано распоряжение Совета Министров Правительства РФ [57], в котором говорится о необходимости проведения эксперимента по совершенствованию учета и социально-экономической оценки при-родно-ресурсного потенциала ряда регионов РФ и разработки в 1993 - 1994 гг. проекта научно-технической программы "Кадастры природных ресурсов". В результате Минприродой РФ подготовлен проект федеральной целевой научно-технической комплексной программы "Кадастры природных ресурсов", который вместе с другой документацией и материалами, связанными с проблемой формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, опубликован в специальном издании [10]. Поскольку функции контроля, координации и управления в области охраны окружающей среды на региональном, федеральном и международном уровнях в настоящее время переданы Министерству природных ресурсов (МПР) России, эта государственная организация должна быть инициатором создания комплексного кадастра животного и растительного мира, включающего данные не только о хозяйственно значимых ресурсах, но и других биологических объектах (видах, группах видов, растительных сообществах). Необходимость создания такого комплексного кадастра биологических ресурсов усиливается еще и в связи с передачей полномочий по управлению использованием и охраной природных ресурсов в местные органы власти. Содержание и структура КЖМ КЖМ как официальный документ представляет собой свод следующих данных:
Отдельно следует отметить, что КЖМ так же, как более специальные оценки, например охотустройство, может иметь различную степень детализации. Создание кадастра имеет основной целью ресурсную и стоимостную оценки территории для формирования налоговой политики природопользования и создания экономических механизмов сохранения биоразнообразия. На схеме приведены предлагаемые нами структура и содержание КЖМ, разработанные и апробированные на практике в пределах нескольких регионов России. Основные принципы построения КЖМ Для эффективного использования кадастровой информации при решении ресурсосберегающих и природоохранных задач необходима максимально возможная полнота собранных в нем данных. Для получения сравнимых данных (как в территориальном, так и временном плане) сбор и предоставление кадастровой информации осуществляется по унифицированным или совместимым базовым показателям, отражающим специфику различных систематических, экологических и хозяйственно значимых групп и видов животных. Основные принципы составления кадастра должны быть следующими:
4. Обеспечение единообразия территориальных основ для кадастров разных уровней, единых принци пов территориальной привязки, централизованное ме тодическое руководство работами по созданию терри ториальных основ КЖМ, переход на единую кадастро- КАДАСТР ЖИВОТНОГО МИРА |
Концепция и организационные вопросы создания государственного кадастра,... В. Г. Кривенко, В. А. Кузякин, Е. С. Равкин, В. О. Авданин, Ю. Н. Никеров, А. Г. Куприянов, Н. Г. Челинцев, В. Б. Петрунин | Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Лекция введение понятие о геоинформационных системах Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения... | Проблема выращивания растений в гидрогеле появилась не так давно.... Проблема выращивания растений в гидрогеле появилась не так давно. В нашей стране работы по созданию сильно набухающих полимерных... | ||
Реферат по логистике 8 Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране | Охрана животного мира пермского края Государственный учет объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации | ||
Образовательная программа студии детской мультипликации «лунтик» Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет как в нашей стране, так и во многих странах... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В нашей стране давно достигнута всеобщая грамотность. Каждого советского человека с полным правом можно назвать читателем. Читать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям... | Отчет Иркутского территориального центра государственного мониторинга... Материалы по ведению государственного учета подземных вод – гув на территории Иркутской области (Отчет Иркутского территориального... | ||
«Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России» Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и... | План конспект Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. Знать меры по защите животного и растительного мира... | ||
Методические разработки по различным вопросам организации педагогического... Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей... | Организационно-гигиенические условия процесса обучения СанПиНах. Следовательно, это требования закона, которые необходимо выполнять. Но, к сожалению, в нашей стране существует большая... | ||
Поэзия современного зарубежья: ситуация «post»? В нашей стране, к примеру, давно и справедливо выделяются отдельные курсы литературы конца XIX- начала ХХ вв. Не случаен и растущий... | Программа по биологии 7 класс (2 час в неделю, 68 час за год) Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения... |