В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки





Скачать 381.02 Kb.
НазваниеВ. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки
страница1/3
Дата публикации07.08.2013
Размер381.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
КАДАСТР ЖИВОТНОГО МИРА -ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

М. В. Мирутенко, Е. С. Равкин, В. А. Кузякин, В. Г. Виноградов

Введение

Проблема организации государственного учета, ка­дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки в этом направлении ведутся в ряде научных организаций России, но недо­статочно интенсивно, как и практические организаци­онные шаги, что связано с почти полным отсутствием государственного финансирования для решения этой проблемы. Однако в Законе РФ "О животном мире" [9] говорится о государственном учете, кадастре и мони­торинге животного мира как неотъемлемой и необхо­димой информационной базе охраны и рационального использования ресурсов животных в России. Прави­тельство РФ приняло постановление "О порядке веде­ния государственного учета, государственного кадаст­ра и государственного мониторинга объектов живот­ного мира" [41]. Эти акты побудили новую волну науч­ных исследований, методических поисков в проблемах учета, кадастра и мониторинга животного мира, ре­зультаты которых требуют сейчас очередного научного осмысления и обобщения. Данную статью авторы рас­сматривают именно в таком аспекте.

Основное внимание в работе уделяется государст­венному кадастру животного мира (КЖМ) как цент­ральной части информационной цепочки от учета к мо­ниторингу. Учет животных представляет собой и само­стоятельную проблему, и основополагающий источник всей инвентаризационно-оценочной информации. Учет может проводиться с любыми целями, в том числе не направленными на ведение кадастра и мониторинга животного мира. В то же время кадастр и мониторинг не могут вестись без данных учета. Здесь учет живот­ных рассматривается как информационный источник цепочки "учет - кадастр - мониторинг". Мониторинг животного мира — это аналитический этап работ по го­сударственной инвентаризации ресурсов животного мира, обобщение данных учета и кадастра для выявле­ния тенденций в динамике ресурсов животного мира в определении практических шагов в их охране и реали­зации использования.

КЖМ также рассматривается нами не как застыв­ший государственный документ, а как постоянное веде­ние государственных документов, с пополнением дан­ных по инвентаризации животного мира, т.е. как посто­янно идущий процесс. В таком понимании КЖМ может рассматриваться как центральная часть всего комплек­са работ по инвентаризации и мониторингу животного мира, как главная методическая идея зоологического ресурсоведения.

Краткая историческая справка

Слово "кадастр" происходит от древнего француз­ского слова "cadastre", что означает опись и оценку не­движимости. Природные ресурсы, неизбежно "привя­занные" к территории, также могут считаться объектом владения. Причем этот вид владения собственности имеет совершенно особое значение для общества, тем более в России, для которой природные богатства — главное национальное достояние страны.

Следует отметить, что для России КЖМ — это хо­рошо забытое старое. В допетровское время при наде­лении дворян поместьями за службу производилась тщательная оценка каждого поместья. Это было очень важно, так как от стоимости поместья зависело, сколь­ко дворянин выставляет в войско людей и какое они должны при этом иметь оружие и снаряжение, т.е. речь шла тоже о налоге, но в другой форме. "Гоголиные гоны", боровые и рыболовные угодья, бортные леса тщательно обследовались, оценивались и вносились в стоимость поместья. В случае если при очередной ре­визии оказывалось, что качество угодий понизилось, дворянина гнали с земли (и с привилегированной служ­бы). Правительство прекрасно понимало, что угодья, как и крестьянское хозяйство, — основа обороноспо­собности страны и меха, мясо и яйца диких животных — тоже оружие. Поэтому земля со всеми ее богатства­ми рассматривалась как основа государства. К сожале­нию, Петр I в своем рвении реформатора просто пода­рил дворянам всю земельную ренту вместе с животным миром, и последующие правители шли его путем. Практика оценки животного мира территорий у нас в стране заглохла и возобновляется только в настоящее время. Создание КЖМ является важным звеном вос­становления нормальных экономических отношений в сфере природопользования.

Идея государственного учета, кадастра и монито­ринга животного мира не могла появиться на пустом научном поле. Это результат преемственного развития зоологических ресурсоведческих идей, в основном отечественных, обусловленных большими размерами страны, богатством и слабой изученностью ресурсов животного мира. Задачи оценки ресурсов животного мира освещались в печати еще с прошлого века. Появи­лось это в форме обоснования необходимости проведе­ния учетов отдельных видов, в основном птиц и млеко­питающих, с различными целями, чаще — описатель­но-зоологическими или охотоведческими [И]. В 30-х годах прошлого столетия А. Н. Формозов предложил специальную формулу расчета численности млекопи­тающих по следам на снегу, которая в дальнейшем по­служила основой развития теории и практики зимнего



маршрутного учета охотничьих животных [74], кото­рый также проводился и другими методами независимо от упомянутой формулы. В 50-е годы необходимость оценки ресурсов животного мира стала формулиро­ваться четче, во многом благодаря практическим нуж­дам, связанным с ведением охотничьего, рыбного, лес­ного, сельского хозяйства, выяснением роли отдельных видов как вредителей и переносчиков особо опасных инфекций [27, 75].

Большой вклад в изучение населения животных и развитие ресурсно-кадастрового направления в зооло­гии принадлежит проф. А. П. Кузякину, который сфор­мировал самостоятельное научное направление -ландшафтную зоогеографию, посвященное выявлению распределения и обилия фоновых видов и групп живот­ных на "ландшафтной" основе [14, 15, 62]. В дальнейшем А. П. Кузякин и его ученики и последователи про­должили развитие зоогеографических представлений и расширили географию учетных работ [28,29,31,45, 50, 52 - 54, 56, 60]. В русле ландшафтной зоогеографии

A. М. Чельцов-Бебутов [78], Н. В. Туликова [70] и дру­
гие исследователи заложили основы картографирова­
ния животного населения, что также способствовало
развитию представлений о территориальном распреде­
лении ресурсов животного мира.

С развитием системы охотничьего хозяйства и за­креплением угодий возникла необходимость государст­венного контроля за использованием охотничьих ре­сурсов. В 1962 г. Главохотой РСФСР по инициативе

B. П. Теплова была организована Группа биологиче­
ской съемки (ГБС), которая руководила проведением
ежегодных зимних маршрутных учетов охотничьих
животных, единовременных учетов водоплавающих
птиц и добычи пернатой дичи на больших территориях.
В связи с переводом Окского госзаповедника, на базе
которого работала ГБС, в другое ведомство перед Глав­
охотой РСФСР встала задача восстановления учетно-
информационной службы в системе охотничьего хозяй­
ства. В Главохоте РСФСР и подведомственной ей Цент­
ральной научно-исследовательской лаборатории все
чаще стали говорить о государственном учете охотни­
чьих ресурсов. Обоснование необходимости создания
Государственной службы учета впервые было опуб­
ликовано Е. Е. Сыроечковским, Ф. Р. Штильмарком,
Э. В. Рогачевой в 1971 г. [69]. В ЦНИЛ Главохоты
РСФСР стали вестись научные исследования по мето­
дам и организации учета охотничьих ресурсов [1,6,
17-23,38,42,43,48,49].

В 1979 г. в системе Главохоты РСФСР была органи­зована Государственная служба учета охотничьих ре­сурсов РСФСР, которая по сей день осуществляет уни­фикацию и упорядочение работ по учетам основных видов охотничьих животных на большей части терри­тории России, анализирует полученные данные и кор­ректирует их [24 - 26, 30, 36]. Система учета охотничь­их животных в России вопреки попыткам реформиро­вания управления охотничьим хозяйством до сих пор остается одной из лучших в мире. На протяжении поч-

ти тридцати лет Госохотучет России (в настоящее вре­мя Центрохотконтроль) оценивает численность основ­ных видов охотничьих животных в субъектах Федерации и в целом по России. Наземными учетами охвачена большая часть территории страны, протяжен­ность маршрутов превышает 430 тыс. км. Периоди­чески в отдельных регионах проводятся авиаучеты ко­пытных животных, водоплавающих и тетеревиных птиц. Эта государственная система мониторинга объек­тов животного мира является основой для управления охотничьими ресурсами. Один из основных методов учета — зимний маршрутный учет, которому для север­ных стран до сих пор нет альтернативы. Даже в настоя­щее непростое время службой учета продолжается сбор, централизованная обработка, хранение и систе­матизация информации по угодьям и численности основных видов охотничьих животных [9, 65].

Одновременно с подготовкой Государственной службы учета возникло понятие охотничьего кадастра, затем КЖМ [61, 62, 67], идею создания которого актив­но развивали указанные авторы сначала в ЦНИЛ Глав­охоты РСФСР, затем во ВНИИприроды Минприроды РФ и ИЭМЭЖ АН СССР [63, 64, 66, 68] и др. По их же инициативе во ВНИИприроды была создана Лаборато­рия учета и кадастра животных, в которой разрабатыва­лись теоретические основы и научно-методическая база для инвентаризации ресурсов животного мира. В начале главное внимание уделялось разработке основ создания охотничьего кадастра, затем всего КЖМ [12, 13, 32 -- 35, 37, 44, 46, 47, 51, 72, 73, 76, 77].

Определенным итогом разработки проблемы веде­ния КЖМ учеными и практиками страны стал выход постановления Совета Министров СССР "О порядке ведения государственного учета животных и их ис­пользовании и государственного КЖМ" [39]. В законах РФ [8, 9] необходимость составления КЖМ уже закреп­лена в соответствующих статьях.

Проблемам кадастра и учета животных было посвя­щено несколько специальных всесоюзных конферен­ций: в 1978 г. по инициативе ВНИИприроды, в 1981, 1986 и 1989 гг. — под эгидой ИЭМЭЖ АН СССР [2, 3]. Кроме того, вопросы учета и кадастра животных рас­сматривались на всех зоологических и зоогеографиче­ских конференциях всесоюзного и регионального уров­ней. В ряде академических и отраслевых НИИ, вузах страны так или иначе затрагиваются проблемы созда­ния кадастров разных групп животных, предлагаются к использованию различные подходы и принципы орга­низации материала. Однако принцип комплексности оценки ресурсов животного мира нигде не получил полного воплощения, хотя некоторые учреждения на практике вплотную подошли к этому. Например, в Ин­ституте систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск) с 1981 г. действует банк данных по чис­ленности птиц, мелких млекопитающих и земновод­ных по территории СНГ [55]. НИЦ "Кадастр" (Ир­кутск) и НПП "Кадастр" (Ярославль) Минприроды РФ




подготовили варианты макетов создания комплексного территориального кадастра природных ресурсов [10].

Задачи, поставленные перед природоохранными организациями законами РСФСР [8, 9], требуют неот­ложной разработки и осуществления программы ин­вентаризации всего многообразия животного мира. На­пример, для сохранения биоразнообразия, оперативно­го контроля за ресурсосберегающим использованием животных, оценки состояния ресурсов животного мира как компонента природной среды, включения ресурсов живой природы в стоимостную оценку территорий, для оценки ущерба животному миру от хозяйственной дея­тельности, а также для многих других целей требуются комплексные характеристики животного населения и его составных частей. В новых экономических услови­ях для самых разных целей стало необходимо знать раз­меры ресурсов животного мира, их стоимость. Особен­но активно вопросы о ведении КЖМ вновь стали об­суждаться после подписания Россией Конвенции о биологическом разнообразии в 1995 г.

В 90-е годы в лаборатории КЖМ ВНИИ природы и научном центре "Охрана биоразнообразия" РАЕН, возглавляемых акад. РАЕН, докт. биол. наук, проф. В. Г. Кривенко, предприняты несколько попыток со­ставления региональных КЖМ (наземных позвоноч­ных животных). Силами небольшого коллектива прове­дены обследования территории, сбор и обработка ма­териалов, разработаны территориальные основы и составлены предварительные варианты кадастров Аст­раханской и Псковской областей. В 1995 г. началась ра­бота над КЖМ Пуровского района Ямало-Ненецкого АО, постепенно ставшая крупным региональным про­ектом в рамках программы "Ресурсы Ямала". В настоя­щее время данная работа близится к завершению, и Ямало-Ненецкий округ станет первым субъектом Фе­дерации, получившим современную геоинформацион­ную систему инвентаризации и оценки ресурсов назем­ных позвоночных животных каждого из администра­тивных районов.

В настоящее время именно КЖМ следует считать наиболее полной информационной базой для решения самых насущных проблем сохранения живой природы. Комплексный характер сведений, содержащихся в нем, а также система их картографической интерпретации и систематизации позволяют делать это оперативно и на современном уровне. КЖМ может быть официальной основой для решения следующих задач:

  • оценка территории по численности и стоимости
    позвоночных животных и использование этих данных
    при расчетах природной ренты;

  • расчет ущерба животному миру при различных
    видах хозяйственной деятельности, а также арендных
    платежей природопользователей;

  • проведение экологической экспертизы;

  • обоснование квот добычи животных;

  • разработка мероприятий по охране животного
    мира;

  • мониторинг состояния животного мира, ведение
    Красной книги региона;

  • инвентаризация ООПТ региона и совершенство­
    вание их сети, создание эконета;

  • совершенствование уровня экологического об­
    разования и просвещения.

Под ресурсами животного мира мы подразумеваем не только ту их часть, которая имеет прямое значение для человека, но и те виды ресурсов, которые не ис­пользуются непосредственно в хозяйстве, но участву­ют во всех средообразующих, обменных и энергетиче­ских процессах, увеличивают общее биоразнообразие, имеют информационную и культурно-рекреационную ценность, помогая этим сохранению и обогащению среды жизни человека. В связи с этим в КЖМ должно быть включено максимально возможное число видов животных, а система организации кадастровых данных должна позволять последующее дополнение новыми видами. Поэтому общие подходы и методические раз­работки по организации, содержанию и ведению КЖМ, предлагаемые ниже, направлены на соблюдение основ­ного принципа - комплексности, позволяющей ис­пользовать материалы кадастра в самых разнообразных целях.

Правовая база создания и ведения КЖМ

Создание и ведение КЖМ должно осуществляться и обеспечиваться государством, так как природные ре­сурсы — государственная собственность, и ответствен­ность за их ресурсосберегающее использование и охра­ну несут государственные органы власти федерального и регионального уровней.

Ведение государственного КЖМ было закреплено в ст. 31 Закона СССР [7]. В соответствии с этим законом, а также постановлением Совета Министров СССР [39] создание и ведение КЖМ относилось к компетенции союзного Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. В соответствии с Законом РФ [8], создание и ведение кадастров животного и раститель­ного мира переходит в компетенцию краев и областей (ст. 8,9), а также возложены на государственные приро­доохранные органы (ст. 16). Закон РФ [9] требует не­отложной разработки и осуществления программы инвентаризации всего многообразия животных. Ст. 5 этого закона гласит, что "к полномочиям органов госу­дарственной власти РФ в области охраны и использова­ния животного мира относятся: .. .установление... еди­ного порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира".

На региональном уровне (район, область, край, или иной субъект Федерации) обязательства сбора кадаст­ровой информации по животным и растениям — объек­там ведения хозяйства — должны быть предусмотрены отраслевыми нормативными актами (например, прави­лами охоты на территории региона).

Распоряжением Правительства РФ [58] Минприро­ды РФ совместно с Госкомстатом РФ поручено осуще-



ствить мероприятия по совершенствованию количест­венного и качественного учета природных ресурсов в новых экономических условиях хозяйственной деяте­льности. Указом Президента РФ [71] одобрены основ­ные положения государственной стратегии РФ по охра­не окружающей среды и обеспечению устойчивого раз­вития, в которых, в частности, говорится о необходимо­сти неистощительного использования возобновимых природных ресурсов, совершенствовании управления в области охраны окружающей среды и природополь­зования, сохранении биоразнообразия, охране лесов и лесовосстановлении, развитии и совершенствовании системы особо охраняемых природных территорий. Кроме перечисленных существует еще ряд постановле­ний и распоряжений Правительства РФ, так или иначе затрагивающих проблемы изучения и рационального использования биологических ресурсов [40].

Для выполнения задач, связанных с совершенство­ванием количественного и качественного учета при­родных ресурсов, их рациональным использованием и охраной, было издано распоряжение Совета Минист­ров Правительства РФ [57], в котором говорится о необ­ходимости проведения эксперимента по совершенство­ванию учета и социально-экономической оценки при-родно-ресурсного потенциала ряда регионов РФ и раз­работки в 1993 - 1994 гг. проекта научно-технической программы "Кадастры природных ресурсов". В резуль­тате Минприродой РФ подготовлен проект федераль­ной целевой научно-технической комплексной про­граммы "Кадастры природных ресурсов", который вместе с другой документацией и материалами, связан­ными с проблемой формирования комплексных терри­ториальных кадастров природных ресурсов, опублико­ван в специальном издании [10].

Поскольку функции контроля, координации и управления в области охраны окружающей среды на региональном, федеральном и международном уровнях в настоящее время переданы Министерству природных ресурсов (МПР) России, эта государственная организа­ция должна быть инициатором создания комплексного кадастра животного и растительного мира, включаю­щего данные не только о хозяйственно значимых ресур­сах, но и других биологических объектах (видах, груп­пах видов, растительных сообществах). Необходимость создания такого комплексного кадастра биологических ресурсов усиливается еще и в связи с передачей полно­мочий по управлению использованием и охраной при­родных ресурсов в местные органы власти.

Содержание и структура КЖМ

КЖМ как официальный документ представляет со­бой свод следующих данных:

  • инвентаризацию местообитаний животных,
    включая их картографическое отображение;

  • базу данных по численности и распределению
    всех видов животных на конкретной территории;




  • видовые очерки с характеристиками численно­
    сти, распределения, биотопической приуроченности,
    использования и хозяйственного значения;

  • стоимостную оценку ресурсов животного мира;

  • комплексные характеристики ресурсов живот­
    ного мира на конкретных территориях, в том числе
    особо ценных и особо охраняемых.

Отдельно следует отметить, что КЖМ так же, как более специальные оценки, например охотустройство, может иметь различную степень детализации. Созда­ние кадастра имеет основной целью ресурсную и стои­мостную оценки территории для формирования нало­говой политики природопользования и создания эконо­мических механизмов сохранения биоразнообразия.

На схеме приведены предлагаемые нами структура и содержание КЖМ, разработанные и апробированные на практике в пределах нескольких регионов России.

Основные принципы построения КЖМ

Для эффективного использования кадастровой ин­формации при решении ресурсосберегающих и приро­доохранных задач необходима максимально возможная полнота собранных в нем данных. Для получения срав­нимых данных (как в территориальном, так и времен­ном плане) сбор и предоставление кадастровой инфор­мации осуществляется по унифицированным или со­вместимым базовым показателям, отражающим специ­фику различных систематических, экологических и хозяйственно значимых групп и видов животных. Основные принципы составления кадастра должны быть следующими:

  • обеспечение единства базовых показателей, ха­
    рактеризующих население разных видов и групп жи­
    вотных (например, охотничьих и мелких млекопитаю­
    щих, птиц, пресмыкающихся и т.д.). При этом в зави­
    симости от изученности и наличия сведений основной
    систематической единицей для характеристики насе­
    ления животных является вид, иногда группа видов;

  • главные базовые показатели, характеризующие
    население животных:




  1. Количество видов, обитающих в регионе и в бо­
    лее дробных территориальных таксонах (по системати­
    ческим, экологическим, хозяйственным группам).

  2. Плотность населения каждого вида (иногда груп­
    пы видов) на единицу площади (типа местообитания,
    группы местообитаний, природного, административ­
    ного района, и т.д.) в определенные периоды годового
    жизненного цикла животных (в период размножения, в
    зимний период, во время миграций и т.д.).

  3. Общая численность животных по видам (группам
    видов) в природных и административных границах в
    определенные периоды года.

4. Обеспечение единообразия территориальных
основ для кадастров разных уровней, единых принци­
пов территориальной привязки, централизованное ме­
тодическое руководство работами по созданию терри­
ториальных основ КЖМ, переход на единую кадастро-


КАДАСТР ЖИВОТНОГО МИРА

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconКонцепция и организационные вопросы создания государственного кадастра,...
В. Г. Кривенко, В. А. Кузякин, Е. С. Равкин, В. О. Авданин, Ю. Н. Никеров, А. Г. Куприянов, Н. Г. Челинцев, В. Б. Петрунин
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconОб утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного...
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconЛекция введение понятие о геоинформационных системах
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconПроблема выращивания растений в гидрогеле появилась не так давно....
Проблема выращивания растений в гидрогеле появилась не так давно. В нашей стране работы по созданию сильно набухающих полимерных...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconРеферат по логистике 8
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconОхрана животного мира пермского края
Государственный учет объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconОбразовательная программа студии детской мультипликации «лунтик»
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет как в нашей стране, так и во многих странах...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В нашей стране давно достигнута всеобщая грамотность. Каждого советского человека с полным правом можно назвать читателем. Читать...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconОтчет Иркутского территориального центра государственного мониторинга...
Материалы по ведению государственного учета подземных вод – гув на территории Иркутской области (Отчет Иркутского территориального...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки icon«Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России»
Курс позволит расширить представление о силе давления деятельности человека на состояние животного и растительного мира в целом и...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconПлан конспект
Обсудить, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию. Знать меры по защите животного и растительного мира...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconМетодические разработки по различным вопросам организации педагогического...
Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconОрганизационно-гигиенические условия процесса обучения
СанПиНах. Следовательно, это требования закона, которые необходимо выполнять. Но, к сожалению, в нашей стране существует большая...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconПоэзия современного зарубежья: ситуация «post»?
В нашей стране, к примеру, давно и справедливо выделяются отдельные курсы литературы конца XIX- начала ХХ вв. Не случаен и растущий...
В. Г. Виноградов Введение п роблема организации государственного учета, ка­ дастра и мониторинга животного мира в нашей стране существует относительно давно. Постоянные научно-методические разработки iconПрограмма по биологии 7 класс (2 час в неделю, 68 час за год)
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск