Скачать 304.64 Kb.
|
Медико-профилактический факультет Кафедра микробиологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МИКРОБИОЛОГИЯ _________________________________ наименование дисциплины для специальности: 060108 «Фармация» Разработчик(и)/Составитель(и): Карноухова О,Г.,доцент, к.б.н. Платонова Т.А., ст. преподаватель, к.б.н Рабочая программа составлена в соответствии с:
4.Сборник положений Иркутского государственного медицинского университета. - РИО ГОУ ВПО ИГМУРОСЗДРАВА, 2009. - 50с. Рецензенты: Г.А. Заварзина - декан фармацевтического факультета, доцент, к.х.н. В. В. Гордеева – доцент кафедры технологии лекарственных средств, к.ф.н. УТВЕРЖДЕНА На заседании кафедры микробиологии ____ ______________2011г. Протокол №___ Зав. кафедрой, академик, д.м.н., проф. _______________________________ В.И. Злобин СОГЛАСОВАНА: Председатель ФМС ___________20____г. Доцент, к.м.н. ________________ А.И.Белых Начальник учебного отдела ______________20__г. ___________________ Е.Л.Воронина В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры «микробиологии» _____________20_____г.протокол № Зав. кафедрой академик, д.м.н., проф. _________________ В.И.Злобин ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ВБИ -- внутрибольничные инфекции ВИЧ - вирус иммунодефицита ГЗТ - гиперчувствительность замедленного типа ГНТ - гиперчувствительность немедленного типа ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота ЗППП - заболевания передающиеся половым путем ИГМУ - Иркутский государственный медицинский университет ИФА - иммуноферментный анализ ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения НБА - неклостридиальные бактериальные анаэробы ОРВИ - острая респираторная вирусная инфекция ПБА - патогенные биологические агенты ПЦР - полимеразная цепная реакция РА - реакция агглютинации РИФ - реакция иммунофлюоресценции РНК - рибонуклеиновая кислота РП ГА (РНГА) - реакция пассивной (непрямой) гемагглютинации РСК - реакция связывания комплемента СНО - студенческое научное общество СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2.1. Предмет учебной дисциплины. Предметом изучения курса «Медицинская микробиология, вирусология и иммунология» являются патогенные биологические агенты (ПБА) - микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие), генномодифицированные микроорганизмы, яды биологического происхождения (токсины), вызывающие заболевания человека. Изучаются основные биологические свойства возбудителей, их взаимодействие с макроорганизмом и окружающей средой, механизмы защиты организма человека. 2.2. Цели учебной дисциплины. Основной целью изучения микробиологии и иммунологии в подготовке провизоров является приобретение студентами знаний, умений и навыков, которые позволят им на современном уровне выполнять профессиональные обязанности. Процесс изучения микробиологии позволяет расширить кругозор студентов и углубить их общебиологическое мышление, сформировать системные знания о микроорганизмах, их роли в развитии инфекционного процесса и иммунного ответа, о методах микробиологической диагностики инфекционных заболеваний, о достижениях в области генетики и генной инженерии, о химиотерапии и химиопрофилактике, иммунотерапии и иммунопрофилактике. 2.3. Задачи изучения. Студенты фармацевтического факультета, независимо от профиля его будущей работы, должны располагать знаниями: 1. О биологических свойствах микроорганизмов; 2. Об их роли в природе, в жизни человека, о распространении в биосфере; 3. О влиянии микробов на процесс изготовления лекарств, о применении бактерий и вирусов в биотехнологии; 4. Об иммунной системе человека и особенностях её функционирования; 5. О препаратах, обеспечивающих специфическую диагностику, лечение и профилактику инфекционных заболеваний. 6. В связи с тем, что студенты фармацевтического факультета не обучаются на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии, одной из задач является ознакомление их с элементами эпидемиологического надзора: пути передачи и механизмами распространения микробов, патогенез и клинические проявления этих заболеваний. 7. Важное место в профессиональной деятельности провизора занимают вопросы асептики, антисептики; стерилизации, хранения и контроль за качеством лекарственного сырья и готовых лекарственных форм. 2.4.«Требования к уровню освоения содержания дисциплины» По окончании прохождения дисциплины студент должен: Иметь представление: о мире микробов, их распространении, о роли микроорганизмов в круговороте веществ в природе и в патологии человека. Знать: 1. Правила работы и технику безопасности в микробиологической лаборатории; 2. Современную классификацию микроорганизмов. Основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, ферментативную активность; питательные среды, методы выделения чистых культур аэробов и анаэробов. 3. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; использование микробов в промышленности, сельском хозяйстве и биотехнологии; состав микрофлоры тела человека и её значение; санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, и их значение для оценки санитарного состояния окружающей среды и аптечных учреждений. 4. Действие окружающей среды на микроорганизмы; действие физических, химических и биологических факторов и их практическое использование, понятие «асептика» и «антисептика», методы стерилизации и дезинфекции. 5. Химиотерапевтические вещества; антибиотики, классификации антибиотиков, принципы антибиотикотерапии, механизмы формирования антибиотикорезистентности у микробов; 6. Основы генетики микробов. Понятие о генотипе и фенотипе. Бактериальная хромосома. Функции хромосом. Плазмиды бактерий. Виды изменчивости. Модификационная и генотипическая изменчивость. Генетические рекомбинации: трансформация, трансдукция и коньюгация и их использование для получения рекомбинантных микроорганизмов. Основы генной инженерии и биотехнологии, практическое использование рекомбинантов. 7. Понятие «инфекция», «инфекционная болезнь»; виды инфекции, роль микробов в развитии инфекционного процесса, механизмы и пути передачи возбудителя; 8. Иммунная система человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизмы серологических реакций, диагностические препараты. 9. Иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилактики инфекционных заболеваний. 10. Правила забора, хранения и транспортировки исследуемого материала в бактериологическую лабораторию; 11. Таксономию, основные биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиологию, механизмы и пути передачи возбудителей, основные клинические проявления и особенности иммунитета при этих заболеваниях, принципы диагностики, неспецифическую и специфическую профилактику, препараты для этиотропного лечения; Уметь: 1.Приготовить и окрасить микропрепараты простыми и сложными методами (по Граму, Циль-Нельсону, Ожешко, Леффлеру). Промикроскопировать с иммерсионной системой; 2.Сделать посев на твёрдые и жидкие питательные среды для выделения и накопления чистой культуры; идентифицировать чистую культуру; 3.Сделать посев для определения микробного числа воздуха, воды, смывов с предметов, аптечного инструментария и инвентаря; 4.Выполнять работу в асептических условиях, дезинфицировать и стерилизовать лабораторную посуду, инструменты, рабочее место и пр.; 5.Определять чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агаре и методом серийных разведений, оценить полученные результаты; 6.Подобрать препараты для специфической профилактики инфекционных заболеваний. Иметь опыт (владеть): 1.Методами лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых ПБА; 2.Методами профилактики и лечения этих заболеваний. «Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника» Согласование микробиологии, вирусологии и иммунологии с другими дисциплинами (по горизонтали): - физика - химия - ботаника - нормальная физиология с элементами анатомии 3.«Объем дисциплины и вид учебной работы» Форма обучения очная
3.Структура и содержание дисциплины» 3.1. Тематический план учебной дисциплины
|
Рабочая программа по дисциплине: "педиатрия, раздел: детские инфекционные... Программы по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений лечебного факультета, утвержденной учебно-методическим... | «Хирургические болезни» для студентов 5 курса Педиатрического факультета Рабочая программа составлена на основании «Программы по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов медицинских высших... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины акушерство для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гинекология для специальности:... Рабочая программа составлена на основании программы по акушерству и гинекологии для студентов высших медицинских учебных заведений... | Рабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия»... «Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов лечебных факультетов высших... | ||
Л. И. Зверева, П. Л. Кузнецов Протозойные инвазии и гельминтозы человека Учебник предназначен для врачей инфекционистов, терапевтов, паразитологов и лаборантов, средних медицинских работников, студентов... | Методические материалы к курсу «Введение в литературоведение» для... Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,... | ||
Учебник для высших учебных заведений издание 2-е дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших... | Рабочая программа по интенсивной терапии и реаниматологии для специальности... Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских... | ||
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008 Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти... | Рабочая учебная программа по дисциплине Секционный курс для специальности Лечебное дело Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Клинико-морфологические и иммуногистохимические особенности различных... Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по производственной практике «помощник врача стационара» Программы по хирургическим болезням для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.) | ||
Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы... | Рабочая программа Дисциплина Детские болезни, эндокринология, общая физиотерапия Программы по детским болезням для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000г.) |