Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия





Скачать 327.83 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
страница1/3
Дата публикации27.01.2015
Размер327.83 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Биология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Интеграция клеточного обмена
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе

Специальность 020208.65 - Биохимия

Красноярск

СФУ

2012

УДК 576.(07)

ББК 28.05.я73

Составитель: Н.М.Титова

Интеграция клеточного обмена: Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе /[Текст] / сост. Н.М. Титова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 20 с.


Учебно-методическое пособие по курсу «Интеграция клеточного обмена» составлено в соответствии с программой курса и является руководством для самостоятельной работы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов.

УДК 576.(07)

ББК 28.05.я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Общие сведения

Самостоятельная работа студентов по курсу «Интеграция клеточного обмена» (ОПД.Р.1) включает изучение теоретического материала, написание реферата, выполнение заданий, работу с научной, учебной, методической литературой. В учебном пособии приведены темы для самостоятельной проработки теоретического материала. По каждому разделу даны задания. Приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия». Оно также может быть использовано студентами биологических и медико-биологических специальностей университетов.

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов представлений об основных механизмах, управляющих и интегрирующих метаболизм клетки, благодаря чему поддерживаются постоянство внутренней среды и целостность организма.

В задачи курса входит

● ознакомление студентов с современными представлениями о механизмах регуляции клеточного метаболизма;

● формирование представлений об интеграции основных метаболических путей, общих для большинства клеток и организмов;

● формирование представлений о роли ключевых интермедиатов обмена, позволяющих клетке координировать свои возможности с потребностями и быстро настраивать уровень обмена веществ в соответствии с меняющимися условиями.

Студенты должны уметь использовать знания по интеграции клеточного метаболизма, полученные при знакомстве с лекционным материалом, учебниками, монографической литературой, периодикой при изучении других биологических дисциплин; применять их при постановке экспериментальной работы; понимать, что кинетические свойства ферментов предопределяют их возможности в регуляции метаболизма у организмов различной степени сложности.

Самостоятельная работа способствует развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов навыков самостоятельного исследования, научного и литературного саморедактирования.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны

знать:

  • принципы структурной и функциональной организации основных метаболических путей клетки;

  • ключевые регуляторные ферменты основных метаболических путей и механизмы регуляции их активности;

  • роль компартментализации в регуляции и интеграции клеточного обмена;

  • терминологию, используемую в интеграции клеточного обмена;

  • роль основных сигнальных систем в регуляции клеточных процессов;

уметь:

  • применять полученные знания для изучения клеточного метаболизма;

  • составлять схемы взаимосвязи и взаимозависимости метаболических процессов в норме и при различных патологиях;

  • охарактеризовать основные механизмы регуляции активности и количества ферментов в клетке;

  • оценить возможности регуляции и интеграции метаболических процессов и экспрессии определенных генов в живых организмах под контролем гормонов;

  • использовать полученные знания в области исследования клеточного метаболизма для постановки экспериментальных работ;

- использовать полученные знания при изучении других биологических дисциплин; применять их в оценке нарушений метаболических процессов при патологических состояниях.

Для успешного освоения дисциплины в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физика», «Биохимия», «Цитология», «Энзимология», «Кинетики и термодинамика ферментативных реакций», «Физиология с основами высшей нервной деятельности». Курс «Интеграция клеточного обмена» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», «Молекулярная биология», «Медицинская биохимия», «Медицинской иммунологии», «Общей и частной патологии».

Знание основных аспектов регуляции и интеграции клеточного метаболизма – необходимая база при подготовке дипломных работ, тематика которых связана с изучением метаболических процессов и их регуляции. Освоение разделов курса «Интеграция клеточного обмена» также будет способствовать формированию у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения.
1. Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины приведена в табл.1.
Таблица 1 – Виды учебной работы и трудоемкость дисциплины «Интеграция клеточного обмена»


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

7

Общая трудоемкость дисциплины

64

64

Аудиторные занятия:

30

30

лекции

15

15

практические (семинарские) занятия

15

15

Самостоятельная работа:

34

34

изучение теоретического курса (ТО)

14

14

реферат

12

12

задачи и задания

8

8

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен


Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. См. приложение А.
2. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Трудозатраты на самостоятельную работу по разделам курса «Интеграция клеточного обмена» приведены в табл. 2.

Таблица 2 – Объем самостоятельной работы в общей трудоемкости разделов дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(часы)

Практические

занятия (часы)

Самостоятельная работа (часы)

1

Раздел 1.

Основные аспекты регуляции и интеграции клеточного метаболизма

6

6

14

2

Раздел 2.

Регуляция и интеграция основных метаболических путей в клетке

9

9

20

Самостоятельная работа студентов по курсу «Интеграция клеточного обмена» включает изучение теоретического материала, написание и защиту реферата, решение задач и выполнение заданий, составление схем регуляции и интеграции метаболических путей, работу с учебной научной и справочной литературой.

3. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Для самостоятельной работы студенты используют литературу и электронные ресурсы читальных залов библиотеки СФУ. Итогом самостоятельного изучение теоретического материала являются конспект, таблицы, схемы метаболических путей.

Конспект – это краткое, либо подробное и последовательное изложение информации, полученной из различных источников (лекция, проработанная литература, просмотренные презентации, видеодокументы и т. д.).

Таблица – это перечень сведений, цифровых данных, расположенных по графам в определенном порядке. Таблицы используются, когда необходимо показать информацию, логически упорядоченную в столбцы и ряды.

Схема метаболического пути – чертеж, отображающий основные стадии метаболического процесса с указанием точек приложения регуляторных сигналов. Схема может быть альтернативным вариантом конспекта, в которой без детализации прочитанного материала приводятся ключевые слова, основные понятия, структуры, описывающие определенные процессы. Особенно важно составление схем для структурирования информации в данном курсе при рассмотрении интеграции метаболизма углеводов, липидов и белков. Создавать схему можно на листе бумаге, экране компьютера и т.п.

Темы для самостоятельного теоретического изучения курса «Интеграция клеточного обмена» сгруппированы по разделам дисциплины (табл. 3) вместе с перечнем примерных вопросов для самоконтроля и рекомендованными источниками информации. Самостоятельное изучение теоретического курса проводится параллельно с курсом лекций. В соответствии с темой и планом каждой лекции, студент обязан во время самостоятельной работы повторить основные катаболические и анаболические пути в обмене углеводов, липидов и белков, механизмы регуляции ключевых ферментов путей метаболизма, выучить необходимые структурные формулы, освоить принципы составления схем координации клеточных метаболических процессов.

Таблица 3 – Темы для самостоятельной работы



п/п

Разделы

дисциплины

Темы для самостоятельной работы, трудоемкость (часы)

1

Раздел 1. Основные аспекты регуляции и интеграции клеточного метаболизма


1.1. Метаболические пути и механизмы их регуляция (2 ч.).

1.2. Механизмы регуляции количества ферментов в клетке (2 ч.).

1.3. Регуляция клеточного метаболизма гормонами (3 ч.).

1.3. Решение задач и выполнение заданий (3 ч.)

1.4. Реферат (4 ч.)

2

Раздел 2. Регуляция и интеграция основных метаболических путей в клетке


2.1. Гомеостаз глюкозы – механизмы регуляции (2 ч.).

2.2. Регуляция цикла лимонной кислоты. Координация цикла лимонной кислоты с гликолизом (2 ч.).

2.3. Нарушение обмена углеводов и липидов при сахарном диабете (3 ч.).

2.4. Решение задач и выполнение заданий (5 ч.)

2.5. Реферат (8 ч.)


Раздел 1. Основные аспекты регуляции и интеграции клеточного метаболизма.
Тема 1.1. Метаболические пути и механизмы их регуляция.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация метаболических путей.

2. Какой фермент является лимитирующим в гликолизе, цикле лимонной кислоты, синтезе жирных кислот?

3. Как осуществляется регуляция метаболического пути по принципу прямой связи?

4. В чем заключается регуляция метаболического пути по принципу обратной связи?

5. Какие метаболические пути регулируются по принципу прямой и обратной связи?

6. Как классифицируются типы ретроингибирования?

7. Какие метаболиты могут выполнять роль ретроингибиторов?

8. Какой фермент гликолитического пути регулируется по принципу прямой связи?

9. Каким образом ретроингибитор может изменять активность ключевого фермента метаболического пути?

10. Как меняется соотношение катаболических и анаболических процессов в зависимости от энергетического заряда клетки?

11. Как определяется энергетический заряд клетки?
Источники: [1]. Раздел 2, с. 75-123; [2]. Глава 12, с. 154 – 177.
Тема 1.2. Механизмы регуляции количества ферментов в клетке.

Вопросы для самоконтроля

1. Какими процессами определяется количество ферментов в клетке?

2. Регуляция количества ферментов в клетке на транскрипционном уровне.

3. Регуляция количества ферментов в клетке на трансляционном уровне.

4. Посттранскрипционные и посттрансляционные механизмы регуляции количества ферментов в клетке.

5. Через какие стадии осуществляется лизосомальный путь деградации внутриклеточных белков?

6. Какова структура и функция убиквитина?

7. Требуются ли затраты энергии на убиквитин-протеосомный путь деградации белков?

8. В чем состоит особенность строения 26S протеосомы?

9. В чем состоит особенность внутриклеточного протеолиза у прокариот?

10. Характеристика протеолитических ферментов, их классификация и номенклатура.
Источники: [1]. Раздел 4, с.185-201; [2]. Глава 21, с. 262-284, Глава 22, с. 285- 307; [6]. Глава 10, с. 419-438; [8]. Глава 2, с. 132-136, 141-148.
Тема 1.3. Регуляция клеточного метаболизма гормонами.

Вопросы для самоконтроля

1. Классификация гормонов.

2. Какие гормоны имеют пептидо-белковую природу?

3. Продуктом метаболизма какой жирной кислоты являются простагландины?

4. Какая аминокислота является предшественником адреналина?

5. Каковы основные варианты действия гормонов?

6. Какими свойствами должен обладать рецептор?

7. В чем отличие строения внутриклеточных и мембранных рецепторов?

8. Какие соединения являются первичными мессенджерами? По каким критериям осуществляется их классификация?

9. Какие соединения называют вторичными мессенджерами?

10. Каков механизм действия гидрофильных гормонов?

11. Каков механизм действия гидрофобных гормонов?

12. Назовите основные компоненты сигнального пути.

13. К каким гормонам по химической природе относится инсулин? Как он синтезируется и секретируется? Основные биохимические эффекты.

14. Какова структура глюкагона? Основные эффекты гормона.

15. Какова структура адреналина? Основные эффекты гормона.
Источники: [1]. Раздел 11, с. 545-587; [2]. Глава 12, с. 154 – 177; [3]. Глава 13, с. 440-473; [5]. Глава8, с. 267-297; [8]. Глава 5. Параграф 5.3, с. 340-403.
Раздел 2. Регуляция и интеграция основных метаболических путей в клетке.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие по самостоятельной работе Специальность...
Большой практикум. Раздел «Свободнорадикальные процессы в биологических системах»: Учебно-методическое пособие по самостоятельной...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А....
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для аудиторной и самостоятельной работы...
Автор-составитель: Л. Л. Торгашина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности 020208. 65 «биохимия»)
Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также...
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск