Скачать 175.35 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 30 Программа элективного курса «Помоги себе и близким». (9 класс. 17 часов.) Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ МОУ СОШ № 30, преподаватель высшей квалификационной категории Акулов И.В. Рецензент: канд. мед. наук, доцент, академик МАНЭБ Приходько А.Н. ре Томск-2007 Пояснительная записка. По данным Министерства здравоохранения и Госкомэпидемнадзора России только 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения,35-40% -хронические заболевания. У многих школьников наблюдается дисгармоническое физическое развитие (дефицит или избыток массы тела, снижение показателей мышечной силы, ёмкости лёгких и т. д.) Всё это создаёт проблемы с работоспособностью подрастающего поколения. Пагубное влияние на здоровье оказывает алкоголь, наркотики, табак. Около 8 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Причинами этого могут быть и факторы школьной сферы, и наследственные (генетический фактор), и экологическая среда, и недостаточный уровень образования по данной проблеме, проблеме гигиены, питания и т. д. В курсе ОБЖ на изучение «Основ медицинских знаний» выделяется примерно 10-12 часов в основной школе (5-9 класс) и 16 часов в средней школе (10-11 класс). Этого, конечно, недостаточно, чтобы не в теории, не на словах, а действительно научиться помогать себе и окружающим. Курс должен привлечь учащихся, желающих связать свои профессиональные намерения с медициной, кто хочет в домашней обстановке научиться помогать близким, ухаживать за больными и за собой. В ходе изучения данного элективного курса будут расширены знания обучающихся по биологии, ОБЖ (раздел «Основы медицинских знаний»), по формированию ЗОЖ. В конце занятий обучающиеся смогут оценить своё здоровье, составить меню с учетом состояния здоровья, оказать первую помощь при травмах и заболеваниях, научатся составлять фиточаи, а также выпустят плакаты, листовки, выступят с лекциями по охране здоровья перед младшими школьниками. Курс рассчитан на 17 учебных часов. Особый акцент сделан на темы «Травматизм и его профилактика» - 4 часа и «Вредные привычки» - 3 часа. В теме «Травматизм и его профилактика» предусмотрены уроки – лекции (теоретическая часть) и практическая отработка навыков (принципы оказания первой помощи). Тема «Вредные привычки» сегодня особенно актуальна, так как подростки в силу подражания, из детского интереса, ложного чувства солидарности и т.д. пробуют табачные изделия и алкоголь. Цель курса: убедить детей в опасности подобных проб. Также, учитывая акселерацию нынешних подростков, в курс включена тема «Беспорядочные половые связи и вензаболевания», где объясняется вред ранней половой жизни, частой смены партнеров и их последствия.ЦЕЛЬ КУРСА:Помочь школьникам определиться с выбором профиля обучения, осознать значение своего здоровья, как системы отношений своей личности с окружающим миром и с личностями – другими людьми.ЗАДАЧИ КУРСА:
Примерные планы занятий. Тема 1: Факторы здоровья (1 час). Урок 1. (2. стр. 19.; 3. стр. 35) Цель: Помочь школьникам осознать значение здоровья и укрепляющих его факторов. Задача: Научить определять зависимость здоровья от образа жизни человека. Применять полученные знания для планирования своего режима и сохранения, улучшения здоровья. Урок – лекция 1. Понятие здоровья как важнейшей ценности человека, залог благополучия и долголетия. Противопоставление: «болезнь-здоровье». Определение здоровья. Определение здоровья по ВОЗ. Факторы здоровья (3 фактора). Группы здоровья (5 групп).Формы двигательной активности. Утренняя зарядка. Вводная гимнастика перед началом занятий. Уроки физической культуры. Динамическая пауза. Занятия спортом. Вывод: Здоровье человека зависит в большей мере только от него самого. Соблюдение всех факторов здоровья плюс высокая двигательная активность – 90% здорового человека. Тема 2. Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний и аллергии. (2 часа) Урок 2, 3 (3. стр. 45; 9. стр. 168; 10. стр. 197). Цель: Дать понятие иммунитета, зависимость между иммунитетом и инфекционными заболеваниями, а также аллергией. Профилактика и лечение ИБ. Задача: Научить обучающихся уменьшать риск инфекционных заболеваний через профилактику. Оказание доврачебной помощи заболевшим. Урок – лекция 2: Иммунитет. Возникновение, течение ИБ. Профилактика ИБ. Человек среди микробов и возбудителей болезни. ИБ и защитные силы организма. Иммунная защита. Иммунная система. Ход иммунной реакции. Теория иммунитета. Формирование иммунной системы. Виды иммунитета. «Входные врата» инфекции. Местные и общие поражения организма. Периоды инфекционных заболеваний. Социальные, санитарные, специальные меры профилактики ИБ. Ликвидация источников инфекции. Разрыв путей передачи инфекции. Повышение устойчивости населения к инфекции. Вывод: Без сформированной иммунной системы и профилактики инфекционных заболеваний человек будет постоянно болеть. Урок – лекция 3: Аллергия – нарушение иммунной системы. Доврачебная помощь и уход за больным. Возникновение аллергии. Аллергены. Лечение аллергии. Аллергическая реакция и анафилактический шок (первая медицинская помощь). Распознавание инфекционных заболеваний. Правила ухода за больными. Проведение лечебных процедур. Вывод: Любую болезнь можно вылечить только при соблюдении определенных правил и процедур. Тема 3. Травматизм и его профилактика. Первая медицинская помощь при травмах (4 часа). Урок 4, 5, 6, 7 (3. стр. 68; 6. стр. 3, 7; 7. стр. 13; 9. стр. 47, 85). Цель: Научить избегать травм. В случае необходимости грамотно оказать первую медицинскую помощь. Задача: Научить различать виды травм и в зависимости от этого квалифицированно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему или самопомощь. Урок – лекция 4: Травмы. Типы травм. Виды травм. Открытые повреждения. Раны, ссадины. Струп. Инифицированные раны. Столбняк. Укусы животных, змей. Закрытые повреждения. Ушибы. Ушибы головы и грудной клетки. Гематомы. Вывихи. Переломы. Растяжения и разрыв связок. Отрыв части кости. Первая медицинская помощь для открытых и закрытых повреждений. Кровоостанавливающий жгут. Давящая повязка. Стерильная повязка. Вывод: Для открытых и закрытых повреждений первая медицинская помощь – разная, так как эти повреждения имеют свои особенности и сильные отличия. Урок – лекция + практическая работа 5, 6: Правила поведения и оказание первой медицинской помощи. Принципы первой медицинской помощи. Что такое первая помощь? Цель первой помощи (ПП). Обязанности оказывающего ПП. Благоприятная атмосфера для оказания ПП для взрослых и детей. Принципы оказания ПП: оценка ситуации; безопасная обстановка; неотложная помощь; вызов помощи. Большое число пострадавших. Пострадавшие в ДТП. Пострадавшие в пожаре. Пострадавшие от действия электрического тока (высоковольтный и низковольтный ток). Спасение на воде. Вывод: От грамотной и своевременной первой медицинской помощи зависит здоровье или жизнь человека. Урок – лекция 7: Предупреждение травматизма. Причины травм. Психологические особенности подростков, повышающие вероятность травм. Причины и предупреждение травматизма на предприятиях и в школе. Вывод: Травматизм легче предупредить, чем потом лечить травмы. Тема 4. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) (1 час). Урок - лекция 8 (3. стр. 83; 10. стр. 73; 8. стр. 118, 351). Цель: Сформировать знания о необходимости беречь сердце и кровеносные сосуды. Задача: Дать понятие о работе сердца и кровеносных сосудов, причине и последствиях сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при сердечно-сосудистых приступах. Сердце тренированного и нетренированного человека. Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы. Изменения сердечной мышцы при различных заболеваниях. Заболевания кровеносных сосудов. Склероз. Гипертония. Инсульт. Стенокардия. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь. Вывод: Сердце нужно беречь, тренировать. В случае сердечного приступа действовать оперативно. Тема 5. Вредные привычки (4 часа). Урок 9, 10, 11, 12 (1. стр. 164; 4. стр. 3, 36; 10. стр. 221, 229; 3. стр. 174). Цель: Разъяснить вред и пагубность вредных привычек (алкоголизм, наркомания,никотиномания). Задача: Дать знания о воздействии алкоголя, психотропных средств, табака на организм человека. Выработать нежелание употреблять данные вещества и оказать первую помощь при коме. Урок – лекция 9. «Алкоголизм. Причины и последствия. Первая помощь при алкогольной коме». История появления алкоголя. Влияние алкоголя на нервную систему человека. Стадии заболевания алкоголизмом. Причины, провоцирующие алкоголизм. Признаки опьянения. Алкогольная кома. Причины смерти в состоянии алкогольной комы. ПП при алкогольной коме. Борьба с алкоголизмом. Как избежать головной боли на следующий день? Три заповеди, как не стать алкоголиком. Вывод: Пристраститься легко, а излечиться очень сложно. Урок – лекция 10. «Наркомания. Причины и последствия. Первая помощь при наркотической коме. История появления наркотиков. Влияние наркогеннных веществ на нервную систему человека. Стадии заболевания наркоманией и токсикоманией. Наркотическое опьянение. Течение болезни и внешний вид наркомана. Патологическая зависимость (ломка). Передозировка наркотиков (кома). Первая помощь при наркотической коме. Пять заповедей, как не стать наркоманом. Борьба с наркоманией и токсикоманией. Вывод: Пристраститься легко, а излечиться очень сложно. Урок – самостоятельная работа 11. «Табакокурение (никотиномания). Причины и последствия. Немного истории. Курить или не курить. Действие никотина на организм. Курение и рак. Табак и сердце. Гангрена ног. Табак – пособник язвы. Курение и потомство. Пассивное курение. Как бросить курить. Вывод: Курение приносит вред не только курящему, но и окружающим, потомству, так как это наркотик (алкалоид растительного происхождения). Ход урока: Обучающиеся получают домашнее задание написать доклад по теме «Табакокурение». На занятии по своим докладам изготавливают плакаты, листовки и т.п. Работа ведется в группах. В конце уроке подводится итог работы. Урок – семинар 12. «Стоит ли курить?» («мозговой штурм»). Ход урока: Класс делится на две группы: защитники курения и их оппоненты. Для решения предлагается проблемный вопрос: «Стоит ли курить?», который включает в себя подвопросы: причины, почему я закурил; что хорошего и плохого в курении; последствия курения. Ответы заносятся на доску. После чего обучающиеся самостоятельно вырабатывают вывод и определенные правила. Вывод заносится в рабочие тетради. Тема 6. Беспорядочные половые связи и венерические заболевания (2 часа). Урок 13, 14 (2. стр. 153; 3. стр. 152). Цель: Профилактика беспорядочных половых связей и венерических заболеваний. Задача: Сформировать знания о вреде ранних и беспорядочных половых связей. Разъяснить опасность венерических заболеваний (заболевания моче-половой сферы). Урок- лекция 13. «Вред ранней половой жизни и частой смены партнера». Половые и возрастные особенности людей. Ранняя половая жизнь. Частая смена партнеров. Социальный и медицинский вред ранней половой жизни. Личная гигиена юноши и девушки. Вывод: Ранняя половая жизнь и беспорядочная половая жизнь ведет к различным патологическим изменениям в организме девушки и венерическим заболеваниям, что приносит вред не только данной особи, но и обществу. Урок – лекция 14. «Венерические заболевания. Урологические и гинекологические болезни и их профилактика: вульвит, уретрит, цистит, пиелит, пиелонефрит, эндометрит, эрозия, фимоз, простатит. Венерические заболевания. Гонорея. Сифилис. СПИД. Указ «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» (1988 г.). Профилактика вензаболеваний. Вред самолечения. Вывод: Чтобы не заболеть венболезнями необходимо тщательно выбирать партнера, а при возникновении заболеваний проходить лечение у специалистов. Тема 7. Основные правила гигиены (2 часа). Урок 15, 16 (2. стр. 91; 3. стр. 114, 136; 5. стр. 110, 211). Цель: Дать понятие о гигиене питания, кожи, волос, труда. Задача: Научить школьников применять полученные знания в жизни; уметь составлять рацион питания и фиточаи; уметь правильно ухаживать за кожей, волосами и т.д.; уметь правильно подобрать одежду и обувь. Урок – лекция 15. «Гигиена питания. Пищевые отравления и первая помощь. Водный режим. Значение питания. Энергетическая ценность пищи. Режим питания. Витамины и минеральные вещества. Хранение пищевых продуктов. Пищевые отравления. Инфекционные желудочно-кишечные заболевания. Неинфекционные желудочно-кишечные заболевания. Диетическое питание. Глистные инвазии. Значение воды в организме. Режим питья. Значение и составление фиточаев. Вывод: Правильно сбалансированный прием пищи и воды – шаг к долголетию. Урок – лекция 16. «Гигиена волос, кожи, ногтей. Гигиена одежды и обуви. Технорегуляция». Функции кожи. Причины нарушений и повреждений кожи. Термические поражения кожи. Угри, лишаи, чесотка. Уход за кожей. Уход за волосами и ногтями. Гигиена и мода. Гигиенические требования к одежде. Гигиенические требования к обуви. Теплорегуляция. Закаливание. Тепловой и солнечный удар. Общее переохлаждение. Вывод: Только при соблюдении всех гигиенических требований к собственному телу, одежде, обуви человек будет чувствовать себя комфортно. Тема 8. Проектная работа (практическая часть). Цель: Обучить написанию и оформлению исследовательских работ. Задача: Ознакомить с требованиями к оформлению исследовательских работ. Обучить написанию. Урок 16, 17 «Оформление и сдача учащимися исследовательских работ». Темы для практической части выдаются заранее, кроме темы «Пропаганда медицинских знаний» - по ней работа ведется весь учебный год. На последнем уроке проходит защита работ учащихся. Список рекомендуемой литературы:
Программу разработал Акулов И.В., учитель высшей категории, прошел курсовую подготовку: центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Семья» г. Томска, 2002 г. «Профилактика девиантного поведения подростков»; ТОИПКРО, 2002г.: «Безопасность и защита человека в ЧС. Первая медицинская помощь», св-во № 1664-4; ТОИПКРО, 2003г.: «Углубление знаний по теории и практике преподавания курса ОБЖ», удостоверение № 2977; ТГУ, 2004г.: «Основы офисных технологий в ОУ», удостоверение № 4-230; ТОИПКРО, 2007г.: «Современные образовательные методики и технологии в педагогической практике по ОБЖ, физкультуре, трудовому обучению в условиях модернизации образования», удостоверение № 302. |
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | ||
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | «Помоги себе сам» Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса по химии Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих... | Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | ||
Программа элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов) ... | Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | ||
Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... |