МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Лечебный Кафедра Морфологических дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________Л.И. Задорожная «_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.2.2. Паразитология
по специальности 060101.65 Лечебное дело
Квалификация (степень)
выпускника Специалист
Форма обучения Очная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению 060101.65 Лечебное дело Составитель рабочей программы:
_____доцент___________________
|
|
| Пустовет З.Т.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры морфологических дисциплин________________________
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20___г.
|
|
|
Савенко В.О.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Ожева Р.Ш.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20___г.
|
|
|
Ожева Р.Ш.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20___г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Куанова И.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины - дать систему базовых представлений о паразитизме как явлении, обусловленном существованием в организменной среде жизни.
Задачи изучения дисциплины на лечебном факультете:
• изучение особенностей строения паразитов на всех стадиях развития, для точного определения вида
• изучение систематики объектов паразитологии, принадлежность к той или иной паразитической группе
• изучение взаимоотношения паразит-хозяин
• изучение особенностей цикла развития паразитов и переносчиков, установление путей циркуляции паразитов в природе и способы попадания в организм человека
- выявить место и значение паразитов в естественных экосистемах и биосфере в целом;
- осветить закономерности становления и развития биологических систем «паразит-хозяин»;
- дать общее представление о паразитарных системах;
- показать роль паразитов как регуляторов численности видов. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Паразитология является дисциплиной математического и естественнонаучного цикла, вариативная часть В.2 (курс по выбору). Она имеет отчетливую экологическую направленность как наука о стратегиях адаптаций к одной из сред жизни. Она расширяет общие экологические представления студентов и способствует формированию у них общебиологического мировоззрения. В соответствии со сказанным, основами для изучения паразитологии являются курсы биологии с основами экологии, истории медицины, цитологии, гистологии и эмбриологии. Сама же паразитология дает интересный фактический материал для прикладной экологии, а также по ряду проблем эволюционной теории (эволюция органов и функций, направления эволюции филогенетических групп, сопряженная эволюция). 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
группы определений паразитизма;
формы паразитизма и их происхождение;
особенности жизненных циклов основных групп паразитических животных: простейших, гельминтов, членистоногих;
пути формирования и основные направления эволюции системы «паразит-хозяин»;
адаптации к паразитизму;
морфологические различия гельминтов и их яиц;
правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов;
заболевания, вызываемые простейшими;
принципы организации и функционирования паразитарных систем (ОК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-11).
Уметь:
готовить препараты методом нативного мазка;
готовить препараты методом обогащения;
различать на препаратах представителей класса Членистоногие, вредящих здоровью человека;
идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов;
пользоваться определителями для идентификации видов изучаемых паразитических животных (ПК-5, ПК-7, ПК-20).
Владеть:
навыками паразитологических вскрытий и их технического протоколирования;
навыками поиска рациональных мероприятий по профилактике паразитарных заболеваний;
современными методами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека;
навыками проведения обследования окружающей среды на зараженность отдельными видами паразитов человека (ПК-27, ПК-31, ПК-32).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 1
| 2
| Аудиторные занятия (всего)
| 102/2,8
| 51/1,4
| 51/1,4
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 34/0,9
| 17/0,5
| 17/0,5
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| -
| Семинары (С)
| -
| -
| -
| Лабораторные занятия (ЛЗ)
| 68/1,8
| 34/0,9
| 34/0,9
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 42/1,16
| 21/0,58
| 21/0,58
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| Рефераты
| 14/0,9
| 8/0,2
| 6/0,16
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
2. Подготовка к лабораторным занятиям, коллоквиумам, написание докладов на конференцию и т.д.
|
8/0,2
20/0,6
|
5/0,13
8/0,2
|
3/0,08
12/0,33
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
экзамен
|
36/1
|
|
36/1
| Общая трудоемкость
| 180/5
| 72/2
| 108/3
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛЗ
| СРС
|
| 1 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Паразитология как самостоятельная наука и ее место в системе биологического знания.
| 1-2
| 3
|
| 6
| 4
| Обсуждение
докладов
|
| Значение паразитологии в обеспечении здоровья населения.
| 3-4
| 2
|
| 4
| 3
| Обсуждение
докладов
|
| Понятие паразитизма, как одной из форм симбиоза, адаптации организмов к паразитическому образу жизни.
| 5-6
| 2
|
| 4
| 2
| Обсуждение
докладов
|
| Формы паразитизма и их происхождение.
| 7-8
| 2
|
| 4
| 2
| Блиц-опрос
|
| Паразитизм как форма антагонистических биотических связей в природе. Паразитические Простейшие — возбудители лейшманиозов, трипаносомозов, трихомонозов, лямблиоза.
| 9-10
| 2
|
| 4
| 2
| Опрос, тестовые задания и собеседование по ситуационным задачам.
|
| Паразитические Простейшие — возбудители трихомонозов, балантидиаза, токсоплазмоза, малярии.
| 11-12
| 2
|
| 4
| 2
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические Плос-кие черви — возбудите-ли фасциолёза, дикро-целиоза,
| 13-14
| 2
|
| 4
| 2
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические Плоские черви — возбудители описторхоза, парагонимза, шистосомоза.
| 15-16
| 2
|
| 4
| 4
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Промежуточная аттестация.
| 17
|
|
|
|
| Зачет в устной форме
|
|
|
| 17
|
| 34
| 21
|
|
| 2 семестр
|
|
|
|
|
|
|
| Паразитические Ленточные черви - возбудители тениоза, тениаринхоза.
| 1-2
| 2
|
| 6
| 2
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические Ленточные черви - возбудители гименолепидоза, эхинококкоза, дифиллоботриоза.
| 3-4
| 2
|
| 4
| 2
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические Круг-лые черви — возбудите-ли аскаридоза, энтеро-биоза.
| 5-6
| 2
|
| 4
| 2
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические Круглые черви — возбудители трихоцефалёза, трихинеллёза.
| 7-8
| 2
|
| 4
| 2
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразические Круглые черви - возбудители анкилостомоза, стронгилоидоза, дракункулёза, филяриатозов. Методы лабораторной диагностики гельминтозов.
| 9-10
| 2
|
| 4
| 4
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические членистоногие. Паукообразные, их морфологические признаки. Роль клещей в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний человека. Ядовитые паукообразные.
| 11-12
| 2
|
| 4
| 4
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Паразитические члени-стоногие. Насекомые — эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний человека. Морфофизиологические признаки паразитических насекомых.
| 13-16
| 5
|
| 8
| 5
| Опрос, тестовые зада-ния и собеседование по ситуационным за-дачам.
|
| Промежуточная атте-стация
| 17
|
|
|
| 36
| Зачет в устной форме
|
|
|
| 17
|
| 34
| 21
|
|
| ИТОГО:
|
| 34
|
| 68
| 78
|
| |