Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014





Скачать 167.27 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины медицинская паразитология 2014
Дата публикации10.08.2015
Размер167.27 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
Государственное автономное образовательное учреждение СПО СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕДИЦИНСКАЯ ПАРАЗИТОЛОГИЯ

2014

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика

Организация разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саратовский областной базовый медицинский колледж»

Разработчик: Гридасова О.В., преподаватель первой категории профессиональных дисциплин специальности «Лабораторная диагностика» ГАОУ СПО СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж»

Рецензент: Архипова Н.В., начальник лабораторной службы ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница»

СОДЕРЖАНИЕ







стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины



14
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



16



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Медицинская паразитология

    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников клинико-диагностических лабораторий


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.




    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • готовить рабочее место для проведения лабораторных паразитологических исследований;

  • готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, консервирования, приготовления тонкого мазка, приготовления толстой капли;

  • выполнять манипуляции паразитологических исследований;

  • различать на препаратах представителей простейших, гельминтов, членистоногих;

  • идентифицировать яйца, личинки гельминтов в биоматериале.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • классификацию паразитов человека;

  • географическое распространение паразитарных болезней человека;

  • морфофункциональную характеристику простейших, гельминтов;

  • циклы развития паразитов;

  • наиболее значимые паразитарные болезни человека;

  • основные принципы диагностики паразитов человека;

  • основные принципы профилактики паразитарных болезней человека.




    1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов,

Самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

В том числе:




Практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

В том числе:




Работа с основной и дополнительной литературой

2

Составление словаря терминов по данным основной и дополнительной литературы

2

Составление графологических структур с использованием терминов

2

Зарисовка макро- и микропрепаратов, схем

1

Работа с компьютерными обучающими программами

1

Создание презентаций по медицинской паразитологии

1

Создание презентаций по изучению простейших

1

Создание презентаций по изучению гельминтов

1

Создание презентаций по изучению арахноэнтомологии

1

Подготовка сообщений, рефератов, докладов по темам:




  • исследователи медицинской паразитологии

1

  • непатогенные амебы кишечника

1

  • свободноживущие патогенные амебы

1

  • этиология, лабораторная диагностика балантидиаза

1

  • этиология и лабораторная диагностика саркоцистоза

1

  • этиология и лабораторная диагностика пневмоцистоза

1

  • этиология и лабораторная диагностика криптоспоридиоза

1

  • редко встречающиеся у человека цепни

1

  • развитие эхинококкоза, профилактика

1

  • этиология и лабораторная диагностика филляриозов

1

  • серологические методы исследований

1

  • исследования на зараженность гельминтами

1

  • изучение медицинской арахноэнтомологии

1

  • ядовитые паукообразные

1

  • профилактика клещевого энцефалита

1

  • семейство москитов

1

Работа с контрольными вопросами

1

Работа с тестовыми заданиями

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Медицинская паразитология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, семинарско-практические, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Введение. Медицинская паразитология. Содержание. Задачи

Содержание учебного материала:

  1. Изучение основных понятий медицинской паразитологии; проблемы и задачи; понятие о паразитизме, его формы; разделы.

  2. Изучение организации работы паразитологической лаборатории; нормативно-правовая документация; техника безопасности; режим работы; оборудование

2

2

Раздел 1. Изучение простейших медицинской паразитологии

30

Тема 1.1.

Паразитические простейшие. Методы обнаружения и исследования простейших

Содержание учебного материала:

  1. Изучение классификации простейших.

  2. Изучение основных методов исследования простейших. Исследование испражнений: сбор и хранение биоматериала; приготовление нативного мазка и окрашенного раствором Люголя. Методы обогащения или накопления цист простейших – методы осаждения, всплывания, метод формалин-эфирного обогащения. Методы консервации простейших.

  3. Исследование других биоматериалов (крови, материалов из кожных поражений, пунктатов лимфатических узлов, костного мозга, выделений мочеполовых путей, желчи, спинномозговой жидкости, гноя, мокроты, материала биопсии и аутопсии). Метод посева и биологической пробы. Серологические методы. Внутрикожная аллергическая проба.

2

2

Практические занятия:

  1. Организация и режим работы паразитологической лаборатории.

  2. Основные методы обнаружения и исследования простейших

4

2

Тема 1.2.

Класс Саркодовые

Содержание учебного материала:

Изучение морфологических особенностей, жизненного цикла класса саркодовых – амеб; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика, профилактика амебиаза.

2

2

Тема 1.3.

Класс Жгутиковые

Содержание учебного материала:

  1. Изучение морфологических особенностей, жизненного цикла представителей класса, содержащих кинетопласт жгутиконосцев – лейшманий и трипаносом; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика, профилактика лейшманиоза и трипаносомоза.

  2. Изучение морфологических особенностей, жизненного цикла, не содержащих кинетопласт жгутиконосцев – лямблий и трихомонад; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика, профилактика лямблиоза, трихомоноза

2

2

Тема 1.4.

Этиология и лабораторная диагностика амебиаза и заболеваний, вызываемых простейшими класса жгутиковых

Практическое занятие:

  1. Этиология и лабораторная диагностика амебиаза.

  2. Этиология и лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых простейшими класса жгутиковых.

4

2

Тема 1.5.

Класс споровики

Содержание учебного материала:

  1. Изучение морфологических особенностей, жизненного цикла представителей класса споровиков – токсоплазмы; эпидемиология, патогенез, лабораторная диагностика, профилактика токсоплазмоза.

  2. Изучение видов малярийных плазмодиев. Цикл развития малярийных плазмодиев в организме человека и переносчика – комара. Морфологические особенности каждой стадии развития четырех видов плазмодиев, определяемых в тонком мазке крови, в толстой капле. Изменения эритроцитов.

  3. Изучение эпидемиологии малярии. Особенности течения каждого вида малярии, значение лабораторной диагностики.

  4. Изучение профилактики малярии.

4

2

Практические занятия:

  1. Этиология и лабораторная диагностика токсоплазмоза.

  2. Этиология и лабораторная диагностика малярии.

4

2

Самостоятельная работа:

  1. Составление словаря медицинских терминов по данным основной и дополнительной литературы.

  2. Составление графологических структур с использованием медицинских терминов.

  3. Зарисовка препаратов.

  4. Работа с компьютерными обучающими программами.

  5. Создание презентаций по паразитическим простейшим, методам обнаружения и исследования простейших.

  6. Подготовка сообщений, рефератов, докладов по темам:

  • исследователи медицинской паразитологии;

  • непатогенные амебы кишечника;

  • свободноживущие патогенные амебы;

  • этиология, лабораторная диагностика балантидиаза;

  • этиология и лабораторная диагностика саркоцистоза;

  • этиология и лабораторная диагностика пневмоцистоза;

  • этиология и лабораторная диагностика криптоспоридиоза;

  1. Работа с контрольными вопросами.

  2. Работа с тестовыми заданиями.

8

Раздел 2. Изучение медицинской гельминтологии

32

Тема 2.1.

Паразитические гельминты. Методы обнаружения и исследования гельминтов

Содержание учебного материала:

  1. Изучение классификации гельминтов; пути заражения; факторы передачи гельминтов.

  2. Изучение основных методов исследования гельминтов; манипуляции, техника безопасности; нормативные документы.

  3. Изучение методов обнаружения яиц гельминтов в фекалиях: приготовление нативных препаратов, толстого мазка.

  4. Изучение методов обогащения.

2

2

Практические занятия:

  1. Организация и режим работы паразитологической лаборатории. Основные методы обнаружения и исследования гельминтов.

  2. Лабораторная диагностика исследования яиц гельминтов. Количественные методы в диагностике гельминтов

4

2

Тема 2.2.

Тип плоские черви.

Класс сосальщики

Содержание учебного материала:

  1. Изучение строения плоских червей. Класс трематод (сосальщиков). Общая характеристика класса.

  2. Изучение особенности морфологии, жизненного цикла представителей класса – описторха, фасциолы, дикроцелия, клонорха, метагонима, парагонима, нанофиета, шистосом.

  3. Изучение морфологии яиц гельминтов.

  4. Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, профилактики трематодозов.

  5. Изучение паразитологических методов обнаружения, обогащения. Идентификация, дифференцировка яиц трематод.

2

2

Практическое занятие:

Этиология и лабораторная диагностика трематодозов

4

2

Тема 2.3.

Тип плоские черви. Класс ленточные

Содержание учебного материала:

  1. Изучение строения плоских червей. Класс цестод (ленточных червей). Общая характеристика отряда цепней.

  2. Изучение морфологии, жизненного цикла представителей отряда лентецов и цепней – широкого лентеца, бычьего, свиного, карликового цепней, эхинококка, альвеококка.

  3. Изучение морфологии яиц гельминтов

  4. Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, профилактики дифиллоботриоза, тениоза, тениаринхоза, геминолепидоза, эхинококкоза, альвеолококкоза.

  5. Изучение паразитологических методов обнаружения и обогащения яиц, идентификация, дифференцировка фрагменты цестод, яиц.

2

2

Практическое занятие:

Этиология и лабораторная диагностика цестодозов.

4

2

Тема 2.4.

Тип круглые черви. Класс собственно круглые черви

Содержание учебного материала:

  1. Изучение строения круглых червей. Общая характеристика класса нематод, строение и развитие; особенности морфологии, жизненного цикла представителей класса: острицы, аскариды, власоглава, трихинеллы, анкилостомы, некатора, кишечной угрицы; особенности строения яиц и личинок.

  2. Изучение эпидемиологии, патогенеза, клиники, профилактики энтеробиоза, аскаридоза, трихоцефалеза,трихинеллеза, анкилостомидозов, стронгилоидоза

  3. Изучение лабораторной паразитологической диагностики. Основные методы обнаружения, обогащения; идентификация, дифференцировка яиц нематод. Количественные методы в диагностике гельминтозов

  4. Изучение методов забора проб и исследования объектов внешней среды – воды, почвы, овощей, ягод, фруктов, зелени. Смывы с предметов, рук. Основные методы определения жизнеспособности яиц и личинок гельминтов.

2

2

Практическое занятие:

  1. Этиология и лабораторная диагностика нематодозов.

  2. Исследование объектов внешней среды на зараженность гельминтами

4

2

Самостоятельная работа:

  1. Составление словаря медицинских терминов по данным основной и дополнительной литературы.

  2. Составление графологических структур с использованием медицинских терминов.

  3. Зарисовка препаратов, схем

  4. Работа с компьютерными обучающими программами.

  5. Создание презентаций по паразитическим гельминтам, методам обнаружения и исследования.

  6. Подготовка сообщений, рефератов, докладов по темам:

  • исследователи медицинской гельминтологии;

  • редко встречающиеся у человека цепни;

  • развитие эхинококкоза, профилактика;

  • этиология и лабораторная диагностика филляриозов;

  • серологические методы исследований;

  • исследования на зараженность гельминтами.

  1. Работа с контрольными вопросами.

  2. Работа с тестовыми заданиями.

8

Раздел 3. Изучение медицинской арахноэнтомологии

26е занятие: чебного материала?

стика амебиазаледж"ние СПО СО "

Тема 3.1.

Тип членистоногие

Класс паукообразные

Содержание учебного материала:

  1. Изучение паразитизма членистоногих

  2. Изучение роли членистоногих в распространении трансмиссионных заболеваний

  3. Общая характеристика членистоногих. Классификация

  4. Изучение класса паукообразных. Организация паукообразных, строение, развитие.

  5. Изучение ядовитых паукообразных – скорпионов, пауков. Особенности их строения и развития. Медицинское значение

  6. Изучение клещей. Общая характеристика, классификация

  7. Акариформные клещи. Особенности строения, развития. Заболевания. Изучение профилактики и лабораторной диагностики демодекоза и чесотки

  8. Изучение паразитоморфных клещей. Особенности их биологии. Переносчики и резервуар возбудителей болезней в природе. Борьба с клещами, сохраняющая экологическое равновесие в природе.

2

2

Практическое занятие:

Тип членистоногие. Класс паукообразные.

4

2

Тема 3.2.

Тип членистоногие. Класс насекомые

Содержание учебного материала:

  1. Изучение классификации насекомых.

  2. Изучение отряда тараканов, вшей, клопов, блох. Отряд двукрылых – москиты, комары, мошки, мокрецы, оводы, мухи.

  3. Изучение строения и биологии насекомых, их медицинское значение. Миазы.

  4. Борьба с насекомыми, вредящими здоровью человека, не нарушающая экологического равновесия в природе.

2

2

Практическое занятие:

Тип членистоногие. Класс насекомые.

4

2

Самостоятельная работа:

  1. Составление словаря медицинских терминов по данным основной и дополнительной литературы.

  2. Составление графологических структур с использованием медицинских терминов.

  3. Зарисовка препаратов, схем.

  4. Работа с компьютерными обучающими программами.

  5. Создание презентаций по арахноэнтомологии, методам исследований.

  6. Подготовка сообщений, рефератов, докладов по темам:

  • изучение медицинской арахноэнтомологии;

  • исследователи медицинской арахноэнтомологии;

  • ядовитые паукообразные;

  • профилактика клещевого энцефалита;

  • семейство москитов;

  • работа лаборатории паразитологической.

  1. Работа с контрольными вопросами.

  2. Работа с тестовыми заданиями.

14

Всего

90

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета и лаборатории для проведения паразитологических исследований.

Оборудование учебного кабинета:

  • шкафы;

  • столы, стулья;

  • мойка;

  • вытяжной шкаф.

Оборудование лаборатории и рабочих мест:

  • микроскопы;

  • центрифуга;

  • лабораторная посуда, инструментарий;

  • химические реактивы;

  • наборы микропрепаратов, различного биологического материала.

Технические средства обучения:

  • ноутбук;

  • интерактивная доска;

  • мультимедиа система;

  • обучающие компьютерные программы.



    1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Корнакова Е.Е. Медицинская паразитология. М. Академия. 2012

  2. Корнакова Е.Е. Медицинская паразитология. / Е.Е.Корнакова. – М. Академия. 2010

  3. Яфаев Р.Х. Медицинская паразитология. Учебное пособие. Спб. Фолиант. 2009

Дополнительные источники:

  1. Чебышев Н.Б. Медицинская паразитология. 2012

  2. Циммер К. Паразиты. М.: Альпина нон-фикшен. 2011

  3. Каблукова В.А. Медицинская паразитология. 2010

  4. Плишкин А.А. Медицинская паразитология. КРСУ- Бишкек. 2009

  5. Контроль качества лабораторных исследований. 2009

  6. Систематика и биология паразитов. Наука.2009

  7. Энциклопедия паразитологии. 2009



Интернет-ресурсы:

  1. Лабораторная диагностика www. Dic. Academic. Ru.

  2. Медицинская паразитология учебное пособие revolution. Albect.ru

  3. Электронный учебник medic. Pnzgu. ru



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • готовить препараты для паразитологических исследований методами нативного мазка, обогащения, приготовления толстой капли;

  • различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;

  • идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.

Методы контроля знаний:

  • устный;

  • письменный;

  • тестовый;

  • компьютерный;

  • решение ситуационных задач;

  • оценка деятельности обучающихся на всех этапах занятия.

знать:

  • классификацию паразитов человека;

  • географическое распространение паразитарных болезней человека;

  • основные морфологические характеристики простейших и гельминтов;

  • циклы развития паразитов;

  • наиболее значимые паразитозы человека;

  • основные принципы профилактики паразитарных болезней человека.

Формы контроля знаний:

  • индивидуальный;

  • групповой;

  • комбинированный;

  • самоконтроль.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма учебной дисциплины оп. 04 Медицинская паразитология по...
Израилевна, преподаватель фгоу спо «Омский медицинский колледж», Ледянкина Ольга Васильевна, к фарм н., зам директора по научно-методической...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма учебной дисциплины Основы сестринского дела 2014 г
Фармация, составленной в соответствии с профессиональным модулем «Младшая медицинская сестра по уходу за больным», разработанной...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconТема. Медицинская паразитология: протозоология, гельминтология
Класс Саркодовые. Общая характеристика. Дизентерийная амеба морфология, цикл развития, пути заражения человека, диагностика, профилактика....
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 icon1. Предмет медицинская паразитология. Взаимоотношения паразита и хозяина
Государственные гражданские служащие, врачи органов и учреждений Роспотребнадзора, специалисты – паразитологи (эпидемиологи), работающие...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconОбразовательная программа учебной дисциплины
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501. 51 Сестринское...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
Специализация «Паразитология» относится к профессиональному циклу обучения и пред­ставлена в вариативной части основной образовательной...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconРабочая программа учебной дисциплины «паразитология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconРабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация 2014 г
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо по специальности...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма учебной дисциплины химия 2014 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconРабочая программа учебной дисциплины
...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма учебной дисциплины история 2013-2014 гг
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconПрограмма учебной дисциплины психология 2014 год
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины медицинская паразитология 2014 iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф
Медицинская биофизика, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010 г. №1119


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск