Скачать 0.49 Mb.
|
министерство здравоохранения российской федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» УТВЕРЖДАЮ Декан лечебного факультета член-корр. РАМН, профессор__________ Г.В. Порядин «31» августа 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ Направление подготовки (специальность) Медицинская биофизика Форма обучения очная (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Срок освоения ООП 6 лет (нормативный срок обучения)
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ одобрена на заседании кафедры Медицины катастроф от «29» августа 2011 г. Протокол №1. Заведующий кафедрой медицины катастроф __________________ Левчук И.П. подпись Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ одобрена Ученым Советом медико-биологического факультета от « « ______ 2011 г. Протокол №___ Председатель Ученого Совета медико-биологического факультета ____________ Ю.В. Балякин Разработчики: Зав. кафедрой профессор ______________________________ И.П. Левчук Доцент ______________________________ Г.Б. Богословов Доцент ______________________________ А.В.Курочка Доцент _______________________________ А.П.Назаров Ст. преподаватель ______________________________ В.Н. Аникеенко Рецензент: Профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ___________ С.А. Оприщенко 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» является формирование культуры безопасности, готовности и способности выпускника по специальности медицинская биофизика к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основной задачей обучения является подготовка выпускников медицинских вузов к практическому выполнению функциональных обязанностей в специальных формированиях здравоохранения и службы медицины катастроф в соответствии с профилем факультетов медицинских вузов. Задачами дисциплины являются приобретение: - понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека; - понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы; - теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий, о предназначении и структуре Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и Всероссийской службы медицины катастроф; - способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений по оказанию медицинской помощи пострадавшим в условиях чрезвычайных ситуаций; - навыков по организации оказанию первой и доврачебной помощи пострадавшим; - мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня знаний по безопасности жизнедеятельности и медицине катастроф. 2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА 2.2.1. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» относится к циклу профессиональных дисциплин, освоение разделов которой необходимо для эффективной работы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. 2.2.2. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика; - в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин: физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология; - в цикле профессиональных дисциплин: анестезиология, реанимация и интенсивная терапия, травматология, ортопедия, гигиена, общая хирургия, медицинская психология, общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения, факультетская хирургия, факультетская терапия, эпидемиология, педиатрия, медицинская реабилитация, пропедевтика внутренних болезней, инфекционные болезни. 2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.3.1.Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины: - профилактическая; - диагностическая; - лечебная; - организационно-управленческая; - научно-исследовательская. 2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: Общекультурные (ОК): - способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3); - способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); - способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). Профессиональные (ПК): обще-профессиональные: - способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); - способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4); - способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа, биопсийнного, операционного и секционного материала (ПК-5); в профилактической деятельности: - способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14); в лечебной деятельности: - способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам доврачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций (ПК-21); в организационно-управленческой деятельности - способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27); в научно-исследовательской деятельности: - способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека; риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы; основы безопасности общества и личности; основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций; поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера: землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия; медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций; задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС); основы организации, мероприятия и методы защиты населения от опасных факторов природного и техногенного происхождения; особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях; основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях; теоретические основы современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера; определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации; особенности организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях; особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных видов оружия; основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы; организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера; основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формирований и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катастроф; задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК); основные положения нормативных правовых документов по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера; порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения; уметь: идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации; оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях; выбирать методы защиты от опасных факторов; применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача; применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала; соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача; обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненными работниками; осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях; определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки; оказывать первую и доврачебную помощь пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера; решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пораженных в чрезвычайных ситуациях; определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф; приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях; способами оказания первой и доврачебной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях; приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях; приемами и способами использования индивидуальных средств защиты; способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме доврачебной помощи; алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов. 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
|
Рабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля... | Рабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля... | ||
Учебной дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»... Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф» Специальность:... Рабочая программа «Медицина катастроф» составлена доцентом кафедры афк и бж луценко Е. В., к м н., доцентом кафедры афк и бж потылициной... | Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Медицина катастроф, безопасность... Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии | Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях | ||
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях | Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Территориальный орган, постоянно работающий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | ||
1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности,... | Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»... Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с | ||
Рабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии... ... | Основной образовательной программы по направлению подготовки: Педиатрия... Философия предшествует изучению таких дисциплин, как: Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; Психиатрия,... |