Скачать 492.98 Kb.
|
Приложение 2
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой мобилизационной Декан педиатрического факультета подготовки здравоохранения и медицины катастроф д.м.н., доцент д.м.н., проф., Ю.Е. Барачевский И.А. Турабов «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине – безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф По направлению подготовки – специальность 060103-педиатрия Курс – II (3 и 4 семестры) Вид промежуточной аттестации – экзамен Кафедра – мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Трудоемкость дисциплины – 252 часа (7 зачетных единиц) Архангельск, 2012 1. Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (БЖД и МК) является формирование культуры безопасности, готовности и способности к действиям по предназначению выпускника по специальности Лечебное дело в различных видах чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного и военного времени. Реализация целей достигается путем решения следующих основных задач: а) понимания: - проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях; - рисков, обусловленных воздействием поражающих факторов различных видов чрезвычайных ситуаций; - рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы; - необходимости познания основ научного анализа в сфере безопасности вообще и медицинской безопасности, в частности. б) приобретения: - теоретических знаний о сущности и развитии крупных аварий и катастроф, последующем формировании ЧС на той или иной территории (объекте), о создании и функционировании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); - знаний по организации функционирования и совершенствования системы медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, организации оказания первой, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим в ЧС мирного и военного времени; - знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов, находящихся на лечении в учреждениях здравоохранения; - навыков по основам научного анализа прогнозируемых и свершившихся ЧС, их медико-санитарных последствий, порядка и организации их ликвидации. в) формирования: - культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; - готовности к участию в проведении мероприятий по защите населения и медицинского персонала от угроз мирного и военного времени; - способности и готовности к организации проведения медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС природного, техногенного и социального характера; - способностей для грамотного и аргументированного обоснования принимаемых управленческих решений с точки зрения безопасности; - мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности Лечебное дело ВПО. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: - в цикле гуманитарных дисциплин: философия, биоэтика, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, иностранный и латинский языки, психология, педагогика; - в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: физика, математика, медицинская информатика, химия, биохимия, биология, анатомия человека, топографическая анатомия, оперативная хирургия, гистология, цитология, эмбриология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология; - в цикле профессиональных дисциплин: гигиена, эпидемиология, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, факультетская терапия, факультетская хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни, анестезиология, реанимация и интенсивная терапия, травматология и ортопедия, медицинская психология, медицинская реабилитация, общественное здоровье и здравоохранение, экономика и управление здравоохранения. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: а) общекультурных (ОК) - способность и готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3); - способность и готовность организовывать работу исполнителей, находить и принимать грамотные и ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); - способность и готовность осуществлять практическую деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать этические правила, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8). б) профессиональных (ПК) общепрофессиональные: - способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты в общении с коллегами, студентами, другими категориями населения (ПК-1); - способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения ошибок, осознавая при этом, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность (ПК-4); - способность и готовность проводить и интерпретировать результаты полученных исследований, статистического анализа и оформлять полученные данные в виде итогового материала (ПК-5); - способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пострадавших (ПК-6); - способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических и других учреждений здравоохранения (ПК-7); в профилактической деятельности: - способность и готовность проводить превентивные мероприятия, обеспечивающие защиту населения при угрозе возникновения и возникновении различных видов ЧС (ПК-14); в лечебной деятельности: - способность и готовность осуществлять пострадавшему населению экстренную медицинскую помощь, проводить ему необходимые лечебно-эвакуационные мероприятия при возникновении угрожающих жизни состояний в экстремальных условиях ЧС (ПК-21); - способность и готовность назначать и применять медикаментозные средства из числа антидотов, радиопротекторов и других средств неотложной терапии, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК-22); в организационно-управленческой деятельности: - способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении Российской Федерации и направленную на обеспечение медицинской безопасности государства (законы, постановления, регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации) (ПК-27); - способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности учреждений здравоохранения различного типа, анализировать показатели работы, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий в очагах ЧС (ПК-28); в научно-исследовательской деятельности: - способность и готовность изучать научно-медицинскую информации, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31). В результате изучения дисциплины студент обязан: а) знать: - особенности организации и оказания медицинской помощи при проведении массовых и спортивных мероприятий, в ЧС и катастрофах мирного и военного времени; - методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека; - риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы; - основы безопасности личности, общества и государства; - основные понятия, определение и классификации ЧС: - классификации и поражающие факторы ЧС природного характера; - классификации, источники и поражающие факторы ЧС техногенного и социального характера; - медико-санитарные последствия ЧС; - задачи, основы организации и структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); - основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения; - основы безопасности жизнедеятельности в учреждениях здравоохранения; - задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК); - определение и цели видов медицинской помощи (первой, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной медицинской и специализированной медицинской), их объем; организацию проведения медицинской сортировки и медицинской эвакуации пострадавшим в ЧС; - особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных средств боевого воздействия; - особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, спасателей и медицинского персонала в ЧС; - особенности организации медицинской помощи детям в ЧС; - основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС химической и радиационной природы, транспортного, взрыво- и пожароопасного, гидродинамического и другого техногенного характера; - организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС природного характера; - основы организации проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС мирного и военного времени; - содержание мероприятий по медицинскому снабжению учреждений и формирований службы медицины катастроф в различных режимах функционирования; - основные положения нормативных правовых актов по организации медицинского обеспечения населения в ЧС различного характера; - организацию, порядок и структуру взаимодействия учреждений и формирований службы медицины катастроф между собой и с другими службами РСЧС при ликвидации медико-санитарных последствий в различных очагах поражения; б) уметь: - идентифицировать опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации; - оценивать медицинскую обстановку в ЧС; - выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов ЧС; - применять методы защиты от опасностей в процессе деятельности врача; - применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала; - соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении деятельности врача и обеспечивать их выполнение подчиненными работниками; - оказывать доврачебную и первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения ЧС; - осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в ЧС; - определять вид и объем оказываемой медицинской помощи для пострадавших в ЧС в зависимости от медицинской обстановки; - решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим (пораженным) в ЧС; - определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение; в) владеть: - понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф; - приемами и способами использования индивидуальных средств защиты; - способами оказания первой помощи, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим в ЧС; - приемами медицинской сортировки и способами медицинской эвакуации пострадавших в ЧС; - способами применения антидотов и радиопротекторов в объеме оказания пострадавшим первой и первой врачебной помощи; - алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа)
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности... | Учебной дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности»... Дисциплина «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» входит в основную образовательную программу по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля... | Рабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф» Специальность:... Рабочая программа «Медицина катастроф» составлена доцентом кафедры афк и бж луценко Е. В., к м н., доцентом кафедры афк и бж потылициной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности... | ||
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях | Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф Территориальный орган, постоянно работающий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | ||
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности. Медицина катастроф Медицинская биофизика, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010 г. №1119 | Примерная программа наименование дисциплины Медицина катастроф, безопасность... Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии | ||
Основной образовательной программы по направлению подготовки: Педиатрия... Философия предшествует изучению таких дисциплин, как: Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; Психиатрия,... | 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности,... | ||
Экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» |