Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний





НазваниеКраевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний
страница1/5
Дата публикации10.08.2015
Размер0.56 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Биология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра медицинской биологии и генетики

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний
Основная образовательная программа - 060105 Медико-профилактическое дело

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол №____

«___» ___________ 20__ г.

Зав. кафедрой _________





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

Бебякова Н.А. Анциферова О.А.

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний

По направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело

Курс II

Вид промежуточной аттестации зачет

Кафедра медицинской биологии и генетики

Трудоемкость дисциплины 72 час./ 2 зач. ед.

Архангельск, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины – формирование основ компетенций, необходимых для профилактической и научно-исследовательской деятельности в области медицинской паразитологии.

Задачи дисциплины:

- изучение вопросов общей и частной паразитологии;

- знакомство с основными методами и принципами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека и животных;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для лабораторной диагностики паразитарных заболеваний;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для профилактики паразитарных заболеваний человека и животных.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело.

Дисциплина относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин.

Дисциплина является предшествующей для изучения эпидемиологии, паразитологии.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций


Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-7

Владение культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу

ОК-8

Готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-5

Готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников

ПК-7

Способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний

ПК-14

Способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений

ПК-23

Способностью и готовностью к проведению санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактической медицины, к работе с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, проведению поиска информации для решения профессиональных задач

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия общей и частной паразитологии;

- морфологические особенности, жизненные циклы возбудителей наиболее распространенных паразитарных болезней человека и животных;

- морфологические особенности, жизненные циклы переносчиков возбудителей заболеваний человека;

- особенности эпидемиологии наиболее распространенных возбудителей паразитарных заболеваний человека;

- классификацию и характеристику основных методов лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека и животных;

- методы исследования объектов внешней среды на зараженность гельминтами;

- основные нормативные документы, регламентирующие работу с патогенными биологическими агентами.

Уметь:

- выбрать и применить соответствующий метод лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека и животных;

- анализировать микроскопические препараты, микрофотограммы различных стадий развития возбудителей паразитарных заболеваний человека и животных;

- осуществлять поиск и анализ источников учебной, научной литературы, электронной информации.

Владеть:

- навыками микроскопирования биологических объектов;

- основами микроскопических методов лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека и животных;

- основами методов исследования объектов внешней среды на зараженность гельминтами.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр

3

Аудиторные занятия (всего)

48

48

В том числе:







Лекции (Л)

16

16

Практические занятия (ПЗ)

14

14

Семинары (С)

10

10

Лабораторные практикумы (ЛП)

8

8

Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

24

24

Экзамен

-

-

Общая трудоемкость (час.)


72

72

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Общая паразитология

Паразитизм – одна из форм межвидовых взаимоотношений. Происхождение паразитизма, концепции паразитизма. Классификация паразитизма. Адаптации к паразитическому образу жизни. Взаимоотношения в системе паразит – хозяин: действие паразита на организм хозяина, действие хозяина на паразита, специфичность паразитов по отношению к хозяину. Учение о природной очаговости паразитарных заболеваний.

2

Частная паразитология

Морфология, жизненные циклы, эпидемиология возбудителей паразитарных заболеваний в Архангельской области, относящихся к систематическим группам простейших, гельминтов, членистоногих. Морфология, жизненные циклы членистоногих-переносчиков возбудителей заболеваний человека.

Протозоология. Возбудители краевых протозоозов. Возбудители привозных протозооозов.

Гельминтология. Возбудители краевых гельминтозов. Возбудители редких гельминтозов. Возбудители привозных гельминтозов. Возбудители гельминтозов животных.

Арахноэнтомология. Членистоногие – возбудители заболеваний, переносчики возбудителей заболеваний

3

Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний

Методы лабораторной диагностики паразитарных заболеваний. Классификация методов обнаружения и исследования простейших и гельминтов. Методика проведения исследования с использованием макроскопических, микроскопических, иммунологических методов диагностики паразитарных заболеваний. Приготовление постоянных и временных микропрепаратов. Исследование объектов внешней среды (почва, овощи, смывы) и биологического материала (рыба, мясо) на зараженность гельминтами.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая паразитология

4




6










10

2

Частная паразитология

12

12










20

44

3

Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний. Санитарная паразитология





2


4

8




4

18


6. Интерактивные формы проведения занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Частная паразитология

Ситуационные задачи

2,5

Итого (час.)

2,5

Итого (% от аудиторных занятий)

5


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Частная паразитология

Подготовка доклада для широкой аудитории с целью санитарно-просветительской работы

Проверка доклада, презентации

Подготовка докладов, презентаций по разделам дисциплины

Защита доклада с презентацией

2

Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний. Санитарная паразитология

Отбор проб почвы для санитарно-паразитологического исследования

Исследование собранных образцов


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклады)

- письменные (проверка протоколов занятий, конспектов, контрольных работ, тестов)
8.2. Форма промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета

1. Этап – проверка практических навыков по обнаружению и микроскопированию биологических объектов, относящихся к различным стадиям развития паразитических организмов; проверка практических навыков выполнения микроскопических методов лабораторной диагностики.

2. Этап – решение ситуационных задач.

3. Этап – представление доклада.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Медицинская паразитология: Учебное пособие / под ред. Е.В. Чебышева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012. – 304 с.: ил.

2. Биология: в 2 кн.: учеб. для студентов мед. вузов. Кн.2. / под ред. В.Н. Ярыгина. - 6-е изд., стер. - М. : Высш.шк., 2004.

9.2. Дополнительная литература

1. Атлас по зоопаразитологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ Н.В. Чебышев, М.В. Далин, В.К. Гусев и др.; Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова, Рос. ун-т дружбы народов. -3-е изд., испр.. -М.: Б.и., 2004. -173 с.: ил.

2. Корнакова Е.Е. Медицинская паразитология : учеб. для сред. проф. образования/ Е. Е. Корнакова. -М.: Академия, 2010. -222,[1] с: ил., цв.ил.: 11 л.

3. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы) : рук. для врачей: учеб. пособие для системы послевуз. образования врачей/ [Е.Я. Адоева и др.]; под ред.: В.П. Сергиева, Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова. -СПб.: Фолиант, 2006. -585, [7] с.: ил, [12] л. цв. Ил.

4. Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран : учеб. для студентов мед. вузов/ под ред.: Н. В. Чебышева, С. Г. Пака. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -492 с.: ил.

5. Соколова Т.В. Паразитарные дерматозы: чесотка и крысиный клещевой дерматит/ Т. В. Соколова, Ю. В. Лопатина. -М.: Бином, 2003. -120 с.: ил.

6. Журнал «Паразитология».

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. http://www.worms-info.ru/literature.php

2. http://medicedu.ru/parazit/145-gelmintologia.html?start=72

3. http://medic.pnzgu.ru/lib/atlas/atlas.shtml

4. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/810/19810/3023/page1

5. http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=637
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- светооптическая техника (микроскопы, бинокуляры, лупы), мультимедийная техника

- макропрепараты гельминтов, стадий развития гельминтов, микропрепараты паразитических простейших и гельминтов, яиц гельминтов

- электронные таблицы с изображением строения паразитических видов организмов, стадий их развития и жизненных циклов

- лабораторная посуда

- центрифуга

- химические реактивы

- макропрепараты гельминтов.


11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Примерная анкета-отзыв на дисциплину «Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой мед. биологии и генетики, д.б.н., проф.

Н.А. Бебякова




Ст. преподаватель кафедры мед. биологии и генетики, к.б.н.

И.А. Шабалина





Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Каф. медицинской биологии игенетики

Доцент

Ладыгина А.С.





  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconОтдел лабораторной диагностики иркутск, 2004
Медицинские услуги. Часть VII. Отдел лабораторной диагностики (пособие для врачей) / Составитель д б н., профессор Р. Г. Скворцова...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconПрограмма XVIII всероссийской научно-практической конференции «Аналитическая...
В. В. Долгов профессор, кафедра клинической лабораторной диагностики Российской медицинской академии последипомного образования
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconКонспект Тема урока: «Москва центр борьбы с ордынским владычеством....
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconУльтразвуковые методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии...
Эксклюзивные случаи диагностики заболеваний и поражений цнс с помощью ультразвукового метода
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
Цель: ознакомление студентов с современными методами лабораторной диагностики и путями повышения качества исследований на базе внедрения...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний icon«Факультетская терапия, профессиональные болезни»
Обучить основам диагностики и лечения заболеваний внутренних органов и профессиональных заболеваний и умению оказать первую врачебную...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconПаразитарные инфекции у детей
Овладение знаниями, умениями и навыками в области природно-очаговых и паразитарных инфекций у детей, включающими этиологию, эпидемиологию,...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconЗдорового образа жизни
Оки, пищевых отравлений, ботулизма, трихинеллеза, отравлений грибами, профилактике кгл, лзн, кори, о защите от инфекционных и паразитарных...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconГрамотрицательные неферментирующие бактерии алгоритмы лабораторной...
Тема: Грамотрицательные неферментирующие бактерии – алгоритмы лабораторной диагностики. Значение в патологии человека и санитарной...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconТема: патогенные кокки
Овладеть основными методами лабораторной диагностики, терапии и профилактики кокковых инфекций
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconК рабочей учебной программы по дисциплине «Современные методы диагностики...
«Современные методы диагностики и лечения онкологических заболеваний» дисциплины «Онкология» (VI курс – Лечебное дело)
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconКлинические рекомендации для врачей общей практики острая почечная недостаточность
Принципы и алгоритм клинико-лабораторной и инструментальной диагностики заболевания
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconЮшкова Зифа Сагитьяновна Идентификатор: 228-499-639 Сталинградская битва
Тип урока: формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconПрограмма рекомендуется для направления подготовки (специальности)...
Специализация «Паразитология» относится к профессиональному циклу обучения и пред­ставлена в вариативной части основной образовательной...
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconСамостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)...
Структура и содержание учебной дисциплины пм. 02 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных» мдк....
Краевая паразитология с элементами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием икт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск