Скачать 375.56 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария» Квалификация (степень) выпускника – «специалист» Наименование специализации «Лабораторная диагностика» Москва 2013 1. Цель и задачи специализации «Лабораторная диагностика»: Цель: ознакомление студентов с современными методами лабораторной диагностики и путями повышения качества исследований на базе внедрения новой лабораторной техники и диагностических систем. Задачи:
2. Место специализации в структуре ООП: Лабораторная диагностика (ЛД) представляет собой ветеринарную диагностическую специализацию, состоящую из совокупности исследований in vitro биологического материала животного организма, основанных на использовании гематологических, паразитарных, биохимических, иммунологических, серологических, молекулярно-биологических, бактериологических, генетических, цитологических, токсикологических, вирусологических и др. методов, сопоставления результатов этих методов с клиническими и эпизоотологическими данными и формулирования лабораторного заключения. Важным аспектом обучения является преемственность образовательной программы. ЛД является своеобразным объединяющим началом многих дисциплин (биохимии; физиологии животных; цитологии, гистологии и эмбриологии; клинической диагностики; иммунологии; ветеринарной микробиологии и микологии; паразитологии и инвазионных болезней; вирусологии и биотехнологии; токсикологии, эпизоотологии и инфекционных болезней, внутренних незаразных болезней, хирургии и т.д.), когда в качестве основного носителя информации выступает биоматериал животного, исследуемого in vitro в лабораторных условиях, и самостоятельность развития научных знаний сочетается с общностью и взаимодополняющим началом этих дисциплин при практическом исследовании одного и того же биоматериала. 3. Требования к результатам освоения специализации: Специализирующиеся в этом направлении должны Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
5. Объем специализации и виды учебной работы Общая трудоемкость специализации «Лабораторная диагностика» составляет 12 зачетных единиц (432 часа).
6. Содержание специализации «Лабораторная диагностика» 6.1. Раздел ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО Понятие о лабораторных методах. Основу лабораторной диагностики составляют лабораторные методы и технологии, каждая из которых, пройдя научную апробацию и процедуру разрешения на применение, требует специфических методических рекомендаций, рабочего места, санитарных правил, технического контроля, подготовки персонала, экономического обоснования и пр. Реализация технологий лабораторной диагностики осуществляется в рамках единой лабораторной службы, включающей подразделения гематологической, паразитарной, биохимической, иммунологической, вирусологической, бактериологической, генетической, цитологической, токсикологической диагностики. Диагностика по этим направлениям проводится в ветеринарных диагностических лабораториях (ВДЛ) районов, лабораториях при крупных животноводческих комплексах и птицефабриках интенсивного выращивания и откорма животных и птицы, а также в специализированных, областных, межрегиональных и центральных лабораториях. В настоящее время деятельность службы ветеринарной лабораторной диагностики регламентируется приказом Минсельхоза России от 5 ноября 2008 г. № 490. В ветеринарных диагностических лабораториях предусмотрены специалисты с высшим ветеринарным или ветеринарно-биологическим образованием: ветеринарный врач-токсиколог, ветеринарный врач-бактериолог, ветеринарный врач-паразитолог, ветеринарный врач-вирусолог, ветеринарный врач-биохимик. Современные тенденции развития лабораторного дела В течение последних лет наблюдается бурное развитие методов и технологий лабораторного дела. Это развитие обусловлено общими тенденциями в биологии, медицине, ветеринарии и технологическими факторами. В нем можно выделить некоторые стратегические направления:
Особенности отдельных видов лабораторного дела на современном этапе. 1. Общеклинические и гематологические методы диагностики традиционно являются самыми массовыми видами исследования, основанными на микроскопии. Микроскопическая техника требует с одной стороны индивидуальных навыков, с другой значимым является субъективный фактор. В последнее время эти виды исследования получили мощное техническое подкрепление в виде компьютеризированных анализаторов изображения на основе цифровых видеокамер и программ обработки изображений. Принципиально новым направлением является внедрение и широкое использование жидкостных гематологических анализаторов, выполняющий частичный или практически полный анализ клеток крови и определяющих показатели красной крови, в том числе гемоглобин, гематокрит и эритроцитарные индексы. Для подсчета и анализа клеток крови используют гематологические анализаторы разного уровня сложности. Преимуществом современных технологий подсчета и оценки форменных элементов крови является: высокая производительность (до 100-120 проб в час), небольшой объем крови для анализа (12-150 мкл), анализ большого массива (десятки тысяч) клеток, определение с высокой точностью и воспроизводимостью 20 и более параметров анализа крови одновременно, графическое представление результатов исследований (гистограммы, скетограммы). По сравнению с визуальной техникой автоматический подсчет - более точный метод оценки концентрации клеток. Автоматизированный анализ крови открыл много новых диагностических возможностей, но одновременно он располагает и некоторыми ограничениями, особенно касающихся морфологических исследований клеток. Несмотря на все достоинства, даже самые современные анализаторы не в состоянии полностью заменить метод микроскопической оценки клеток. Для исследования мочи современными являются технологии, основанные на использовании моно- и полифункциональных тест-полосок “сухая химия” с последующим полуколичественным определением параметров мочи на отражательных фотометрах. В последнее время появились анализаторы осадков мочи, основанные на анализе видеоизображений. Как показывает практика автоматизированные анализаторы существенно помогают при скрининге общеклинических и гематологических анализов, значительно расширяя диапазоны исследований и вводя количественные показатели оценки результатов. Отдельным направлением является онкогематология, которая развивает исследования по определению маркеров дифференцировки. Диагностика и лечение лимфопролиферативных заболеваний невозможна без постановки точного диагноза с использованием фенотипирования клеточных клонов направленной терапии. 2. Биохимические технологии обогатились новыми методами кинетических измерений не только активности ферментов, но и концентрации субстратов. Повышение чувствительности и специфичности методов способствует расширению объектов биохимического анализа, помимо традиционного анализа сыворотки и мочи все шире в диагностических целях используется конденсат выдыхаемого воздуха, выпотная, слезная жидкость, ликвор, клеточные элементы и др. Широкое внедрение биохимических анализаторов позволяет проводить комплексный анализ с использованием все меньшего объема биологической пробы. Современный уровень биохимических исследований требует внедрения калибраторов для определения активности ферментов, стандартных образцов для исследования крови, мочи, других биожидкостей. Перспективным направлением биохимических исследований является анализ специфических белков, гормонов, биологически активных метаболитов, витаминов, изоферментов и изоформ и т.д. 3. Иммунологические исследования в лабораторной диагностике приобретают все больший удельный вес. Лабораторная иммунология имеет собственный предмет исследования, связанный с оценкой иммунного статуса, включая определение параметров клеточного и гуморального иммунитета, диагностику и характеристику аутоиммунных заболеваний, иммунный компонент широко распространенной патологии. Патогенез таких болезней как диабет, диффузный токсический зоб, ревматизм связывают в первую очередь с иммунными нарушениями. Без иммунологического исследования невозможно диагностировать коллагенозы, ряд злокачественных заболеваний, лимфопролиферативную патологию и т.д. Инфекционная иммунология становится отдельным современным направлением лабораторной диагностики, позволяющим не только идентифицировать вирусные, бактериальные, паразитарные инфекции, но и определить титры антител, оценить иммунитет к отдельным видам инфекционных заболеваний, на базе определения вирусной нагрузки прогнозировать переход инфицирования в клинические формы заболевания. Иммунологические методы исследования широко внедрились в смежные виды лабораторной диагностики: цитологию (иммуноцитохимия), биохимию (иммуноферментный анализ, иммунотурбидиметрия, нефелометрия, радиоиммунный, иммунохимический анализ), микробиологию, гематологию и др. Высокая специфичность и чувствительность делает эти подходы наиболее перспективными при разработке новых диагностических методов и тестов. Широкое внедрение рутинных иммунологических методов сдерживается отсутствием отечественных панелей поликлональных и моноклональных антител; создание на их основе широкого спектра диагностических тест-систем – актуальная задача научных коллективов, тесно взаимодействующих с лабораторной службой. 4. Цитологические исследования являются высокоспециализированным видом лабораторного анализа. Цитологическое исследование является одним из основных методов морфологического анализа клеточного и неклеточного биологического материала. В цитологии, как ни одном другом виде лабораторных исследований, доминирует субъективный фактор и в тоже время заключение цитолога зачастую носит окончательным характер постановки диагноза. Современные тенденции цитологической диагностики, улучшение ее происходит за счет использования высокотехнологических микроскопов или автоматических аппаратов, стандартизации подготовки препаратов для исследования на базе использования современных цитоцентрифуг, правильного выполнения процедур приготовления препарата, качественных применяемых для фиксации и окраски реагентов. 5. Микробиологические исследования должны иметь приоритетное развитие среди других видов лабораторной диагностики. Это обусловлено массовым распространением инфекционных заболеваний, поражающих все виды животных и человека. С бесконтрольностью применения антибиотиков и антисептиков, востребованность этого вида лабораторной диагностики возрастает. В России уровень автоматизации микробиологических исследований остается на одном из самых низких среди европейских стран. Результаты выдаются с большой задержкой, не соответствуют запросам ветеринарных врачей хозяйств. В то же время в ряде стран Европейского союза бактериологические исследования составляют до половины всех лабораторных исследований, проводятся с использованием бактериологических анализаторов, коммерческих готовых питательных сред, систем экспресс-диагностики, экспертных систем, приборов для культивирования культур клеток и др. 6. Молекулярно-биологические исследования являются новым чрезвычайно перспективным видом лабораторных исследований. С развитием иммуногенетики связывают существенный прорыв в диагностике и лечении наследственных, инфекционных, онкологических и других видов заболеваний. В тоже время высочайшая чувствительность делает этот метод подверженным необъективным заключениям при непрофессиональном подходе. В настоящее время имеет место период наработки данных о диагностических возможностях этого подхода, поэтому поспешное внедрение его в широкую лабораторную практику взамен традиционных микробиологических, цитологических и других видов исследования, может дискредитировать методологию молекулярно-биологических исследований. Актуальным представляет поэтапное, сочетающееся с другими видами лабораторных исследований, внедрение таких технологий как полимеразная цепная реакция (ПЦР), другие методы молекулярной диагностики для идентификации вирусов и т.д. 7. Токсикологические исследования – также получают все большее распространение среди видов лабораторных подходов. Это в первую очередь объясняется широким распространением токсических продуктов, в том числе лекарственных препаратов, оказывающих токсический эффект. 8. Вирусологические исследования. 9. Лабораторные животные и модельные системы. Лабораторные животные: белые мыши (беспородные), белые крысы, морские свинки, кролики, восприимчивые животные (овцы, козы, птица и.т.д.). Характеристика, требования к содержанию, кормлению. Ветеринарно-санитарные правила. Болезни лабораторных животных, диагностика, лечение и профилактика. Чистолинейные животные, получение, характеристика. Мыши с врожденными (Nude, NOD, SCID, NZB и др.) и индуцированными иммунодефицитами. Гнотобионты. Трансгенные животные и животные с генетическим нокаутом. Требования к содержанию, особенности использование для решения практически значимых проблем диагностики. Культура клеток in vitro и in vivo. Использование модельных систем для изучения механизмов действия лекарственных и иммунотропных препаратов. 6.1.1. Тематика практических занятий по разделу лабораторное дело
6.1.2.Тематика лабораторных занятий по разделу лабораторное дело
|
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Специализация «Паразитология» относится к профессиональному циклу обучения и представлена в вариативной части основной образовательной... | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Целью специализации является глубокое овладение теоретическими и практическими знаниями особенностей проявления инфекционных болезней... | ||
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Специализация «Биология и патология рыб» относится к профессиональному уровню обучения и представлена в структуре основной профессиональной... | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Специализация «Биология и патология рыб» относится к профессиональному уровню обучения и представлена в структуре основной профессиональной... | ||
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... «Безопасность пищевых продуктов» является подготовка выпускника к профессиональной деятельности в правовых, экономических и организационных... | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... «Безопасность пищевых продуктов» является подготовка выпускника к профессиональной деятельности в правовых, экономических и организационных... | ||
Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... Специализация «Болезни мелких домашних животных (собак и кошек)» относится к профессиональному уровню обучения и представлена в структуре... | Программа рекомендуется для направления подготовки (специальности)... «специализированные дисциплины». Специализация по ветеринарной фармации включает следующие дисциплины: фармацевтическая химия, токсикологическая... | ||
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология... Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные... Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,... | Примерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные... Цель дисциплины «Эпизоотология и инфекционные болезни» – дать студентам знания об эпизоотологических закономерностях возникновения,... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)... Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом... | Рабочая программа учебной дисциплины основы зоотехнии Для специальности... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп 05. «Ветеринарная фармакология»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства... | Рабочая программа учебной дисциплины оп 02. «Латинский язык в ветеринарии»... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства... |