Скачать 0.49 Mb.
|
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ № 1 МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ Общая цель занятия. Информировать студентов о структуре и правилах работы микробиологической лаборатории, привить студентам навыкимикроскопического метода диагностики, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. А. Обсуждение темы: 1. Режим работы в микробиологической лаборатории 2. Иммерсионная система оптического микроскопа Б. Практическая работа: 1. Демонстрация приготовления сложных красящих растворов (основной карболовый фуксин Циля, фуксин Пфейффера). 2. Техника приготовления мазка из микробной смеси, окраска простым способом, микроскопия. 3. Овладение техникой микроскопирования с иммерсионной системой. 4. Демонстрация основных форм бактерий (шаровидные, палочковидные, извитые). В. Вопросы для самоподготовки: а) Назначение микробиологических лабораторий, принцип работы, оборудование. б) Световой микроскоп, устройство, ход лучей в иммерсионной и сухой системах микроскопа. в) Изучение морфологии микроорганизмов в живом и окрашенном состоянии. Нативные и фиксированные препараты. г) Состав и приготовление сложных красящих растворов. д) Основные формы бактерий. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г Дополнительная: 5. Медицинская микробиология.акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. Зав. кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ №2 МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение). Общая цель занятия: Научить студентов разбираться в особенности строения грамположительных и грамотрицательных бактерий, привить студентам навыкимикроскопического метода диагностики, применение которого необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. А. Обсуждение темы: 1. Строение бактериальной клетки. 2. Окраска по методу Грама. 3. Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. 4. Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. 5. Споры. Спорообразование. 6. Окраска по методу Циля-Нильсена (в модификации по Ожешко). 7. УИРС: «Эволюция оптических методов исследования в микробиологии». Распределение докладов. Б. Практическая работа: 1.Приготовить мазок из взвеси стафилококков и кишечных палочек с окраской по Граму. 2. Приготовить мазок из кислотоустойчивых бактерий с окраской по Цилю-Нильсену в модификации по Ожешко. 3. Программированный контроль по методам окраски. 4. Демонстрация: а) мазков из стафилококков и кишечных палочек, окрашенных по Граму; б) мазков из микобактерий, окрашенных по Цилю-Нельсену; в) мазков в люминесцентном микроскопе. В. Вопросы для самоподготовки: а) Классификация микроорганизмов б) Морфология, ультраструктура и химический состав бактерий в) Строение бактериальной клетки. г) Окраска по методу Грама. д) Особенности строения клеточной стенки Грам «+» и Грам «-» бактерий. е) Особенности строения клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий. ж) Споры. Спорообразование. 2. Письменное задание: а) Записать методику окраски по методам Грама и Циля-Нильсена. б) Нарисовать схему строения бактериальной клетки. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология.акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. Дополнительная: 1.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 2.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед.инф. агентство, 1999г. 3.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 4.Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ №3 МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (продолжение). Общая цель занятия: Научить студентов разбираться в особенности строения бактерий имеющих капсулу, различные включения, привить студентам навыкимикроскопического метода позволяющего обнаружить эти структуры у микроорганизмов, что позволит будущим специалистам в рамках обязанностей врача проводить точную диагностику заболевания. А. Обсуждение темы: 1. Включения у бактерий. 2. Окраска волютиновых зерен по методу Нейссера. 3. Капсулы бактериальной клетки. Методы окраски. Демонстрация окрашенных препаратов микробов с капсулой. 4. Морфология грибов: плесневых, дрожжеподобных, дрожжей. 5.Морфология актиномицетов. 6.Классификация и морфология спирохет. 7. Особенности строения спирохет, видимых при электронной микроскопии. 8. Устройство и назначение конденсора тёмного поля зрения. Б. Практическая работа: 1. Приготовить мазок из кислого молока с окраской по Нейссеру. 2. Приготовить мазок из дрожжей с окраской по Граму. 3. Демонстрация включений у молочнокислых бактерий при окраске по Нейссеру и Лёффлеру. 4. Демонстрация бледных трепонем в тёмном поле зрения. 5. Демонстрация боррелий клещевого возвратного тифа при окраске по Романовскому-Гимза. В. Вопросы для самоподготовки: а) включения у бактерий, б) капсула бактерий, в) морфология патогенных для человека грибов (дрожжеподобные грибы), г) морфология спирохет, д) морфология микоплазм, е) морфология риккетсий, ж) морфология актиномицетов. 2. Письменное задание: а) Записать технику окраски волютиновых зёрен по Нейссеру и Лёффлеру б) Нарисовать в виде схемы капсулу бактериальной клетки в) Зарисовать ультраструктуру спирохет г) Зарисовать псевдомицелий дрожжеподобных грибов. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология.акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. Дополнительная: 1.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 2.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед.инф. агентство, 1999г. 3.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 4.Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ №4 МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ (окончание). А. Обсуждение темы: 1. Классификация вирусов. 2. Структура и химический состав вирусов. 5. Этапы взаимодействия вируса с клеткой. 6. Стерилизация. Методы, аппаратура, режим работы. 7. Дезинфекция. Методы, средства, режим использования. Б. Практическая работа: 1. Постановка опыта действия карболовой кислоты на культуру E. coli и учёт результатов. 2. Приготовить мазок – отпечаток со слизистой носа, окраска по Романовскому-Гимза для определения вирусных включений (колонии вирусов). 3. Демонстрация телец Бабеша-Негри в клетках мозга при бешенстве. 4. Демонстрация аппаратуры для стерилизации. 5. Демонстрация дезинфектантов. 6. Программированный контроль: «Отличительные признаки основных групп микроорганизмов» (карта №1). 7. Программированный контроль: « Методы стерилизации» (карта №2). В. Вопросы для самоподготовки: а) Классификация вирусов. б) Структура и химический состав вирусов. в) Этапы взаимодействия вируса с клеткой. г) Тельца Бабеша-Негри. Вирусоскопический метод определения вирусов (включения вирусной колонии). д) Стерилизация. Методы стерилизации, используемые в медицине и микробиологии. Методы контроля стерилизации. е) Дезинфекция. Основные группы дезинфектантов, области применения и режим использования. Письменное задание: а) Записать методику окраски по Романовскому-Гимза б) Записать схему методов стерилизации в) Перечислить дезрастворы, их концентрацию и режим использования в лабораторной практике и медицине. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология.акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. Дополнительная: 1.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 2.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед.инф. агентство, 1999г. 3.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 4.Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ №5 ЭВОЛЮЦИЯ ОПТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. А. Обсуждение темы: 1. САРС: изложение тем рефератов. 2. Зачетное занятие по морфологии микроорганизмов (письменно). Вопросы к итоговому занятию по морфологии микроорганизмов.
6.Микропрепараты. Мазок, нативный препарат, способы приготовления.
13. Ультраструктура бактериальной клетки. 14. Строение клеточной стенки у грамположительных и грамотрицательных бактерий. 15.Включения у бактерий. Строение кислотоустойчивых бактерий. 16. Простые и сложные методы окрашивания. 17. Методы выявления спор и капсул у бактерий. 18. Методы выявления жгутиков и включений у бактерий. 19. Основные принципы окраски по Граму, Цилю – Нильсену. 20. Классификация и морфология грибов. 21. Классификация и морфология риккетсий. 22. Классификация и морфология спирохет. 23. Особенности строения спирохет, видимых при электронной и световой микроскопии. 24. Морфология актиномицетов. 25. Классификация и морфология микоплазм. 26. Особенности биологии вирусов. 27. Классификация вирусов. 28. Строение и химический состав вирусной частицы. 29. Характеристика вируса, вириона, вироида и приона. 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. 31. Продуктивный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 32. Интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой. Характеристика. 33.Фазы репродукции вируса. 34.Характеристика адсорбции, проникновения и дезинтеграции. 35. Характеристика транскрипции и репликации. 36. Характеристика сборки вирусной частицы и ее выхода из клетки. 37. Методы стерилизации и их краткая характеристика. 38. Правила кипячения, прокаливания на огне, фильтрования через бактериальные фильтры. 39. Методы стерилизации, автоклавирование, пастеризация, тиндализация. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология.акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. Дополнительная: 1.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 2.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед.инф. агентство, 1999г. 3.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 4.Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. Зав.кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ №6 ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. ПИТАНИЕ. Общая цель занятия. Научить студентов разбираться в особенности проникновения питательных веществ в микроорганизм, разъяснить типы питания и разнообразие питательных сред, привить студентам навыки дифференцировки бактерий с помощью питательных сред, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. А. Обсуждаемые вопросы:
Б. Практическая работа:
В. Вопросы для самоподготовки: а) Типы питания микроорганизмов: аутотрофы, гетеротрофы, прототрофы, ауксотрофы. б) Механизмы питания бактерий – пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. в) Условия, необходимые для культивирования микроорганизмов в бактериологической лаборатории. Письменное задание: а) Составить классификацию питательных сред по способу приготовления, составу и назначению. б) Записать типы питания микроорганизмов. Рекомендуемая литература Обязательная: 1.Микробиология с вирусологией иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой. – М., 1994. 2.Микробиология иммунология и вирусология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 1999г., 2005 г. 3.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984г. 4.Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – С - Петербург, 1998г., 2005 г. 5. Медицинская микробиология.акад. РАМН В.И. Покровский, проф. О.К. Поздеев. – М., 1998г. 6.Общая микробиология с вирусологией и иммунологией. В.О. Пожарская, Б.Н. Райкис, А.Х. Казиев. – М., 2004 г. 7. Медицинская и санитарная микробиология./ Под редакцией А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова – Москва 2006 г. Дополнительная: 1.Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И. Экологическая иммунология. – М.: Изд-во ВНИРО, 1995г. 2.Клиническая иммунология / Под ред. А.В. Караулова. – М.: Мед.инф. агентство, 1999г. 3.Галактионов В.Г. Иммунология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1998 г. 4.Ярилин А.А. Основы иммунологии. – М.: Медицина, 1999 г. Зав. кафедрой микробиологии, профессор И.А.Базиков ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ МИКРОБИОЛОГИИ. ЗАНЯТИЕ №7 |
В. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,... Методы микробиологической диагностики. Микроскопический метод исследования. Морфология микроорганизмов | В. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,... Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии | ||
В. Вопросы для самоподготовки: а Назначение микробиологических лабораторий,... Для студентов лечебного и педиатрического факультетов по курсу общей микробиологии | Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско практическим занятиям по дисциплине «Гериатрия».... | ||
Гериатрия Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско практическим занятиям по Профессиональному модулю... | Примерный план реферата Назначение устройства и принцип его построения... Вч устройства, служащие для построения фар (делители мощности, коммутаторы, фазовращатели) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебный вопрос №1. Назначение, область применения и принцип работы селекторов импульсных сигналов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучить назначение, основные боевые характеристики, общее устройство и принцип работы подствольного гранатомёта гп-25 | ||
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки... Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Перечень тем для реферата Архитектура ЭВМ. Принцип Неймана. Основные устройства эвм, их назначение и характеристики | ||
Конспект Компьютерный вирус Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Вопросы для самоподготовки к зачетам и экзаменам по материаловедению Об утверждении Правил безопасности при работе и хранении щелочных металлов в учреждениях, организациях и на предприятиях Академии... | ||
Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Реферат на тему: «Принцип работы и назначение телескопа» Галлии рассматривал в подзорную трубу туманную британскую землю. Роджер Бекон, один из наиболее замечательных ученых и мыслителей... | ||
1. Обучение работе на компьютере Назначение основных устройств компьютера.... Актуальность. Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить принцип действия и назначение тепловых машин на примере двигателя внутреннего сгорания |