Пояснительная записка
Актуальность. Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.
В возрасте 11-12 лет ребенок как правило увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. Обучающиеся шестого класса уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их в этом им помогут текстовые редакторы. К обучающимся седьмого класса предъявляются более высокие требования. Они должны уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.
Исходя из выше сказанного выбрана следующая структура внеурочной деятельности, которая состоит из трех разделов:
«Основы компьютерной графики» (5 класс, 34 часа).
«Изучаем текстовые редакторы» (6 класс, 34 часа).
«Создаем презентацию в среде PowerPoint» (7 класс, 34 часа).
Цели и задачи обучения. Основной целью курса является формирование компетенций в области обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Основные задачи программы:
• сформировать у учащихся глубокие и прочные знания на основе развития интереса к изучаемому предмету.
• создать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности;
• содействовать процессам самопознания и саморазвития личности;
• развивать творческие способности;
Данный курс позволяет выявить среди учащихся наиболее заинтересованных и одарённых и продолжить с ними работу по созданию собственных мультимедийных ресурсов.
Содержание программы «Компьютерная графика»
5 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Преобразование рисунка
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
«Изучаем текстовые редакторы»
6 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Общая характеристика текстового процессора
История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначение Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста.
Тема 2. Текстовый редактор Блокнот
Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Тема 3. Текстовый редактор WordPad
Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки.
Тема 4. Текстовый редактор Microsoft Word
Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов.
Тема 5. Компьютерный практикум
Выполнение практических работ по изученному материалу.
«Создание презентаций в среде РowerPoint»
7 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Назначение приложения РowerPoint
Возможности и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Тема 2. Базовая технология создания презентаций
Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.
Тема 3. Создание презентаций
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Тема 4. Компьютерный практикум
Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности.
В результате изучения первого раздела «Основы компьютерной графики» (5 класс)
Обучающиеся должны знать:
правила работы за компьютером;
назначение главного меню;
назначение и возможности графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя и пиктограммы;
понятие конструирования;
технологию конструирования из меню готовых форм.
Обучающиеся должны уметь:
работать мышью;
выбирать пункты меню;
запускать программу и завершать работу с ней;
настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять и открывать графические файлы;
использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
редактировать графический объект по пикселям;
создавать меню типовых элементов мозаики;
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
В результате изучения второго раздела «Изучаем текстовые редакторы» (6 класс)
обучающиеся должны знать:
основные объекты текстовых документов и их параметры;
этапы создания и редактирования текстового документа;
этапы форматирования текста;
этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
Обучающиеся должны уметь:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
работать с конкретным текстовым редактором;
уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.
В результате изучения третьего раздела «Создаем презентацию в среде PowerPoint» (7 класс)
обучающиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
объекты и инструменты PowerPoint;
технологии настройки PowerPoint;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
обучающиеся должны уметь:
создавать слайд;
изменять настройки слайда;
создавать анимацию текста, изображения;
представить творческий материал в виде презентации.
Программа внеурочной деятельности предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков, интегрированных уроков и др.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.
Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Программа факультативного курса «Информатика 5-7 класс» общим объемом 102 часа изучается в течение 3 лет в 5-7 классах.
Мною переработаны авторские материалы Л.Л. Босовой, Н.В. Макаровой, А.А. Дуванова., А.А. Симоновича.
Учебный план
5 класс
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Теория
| Практические занятия
| Раздел 1
| Обучение работе на компьютере
| 4
| 1,5
| 2,5
| Раздел 2
| Освоение среды графического редактора Paint
| 6
| 2,5
| 3,5
| Раздел 3
| Редактирование рисунков
| 6
| 2,5
| 3,5
| Раздел 4
| Точные построения графических объектов
| 8
| 2
| 6
| Раздел 5
| Преобразование рисунка
| 4
| 1,5
| 2,5
| Раздел 6
| Конструирование из мозаики
| 6
| 2
| 4
|
| Итого:
| 34
| 12
| 22
|
6 класс
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Теория
| Практические занятия
| Раздел 1
| Общая характеристика текстового процессора
| 3
| 3
|
| Раздел 2
| Текстовый редактор Блокнот
| 6
| 2
| 4
| Раздел 3
| Текстовый редактор WordPad
| 7
| 1,5
| 5,5
| Раздел 4
| Текстовый редактор Microsoft Word
| 10
| 3,5
| 6,5
| Раздел 5
| Компьютерный практикум
| 8
|
| 8
|
| Итого:
| 34
| 9
| 25
|
7 класс
№ п/п
| Наименование темы
| Всего часов
| Теория
| Практические занятия
| Раздел 1
| Назначение приложения РowerPoint
| 5
| 2,5
| 2,5
| Раздел 2
| Базовая технология создания презентации
| 10
| 1,5
| 8,5
| Раздел 3
| Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов
| 10
| 1,5
| 8,5
| Раздел 4
| Компьютерный практикум
| 9
| 3,5
| 5,5
|
| Итого:
| 34
| 9
| 25
| |