Министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области ГОУ СПО Архангельский медицинский колледж
Т.А. Валькова
ГЕРИАТРИЯ Учебно - методическое пособие
Архангельск 2013 Рецензент: Нечаева О.А. – преподаватель терапии высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».
Валькова Т.А. ГЕРИАТРИЯ. Учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2013.
Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско – практическим занятиям по Профессиональному модулю 0.2 Лечебная деятельность, раздел Лечение пациентов пожилого и старческого возраста. В каждой теме представлена информация, дополняющая материал лекций и учебника, даны вопросы и задания для самоподготовки (решение ситуационных задач, заполнение таблиц и др.), темы рефератов.
Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060101 «Лечебное дело» (базовый уровень образования).
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.
@ Валькова Т.А.,2013
@ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»
Усл. печ. л. 4,4
Оглавление Оглавление 3
Введение 3
Семинарско-практическое занятие №1 5
Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии» 5
Семинарско-практическое занятие №2 27
Тема: «Гериатрические аспекты в кардиологии» 27
Семинарско-практическое занятие №3 36
Тема: «Гериатрические аспекты в гастроэнтерологии» 36
Семинарско-практическое занятие №4 42
Тема «Гериатрические аспекты в нефрологии и артрологии» 42
Семинарско-практическое занятие №5 51
Тема: «Гериатрические аспекты в гематологии» 51
Семинарско-практическое занятие №6 57
Тема: «Гериатрические аспекты в эндокринологии» 57
Заключение 69
Список использованных источников 70
Список сокращений 70
Введение Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении Профессионального модуля 0.2 Лечебная деятельность, раздел Лечение пациентов пожилого и старческого возраста.
Целью изучения студентами раздела Лечение пациентов пожилого и старческого возраста является организация квалифицированной фельдшерской помощи пожилому пациенту, которая направлена на удовлетворение основных потребностей с учётом возрастных изменений в организме.
Учебные задачи дисциплины:
1.Формирование у студентов правильного и осознанного подхода к осуществлению действенной медицинской помощи пациентам гериатрического профиля при выполнении лечебно-диагностических мероприятий как в терапевтическом отделении, так и в специализированных медицинских и социальных учреждениях для пожилых людей.
2.Осознание обучающимися своей будущей профессии как способа помочь пожилым пациентам и их семьям жить максимально полноценной жизнью.
3.Овладение обучающимися умением проводить обследование гериатрических пациентов, учитывая возрастные анатомо-физиологические особенности и атипичное течение болезней, выбирать тактику лечения, оказывать медицинскую помощь в неотложных состояниях и осуществлять реабилитационные мероприятия.
Воспитательная задача дисциплины:
Воспитание у студентов гуманного, милосердного отношения к пожилому пациенту, уважения к его личности, способности учитывать его индивидуальные потребности.
После изучения раздела Лечение пациентов пожилого и старческого возраста выпускник должен овладеть следующими компетенциями:
- знать процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновения болезней в старости;
- знать особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте;
- знать особенности геродиететики и фармакотерапии;
- знать обязанности фельдшера при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.
- уметь эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывая этический аспект;
- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- осуществлять лекарственную терапию;
- поддерживать безопасную среду для пациента;
- оказать первую медицинскую помощь.
Знания и умения, полученные студентами после изучения раздела, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности фельдшера при работе на фельдшерско-акушерском пункте, в лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждениях.
В учебно-методическом пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи, таблицы по диетическому питанию и темы для рефератов на дополнительный балл за занятие. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника. Студент обязан выполнить задания при подготовке к семинарско – практическим занятиям по каждой теме. Для получения дополнительного балла за занятие студент может оформить реферат на предложенные темы. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других разделов по (терапии, хирургии, фармакологии, неврологии, медицинской психологии). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по разделу Лечение пациентов пожилого и старческого возраста.
|