Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия





Скачать 94.81 Kb.
НазваниеЛ. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия
Дата публикации02.04.2015
Размер94.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Белозерова Л.М. Метод определения психологического возраста по тесту Кеттелла // В сб.:Альманах "Геронтология и гериатрия". Выпуск 4. Москва, 2005. С.96-98.

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО
ТЕСТУ Р. КЕТТЕЛЛА


Л.М.Белозерова

Пермская государственная медицинская академия




Ключевые слова: метод, психологически возраст, старение


Возраст – фундаментальная категория, обозначающая временные характеристики онтогенеза. Существуют четыре объективных вида возраста: хронологический, биологический, психологический и социальный. При длительном исследовании биологического возраста нам стала понятна необходимость оценки психологического возраста, который может иметь собственный темп возрастных изменений 1,6,7.

Психологический возраст – модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального психологического уровня некоторой среднестатистической норме симптомокомплекса.

Цель исследования – разработать метод определения психологического возраста по 16 – факторному личностному опроснику и установить половые различия скорости психологического старения.

Выбор теста Р.Кеттелла определялся несколькими причинами: 1) широкое применение теста в психодиагностических исследованиях; 2) возможность диагностики у пожилых и старых людей; 3) изменения факторов теста имеют связь с хронологическим возрастом.

Материал и методы

Характеристика групп обследуемых

Для обследования отбирались люди методом случайной выборки.

О состоянии здоровья испытуемых судили по анамнестическим данным, результатам предварительного медицинского осмотра и анализу историй болезней. Исключались из выборки те, кто имел в анамнезе инфаркты миокарда, инсульты и другие состояния декомпенсации физиологических систем.

Нами использована следующая возрастная классификация: люди зрелого (20-29 лет), пожилого (60-74 лет) и старческого (75-89 лет) возраста.

Всего обследовано 193 человека (120 женщин и 73 мужчины).

Методы исследования

Психологические зрелость и старение оценивалось по 16 – факторному личностному опроснику формы С (105 заданий), предназначенному для измерения факторов личности и являющийся реализацией подхода к ее исследованию на основании черт 3,4.

Результаты и обсуждение

С помощью метода множественной линейной регрессии разработаны формулы для определения психологического возраста (ПВ) и должного психологического возраста (ДБВ) в условных годах для женщин (R = 0,71; P<0,001) и мужчин (R = 0,82; P<0,001) .

Уравнения имеют достоверные коэффициенты множественной корреляции с хронологическим возрастом, что свидетельствует о возможности использования информации, включенной в данные модели психологического возраста, для оценки скорости развития возрастных изменений в периоды зрелости и старения.

Математическая модель множественной регрессии открывает возможности определения среднего психологического возраста сопоставляемых групп населения, различающихся по полу, образу жизни, географическому положению, наличию факторов риска, применяемым гериатрическим воздействиям и т.д. При таком подходе систематическая ошибка вычисления психологического возраста, проявляющаяся в искажении показателей его на краях регрессии (в младшей возрастной группе он несколько завышен, в старшей - занижен по сравнению с хронологическим возрастом), не имеет существенного значения, так как она в равной степени представлена в оценке сравниваемых групп или субпопуляций.

С целью сравнения темпов возрастных изменений у женщин и мужчин, а также для установления должного психологического возраста в отдельных возрастных группах, были рассчитаны средние величины его для всех возрастных групп (табл. 1).

Сравнительный анализ данных психологического возраста и должного психологического возраста показал достоверное превышение первого по сравнению со вторым во всех возрастных группах женщин, что указывает на ускоренный темп возрастных изменений и преждевременную психологическую зрелость в 20 – 29 лет и преждевременное психологическое старение в 60 – 89 лет.

Таблица 1

Психологический возраст по 16 - факторному личностному опроснику (в условных годах)

Возраст, годы

n

ХВ

ПВ

ДПВ










M±m










M±m







M±m

























Женщины






















20 - 29

12

24,37

±

0,93

54,55

±

1,81

***

45,5

±

0,47

***

60 - 69

40

64,78

±

0,48

71,7

±

1,11

***

65,75

±

0,24

***

70 - 79

54

74,54

±

0,36

75,96

±

1,15




70,64

±

0,18

***

80 - 89

14

84,02

±

0,88

84,08

±

1,76




75,39

±

0,44

***
















Мужчины






















20 - 29

12

24,58

±

1

39,13

±

2,53

***

37,26

±

0,68




60 - 69

29

64,29

±

0,52

62,49

±

1,51




64,23

±

0,35




70 - 79

20

74,78

±

0,7

70,45

±

2,62




71,35

±

0,48




80 - 89

12

85,37

±

0,9

82,39

±

2,34




78,54

±

0,61




Примечание: * P < 0,001 (достоверность различий с предшествующим возрастом).


Иная картина наблюдалась у мужчин: не обнаружено достоверной разницы между ПВ и ДПВ во всех группах. Но в виде тенденции отмечается превышение первого в 20 – 29 лет и в 80 – 89 лет, а в периоде 60 – 79 лет психологический возраст меньше должного. Это свидетельствует о среднем темпе возрастных психологических изменений в зрелости и старении и о нормальном психологическом старении мужчин.

Далее было применено деление испытуемых на три функциональных класса на основе разницы между биологическим возрастом и должным биологическим возрастом каждого индивидуума (табл. 2).

Таблица 2

Функциональные классы

Функциональные классы

Отклонения БВ от популяционного стандарта

Характеристика старения

Первый класс

От -15,00 до -5,00 лет

Замедленное старение

Второй класс

От -4,99 до +4,99 лет

Физиологическое старение

Третий класс

От +5,00 до +15,00 лет

Преждевременное старение


После проведения данной процедуры для лиц этапов были выявлены более детальные половые различия. Количественное распределение обследуемых приведено в рис. 1.


Анализ показал следующие особенности: 1) отсутствие обследованных 1 функционального класса и преобладание 3 класса над 2 классом у 20 - 29 - летних женщин; наличие 1,2,3 функциональных классов у мужчин этого же возраста; 2) при старении у женщин отмечается незначительное количество испытуемых первого класса в периоде 60 –79 лет при преобладании 3 класса над 2 классом, в группе 80 – 89 лет у них снова отсутствует 1 класс, а превышение 3 класса над 2 усиливается; 3) у мужчин в 60 – 89 лет наличествуют обследованные 1 класса, а 2 класс встречается чаще 3 класса.

Таким образом, при анализе количественного состава разделения по функциональным классам, удалось уточнить, что более высокий темп возрастных изменений у женщин по сравнению с мужчинами объясняется большим количеством среди женщин преждевременно стареющих людей.

Ранее нами было выявлена единая закономерность: при определении биологического возраста по умственной работоспособности (кратковременная память, психическая продуктивность, мышление и внимание) и компьютерной энцефалографии (биоэлектрическая активность), женщины имеют более быстрый темп возрастных изменений мозга в периоды зрелости и старения по сравнению с мужчинами 2. Можно предположить, что именно этот факт объясняет разницу в скорости психологического старения между ними.

Анализ возрастных изменений личности при старении в доступной нам литературе показал общепринятую точку зрения о развитии личности на протяжении всей жизни 5. Но экспериментальные работы, доказывающие это положение, малочисленны и противоречивы. Психология зрелости и старения нуждается в увеличении объема исследований.

Выводы


1. Тест – программы для оценки психологического возраста по 16 – факторному личностному опроснику имеют высокие и достоверные коэффициенты множественной корреляции, что доказывает достаточность информации о старении, включенной в разработанную модель психологического возраста.

2. Психологическое старение имеет более высокий темп у женщин по сравнению с мужчинами.

3. В исследуемой выборке число женщин с преждевременным психологическим старением значительно больше, чем мужчин с аналогичным видом возрастных сдвигов.

4. Предлагаемый метод определения психологического возраста является инструментом оценки темпа психологического старения человека.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва – Воронеж; 1996. 384.

  2. Белозерова Л.М. Работоспособность и возраст. Пермь; 2001. 328.

  3. Беседин А.Н., Липатов И.И., ТимченкоА .В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога. Часть 1. Харьков; 1996. 302.

  4. Беседин А.Н., Липатов И.И., ТимченкоА .В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога. Часть 2. Харьков; 1996. 424.

  5. Крайг Г. Психология развития. Санкт – Петербург; 2000. 992.

  6. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М.; 2002. 288.

  7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.; 2001.460.


Реферат

На основании изучения психологического статуса 193 человек (зрелого, пожилого и старческого возраста) с помощью 16 – факторного личностного опросника создан метод определения психологического возраста, имеющий достоверные и высокие коэффициенты множественной корреляции с хронологическим возрастом. Выявлены половые различия в психологическом старении: у женщин темп возрастных изменений выше, чем у мужчин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconИсследование функции внешнего дыхания путем измерения электрического импеданса легких
Виталий Юрьевич Мишланов, д-р мед наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гбоу впо пермская государственная...
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconМетодические указания для выполнения самостоятельных работ студентов...
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconГбоу впо «смоленская государственная медицинская академия» минздравсоцразвития...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconФедеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconСинтез, свойства и биологическая активность соединений на основе...
Работа выполнена в гоу впо «Пермская государственная фармацевтическая академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному...
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconЭкономика
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия icon«Фармакотерапия беременных»
Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconЧитинская государственная медицинская академия
Отчет о результатах самообследования Читинской государственной медицинской академии
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия icon«кировская государственная медицинская академия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия icon«кировская государственная медицинская академия»
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол №
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия icon«Био технология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия»
«Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития рф»
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconГбоу впо челгма минздравсоцразвития России
«Челябинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconВысшего профессионального образования омская государственная медицинская академия
Организаторы: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ
Л. М. Белозерова Пермская государственная медицинская академия iconПетрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск