Скачать 94.81 Kb.
|
Белозерова Л.М. Метод определения психологического возраста по тесту Кеттелла // В сб.:Альманах "Геронтология и гериатрия". Выпуск 4. Москва, 2005. С.96-98. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕСТУ Р. КЕТТЕЛЛА Л.М.Белозерова Пермская государственная медицинская академияКлючевые слова: метод, психологически возраст, старениеВозраст – фундаментальная категория, обозначающая временные характеристики онтогенеза. Существуют четыре объективных вида возраста: хронологический, биологический, психологический и социальный. При длительном исследовании биологического возраста нам стала понятна необходимость оценки психологического возраста, который может иметь собственный темп возрастных изменений 1,6,7. Психологический возраст – модельное понятие, определяемое как соответствие индивидуального психологического уровня некоторой среднестатистической норме симптомокомплекса. Цель исследования – разработать метод определения психологического возраста по 16 – факторному личностному опроснику и установить половые различия скорости психологического старения. Выбор теста Р.Кеттелла определялся несколькими причинами: 1) широкое применение теста в психодиагностических исследованиях; 2) возможность диагностики у пожилых и старых людей; 3) изменения факторов теста имеют связь с хронологическим возрастом. Материал и методы Характеристика групп обследуемых Для обследования отбирались люди методом случайной выборки. О состоянии здоровья испытуемых судили по анамнестическим данным, результатам предварительного медицинского осмотра и анализу историй болезней. Исключались из выборки те, кто имел в анамнезе инфаркты миокарда, инсульты и другие состояния декомпенсации физиологических систем. Нами использована следующая возрастная классификация: люди зрелого (20-29 лет), пожилого (60-74 лет) и старческого (75-89 лет) возраста. Всего обследовано 193 человека (120 женщин и 73 мужчины). Методы исследования Психологические зрелость и старение оценивалось по 16 – факторному личностному опроснику формы С (105 заданий), предназначенному для измерения факторов личности и являющийся реализацией подхода к ее исследованию на основании черт 3,4. Результаты и обсуждение С помощью метода множественной линейной регрессии разработаны формулы для определения психологического возраста (ПВ) и должного психологического возраста (ДБВ) в условных годах для женщин (R = 0,71; P<0,001) и мужчин (R = 0,82; P<0,001) . Уравнения имеют достоверные коэффициенты множественной корреляции с хронологическим возрастом, что свидетельствует о возможности использования информации, включенной в данные модели психологического возраста, для оценки скорости развития возрастных изменений в периоды зрелости и старения. Математическая модель множественной регрессии открывает возможности определения среднего психологического возраста сопоставляемых групп населения, различающихся по полу, образу жизни, географическому положению, наличию факторов риска, применяемым гериатрическим воздействиям и т.д. При таком подходе систематическая ошибка вычисления психологического возраста, проявляющаяся в искажении показателей его на краях регрессии (в младшей возрастной группе он несколько завышен, в старшей - занижен по сравнению с хронологическим возрастом), не имеет существенного значения, так как она в равной степени представлена в оценке сравниваемых групп или субпопуляций. С целью сравнения темпов возрастных изменений у женщин и мужчин, а также для установления должного психологического возраста в отдельных возрастных группах, были рассчитаны средние величины его для всех возрастных групп (табл. 1). Сравнительный анализ данных психологического возраста и должного психологического возраста показал достоверное превышение первого по сравнению со вторым во всех возрастных группах женщин, что указывает на ускоренный темп возрастных изменений и преждевременную психологическую зрелость в 20 – 29 лет и преждевременное психологическое старение в 60 – 89 лет.
Иная картина наблюдалась у мужчин: не обнаружено достоверной разницы между ПВ и ДПВ во всех группах. Но в виде тенденции отмечается превышение первого в 20 – 29 лет и в 80 – 89 лет, а в периоде 60 – 79 лет психологический возраст меньше должного. Это свидетельствует о среднем темпе возрастных психологических изменений в зрелости и старении и о нормальном психологическом старении мужчин. Далее было применено деление испытуемых на три функциональных класса на основе разницы между биологическим возрастом и должным биологическим возрастом каждого индивидуума (табл. 2). Таблица 2 Функциональные классы
После проведения данной процедуры для лиц этапов были выявлены более детальные половые различия. Количественное распределение обследуемых приведено в рис. 1. Анализ показал следующие особенности: 1) отсутствие обследованных 1 функционального класса и преобладание 3 класса над 2 классом у 20 - 29 - летних женщин; наличие 1,2,3 функциональных классов у мужчин этого же возраста; 2) при старении у женщин отмечается незначительное количество испытуемых первого класса в периоде 60 –79 лет при преобладании 3 класса над 2 классом, в группе 80 – 89 лет у них снова отсутствует 1 класс, а превышение 3 класса над 2 усиливается; 3) у мужчин в 60 – 89 лет наличествуют обследованные 1 класса, а 2 класс встречается чаще 3 класса. Таким образом, при анализе количественного состава разделения по функциональным классам, удалось уточнить, что более высокий темп возрастных изменений у женщин по сравнению с мужчинами объясняется большим количеством среди женщин преждевременно стареющих людей. Ранее нами было выявлена единая закономерность: при определении биологического возраста по умственной работоспособности (кратковременная память, психическая продуктивность, мышление и внимание) и компьютерной энцефалографии (биоэлектрическая активность), женщины имеют более быстрый темп возрастных изменений мозга в периоды зрелости и старения по сравнению с мужчинами 2. Можно предположить, что именно этот факт объясняет разницу в скорости психологического старения между ними. Анализ возрастных изменений личности при старении в доступной нам литературе показал общепринятую точку зрения о развитии личности на протяжении всей жизни 5. Но экспериментальные работы, доказывающие это положение, малочисленны и противоречивы. Психология зрелости и старения нуждается в увеличении объема исследований. Выводы1. Тест – программы для оценки психологического возраста по 16 – факторному личностному опроснику имеют высокие и достоверные коэффициенты множественной корреляции, что доказывает достаточность информации о старении, включенной в разработанную модель психологического возраста. 2. Психологическое старение имеет более высокий темп у женщин по сравнению с мужчинами. 3. В исследуемой выборке число женщин с преждевременным психологическим старением значительно больше, чем мужчин с аналогичным видом возрастных сдвигов. 4. Предлагаемый метод определения психологического возраста является инструментом оценки темпа психологического старения человека. ЛИТЕРАТУРА
Реферат На основании изучения психологического статуса 193 человек (зрелого, пожилого и старческого возраста) с помощью 16 – факторного личностного опросника создан метод определения психологического возраста, имеющий достоверные и высокие коэффициенты множественной корреляции с хронологическим возрастом. Выявлены половые различия в психологическом старении: у женщин темп возрастных изменений выше, чем у мужчин. |
Исследование функции внешнего дыхания путем измерения электрического импеданса легких Виталий Юрьевич Мишланов, д-р мед наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гбоу впо пермская государственная... | И социальному развитию государственное образовательное учреждение... ... | ||
Методические указания для выполнения самостоятельных работ студентов... «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова» | Гбоу впо «смоленская государственная медицинская академия» минздравсоцразвития... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
Федеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта | Синтез, свойства и биологическая активность соединений на основе... Работа выполнена в гоу впо «Пермская государственная фармацевтическая академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному... | ||
Экономика Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию | «Фармакотерапия беременных» Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения | ||
Читинская государственная медицинская академия Отчет о результатах самообследования Читинской государственной медицинской академии | «кировская государственная медицинская академия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«кировская государственная медицинская академия» Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление ргтэу протокол № | «Био технология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» «Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития рф» | Гбоу впо челгма минздравсоцразвития России «Челябинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития | ||
Высшего профессионального образования омская государственная медицинская академия Организаторы: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ | Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития |