Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия»





Скачать 318.49 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия»
страница1/3
Дата публикации31.10.2014
Размер318.49 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ»
Кафедра детских болезней лечебного и стоматологического факультетов


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доцент ___________ Ю.А. Филимонов

«___»___________200__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Декан лечебного факультета

профессор ____________ В.А. Батурин

«___»___________200__ г.


Рабочая учебная программа

по дисциплине «Педиатрия»

для специальности 060101 «Лечебное дело»

Всего часов – 342

Лекций – 56

Практических занятий – 172

Самостоятельная работа – 114

Отчетность – экзамен, XI семестр
г. Ставрополь, 200__

Рабочая учебная программа составлена на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Педиатрия», М., 2000 г. и государственного образовательного стандарта.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней лечебного и стоматологического факультетов. Протокол № ______ «____»___________ 200__ г.

Зав. кафедрой,

профессор Н.А. Федько

Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией.

Протокол №______ «____»____________ 200 __ г.

Председатель ЦМК

Профессор М.Е. Евсевьева

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина «Педиатрия» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по обеспечению подготовки врача общей практики с возможностью приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков работы со здоровым и больным ребенком. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть методикой экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения.

Дисциплина изучается в объёме 342 часов с чтением лекций (56 часов), практических занятий (172 часа) и самостоятельных занятий (114 часов).

Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются современные информационные технологии и технические средства обучения. В лекциях и на практических занятиях используются персональный компьютер, учебные кинофильмы, кодограммы, слайды, утвержденные статистические формы первичной медицинской документации, типовые истории болезни и развития детей, муляжи.

Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры. Учебные комнаты находятся на базах детской краевой клинической больницы , детской краевой поликлиники, городской детской клинической больницы им. Г.К. Филиппского, детской городской поликлиники №3.

Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, для курации предоставляются здоровые дети и больные с тематической патологией. Количество студентов в учебной группе составляет 8-10 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач и/или пройти тестирование.

Изучение анатомо-физиологических особенностей здоровых детей начинается с периода новорожденности. Студенты знакомятся с правилами проведения первичного патронажа новорожденных. При этом анализируются данные всех видов анамнеза – биологического, генеалогического, социального. При непосредственном обследовании ребенка выявляются имеющиеся отклонения в состоянии здоровья. Проводится ознакомление с медицинской документацией ребенка.

Основу обучения составляет активная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей по освоению теоретических знаний и практических навыков.

В связи с актуальной необходимостью интенсифицирования преподавания вопросов экстренной помощи особое внимание уделяется терапии неотложных состояний на догоспитальном этапе. Для этого темы занятий составлены с учетом основных патологических синдромов заболеваний и их экстренной коррекции.

Серьезное внимание уделяется работе с медицинской документацией.

Все практические навыки ежедневно контролируются преподавателями, по некоторым разделам представляются письменные контрольные работы, результаты регистрируются в учебных журналах. На консультативных приемах преподавателей студентам предоставляется возможность самостоятельного сбора анамнеза, осмотра больного, участие в постановке диагноза и назначении лечения.

Студенты готовят рефераты и доклады по конкретным вопросам программы, участвуют в НИР, клинических и патологоанатомических конференциях, выполняют контрольные работы по актуальным вопросам педиатрии.

Самостоятельная работа студентов во внеучебное время включает изучение учебников, монографий, методических рекомендаций по темам цикла «Педиатрия».

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования.

Формирование резерва кадров кафедры проводится через ординатуру и аспирантуру.

Воспитательные задачи на кафедре решаются как в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, больными детьми и их родителями, так и путем собеседования с персоналом отделений детской больницы и поликлиники, чтением тематических лекций для медицинских работников, больных детей и их родителей.
1. Цель и задачи дисциплины.

Целью и задачами дисциплины «Педиатрия» являются: обучение студентов диагностике, лечению и профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста с учетом специфики деятельности врача общей практики, приобретение навыков оказания неотложной помощи при ряде патологических синдромов. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть методикой экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения.
В результате обучения студент должен
ЗНАТЬ:

  • содержание работы врача-педиатра с детьми и подростками в поликлинике и стационаре;

  • показатели физического развития детей различного возраста;

  • этапы психомоторного развития ребенка до года;

  • методику измерения антропометрических данных ребенка;

  • методику оценки общего состояния ребенка;

  • принципы питания здоровых детей раннего возраста;

  • принципы питания больных детей различных возрастов и групп здоровья;

  • объем и компоненты лечебных растворов для целей регидратации, детоксикации, коррекции гомеостаза.

  • профилактические и противоэпидемические мероприятия при инфекционных заболеваниях;

  • календарь профилактических прививок;

  • порядок проведения туалета новорожденных (умывание лица, обработка глаз, носа, ушей, кожи);

  • методы обработки пуповинного остатка;

- методику обследования ребенка при различных патологических состояниях;

- правила оказания экстренной и неотложной помощи.
УМЕТЬ:

- выявить жалобы у ребенка или его родителей, собрать анамнез заболевания, жизни, семейный анамнез;

- провести осмотр ребенка по системам и органам;

- измерить рост, массу, окружность головы и груди детей различного возраста;

- оценить основные антропометрические данные по таблицам центильной шкалы;

- оценить психомоторное развитие ребенка первого года жизни;

- определить рефлексы у новорожденного ребенка (шейно-тонический, Моро, Робинсона, ладонно-ротовой, ползания по Бауэру, симптом Кернига, рефлекс Робинсона);

- оценить состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое) обследуемого;

- назначить и оценить вскармливание здорового ребенка первого года жизни (естественное, смешанное и искусственное вскармливание, расчет объема потребляемой пищи, коррекция и прикорм);

- назначить ребенку первого года жизни, находящемуся на искусственном вскармливании, адекватное питание с учетом адаптированности назначенной смеси;

- рассчитать необходимый объем регидратационной терапии с учетом степени дегидратации ребенка;

- оценить данные рентгенографического, электрического и ультразвукового обследования ребенка; -

- рассчитать дозу лекарственного препарата в различные возрастные периоды, выписать рецепт на необходимый препарат;

  • оказать экстренную и неотложную помощь при жизнеугрожающих состояниях.


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о принципах терапии изучаемых патологических состояний;

  • о методике проведения ультразвукового исследования органов, компъютерной томографии;

  • о методике проведения лечебной физкультуры, массажа и физиотерапевтических методов лечения у детей с различными заболеваниями;

  • о правилах диспансеризации детей с различной патологией.


ВЛАДЕТЬ:

  • методикой проведения антропометрического обследования ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; оценку физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов;

  • методикой клинического обследования здорового и больного ребенка: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация;

  • методами оценки результатов анализов: общего анализа крови; анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому; копрограмму;

  • методами оценки результатов биохимических анализы крови при соматических и инфекционных заболеваниях;

  • методикой расчета и коррекции питания детей первого года жизни;

  • навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.);

  • методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств;


ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- проявить способность и готовность по оказанию экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих

состояниях у детей;

- проявить способность и готовность оценить антропометрические и психомоторные характеристики ребенка первого года жизни;

- проявить способность и готовность применить клинические методы для обследования больного ребенка;

2. Содержание дисциплины.
Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Литература. Отчетность.
РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.
Тема 1. Функциональные подразделения детских больниц и поликлиник.

Знакомство с организацией лечебной и профилактической деятельности детской больницы и поликлиники. Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторные карты). Особенности сбора анамнеза заболевания, жизни, генеалогического анамнеза. Особенности объективного обследования ребенка.

Тема 2. Физическое и психомоторное развитие детей.

Динамика массы и длины тела у ребенка первого года жизни и детей старше года. Изменения окружности головы и груди. Понятие о пропорциональном развитии. Методика антропометрических исследований. Семиология изменений длины и массы тела. Самостоятельное проведение антропометрии и ее оценка у детей на приеме в поликлинике. Нервно – психическое развитие ребенка. Безусловные рефлексы новорожденного. Развитие моторной функции в онтогенезе. Моторика и статика у детей раннего возраста. Развитие речи. Самостоятельная оценка нервно – психического развития детей различного возраста.

Тема 3. Питание здорового ребенка.

Естественное вскармливание. Биологическая ценность женского молока. Техника и правила естественного вскармливания. Понятие о прикормах и коррекции. Искусственное и смешанное вскармливание. Характеристика искусственных смесей. Основные правила искусственного вскармливания. Составление пищевого рациона детям первого года жизни на приеме в поликлинике.

Тема 4. АФО кожи, подкожно – жировой клетчатки и лимфатической системы у детей.

АФО кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатической системы у детей в различные возрастные периоды. Методика исследования. Семиотика поражения. Экзантемы у детей. Лимфатико-гипопластический и экссудативно -катаральный диатезы.

АФО костной и мышечной системы у детей. Методика исследования больного с поражением костно-мышечной системы. Патологические состояния костно-мышечной системы. Рахит, спазмофилия.

Тема 5. Аномалии конституции.

Экссудативно–катаральный диатез. Аллергический диатез. Лимфатико-гипопластический диатез. Синдром внезапной смерти. Нервно-артритический диатез. Клиническое значение. Ранняя диагностика, профилактика патологических состояний, обусловленных аномалией конституции.

Тема 6. Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей.

АФО органов дыхания у детей в различные возрастные периоды. Сегментарное строение легких. Особенности внешнего дыхания. Спирография. Самостоятельная оценка спирограммы у детей. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей различного возраста. Рентгенография, бронхоскопия и бронхография в диагностике заболеваний органов дыхания у детей.

Тема 7. АФО сердечно – сосудистой системы у детей.

Особенности кровообращения плода. Анатомические особенности сердца и сосудов. Частота пульса и артериальное давление у детей. Методы исследования сердечно – сосудистой системы у детей. Сердечные шумы. Понятие о диагностических особенностях кардиоинтервалографии, эхокардиографии. Синдромы основных поражений сердца (аритмии, миокардит, эндокардит, перикардит, острая сердечная недостаточность).

Тема 8. Синдромы основных поражений сердца.

Изменения ритма сердца, миокардиты, эндокардиты, ВПС в популяции. Причины появления поражений сердца. Классификация. Гемодинамическая характеристика. Клиника. Ранняя диагностика, дифференциальная диагностика, принципы реабилитации.

Тема 9. АФО органов пищеварения у детей.

Анатомические и функциональные особенности органов пищеварения у детей в различные возрастные периоды. Методика исследования органов пищеварения. Дополнительные методы обследования (рентгенологические, радиологические, УЗИ, эндоскопические, функциональные, биохимические, копрологические). Основные синдромы поражения органов пищеварения (болевой, гастроэнтероколитический, мальабсорбции, желтухи).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности...
Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения...
Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности 060105 «Стоматология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы сестринского дела»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы ухода за больными»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «основы формирования здоровья детей»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103
«Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconСамостоятельная работа 120 часов формы контроля: экзамен в 12 семестре...
Фгос впо по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1122
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» icon«Поликлиническая педиатрия»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры поликлинической педиатрии
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине Детская хирургия
«060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую дея­тельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» iconРабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни...
Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск