Скачать 318.49 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития РФ» Кафедра детских болезней лечебного и стоматологического факультетов «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе доцент ___________ Ю.А. Филимонов «___»___________200__ г. «СОГЛАСОВАНО» Декан лечебного факультета профессор ____________ В.А. Батурин «___»___________200__ г. Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности 060101 «Лечебное дело» Всего часов – 342 Лекций – 56 Практических занятий – 172 Самостоятельная работа – 114 Отчетность – экзамен, XI семестр г. Ставрополь, 200__ Рабочая учебная программа составлена на основании типовой (примерной) учебной программы по дисциплине «Педиатрия», М., 2000 г. и государственного образовательного стандарта. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней лечебного и стоматологического факультетов. Протокол № ______ «____»___________ 200__ г. Зав. кафедрой, профессор Н.А. Федько Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией. Протокол №______ «____»____________ 200 __ г. Председатель ЦМК Профессор М.Е. Евсевьева ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дисциплина «Педиатрия» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по обеспечению подготовки врача общей практики с возможностью приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков работы со здоровым и больным ребенком. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть методикой экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения. Дисциплина изучается в объёме 342 часов с чтением лекций (56 часов), практических занятий (172 часа) и самостоятельных занятий (114 часов). Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются современные информационные технологии и технические средства обучения. В лекциях и на практических занятиях используются персональный компьютер, учебные кинофильмы, кодограммы, слайды, утвержденные статистические формы первичной медицинской документации, типовые истории болезни и развития детей, муляжи. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры. Учебные комнаты находятся на базах детской краевой клинической больницы , детской краевой поликлиники, городской детской клинической больницы им. Г.К. Филиппского, детской городской поликлиники №3. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, для курации предоставляются здоровые дети и больные с тематической патологией. Количество студентов в учебной группе составляет 8-10 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач и/или пройти тестирование. Изучение анатомо-физиологических особенностей здоровых детей начинается с периода новорожденности. Студенты знакомятся с правилами проведения первичного патронажа новорожденных. При этом анализируются данные всех видов анамнеза – биологического, генеалогического, социального. При непосредственном обследовании ребенка выявляются имеющиеся отклонения в состоянии здоровья. Проводится ознакомление с медицинской документацией ребенка. Основу обучения составляет активная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей по освоению теоретических знаний и практических навыков. В связи с актуальной необходимостью интенсифицирования преподавания вопросов экстренной помощи особое внимание уделяется терапии неотложных состояний на догоспитальном этапе. Для этого темы занятий составлены с учетом основных патологических синдромов заболеваний и их экстренной коррекции. Серьезное внимание уделяется работе с медицинской документацией. Все практические навыки ежедневно контролируются преподавателями, по некоторым разделам представляются письменные контрольные работы, результаты регистрируются в учебных журналах. На консультативных приемах преподавателей студентам предоставляется возможность самостоятельного сбора анамнеза, осмотра больного, участие в постановке диагноза и назначении лечения. Студенты готовят рефераты и доклады по конкретным вопросам программы, участвуют в НИР, клинических и патологоанатомических конференциях, выполняют контрольные работы по актуальным вопросам педиатрии. Самостоятельная работа студентов во внеучебное время включает изучение учебников, монографий, методических рекомендаций по темам цикла «Педиатрия». Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки. Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования. Формирование резерва кадров кафедры проводится через ординатуру и аспирантуру. Воспитательные задачи на кафедре решаются как в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, больными детьми и их родителями, так и путем собеседования с персоналом отделений детской больницы и поликлиники, чтением тематических лекций для медицинских работников, больных детей и их родителей. 1. Цель и задачи дисциплины. Целью и задачами дисциплины «Педиатрия» являются: обучение студентов диагностике, лечению и профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста с учетом специфики деятельности врача общей практики, приобретение навыков оказания неотложной помощи при ряде патологических синдромов. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть методикой экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения. В результате обучения студент должен ЗНАТЬ:
- методику обследования ребенка при различных патологических состояниях; - правила оказания экстренной и неотложной помощи. УМЕТЬ: - выявить жалобы у ребенка или его родителей, собрать анамнез заболевания, жизни, семейный анамнез; - провести осмотр ребенка по системам и органам; - измерить рост, массу, окружность головы и груди детей различного возраста; - оценить основные антропометрические данные по таблицам центильной шкалы; - оценить психомоторное развитие ребенка первого года жизни; - определить рефлексы у новорожденного ребенка (шейно-тонический, Моро, Робинсона, ладонно-ротовой, ползания по Бауэру, симптом Кернига, рефлекс Робинсона); - оценить состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое) обследуемого; - назначить и оценить вскармливание здорового ребенка первого года жизни (естественное, смешанное и искусственное вскармливание, расчет объема потребляемой пищи, коррекция и прикорм); - назначить ребенку первого года жизни, находящемуся на искусственном вскармливании, адекватное питание с учетом адаптированности назначенной смеси; - рассчитать необходимый объем регидратационной терапии с учетом степени дегидратации ребенка; - оценить данные рентгенографического, электрического и ультразвукового обследования ребенка; - - рассчитать дозу лекарственного препарата в различные возрастные периоды, выписать рецепт на необходимый препарат;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: - о принципах терапии изучаемых патологических состояний;
ВЛАДЕТЬ:
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - проявить способность и готовность по оказанию экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях у детей; - проявить способность и готовность оценить антропометрические и психомоторные характеристики ребенка первого года жизни; - проявить способность и готовность применить клинические методы для обследования больного ребенка; 2. Содержание дисциплины. Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Литература. Отчетность. РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Тема 1. Функциональные подразделения детских больниц и поликлиник. Знакомство с организацией лечебной и профилактической деятельности детской больницы и поликлиники. Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторные карты). Особенности сбора анамнеза заболевания, жизни, генеалогического анамнеза. Особенности объективного обследования ребенка. Тема 2. Физическое и психомоторное развитие детей. Динамика массы и длины тела у ребенка первого года жизни и детей старше года. Изменения окружности головы и груди. Понятие о пропорциональном развитии. Методика антропометрических исследований. Семиология изменений длины и массы тела. Самостоятельное проведение антропометрии и ее оценка у детей на приеме в поликлинике. Нервно – психическое развитие ребенка. Безусловные рефлексы новорожденного. Развитие моторной функции в онтогенезе. Моторика и статика у детей раннего возраста. Развитие речи. Самостоятельная оценка нервно – психического развития детей различного возраста. Тема 3. Питание здорового ребенка. Естественное вскармливание. Биологическая ценность женского молока. Техника и правила естественного вскармливания. Понятие о прикормах и коррекции. Искусственное и смешанное вскармливание. Характеристика искусственных смесей. Основные правила искусственного вскармливания. Составление пищевого рациона детям первого года жизни на приеме в поликлинике. Тема 4. АФО кожи, подкожно – жировой клетчатки и лимфатической системы у детей. АФО кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатической системы у детей в различные возрастные периоды. Методика исследования. Семиотика поражения. Экзантемы у детей. Лимфатико-гипопластический и экссудативно -катаральный диатезы. АФО костной и мышечной системы у детей. Методика исследования больного с поражением костно-мышечной системы. Патологические состояния костно-мышечной системы. Рахит, спазмофилия. Тема 5. Аномалии конституции. Экссудативно–катаральный диатез. Аллергический диатез. Лимфатико-гипопластический диатез. Синдром внезапной смерти. Нервно-артритический диатез. Клиническое значение. Ранняя диагностика, профилактика патологических состояний, обусловленных аномалией конституции. Тема 6. Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. АФО органов дыхания у детей в различные возрастные периоды. Сегментарное строение легких. Особенности внешнего дыхания. Спирография. Самостоятельная оценка спирограммы у детей. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей различного возраста. Рентгенография, бронхоскопия и бронхография в диагностике заболеваний органов дыхания у детей. Тема 7. АФО сердечно – сосудистой системы у детей. Особенности кровообращения плода. Анатомические особенности сердца и сосудов. Частота пульса и артериальное давление у детей. Методы исследования сердечно – сосудистой системы у детей. Сердечные шумы. Понятие о диагностических особенностях кардиоинтервалографии, эхокардиографии. Синдромы основных поражений сердца (аритмии, миокардит, эндокардит, перикардит, острая сердечная недостаточность). Тема 8. Синдромы основных поражений сердца. Изменения ритма сердца, миокардиты, эндокардиты, ВПС в популяции. Причины появления поражений сердца. Классификация. Гемодинамическая характеристика. Клиника. Ранняя диагностика, дифференциальная диагностика, принципы реабилитации. Тема 9. АФО органов пищеварения у детей. Анатомические и функциональные особенности органов пищеварения у детей в различные возрастные периоды. Методика исследования органов пищеварения. Дополнительные методы обследования (рентгенологические, радиологические, УЗИ, эндоскопические, функциональные, биохимические, копрологические). Основные синдромы поражения органов пищеварения (болевой, гастроэнтероколитический, мальабсорбции, желтухи). |
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11 | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения... Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности 060105 «Стоматология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «основы сестринского дела» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным... | Рабочая учебная программа по дисциплине «основы ухода за больными» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая учебная программа по дисциплине «основы формирования здоровья детей» Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным... | ||
Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Самостоятельная работа 120 часов формы контроля: экзамен в 12 семестре... Фгос впо по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1122 | «Поликлиническая педиатрия» Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры поликлинической педиатрии | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Детская хирургия «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... |