Скачать 364.34 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» Кафедра поликлинической педиатрии «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор _________А.Б. Ходжаян «___»___________2013г. «СОГЛАСОВАНО» Декан стоматологического факультета доцент ___________Н.И. Ивенский «___»___________2013г. Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности 060105 «Стоматология» Курс – IV Семестр – VIII Всего часов – 108 Лекций – 18 Практических занятий – 54 Самостоятельная работа – 36 Зачет – VIII семестр г. Ставрополь, 2013 Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, учебного плана по специальности «Стоматология» 060105 типовой учебной программы по дисциплине «Педиатрия», М., 2000 г. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры поликлинической педиатрии Протокол № ______«____»___________2013 г. Зав. кафедрой, профессор Н.А. Федько Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией. Протокол №______ «____»____________ 2013 г. Председатель ЦМК, профессор М.П. Водолацкий Начальник УМУ Н.П. Вышковский Руководитель ЦУКО, профессор Ю.В. Первушин ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дисциплина «Педиатрия» является клинической дисциплиной и предназначена для решения задач по обеспечению подготовки врача стоматолога с возможностью приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков работы со здоровым и больным ребенком. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть методикой экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения. Дисциплина изучается в объёме 108 часов с чтением лекций (18 часов), практических занятий (54 часов) и самостоятельных занятий (36 часа). Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются современные информационные технологии и технические средства обучения. В лекциях и на практических занятиях используются персональный компьютер, учебные кинофильмы, кодограммы, слайды, утвержденные статистические формы первичной медицинской документации, типовые истории болезни и развития детей, муляжи. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах и аудиториях кафедры. Учебные комнаты находятся на базах детской краевой клинической больницы, детской краевой поликлиники, городской детской клинической больницы им. Г.К. Филиппского, детской городской поликлиники №3, №2, городской поликлиники №9 Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, для курации предоставляются здоровые дети и больные с тематической патологией. Количество студентов в учебной группе составляет 8-10 человек. В ходе учебного занятия студенты проходят входное тестирование (собеседование), самостоятельно и при участии преподавателя решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых навыков, отчитываются за проделанную на занятии учебную работу. В конце занятия студентам предлагается решить несколько ситуационных задач и/или пройти тестирование. Изучение анатомо-физиологических особенностей здоровых детей начинается с периода новорожденности. При этом анализируются данные всех видов анамнеза – биологического, генеалогического, социального. При непосредственном обследовании ребенка выявляются имеющиеся отклонения в состоянии здоровья. Проводится ознакомление с медицинской документацией ребенка. Основу обучения составляет активная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателей по освоению теоретических знаний и практических навыков. В связи с актуальной необходимостью интенсифицирования преподавания вопросов экстренной помощи особое внимание уделяется терапии неотложных состояний на догоспитальном этапе. Для этого темы занятий составлены с учетом основных патологических синдромов заболеваний и их экстренной коррекции. Все практические навыки ежедневно контролируются преподавателями, по некоторым разделам представляются письменные контрольные работы, результаты регистрируются в учебных журналах. На консультативных приемах преподавателей студентам предоставляется возможность самостоятельного сбора анамнеза, осмотра больного, участие в постановке диагноза и назначении лечения. Студенты готовят рефераты и доклады по конкретным вопросам программы, участвуют в НИР, клинических и патологоанатомических конференциях, выполняют контрольные работы по актуальным вопросам педиатрии. Самостоятельная работа студентов во внеучебное время включает изучение учебников, монографий, методических рекомендаций по темам цикла «Педиатрия». Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки. Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. Дисциплина согласовано изучается с базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования. Формирование резерва кадров кафедры проводится через ординатуру и аспирантуру. Воспитательные задачи на кафедре решаются как в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, больными детьми и их родителями, так и путем собеседования с персоналом отделений детской больницы и поликлиники, чтением тематических лекций для медицинских работников, больных детей и их родителей. 1. Цель и задачи дисциплины. Целью и задачами дисциплины «Педиатрия» являются: обучение студентов диагностике, лечению и профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста с учетом специфики деятельности врача стоматолога с возможностью приобретения навыков оказания неотложной помощи при ряде патологических синдромов. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть методикой экстренной и неотложной помощи при жизнеугрожающих состояниях, уметь правильно оценить клиническую ситуацию и направить пациента в профильные подразделения. В результате обучения студент должен ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
ВЛАДЕТЬ:
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
2. Содержание дисциплины. Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Литература. Отчетность. РАЗДЕЛ I. ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Тема 1.Функциональные подразделения детских больниц и поликлиник. Знакомство с организацией лечебной и профилактической деятельности детской больницы и поликлиники. Основная медицинская документация (история болезни, амбулаторные карты). Особенности сбора анамнеза заболевания, жизни, генеалогического анамнеза. Особенности объективного обследования ребенка. Тема 2.Физическое и психомоторное развитие детей. Динамика массы и длины тела у ребенка первого года жизни и детей старше года. Изменения окружности головы и груди. Понятие о пропорциональном развитии. Методика антропометрических исследований. Семиология изменений длины и массы тела. Самостоятельное проведение антропометрии и ее оценка у детей на приеме в поликлинике. Нервно – психическое развитие ребенка. Безусловные рефлексы новорожденного. Развитие моторной функции в онтогенезе. Моторика и статика у детей раннего возраста. Развитие речи. Самостоятельная оценка нервно – психического развития детей различного возраста. Тема 3.Питание здорового ребенка. Естественное вскармливание. Биологическая ценность женского молока. Техника и правила естественного вскармливания. Понятие о прикормах и коррекции. Искусственное и смешанное вскармливание. Характеристика искусственных смесей. Основные правила искусственного вскармливания. Составление пищевого рациона детям первого года жизни на приеме в поликлинике. Тема 4. Анатомические и функциональные особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки. АФО кожи, подкожно-жировой клетчатки у детей в различные возрастные периоды. Методика исследования. Семиотика поражения. Экзантемы у детей. Аллергический, эксудативно-катаральный, Лимфатико-гипопластический, нервно-артритический диатезы. Тема 5. Анатомические и функциональные особенности костной и мышечной систем у детей. Анатомические особенности костной системы у детей. Особенности ротовой полости и роста зубов в различные возрастные периоды. Методика обследования больного с поражением костно-мышечной системы. Рахит: этиология. Клиническая характеристика периодов заболевания, профилактика и лечение. Спазмофилия. Тема 6.Анатомические и функциональные особенности лимфатической системы. АФО лимфатической системы. Методика исследования. Семиотика поражения. Лимфатико-гипопластический диатез у детей. Понятие о часто болеющих детях. Тема 7.Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. АФО органов дыхания у детей в различные возрастные периоды. Сегментарное строение легких. Особенности внешнего дыхания. Методика исследования и семиотика поражения органов дыхания у детей различного возраста. Основные синдромы поражения бронхо-легочной системы: катаральный, обструктивный, синдром кашля. Тема 8. Анатомические и функциональные особенности сердечно – сосудистой системы у детей. Анатомические особенности сердца и сосудов у детей в различные возрастные периоды. Функциональные особенности сердечной и сосудистой деятельности: частота пульса и артериальное давление в различные возрастные периоды. Методы исследования сердечно – сосудистой системы у детей. Сердечные шумы. Синдромы основных поражений сердца (врожденные пороки сердца, аритмии, миокардит, эндокардит, перикардит, острая сердечная недостаточность). |
Рабочая программа по кожным и венерическим болезням цикла «Дерматовенерология»... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос3 впо, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 «Стоматология» Дисциплина «Терапевтическая стоматология детского возраста» входит в федеральный компонент основной образовательной программы по... | ||
Рабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования... | Рабочая программа по дисциплине: Физиотерапия стоматологических заболеваний... «Стоматология» (Москва, 2000), в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной Руководителем... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Педиатрия» для специальности... Рабочая учебная программа разработана на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа по дисциплине: акушерство и гинекология для специальности стоматология, 060105 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения... Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем | ||
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального... | Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11 | ||
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности стоматология, Федерального... | Рабочая учебная программа по дисциплине стоматология ортопедическая Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201. 65 стоматология Всего зет 5 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060201 Стоматология, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной)... Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы по «Клинической фармакологии» для специальности... | ||
Самостоятельная работа 35 часов Экзамен IX семестр Всего 143 часа... «стоматология», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10. 03. 2000 в соответствии с учебным планом и на основании... | Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента... |