Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Ставропольский государственный
медицинский университет» Министерства здравоохранения
Российской Федерации
Кафедра пропедевтики детских болезней «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор ___________ А.Б. Ходжаян
«___ » _________ 20___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
для специальности 060103.65- педиатрия
Зачетных единиц – 3,0
Всего часов – 108, из них:
аудиторных занятий – 72 часа
-практических занятий – 72 часа
- самостоятельная работа 36 часов
Формы контроля – зачет IV семестр
Ставрополь-2013
Рабочая учебная программа разработана в соответствии:
с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060103 педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г. № 1122
рабочим учебным планом специальности 060103.65 педиатрия, утвержденным Ученым советом академии от 26 июня 2013 г. протокол № 11,
примерной учебной программой по дисциплине «ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
«___ » _________ 20___г., Протокол № _____
Зав. кафедрой, профессор А.С. Калмыкова
Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией по педиатрии
«___ » _________ 20___г., Протокол № _____
Председатель ЦМКП, профессор М.В. Голубева
СОГЛАСОВАНО
Декан педиатрического факультета, доцент Л.Я. Климов
Начальник УМУ Н.П. Вышковский
Руководитель ЦУКО, профессор Ю.В. Первушин
Рецензенты
Зав кафедрой факультетской педиатрии
ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, профессор В.А. Шашель Зав. кафедрой госпитальной педиатрии, доцент Э.В. Водовозова ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» учебная дисциплина профессионального цикла, во время изучения которой студенты впервые учатся обращаться с детьми в условиях детских больниц и других лечебно-профилактических учреждений.
Во время изучения дисциплины у студентов закладываются и развиваются этико-деонтологические взаимоотношения с медицинским персоналом, с больными детьми и их родителями. Студенты учатся соблюдать лечебно-охранительный и санитарно-противоэпидемический режим детских лечебных учреждений.
В процессе обучения дисциплины особое внимание обращается на отработку студентами предлагаемого перечня практических навыков, которые предварительно отрабатываются с использованием муляжей, фантомов, специально предназначенных для этой цели. После прочного овладения студентами практическими навыками на симуляторах, возможно выполнение отдельных процедур непосредственно в педиатрическом отделении под контролем преподавателя.
Студенты овладевают основами оказания срочной доврачебной помощи при внезапно развившихся критических состояниях (остановка дыхания и сердца, кровотечение, острая задержка мочеиспускания и пр.) у детей.
Закрепление приобретенных знаний, их практическое применение организуется в процессе производственной практики в качестве помощника палатной медицинской сестры, которая совмещается с теоретическим обучением.
Контроль качества подготовки студентов осуществляется в процессе обучения с использованием методики компьютерного тестового контроля знаний. Текущая аттестация осуществляется по окончании изучения дисциплины в форме зачета, который выставляется на основе балльно-рейтинговой оценки и проведения манипуляций с использованием симуляторов. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью преподавания дисциплины является- приобретение студентами знаний и навыков, требующихся младшему и среднему медицинскому персоналу для проведения эффективной лечебно-профилактической работы в детских больницах и поликлиниках. Задачами дисциплины являются:
обучение студентов основным обязанностям младшего и среднего медицинского персонала в условиях работы в детских лечебно-профилактических учреждениях (больницах, детских яслях-садах);
воспитание у студентов принципов медицинской этики и деонтологии, привитие любви к избранной профессии;
формирование приёмов ухода за детьми с элементами воспитания детей с наиболее распространёнными заболеваниями и оказание срочной доврачебной помощи при внезапно развившихся критических состояниях (кровотечении, остановке сердца, острой дыхательной недостаточности);
обучение технике медицинских процедур и манипуляций у детей.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина относится к вариативной части дисциплины профессионального цикла 060103 - Педиатрия высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных, социальных, экономических дисциплин (философия; биоэтика, иностранный язык);
- в цикле математических, естественнонаучных дисциплин (биология, гистология, анатомия, общий уход за больным, нормальная физиология).
«ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА» – учебная дисциплина, знания которой необходимы для изучения всех последующих дисциплин профессионального цикла.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения и освоения дисциплины студент должен овладеть элементами следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности(ОК-1);
б) профессиональных (ПК):
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК 7);
Научно-исследовательская деятельность:
способностью и готовностью изучать медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
виды санитарной обработки больных детей и подростков,
типы лихорадок;
особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма.
Уметь:
произвести санитарную обработку больного ребенка при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре,
произвести смену нательного и постельного белья больного ребенка, обработать пролежни;
измерять температуру тела, суточный диурез, собирать у них биологический материал для лабораторных исследований, проводить антропометрию, различные виды клизм, проводить кормление больных
осуществить дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными
ВЛАДЕТЬ:
методами подсчетом числа дыханий, пульса и его регистрацией.
методами измерения АД и его регистрация.
методами определения отеков, диуреза.
методами доврачебной помощи при обмороке, коллапсе, пароксизмальной тахикардии, при попадании инородного тела, насморке, отите, кровотечении;
№
п/п
| Наименование разделов (тем) дисциплины
| Индекс
компетенции
по ФГОС
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
| ОК 1
| ПК 7
| ПК-31
| Знать
| Уметь
| Владеть
| 1
| Общекультурные
| +
|
|
|
|
|
| 2
| Раздел I. Организация работы и типы детских лечебно-профилактических учреждений. Значение общего ухода за больными
|
| +
| +
| 1
| 1,3
| 1,4
| 3
| Раздел II.Личная гигиена ребенка
|
| +
| +
| 1,2,3
| 1,2,3,4
| 1,2,3,4
| 4
| Раздел III.Физическое и нервно-психическое развитие детей
|
| +
| +
| 1,2,3
| 1,2,3
| 1,2
| 5
| Раздел IV.Питание здоровых и больных детей
|
| +
| +
| 1,3
| 1,2,3
| 1,2,
|
| Раздел V. Особенности ухода за детьми
|
| +
| +
| 1,2,3
| 1,2,3,4
| 1,2,3,4
|
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| I
| II
| Аудиторные занятия (всего)
| 72
| 36
| 36
| В том числе:
| -
| -
| -
| Клинические практические занятия
| 72
| 36
| 36
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 16
| 20
| В том числе:
| -
| -
| -
| Написание рефератов
| 8
| -
| 8
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Изучение учебного материала. Подготовка к занятиям.
| 28
| 16
| 12
| Вид промежуточной аттестации
| зачет
|
| зачет
| Общая трудоемкость часов
зачетных единиц
| 108
3,0
| 52
1,5
| 56
1,5
|
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины
Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.
Раздел I. Организация работы и типы детских лечебно-профилактических учреждений. Значение общего ухода за больными
Тема1. Детская больница. Типы, задачи, структура, штаты. Приемное отделение задачи, структура, штаты, организация работы.Лечебное отделение, задачи, документация, структура, штаты. Боксы (в т.ч., мельцеровские) детского отделения.
Тема 2. Санитарно-противоэпидемический режим деткой больницы и лечебно-профилактических учреждений.Техника влажной уборки внутрибольничных помещений. Санитарная обработка больного ребенка, осмотр на педикулёз, способы обработки головы при педикулёзе.
Тема 3. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала детских лечебно-профилактических учреждений.Система обслуживания больных. Медицинская документация на сестринском посту. Основные виды транспортировки больных. Хранение и пользование предметами медицинского ухода и инструментарием. Правила хранения и раздача лекарственных препаратов. Организация работы, оборудование, медицинская документация процедурного кабинета.
Раздел II.Личная гигиена ребенка
Тема 4.Уход за новорожденным и ребёнком грудного возраста.Утренний туалет ребенка различного возраста. Уход за волосами, ногтями, полостью рта и носа, ушами, глазами. Подмывание ребенка; особенности у девочек и мальчиков.
Тема 5. Воспитание гигиенических навыков у детей.Обучение пользованию предметами туалета, одеждой, посудой, необходимой при еде.Помощь при отправлении естествен-ных потребностей. Смена белья.
Раздел III.Физическое и нервно-психическое развитие детей
Тема 6. Физическое развитие детей 1 года жизни. Антропометрия.Контроль за развитием детей. Оборудование помещений в зависимости от возраста.
Тема 7. Физическое развитие детей 2-3 лет жизни. Антропометрия. Комплексы гимнастических упражнений и массажа для детей различного возраста. Контроль за развитием детей.
|