| Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тюменской области
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
| 2.5. Реализация образовательных программ
| СМК – РОП - РУП - 2.5.80 - 2013
|
ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
|
СОГЛАСОВАНО
Проректор по учебной работе
_______________ Т.А. Кольцова
"____" _______________ 2013 г.
| УТВЕРЖДЕНО
Решением Учёного совета
протокол № 11 от 3.07.2013 г.
|
Л. Г. Черемных ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Рабочая учебная программа
Направление подготовки
Управление персоналом
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная Тюмень
2013
ББК 65.050.2
У66
ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАДРОВОГО ПРЛАИРОВАНИЯ [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП». 2013. – 38 с.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы кадровой политики и кадрового планирования» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и ПрООП ВПО по направлению «Управление персоналом».
Рабочая учебная программа включает цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структуру и содержание дисциплины; тематику курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению; образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.
Одобрено на заседании кафедры национальной экономики и менеджмента (протокол №11 от 30.05.2013 г.), печатается по решению Учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 10 от 19.06.2013 г.). Автор-составитель к.ф.н., доцент Л. Г. Черемных
© «ТГАМЭУП», 2013
© Черемных Л.Г., 2013
1. Цели освоения дисциплины
Целью преподавания дисциплины ««Основы кадровой политики и кадрового планирования»» является изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина ««Основы кадровой политики и кадрового планирования» является одной из дисциплин профиля базовой части профессионального цикла.
Для изучения дисциплины необходимы знания по экономике организаций, психологии, правоведению и др.
Студент должен быть готов к получению теоретических знаний, а также приобретению необходимых практических навыков по управлению персоналом в современных организациях.
Полученные студентами знания способствуют усвоению таких курсов, как «Социальный менеджмент», «Экономика организации» и «Регламентация и нормирование труда», «Управление карьерой», «Бизнес-планирование», «Организационное поведение» и др.; а также успешному прохождению учебной и производственной практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины ««Основы кадровой политики и кадрового планирования»» формируются элементы следующих профессиональных компетенций:
знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике (ПК-1);
знанием основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике (ПК-2);
знанием основ кадрового планирования и умением применять их на практике (ПК-3);
Знать:
сущность, цели, функции и организационную структуру системы управления персоналом;
основы кадрового, документационного, информационного, технического, нормативно-методического и правового обеспечения системы управления персоналом;
основы разработки реализации кадровой политики и стратегии
основы кадрового планирования в организации; .
Уметь:
анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и ее персонал;
принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета в сфере управления персоналом;
прогнозировать и планировать потребность организации в персонале в соответствии со стратегическими планами организации и определять эффективные пути ее удовлетворения;
разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность
Владеть:
- методами разработки и реализации стратегий управления персоналом;
- методами планирования численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации;
4. Структура и содержание дисциплины ««Основы кадровой политики и кадрового планирования»»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа, в т.ч.
Лекции – 18 час.
Практические занятия – 18ч.
Самостоятельная работа – 36 ч. Структура дисциплины
очная форма обучения
Раздел
дисциплины
(темы)
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в час.)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Всего
| Лекции
| Практ.
занятия
| СРС
|
| Раздел 1. Управление персоналом организации в системе рыночного хозяйствования
| 4
| 1-3
| 52
| 9
| 13
| 30
| Опрос, доклады, тестирование
| Тема 1. Основные понятия управления персоналом
| 4
| 1-3
| 18
| 4
| 4
| 10
| Опрос, доклады, тестирование
| Раздел 2 Система управления персоналом
| 4
| 4-10
| 35
| 5
| 10
| 20
| Контрольная работа
| Тема 2. Службы управления персоналом. Классификация методов управления персоналом
| 4
| 4-6
| 16
| 2
| 4
| 10
| Контрольная работа
| Тема 3.Понятие кадрового менеджмента в системе управления человеческими ресурсами. Организационная подготовка системы подбора кадров, перемещения
| 4
| 7-10
| 19
| 3
| 6
| 10
| Опрос, практические задания, доклады, тестирование
| Раздел 3. Социально психологические аспекты управления персоналом
| 4
| 10-14
| 69
| 13
| 16
| 40
| Опрос, практические задания
| Тема 4. Профессиональная и организационная адаптация персонала
| 4
| 10
| 10
| 2
| 2
| 6
| Опрос, практ. задания, доклады, тестирование
| Тема 5. Руководство персоналом.
| 4
| 11-13
| 8
| 2
| 2
| 4
| Опрос, практические задания, доклады
| Тема 6. Планирование деловой карьеры
| 4
| 14
| 8
| 2
| 2
| 4
| Опрос, практ. задания, доклады, тестирование
| Раздел 4. Оценка эффективности управления человеческими ресурсами
| 4
| 15-18
| 60
| 9
| 15
| 36
| Контрольная работа
| Тема 7. Оценка экономической и социальной эффективности управления человеческими. ресурсами.
| 4
| 15-16
| 19
| 3
| 4
| 12
| Опрос, практические задания, тестирование.
| Тема 8.Организационно- кадровый аудит
| 4
| 17-18
| 20
| 3
| 5
| 12
| Опрос, практические задания,
| ИТОГО
| 4
| 1-18
| 72
| 18
| 18
| 36
| Зачет
|
Содержание дисциплины Раздел 1. Управление персоналом организации
в системе рыночного хозяйствования. Тема 1. Основные понятия управления персоналом. Понятие персонала, его основные характеристики. Структура персонала. Разграничение понятий «персонал» и «кадры». Теории человеческого и социального капитала. Раздел 2. Система управления персоналом Тема 2. Современные службы управления персоналом. Назначение служб персонала. Организационная структура системы управления персоналом предприятия их взаимосвязь и взаимодействие. Характеристика подразделений, реализующих функции управления персоналом: отдел кадров, служба по управлению персоналом. Административные, экономические и социально-психологические методы управления.
Тема 3. Понятие кадрового менеджмента в системе управления персоналом. Организационная подготовка процесса подбора кадров, перемещения. Понятие и основные характеристики кадрового менеджмента. Анализ кадрового потенциала. Понятие и этапы отбора кадров. Правила написания резюме. Типы резюме и их оценка. Тестирование при приеме на работу. Собеседование и интервью. Содержание основных этапов обобщенной процедуры формирования, контроля и продвижение кадрового резерва.
.
Раздел 3. Социально-психолгические аспекты управления персоналом Тема 4. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Виды и формы адаптации. Стадии процесса адаптации персонала. Факторы успешной адаптации. Анализ ожиданий работника относительно его профессиональных задач, психологического климата в коллективе, методов работы, степени ответственности на новом рабочем месте. Профессиональная ориентация нового работника. Разделы ориентационной информации: история тенденции, планы развития, уставные предписания, трудовая дисциплина требования безопасности. Тема 5. Руководство персоналом. Требования к руководителю: деловые и личностные качества. Основные правила служебных взаимоотношний руководителя и подчененных. Портрет современного менеджера. Стиль руководства. Стилевая гибкость. Делегирование полномочий. Анализ лидерского поведения. Роль и функции лидера.
Тема 6. Планирование деловой карьеры.
Процесс планирования деловой карьеры. Формы планирования карьеры – индивидуальное планирование с использованием компьютерных программ, планирование непосредственным руководством, профессиональное планирование, групповые методы планирования. План построения карьеры как мотивирующий фактор. Противоречия и парадоксы в процессе планирования деловой карьеры Раздел 4. Оценка эффективности управления персоналом
|