«кировская государственная медицинская академия»





Скачать 280.66 Kb.
Название«кировская государственная медицинская академия»
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер280.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра микробиологии и вирусологии
Ситуационные задачи для текущего контроля

для студентов специальности «Стоматология» по дисциплине «Микробиология, вирусология – микробиология полости рта»
1. Л. Пастер провёл простой опыт: прокипятил настой сухой травы без доступа кислорода, наблюдая длительное время. Какую проблему удалось Л. Пастеру доказать?

2. Для получения вакцины для профилактики необходимо получить чистую культуру. Но Л. Пастеру не удалось это сделать, т.к. неизвестны были вирусы. Каким образом Л. Пастеру удалось получить эффективную антирабическую вакцину?

3. Одним из научных достижений Р. Коха было открытие туберкулёзной палочки. Каким образом учёному удалось доказать причину туберкулёза?

4 В мазке из слизистых зева, взятого у больного, страдающего ангиной, при окрашивании метиленовым синим обнаружены шаровидные микробы в виде цепочки. Какие микробы обнаружены при диагностике?

5. А. Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю дождевой воды из бочки, обнаружил множество «зверушек» разной формы, размеров. Какие морфологические группы бактерий он описал?

6. При световой микроскопии окрашенных метиленовым синим мазков определяются кокки, располагающиеся цепочками. Как называются такие микроорганизмы?

7. При световой микроскопии окрашенного фуксином препарата определяются красные палочки, похожие на запятые. Как называются такие микроорганизмы?

8. Из инфицированной раны больного выделена культура кишечной палочки. В какой цвет она окрасится при использовании метода Грама?

9. При микроскопическом исследовании окрашенных бактериологических препаратов применяется иммерсионная система. Каким объективом при этом следует пользоваться?

10Для определения вида возбудителя необходимо исследовать у культуры сахаролитическую активность . Что требуется сделать для этого?

  1. Каким образом можно установить способность к образованию индола и сероводорода?

  2. Как оцениваются результаты исследования изучаемой культуры на способность к образованию индола и сероводорода?

  3. В процессе изучения культуры микробов на её сахаролитическую активность был произведён посев на среды «пёстрого ряда». Как изменятся эти среды, если исследуемая культура – кишечная палочка, активно расщепляет все сахара, входящие в состав сред «пёстрого ряда»?

  4. У больного с подозрением на шигеллез взяли испражнения для бактериологического исследования.

а) Назовите дифференциально-диагностические среды, которые можно использовать для выделения патогенных возбудителей?

б) Укажите состав и принцип работы дифференциально-диагностических сред.

  1. Кишечную палочку культивировали в жидкой среде (МПБ). Культуру не пересевали в течение месяца, после чего сделали посев на МПА. Рост на среде отсутствовал.

а) Что произошло с культурой кишечной палочки и почему?

б) Назовите фазы развития бактериальной популяции в жидкой среде.

  1. У больного, с жалобами на боли в горле, был взят мазок из зева для бактериологического исследования.

а) Назовите правила забора материала от больного.

б) Расскажите этапы бактериологического исследования.

  1. От больного с перитонитом была взята перитонеальная жидкость для бактериологического исследования на аэробную и анаэробную микрофлору.

а) В чём заключается отличие культивирования аэробов от анаэробов?

б) Назовите методы создания анаэробиоза?

  1. В бактериологическую лабораторию поступил исследуемый материал (мазки из зева) от больного с предварительным диагнозом дифтерия. При микроскопии материала обнаружены грамположительные палочки.

а) Можно ли на основании мазка поставить диагноз. Ответ обосновать.

б) Назовите этапы бактериологического исследования материала.

  1. Студент получил задание: изучить культуральные свойства бактерий на среде Левина и ответить на ряд вопросов.

а) Как отличить кишечную палочку на среде Левина от сальмонеллы?

б) Назовите состав среды и принцип ее работы.

20. Для выявления холерного вибриона в открытом водоеме было решено использовать метод фагоиндикации. В чем заключается суть метода?

21. В процессе конъюгации от штамма-донора к штамму-реципиенту с высокой частотой передаются гены бактериальной хромосомы. Чем это обусловлено и как обозначить культуру донора?

  1. Открытие А. Флемингом пенициллина произошло в процессе его работы со стафилококками, культура которых случайно оказалась загрязнённой плесневыми грибами. На основании изучения какого явления, описанного А. Флемингом, был открыт первый антибиотик?

  2. У пациента, перенесшего дизентерию, был поставлен предварительный диагноз: Кишечный дисбактериоз. Какими лабораторными методами может быть подтверждён этот диагноз?

  3. Участковый врач на основании клинических признаков предположил начало развития кишечного дисбактериоза у 5-летнего ребёнка, лечившегося по поводу пищевого отравления. Какой материал требуется отправить в бактериологическую лабораторию для подтверждения диагноза?

  4. В бактериологическую лабораторию поступил кал; в направлении указан предварительный диагноз: кишечный дисбактериоз. Каким образом следует подготовить материал для посева на питательные среды?

  5. У пациента с тяжёлой формой дизентерии предполагается проведение профилактики дисбактериоза. Какие препараты требуется назначить для этого?

Лабораторную посуду после работы с патогенным стафилококком необходимо подвергнуть дезинфекции 5% карболовой кислотой. Нужно установить временной режим губительного действия карболовой кислоты на стафилококк. От чего зависит результат эффективного действия карболовой кислоты на стафилококк?

Какой режим обработки лабораторной посуды необходим?

  1. При посеве воздуха из операционной выделена культура золотистого стафилококка. Необходимо установить эффективный временной режим стерилизации воздуха операционной ультрафиолетовыми лучами.

Вопросы: Какой режим воздействия УФЛ рекомендуется для стерилизации операционной и почему?

  1. К стоматологу обратилась девочка 15 лет, по поводу неприятного запаха из ротовой полости, болезненности и кровоточивости дёсен. При осмотре – шейки зубов оголены, десневой край гиперемирован, отёчен, отстаёт от поверхности зуба, при зондировании - выделение гноя и крови. Часть зубов высоко подвижна. Предположительный диагноз? Какие лабораторные исследования необходимо провести для выявления этиологии заболевания и назначения этиотропной терапии?

  2. Женщина 30 лет, обратилась к врачу по поводу жжения и зуда в области гениталий, выделений из влагалища беловатого цвета, при микроскопическом исследовании отделяемого при окраске по Граму выявлено обилие крупных, грамположительных, полиморфных клеток округлой формы.

Предполагаемый диагноз? Какие антибиотики необходимо назначить?

  1. В хирургическое отделение поступил больной с ранением голени. В отделяемом раны микроскопическим методом обнаружены грамположительные палочки. Чистую культуру бактериологическим методом выделить не удалось. Для выделения возбудителя, изучения его вирулентных свойств исследуемый материал был доставлен в лабораторию для проведения биологической пробы.

Дайте определение экспериментальной инфекции. С какими целями ещё используются лабораторные животные? Какими методами можно заразить лабораторное животное? Как выделить от животного чистую культуру возбудителя? Какие единицы вирулентности микроорганизмов вы знаете?

  1. Студентам научного кружка было дано задание: получить стафилококковый анатоксин по методу французского ученого Г. Рамона.

Дайте определение анатоксину. Каковы этапы и условия получения анатоксина? С какой целью применяются анатоксины? Назовите примеры анатоксинов.

  1. При изготовления живой вакцины необходимо получить аттенуированный штамм вирулентного возбудителя.

Что обозначает термин «аттенуация» и кто его впервые ввел? Какими способами можно понизить вирулентность?

  1. Через 10 дней после контакта с больным, ребенок заболел скарлатиной. Заражение произошло воздушно-капельным путем. Заболевание протекало типично, и по клиническим симптомам был поставлен диагноз. Какой механизм заражения соответствует воздушно-капельному пути передачи? Назвать периоды инфекционного заболевания. Дать микробиологическую и иммунологическую характеристику периодов инфекционного заболевания.

  2. Пациент поступил в больницу с жалобами на лихорадку, кашель с мокротой, ухудшение общего состояния. На основании клинических и лабораторных исследований был поставлен диагнозом пневмококковая пневмония. Через 5 дней у больного появился жидкий стул, боли в низу живота. При бактериологическом исследовании кала были выделены шигеллы (Shigella sonnei).

Какими путями больной мог заразиться шигеллёзом? Как называется инфекция, при которой к первоначальной уже развившейся болезни присоединяется другая, вызванная новым возбудителем? Какие еще повторные заболевания вам известны?

  1. У больного хирургического отделения с послеоперационным нагноением раны на 3-й день после операции начался озноб, затем резко повысилась температура, ухудшилось общее состояние. Лечащим врачом был поставлен диагноз: послеоперационный сепсис. Какие исследования необходимо провести для подтверждения диагноза?

  2. В инфекционную больницу поступил ребёнок 3-х лет с предварительным диагнозом: менингит. Какой патологический материал необходимо взять у ребёнка для подтверждения диагноза?

  3. Для подтверждения предварительного диагноза: менингит вновь поступившему ребёнку было назначено взятие спинномозговой жидкости для бактериологического исследования. Каковы правила взятия спинномозговой жидкости?

  4. В бактериологическую лабораторию поступила спинномозговая жидкость больного с предварительным диагнозом менингит. Какие исследования необходимо произвести в день поступления патологического материала?

39 . В процессе диагностики холеры большое значение придаётся выявлению высокой двигательной активности возбудителя. Каким образом выявляют это свойство у бактерий?
40. В отделяемом сибиреязвенного карбункула больного, страдающего кожной формой сибирской язвы, обнаружены крупные грамположительные палочки. Как можно выявить наличие спор, характерных для данного возбудителя?

41. У пациента с предварительным диагнозом «бактериальная дизентерия» выделен возбудитель с ослабленными ферментативными свойствами. Для подтверждения диагноза было решено проверить специфичность выделенной культуры с дизентерийным бактериофагом. Какую реакцию следует воспроизвести? Какие компоненты понадобятся для этого?

42. Ребенок 7 лет, посещающий детский сад. Заболел скарлатиной. В этой семье имеется ребенок 3-х лет. Посещающий детские ясли, и 12 лет - ученик 5 класса. Укажите, какие специфические и неспецифические методы профилактики необходимо провести в детском саду?

43. Юноша, 14 лет. Обратился к дерматологу с жалобами на гнойные поражения лица, проявляющиеся в виде небольших пузырей, которые высыхая, образуют тонкие корочки. После их удаления остаются розовые пятна. Врач поставил диагноз «стрептококковое импетиго?» Для уточнения диагноза содержимое пузырьков было направлено в бактериологическую лабораторию.

Вопросы: Какими методами можно провести лабораторное исследование для уточнения диагноза? Опишите основной метод, этапы исследования, принципы идентификации возбудителя. Как провести терапию данного заболевания?

44. Из анамнеза больного стало известно, что он болен 4 дня. Жалобы на высокую температуру, головную боль, слабость. Врач предположил брюшной тиф и направил кровь больного на бактериологический анализ. Присутствующий ординатор возражал, считая, что кровь надо направить на серологический анализ.

Задание:

1. Кто из врачей прав и почему?

2. Перечислите этапы бактериологического анализа крови больного, указав питательные среды, применяемые на каждом этапе.

3. Как и с какой целью проводят серологическую идентификацию выделенной чистой культуры?

4. С чем связано тяжелое состояние больного? Назовите факторы патогенности возбудителя.

45. Несколько рабочих обедали в заводской столовой. Котлеты, приготовленные из свинины, показались им недостаточно прожаренными. Через 8-10 ч у них появились признаки острого гастроэнтерита: тошнота, рвота, боли в животе, частый жидкий стул и повышение температуры до 38оС. Двое рабочих в тяжелом состоянии были госпитализированы.

Задание:

1. Какие микроорганизмы могли вызвать это заболевание? Каков патогенез заболевания?

2. Какой материал следует направить в баклабораторию?

3. Назовите этапы бактериологического исследования и применяемые питательные среды.

4. Сравните схему бактериологического исследования при сальмонеллезной токсико-инфекции и брюшном тифе на 3-й неделе заболевания.

5. Какова характеристика питательной среды висмут-сульфит агар: тип среды, состав, назначение и принцип действия

46. В бактериологическую лабораторию врач направил пробу фекалий двухлетнего ребенка, у которого отмечались высокая температура, общая слабость, боли в животе, частый и обильный жидкий стул. Предварительный диагноз: “Острая кишечная инфекция. Эшерихиоз?” Результаты показали, что у ребенка выделена культура E.coli. штамм О111 К58.

Задание:

1. Верно ли выбрал врач клинический материал и метод исследования? Назовите этапы исследования и применяемые питательные среды.

2. Чем отличаются диареегенные (энтеропатогенные) эшерихии от условно- патогенных?

3. Перечислите 5 категорий диареегенных эшерихий. Какие клинические проявления характерны для каждой из этих групп?

4. Каков механизм действия энтеротоксинов диареегенных эшерихий?

5. Эшерихии, какой категории, по Вашему мнению, вызвали заболевание у ребенка? Опишите тип взаимодействия возбудителя с клетками эпителия кишечника.

 

47. В инфекционное отделение детской больницы поступил полуторагодовалый ребенок с симптомами интоксикации и обезвоживания организма. У больного частый водянистый стул и многократная рвота. Врач заподозрил кишечную коли-инфекцию.

Задание:

1. Определите таксономическое положение возбудителя. Укажите его основные биологические свойства.

2. Перечислите факторы патогенности диареегенных эшерихий.

3. Чем можно объяснить обильный жидкий стул у ребенка?

4. По Вашему мнению, эшерихии какой категории вызвали заболевание у ребенка? Опишите тип взаимодействия возбудителя с клетками эпителия кишечника.

5. Перечислите биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения кишечной коли-инфекции.

 

48. В клинику поступил больной, приехавший после 3-месячной командировки в Индию. Врач обнаружил водянистую диарею, боли
в животе, повышенную температуру. В первые сутки больной потерял около 5 литров жидкости, стул имел вид, который называют “рисовый отвар”, Предполагаемый диагноз: “Холера”.

Задание:

1. Назовите возбудителей холеры.

2. Опишите свойства холерного токсина.

3. Токсины каких других возбудителей ОКИ могут вызывать подобную картину заболевания?

4. Определите клинический материал и основной метод исследования. Перечислите этапы исследования и применяемые питательные среды.

 

49. В городскую инфекционную больницу поступила больная 34 лет с жалобами на тенезмы, частый стул, боли в животе, рвоту, повышенную температуру. На основании клинического обследования был установлен предварительный диагноз – “Дизентерия”.

Задание:

1. Определите таксономическое положение возбудителей (семейство, род, виды).

2. Назовите токсины шигелл, их основные свойства.

3. Каковы правила взятия клинического материала, его транспортировки? Какие сроки исследования? Сколько раз проводят исследование для подтверждения отрицательного результата?

4. Назовите этапы бактериологического исследования и применяемые питательные среды. Опишите среду Плоскирева.

50. Рабочий во время земляных работ получил травму с повреждением наружных покровов. Через 3 дня, несмотря на хирургическую обработку раны, вокруг хирургического шва появился выраженный отек, синюшность, при пальпации отмечается крепитация. Врач поставил диагноз «Газовая гангрена» и направил материал в бактериологическую лабораторию.

Задание:

1. Какой материал был взят для исследования, особенность взятия и транспортировки?

2. Назовите методы лабораторной диагностик газовой гангрены: основной, ускоренные, экспресс-методы. Перечислите этапы основного метода.

3. Назовите возбудителей газовой гангрены, укажите их таксономическое положение (семейство, род, виды), особенности морфологических и тинкториальных свойств.

4. Перечислите факторы патогенности C.perfringens, основного возбудителя газовой гангрены, и объясните механизм их действия.

5. Перечислите факторы, способствующие развитию газовой гангрены.

6. Объясните патогенез газовой гангрены.

7. Газовая гангрена, как правило, смешанная инфекция. Объясните, в ассоциации с какими бактериями находятся клостридии в очагах инфекции и почему?

8. Каким биопрепаратом проводится специфическое лечение? Его состав и принцип его получения.

9. Как назначить рациональную антибиотикотерапию?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«кировская государственная медицинская академия» icon«кировская государственная медицинская академия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«кировская государственная медицинская академия» iconРабочая программа по дисциплине: "эпидемиология " Специальность 040600 "сестринское дело"
...
«кировская государственная медицинская академия» iconРабочая программа по дисциплине «инфекционные болезни, фтизиатрия,...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия...
«кировская государственная медицинская академия» iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...
«кировская государственная медицинская академия» iconПути совершенствования организации лечения больных туберкулезом 14....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия...
«кировская государственная медицинская академия» iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...
«кировская государственная медицинская академия» icon«кировская государственная медицинская академия»
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).; на основе федерального...
«кировская государственная медицинская академия» iconКировская государственая медицинская академия
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«кировская государственная медицинская академия» iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
«кировская государственная медицинская академия» iconГбоу впо «смоленская государственная медицинская академия» минздравсоцразвития...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
«кировская государственная медицинская академия» iconФедеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
«кировская государственная медицинская академия» iconЭкономика
Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
«кировская государственная медицинская академия» icon«Фармакотерапия беременных»
Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения
«кировская государственная медицинская академия» iconЧитинская государственная медицинская академия
Отчет о результатах самообследования Читинской государственной медицинской академии
«кировская государственная медицинская академия» iconПетрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
«кировская государственная медицинская академия» iconВысшего профессионального образования омская государственная медицинская академия
Организаторы: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск