Скачать 280.66 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра микробиологии и вирусологии Ситуационные задачи для текущего контроля для студентов специальности «Стоматология» по дисциплине «Микробиология, вирусология – микробиология полости рта» 1. Л. Пастер провёл простой опыт: прокипятил настой сухой травы без доступа кислорода, наблюдая длительное время. Какую проблему удалось Л. Пастеру доказать? 2. Для получения вакцины для профилактики необходимо получить чистую культуру. Но Л. Пастеру не удалось это сделать, т.к. неизвестны были вирусы. Каким образом Л. Пастеру удалось получить эффективную антирабическую вакцину? 3. Одним из научных достижений Р. Коха было открытие туберкулёзной палочки. Каким образом учёному удалось доказать причину туберкулёза? 4 В мазке из слизистых зева, взятого у больного, страдающего ангиной, при окрашивании метиленовым синим обнаружены шаровидные микробы в виде цепочки. Какие микробы обнаружены при диагностике? 5. А. Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю дождевой воды из бочки, обнаружил множество «зверушек» разной формы, размеров. Какие морфологические группы бактерий он описал? 6. При световой микроскопии окрашенных метиленовым синим мазков определяются кокки, располагающиеся цепочками. Как называются такие микроорганизмы? 7. При световой микроскопии окрашенного фуксином препарата определяются красные палочки, похожие на запятые. Как называются такие микроорганизмы? 8. Из инфицированной раны больного выделена культура кишечной палочки. В какой цвет она окрасится при использовании метода Грама? 9. При микроскопическом исследовании окрашенных бактериологических препаратов применяется иммерсионная система. Каким объективом при этом следует пользоваться? 10Для определения вида возбудителя необходимо исследовать у культуры сахаролитическую активность . Что требуется сделать для этого?
а) Назовите дифференциально-диагностические среды, которые можно использовать для выделения патогенных возбудителей? б) Укажите состав и принцип работы дифференциально-диагностических сред.
а) Что произошло с культурой кишечной палочки и почему? б) Назовите фазы развития бактериальной популяции в жидкой среде.
а) Назовите правила забора материала от больного. б) Расскажите этапы бактериологического исследования.
а) В чём заключается отличие культивирования аэробов от анаэробов? б) Назовите методы создания анаэробиоза?
а) Можно ли на основании мазка поставить диагноз. Ответ обосновать. б) Назовите этапы бактериологического исследования материала.
а) Как отличить кишечную палочку на среде Левина от сальмонеллы? б) Назовите состав среды и принцип ее работы. 20. Для выявления холерного вибриона в открытом водоеме было решено использовать метод фагоиндикации. В чем заключается суть метода? 21. В процессе конъюгации от штамма-донора к штамму-реципиенту с высокой частотой передаются гены бактериальной хромосомы. Чем это обусловлено и как обозначить культуру донора?
Лабораторную посуду после работы с патогенным стафилококком необходимо подвергнуть дезинфекции 5% карболовой кислотой. Нужно установить временной режим губительного действия карболовой кислоты на стафилококк. От чего зависит результат эффективного действия карболовой кислоты на стафилококк? Какой режим обработки лабораторной посуды необходим?
Вопросы: Какой режим воздействия УФЛ рекомендуется для стерилизации операционной и почему?
Предполагаемый диагноз? Какие антибиотики необходимо назначить?
Дайте определение экспериментальной инфекции. С какими целями ещё используются лабораторные животные? Какими методами можно заразить лабораторное животное? Как выделить от животного чистую культуру возбудителя? Какие единицы вирулентности микроорганизмов вы знаете?
Дайте определение анатоксину. Каковы этапы и условия получения анатоксина? С какой целью применяются анатоксины? Назовите примеры анатоксинов.
Что обозначает термин «аттенуация» и кто его впервые ввел? Какими способами можно понизить вирулентность?
Какими путями больной мог заразиться шигеллёзом? Как называется инфекция, при которой к первоначальной уже развившейся болезни присоединяется другая, вызванная новым возбудителем? Какие еще повторные заболевания вам известны?
39 . В процессе диагностики холеры большое значение придаётся выявлению высокой двигательной активности возбудителя. Каким образом выявляют это свойство у бактерий? 40. В отделяемом сибиреязвенного карбункула больного, страдающего кожной формой сибирской язвы, обнаружены крупные грамположительные палочки. Как можно выявить наличие спор, характерных для данного возбудителя? 41. У пациента с предварительным диагнозом «бактериальная дизентерия» выделен возбудитель с ослабленными ферментативными свойствами. Для подтверждения диагноза было решено проверить специфичность выделенной культуры с дизентерийным бактериофагом. Какую реакцию следует воспроизвести? Какие компоненты понадобятся для этого? 42. Ребенок 7 лет, посещающий детский сад. Заболел скарлатиной. В этой семье имеется ребенок 3-х лет. Посещающий детские ясли, и 12 лет - ученик 5 класса. Укажите, какие специфические и неспецифические методы профилактики необходимо провести в детском саду? 43. Юноша, 14 лет. Обратился к дерматологу с жалобами на гнойные поражения лица, проявляющиеся в виде небольших пузырей, которые высыхая, образуют тонкие корочки. После их удаления остаются розовые пятна. Врач поставил диагноз «стрептококковое импетиго?» Для уточнения диагноза содержимое пузырьков было направлено в бактериологическую лабораторию. Вопросы: Какими методами можно провести лабораторное исследование для уточнения диагноза? Опишите основной метод, этапы исследования, принципы идентификации возбудителя. Как провести терапию данного заболевания? 44. Из анамнеза больного стало известно, что он болен 4 дня. Жалобы на высокую температуру, головную боль, слабость. Врач предположил брюшной тиф и направил кровь больного на бактериологический анализ. Присутствующий ординатор возражал, считая, что кровь надо направить на серологический анализ. Задание: 1. Кто из врачей прав и почему? 2. Перечислите этапы бактериологического анализа крови больного, указав питательные среды, применяемые на каждом этапе. 3. Как и с какой целью проводят серологическую идентификацию выделенной чистой культуры? 4. С чем связано тяжелое состояние больного? Назовите факторы патогенности возбудителя. 45. Несколько рабочих обедали в заводской столовой. Котлеты, приготовленные из свинины, показались им недостаточно прожаренными. Через 8-10 ч у них появились признаки острого гастроэнтерита: тошнота, рвота, боли в животе, частый жидкий стул и повышение температуры до 38оС. Двое рабочих в тяжелом состоянии были госпитализированы. Задание: 1. Какие микроорганизмы могли вызвать это заболевание? Каков патогенез заболевания? 2. Какой материал следует направить в баклабораторию? 3. Назовите этапы бактериологического исследования и применяемые питательные среды. 4. Сравните схему бактериологического исследования при сальмонеллезной токсико-инфекции и брюшном тифе на 3-й неделе заболевания. 5. Какова характеристика питательной среды висмут-сульфит агар: тип среды, состав, назначение и принцип действия 46. В бактериологическую лабораторию врач направил пробу фекалий двухлетнего ребенка, у которого отмечались высокая температура, общая слабость, боли в животе, частый и обильный жидкий стул. Предварительный диагноз: “Острая кишечная инфекция. Эшерихиоз?” Результаты показали, что у ребенка выделена культура E.coli. штамм О111 К58. Задание: 1. Верно ли выбрал врач клинический материал и метод исследования? Назовите этапы исследования и применяемые питательные среды. 2. Чем отличаются диареегенные (энтеропатогенные) эшерихии от условно- патогенных? 3. Перечислите 5 категорий диареегенных эшерихий. Какие клинические проявления характерны для каждой из этих групп? 4. Каков механизм действия энтеротоксинов диареегенных эшерихий? 5. Эшерихии, какой категории, по Вашему мнению, вызвали заболевание у ребенка? Опишите тип взаимодействия возбудителя с клетками эпителия кишечника. 47. В инфекционное отделение детской больницы поступил полуторагодовалый ребенок с симптомами интоксикации и обезвоживания организма. У больного частый водянистый стул и многократная рвота. Врач заподозрил кишечную коли-инфекцию. Задание: 1. Определите таксономическое положение возбудителя. Укажите его основные биологические свойства. 2. Перечислите факторы патогенности диареегенных эшерихий. 3. Чем можно объяснить обильный жидкий стул у ребенка? 4. По Вашему мнению, эшерихии какой категории вызвали заболевание у ребенка? Опишите тип взаимодействия возбудителя с клетками эпителия кишечника. 5. Перечислите биопрепараты, применяемые для диагностики, профилактики и лечения кишечной коли-инфекции. 48. В клинику поступил больной, приехавший после 3-месячной командировки в Индию. Врач обнаружил водянистую диарею, боли в животе, повышенную температуру. В первые сутки больной потерял около 5 литров жидкости, стул имел вид, который называют “рисовый отвар”, Предполагаемый диагноз: “Холера”. Задание: 1. Назовите возбудителей холеры. 2. Опишите свойства холерного токсина. 3. Токсины каких других возбудителей ОКИ могут вызывать подобную картину заболевания? 4. Определите клинический материал и основной метод исследования. Перечислите этапы исследования и применяемые питательные среды. 49. В городскую инфекционную больницу поступила больная 34 лет с жалобами на тенезмы, частый стул, боли в животе, рвоту, повышенную температуру. На основании клинического обследования был установлен предварительный диагноз – “Дизентерия”. Задание: 1. Определите таксономическое положение возбудителей (семейство, род, виды). 2. Назовите токсины шигелл, их основные свойства. 3. Каковы правила взятия клинического материала, его транспортировки? Какие сроки исследования? Сколько раз проводят исследование для подтверждения отрицательного результата? 4. Назовите этапы бактериологического исследования и применяемые питательные среды. Опишите среду Плоскирева. 50. Рабочий во время земляных работ получил травму с повреждением наружных покровов. Через 3 дня, несмотря на хирургическую обработку раны, вокруг хирургического шва появился выраженный отек, синюшность, при пальпации отмечается крепитация. Врач поставил диагноз «Газовая гангрена» и направил материал в бактериологическую лабораторию. Задание: 1. Какой материал был взят для исследования, особенность взятия и транспортировки? 2. Назовите методы лабораторной диагностик газовой гангрены: основной, ускоренные, экспресс-методы. Перечислите этапы основного метода. 3. Назовите возбудителей газовой гангрены, укажите их таксономическое положение (семейство, род, виды), особенности морфологических и тинкториальных свойств. 4. Перечислите факторы патогенности C.perfringens, основного возбудителя газовой гангрены, и объясните механизм их действия. 5. Перечислите факторы, способствующие развитию газовой гангрены. 6. Объясните патогенез газовой гангрены. 7. Газовая гангрена, как правило, смешанная инфекция. Объясните, в ассоциации с какими бактериями находятся клостридии в очагах инфекции и почему? 8. Каким биопрепаратом проводится специфическое лечение? Его состав и принцип его получения. 9. Как назначить рациональную антибиотикотерапию? |
«кировская государственная медицинская академия» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине: "эпидемиология " Специальность 040600 "сестринское дело" ... | ||
Рабочая программа по дисциплине «инфекционные болезни, фтизиатрия,... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия... | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная... | ||
Пути совершенствования организации лечения больных туберкулезом 14.... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия... | Минздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное... Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования... | ||
«кировская государственная медицинская академия» РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 70 часов (по 2 часа в неделю).; на основе федерального... | Кировская государственая медицинская академия Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
И социальному развитию государственное образовательное учреждение... ... | Гбоу впо «смоленская государственная медицинская академия» минздравсоцразвития... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | ||
Федеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта | Экономика Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию | ||
«Фармакотерапия беременных» Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения | Читинская государственная медицинская академия Отчет о результатах самообследования Читинской государственной медицинской академии | ||
Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития | Высшего профессионального образования омская государственная медицинская академия Организаторы: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ |