Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на





Скачать 114.6 Kb.
НазваниеВопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на
Дата публикации14.03.2015
Размер114.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология»

для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на осенний семестр 2012-2013 уч. года.
Занятие №1 «Вводное занятие: строение светового микроскопа, техника приготовления и микроскопирования препаратов»

На первом, водном занятии, проводится входной контроль знаний, целью которого является выявление уровня довузовской подготовки студентов по биологии. Результаты контроля будут использованы для индивидуального подхода к обучению студентов в группе.

Занятие №2 «Клетка – элементарная живая система. Типы клеточной организации»

1. Живые системы, их основные характеристики и свойства.

2. Уровни организации живых систем.

3. Клетка как элементарная живая система. Про- и эукариотические клетки, их происхождение и отличие.

Занятие №3 «Клетка – элементарная живая система: структурная организация клетки»

1. Основные положения клеточной теории.

2. Происхождение эукариотической клетки.

3. Основные компоненты эукариотической клетки (ядро, цитоплазма, оболочка), их строение и функции.

4. Строение и функции элементарной клеточной мембраны (мозаичная модель).

Занятие №4 «Основные органоиды эукариотической клетки»

1. Цитоплазма эукариотической клетки, её основные компоненты.

2. Мембранные органоиды, их функции.

3. Немембранные органоиды, их функции.

Занятие №5 «Клеточные включения. Ядро»

1. Клеточные включения, их определение, виды, значение.

2. Ядро – управляющий центр клетки. Структурные компоненты ядра, их строение, функции.

3. Временная организация клеточного ядра.

4. Тест: «Структурная организация клетки»

Занятие №6 «Химическая организация эукариотической клетки»

1. Химический состав клетки: органические и неорганические вещества, их функции.

2. Белки, их строение, синтез в клетке и функции.

3. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), их строение, синтез в клетке и функции.

4. Липиды и углеводы, их функции в клетке.

Занятие №7 «Клетка – открытая живая система. Поток вещества в клетке»

1. Клетка как открытая система. Понятие о внутриклеточном метаболизме. Аутотрофные и гетеротрофные организмы.

2. Анаболизм, его сущность. Анаболическая система клетки.

3. Мембранный транспорт, его виды и значение.
Занятие №8 «Клетка – открытая живая система. Поток энергии в клетке»

1. Определение и сущность катаболизма.

2. АТФ – универсальный источник энергии в живых системах, её строение и превращение в клетке.

3. Этапы энергетического обмена в животных клетках, их характеристика.

1) Подготовительный этап, его энергетическое значение.

2) Гликолиз, его энергетическое значение.

3) Клеточное дыхание (анаэробное и аэробное), его энергетическое значение.

Занятие № 9 «Клетка как открытая система. Поток информации в клетке»

1. Тест: «Химическая организация клетки».

2. Поток информации в клетке, определение и значение.

3. ДНК – носитель информации, доказательство её генетической роли.

4. Генетический код ДНК, его свойства.

5. Реакции матричного синтеза, особенности их протекания.

Занятие №10 «Биосинтез белка в клетке. Регуляция активности генов»

1. Биосинтез белка, его связь с определёнными реакционными зонами клетки.

2. Типы РНК, их функции в биосинтезе белка.

3. Этапы биосинтеза белка.

4. Регуляция биосинтеза белка у про- и эукариот (схема Жакоба – Моно).

Занятие №11 «Организация генома у про- и эукариот»

1. Определение понятия «геном». Информативная ёмкость генома и его размер.

2. Определение и функции гена, классификация генов.

3. Молекулярная структура гена у про- и эукариот.

4. Особенности потока информации у прокариот, эукариот и ретровирусов.

5. Отличия в молекулярной организации геномов про- и эукариот. Основные направления эволюции генома.

Занятие №12 Итоговое занятие по разделу «Клетка – элементарная живая система»

Занятие №13 «Жизненный цикл и размножение клеток»

1. Основные свойства живых систем (репродукция, наследственность, изменчивость), лежащие в основе их эволюции.

2. Репродукция на клеточном уровне, её молекулярные основы.

3. Митотический цикл клетки, его периодизация. Значение интерфазы.

4. Митоз, его цитологическая характеристика, значение. Понятие о митотической активности тканей.

5. Мейоз – деление созревания половых клеток, его цитологическая характеристика, значение.

Значение №14 «Размножение организмов»

1. Размножение организмов, его основные формы, их отличие.

2. Способы бесполого размножения у различных организмов.

3. Половой процесс. Виды полового процесса и биологическая роль. Половой процесс и размножение.

4. Половые клетки, их отличие от соматических и специализация.

5. Гаметогенез. Особенности протекания ово- и сперматогенеза.

6. Гермафродитизм и раздельнополость. Половой диморфизм, его значение.

7. Аспекты полового диморфизма. Первичные и вторичные половые признаки.

Занятие №15 Итоговое занятие по теме «Размножение на клеточном и организменном уровне»

Занятие № 16 «Генетический аппарат эукариотической клетки»

1. Генетический аппарат эукариотических клеток:

- требования к материальному субстрату наследственности;

- геном и плазмон, их структура;

- закономерности наследования через цитоплазму.

2. Хромосомы – основной субстрат наследственности клетки:

- доказательства участия хромосом в хранении и передаче информации;

- химический состав хромосом;

- организация ДНП в хромосомах;

- понятие о компактизации хромосом; уровни компактизации, их характеристика;

- изменение хромосом в клеточном цикле. Значение компактизации, компактизация и генетическая активность хромосом;

- линейная неоднородность хромосом по степени компактизации. Эухроматин и гетерохроматин.

Занятие № 17 «Кариотип и кариологический анализ»

1. Кариотип, его видовая специфичность. Правила хромосом. Идиограмма.

2. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола у животных и человека.

3. Кариотип человека, его характеристика. Денверская и Парижская классификации хромосом человека.

4. Кариологический анализ.

5. Половой хроматин, его происхождение, использование этого теста в медицине.

Занятие №18 «Основные понятия формальной генетики. Закономерности наследования признаков»

1. Уровни организации и функционирования генетического материала.

2. Генотип и фенотип, их формирование в онтогенезе.

3. Фенотипические признаки, их классификация.

4. Ген, его молекулярная структура и функции. Свойства гена в отношении признаков.

5. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем, их цитологические основы.

Занятие №19 «Типы и закономерности наследования моногенных признаков»

1. Понятие о моногенных признаках.

2. Формы взаимодеиствия аллельных гены, их влияние на формирование фенотипа.

3. Множественные аллели, их происхождение и взаимодействие. Наследование групп крови системы АВО (Н) у человека.

4. Аутосомные и сцепленные с полом признаки, особенности их наследования.

Занятие №20 «Закономерности наследования полигенных признаков. Формы взаимодействия неаллельных генов»

1. Понятие о полигенных признаках. Закономерности их наследования.

2. Формы взаимодействия неаллельных генов, отвечающих за один признак:

- комплементарность;

- эпистаз

А) доминантный эпистаз;

Б) рецессивный эпистаз;

- полимерия.

Занятие №21 «Сцепление генов. Кроссинговер»

1. Независимое наследование признаков, его цитологические основы и условия.

2. Сцепленное наследование признаков, его цитологические основы.

3. Формы сцепления генов и кроссинговер.

4. Доказательства линейного расположения генов в хромосоме.

5. Хромосомная теория наследственности (Т. Моргана).

Занятие №22

Контрольное решение задач на моделирование законов формальной генетики.

Занятие №23 «Изменчивость, её формы и факторы»

1. Изменчивость, определение и формы.

2. Модификации, определение, генетический механизм, формы и значение.

3. Наследственная изменчивость, её формы:

А) комбинативная изменчивость, её цитологические основы и значение;

Б) мутации, определение, значение и классификация.

Занятие № 24 «Мутации и наследственные болезни»

1. Мутации и наследственные болезни:

А) генные мутации и молекулярные болезни;

Б) геномные мутации и хромосомные болезни.

Занятие №25 Итоговое занятие по разделу: «Законы формальной генетики»

Занятие №26 «Этапы онтогенеза. Эмбриональное развитие»

1.Онтогенез, периодизация онтогенеза, типы онтогенеза.

2.Проэмбриональный период онтогенеза, краткая характеристика и значение. Строение половых клеток, понятие об ооплазмиатической сегрегации, Презумптивных зачатках.

3. Эмбриональный период онтогенеза:

- оплодотворение, характеристика этапов; факторы, способствующие сближению гамет; акросомальная и кортикальная реакция- характеристика этапа дробления; типы дробления, зависимость типа дробления от типа яйцеклетки; типы бластул.

Занятие №27 «Этапы эмбрионального развития»

1. Эмбриональный период онтогенеза:

- характеристика этапа гаструляции; типы гаструляции; способы образования мезодермы; гомология зародышевых листков;

- обособление основных зачатков органов и тканей; нейруляция; дифференцировка мезодермы; гисто- и органогенез;

- провизорные органы позвоночных (амнион, хорион, желточный мешок, аллантоис), их значение.

Консультация по индивидуальным заданиям.

Занятие №28 «Механизмы эмбрионального развития» (индивидуальные задания- рефераты)

1. Основные клеточные процессы эмбрионального развития: деление, миграция, сортировка, дифференцировка, гибель клеток.

2. Детерминация, опыты Д. Гордона на африканской лягушке Xenopus laevis. Тотипотентность. Дифференцировка, генетические механизмы дифференцировки. Понятие о презумптивных зачатках.

3. Эмбриональная индукция: суть понятия, история открытия (опыты Г. Шпемена на зародышах амфибий), природа эмбриональной индукции.

4.Эмбриональная регуляция.

5. Генетическая регуляция органогенеза: понятие о гомеозисных генах. Понятие о морфогенетических полях (Р. Хариссон).

Занятие №29 «Эмбриональное развитие ланцетника»

1. Особенности строения яйцеклетки и зиготы ланцетника.

2. Особенности дробления и строение бластулы ланцетника.

3. Гаструляция и строение гаструлы ланцетника.

4. Нейруляция, гисто- и органогенез ланцетника.

Консультация по индивидуальным заданиям

Занятие№30 «Начальные этапы эмбрионального развития млекопитающих»

1. Периодизация внутриутробного развития человека.

2. Особенности строения и развития яйцеклетки и сперматозоида млекопитающих.

3. Особенности дробления зиготы млекопитающих, строение бластулы.

4. Особенности гаструляции млекопитающих.

Занятие №31«Эмбриональное развитие млекопитающих»

1. Провизорные органы млекопитающих, особенности формирования, значение для развивающегося организма.

2. Плацента, строение и функции. Типы плацент млекопитающих по внешней форме и по глубине проникновения в слизистую оболочку матки.

3. Влияние внешней среды на эмбриональное развитие организма. Критические периоды эмбрионального развития (П.Г. Светлов). Тератогенные факторы. Врождённые пороки развития, их классификация (индивидуальное задание).

Занятие №32 «Постэмбриональное развитие организма»

1. Классификация типов онтогенеза. Метаморфоз.

2.Периодизация постнатального онтогенеза человека. Критические периоды развития.

3. Рост и развитие. Типы роста, механизмы роста, регуляция роста.

Консультация по индивидуальным заданиям.

Занятие №33 «Постэмбриональное развитие. Поддержание целостности организма» (индивидуальные задания – рефераты):

1. Гомеостаз: определение, значение, уровни регуляции и поддержания гомеостаза;

2. Регенерация: виды, механизмы, значение регенерации. Регуляция регенерации.

3. Трансплантация. Ауто-, алло- и ксенотрансплантация. Проблема тканевой несовместимости.

Занятие №34 «Постнатальный онтогенез» (индивидуальные задания)

1. Старость как этап онтогенеза. Проявление старения на молекулярном, клеточном и организменном уровне. Понятие о биологическом и хронологическом возрасте.

2. Гипотезы, объясняющие механизм старения.

3. Видовая продолжительность жизни. Гипотезы долгожительства. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

4.Смерть как этап онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть. Оживление организма.

Занятие №35 Итоговое занятие по теме «Онтогенез»

ККУ по теме «Онтогенез».

Занятие №36 «Эволюционная биология. Подцарство Простейшие. Тип Саркомастигофоры. Класс Жгутиконосцы»

1. Основные понятия систематики (систематические категории и бинарная номенклатура).

2. Систематика царства Животные, отличительные признаки этого царства.

3. Особенности структурной и функциональной организации представителей подцарства Простейшие, систематика простейших.

4. Характеристика и классификация типа Саркомастигофоры.

5. Характеристика важнейших представителей (свободноживущих и паразитических) классов Растительные и Животные жгутиконосцы (эвглена, вольвокс, лямблии, трихомонады, трипаносомы, лейшмании).

Занятие №37 «Подцарство Простейшие. Тип Саркомастигофоры. Класс Корненожки. Тип Инфузории. Класс Ресничные инфузории»

1.Характеристика и систематика подтипа саркодовые. Характеристика важнейших свободноживущих и паразитических представителей подтипа (кишечная амёба, дизентерийная амёба, амёба протей и др.).

2.Характеристика и классификация типа Инфузории.

3. Морфофункциональные особенности и важнейшие представители Ресничных инфузорий (инфузория туфелька, балантидий).

Занятие №38 «Подцарство простейшие. Тип Апикомплексы. Класс Споровики»

1.Характеристика и систематика типа Апикомплексы.

2. Особенности морфофункциональной организации представителей класса Споровики. Важнейшие представители отряда Кокцидии, имеющие медицинское значение.

3. Малярийный плазмодий, жизненный цикл, виды, вызывающие малярию у человека.

4. Токсоплазма, жизненный цикл, пути заражения человека токсоплазмозом.

Занятие №39 «Подцарство Многоклеточные. Тип Губки»

1. Подцарство Многоклеточные: характеристика, систематика. Гипотезы, объясняющие происхождение многоклеточности.

2. Тип губки: морфофункциональная характеристика представителей типа, филогения, экологическая радиация.

Занятие №40 «Тип Кишечнополостные»

1. Морфофункцональная характеристика и систематика Типа Кишечнополостные.

2.Сравнительная характеристика классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

3. Филогения и экологическая радиация кишечнополостных.

Занятие №41 Итоговое занятие по разделам «Простейшие» и «Низшие многоклеточные»

Занятие №42 Итоговое занятие

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на icon1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения...
Методические указания к практическим занятиям для студентов факультета фармации и медицинской биологии
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconМетодические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки...
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconУчебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско практическим занятиям по дисциплине «Гериатрия»....
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconКонспект Компьютерный вирус
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconТема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока
Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconРуководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной...
Руководство по подготовке к практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе по фармакологии для студентов III iv курсов...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconКонтрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconРабочая программа по психиатрии, наркологии, медицинской психологии...
Временного обнаружения, направления больного к специалисту, оказания неотложной психиатрической и нарко­логической помощи, а также...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconРабочая программа ординарного курса «биология с основами экологии»...
«биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре...
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconКонтрольные вопросы для самоподготовки к практическим и лабораторным...
Белок как молекулярная основа живой материи. Роль белков в процессах жизнедеятельности
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconМатериалы для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «медицина катастроф»
Для подготовки к занятиям студентов необходимо рекомендовать учебник Сахно или его электронную версию
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на icon«Заработная плата учителя: вопросы и ответы»
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса факультета фармации и медицинской биологии (медико-биологическое отделение) на iconМетодические материалы к курсу «Введение в литературоведение» для...
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск