РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ, МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ 5 КУРСА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 1. Цели и задачи дисциплины
Целью изучения психиатрии и наркологии в медицинском вузе является освоение умений первичной диагностики психических расстройств и расстройств поведения для их своевременного обнаружения, направления больного к специалисту, оказания неотложной психиатрической и наркологической помощи, а также фармакологической и психотерапевтической коррекции мягких психических нарушений в условиях оказания медико-профилактической помощи населению и общей медицинской практики.
МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕЛИ:
Антропологически-познавательная составляющая, интерес к своей собственной психической деятельности: изучение психической деятельности человека как в норме, так и в патологии. Возможность применения полученных знаний к своим собственным психическим процессам и состояниям и состояниям своих близких с целью их изучения, коррекции и профилактики психических болезней;
Профессиональная составляющая: психиатрия является составным элементом клинической медицины, поэтому квалифицированный врач должен уметь ориентироваться в главных диагностических и тактических вопросах данной дисциплины и несет профессиональную ответственность за своевременную постановку диагноза больному и оказание ему первой помощи при психическом расстройстве, своевременный перевод и передачу таких пациентов врачам-специалистам. Диагностика и лечение неврозов, психосоматических расстройств, расстройств адаптации и расстройств личности, алкоголизма и наркомании относится к профессиональной деятельности врачей-психиатров и психотерапевтов, о чем будущие врачи также должны иметь представление и сформировать понимание того, что данные расстройства требуют своевременного вмешательства врача-специалиста.
Юридическая составляющая: положение психически больных в мире и РФ декларировано в ряде нормативных актов и правовых документов международного (ВОЗ, Декларация о правах человека - ЮНЕСКО) и российского уровней (Конституция РФ, «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», 1993, гражданский кодекс РФ и уголовный кодекс РФ), приказами Министерства здравоохранения РФ (приказ МЗ РФ № 245, 1993, приказ о психиатрической и психотерапевтической помощи РФ, 1995). В связи с этим на будущих врачей возложена юридическая ответственность в рамках оказания своевременной медицинской помощи при психозах, которая, в свою очередь, ведет к предотвращению и профилактике неблагоприятных медико-социальных последствий психозов – социальной опасности душевно больных, суицидального поведения, роста смертности вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи душевно больным. Принципы оказания психиатрической помощи, описанные в «Законе о психиатрической помощи …», также относятся к юридической компетентности будущих врачей. Это принцип добровольности оказания психиатрической помощи, показания для недобровольного освидетельствования у врача-психиатра, показания для недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, а также сохранение врачебной тайны о факте обращения психически больного к психиатру или врачу другой специальности. Одновременно с этим, будущие врачи получают юридическую компетентность, в рамках которой они обязаны понимать степень юридической ответственности врача за несвоевременное оказание медицинской помощи психически больному человеку. К юридической компетентности относится и тот факт, что права душевно больных также декларированы в выше названных нормативных актах, и за пределами психиатрической клиники при сохраненной дееспособности психически больные имеют одинаковые со всеми другими людьми права.
Культурная составляющая, этико-деонтологическая составляющая – изучение науки, объясняющей закономерности формирования психических процессов в норме и патологии, ведет к росту собственной культуры врача в различных ее аспектах – росту общей, образовательной, духовно-нравственной культуры будущих врачей.
Уровни усвоения материала: 1-ый уровень – узнавание (по тестам);
2-ой уровень: самостоятельное воспроизведение материала; 3-ий уровень: осознанное овладение информацией и переход к умениям по основам данной специальности. Коэффициент усвоения: 0.9 К = (правильно выполненные операции/все совершенные операции)
В процессе преподавания педагог решает несколько основных задач:
- обучить студентов основам профессиональной деятельности врача-психиатра: диагностики, фармакотерапии, психотерапии, личностной коррекции и реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения;
- познакомить обучающихся с современными возможностями лечения и коррекции психических расстройств и расстройств поведения;
- привить обучающимся навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По завершении обучения студент должен знать:
- принципы построения международной и отечественной классификации психических расстройств;
- юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар;
- принципы организации психиатрической службы в Российской Федерации;
- основные лекарственные средства, используемые в психиатрии, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты;
- методы исследования, применяемые в психиатрии, их диагностические возможности, показания к проведению;
- основные симптомы и синдромы психических расстройств, их диагностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной тактики;
- данные о распространенности, проявлениях, течении, терапии, прогнозе наиболее распространенных психических заболеваний, об их влиянии на адаптацию пациентов и возможности их трудовой и социальной реабилитации;
- основные типы патологии характера и то влияние, которое они могут оказывать на течение психических и соматических заболеваний, на выбор методов психотерапии;
- лекарственные средства, медицинские манипуляции, экологические и социальные факторы, повышающие риск возникновения психических расстройств, принципы профилактики психических заболеваний;
По завершении курса обучения студент должен уметь:
- своевременно выявлять наиболее острые психические расстройства, которые могут представлять непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;
- сформулировать предварительное заключение о психическом состоянии больного и грамотно составить направление в психиатрическое или наркологическое учреждение;
- оказать помощь в ургентной ситуации и по возможности купировать наиболее опасные и неотложные психические расстройства (психомоторное возбуждение, агрессивное и суицидальное поведение, отказ от еды, эпилептический статус, тяжелопротекающий делирий, отравление психоактивными веществами);
- организовать надзор, удержание и транспортировку возбужденного и социально опасного больного;
- собрать субъективный и объективный анамнез и провести их предварительный анализ;
- распознавать психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами для своевременного направления пациента" к врачу-психиатру;
- грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больными различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов;
- использовать элементы психотерапии в комплексном лечении самых различных заболеваний (включая соматические);
- Описание психического, наркологического, сексологического статусов больного на основе клинического и параклинического обследования лиц с психическими расстройствами;
- Курация психически больного, описание истории болезни больных с психическим расстройством;
- Ведение протоколов клинического разбора психически больного, экспериментально-психологического обследования психически больного и самообследование;
- Заполнение карт обследования больных с психическими расстройствами при научном исследовании на основе историй болезни, параклинических данных;
- Работа с наглядным материалом экспериментально-психологических тестов, диагностических методик по исследованию психических функций, особенностей личности, психофизиологических показателей.
Таблица 1
Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых
необходимо студентам при изучении данных дисциплин:
№п\п
| Обеспечивающие дисциплины (истоки)
| Наименование разделов (тем)
| Курс, семестр изучения дисциплины
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. 15.
16.
17.
18. 19. 20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. 30.
31.
32.
| История медицины, история развития психиатрии.
Медбиоэтика.
Эпидемиология.
Медицинская биология. Медицинская генетика. Основы генетики психических заболеваний.
Гистология и эмбриология.
Нормальная физиология, психофизиология.
Биохимия.
Иммунология.
Нормальная анатомия.
Патологическая анатомия.
Патологическая физиология.
Общая психология и педагогика.
Клиническая психология. Неврология.
Инфекционные болезни с курсом эпидемиологии.
Дерматовенерология.
Токсикология. Фармакология. Клиническая фармакология. Профессиональные болезни.
Анестезиология и реаниматология. Внутренние болезни.
Хирургические болезни.
Фармакология.
Клиническая фармакология.
Судебная медицина.
Правоведение.
Валеология, реабилитология и реабилитация больных в клинике внутренних, хирургических, гинекологических болезней. Ортопедическая стоматология
Оториноларингология.
Социальная медицина и организация здравоохранения.
| Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии.
Отношение к психическим больным в различные исторические эпохи. Основные положения Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Деонтология в психиатрии. Партнерские взаимоотношения врача и больного, отношение к врачебной тайне и проблема стигматизации. Обеспечение гуманного отношения к больным, в том числе в условиях недобровольной госпитализации.
Эпидемиология психических расстройств в Челябинской области, в России и в мире. Профессиональные группы риска возникновения психических заболеваний.
Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Этиология психических заболеваний, понятие причины и провоцирующего (триггерного) фактора, дизонтогенез, дизэмбриогенез и предболезненные состояния. Этапы пренатального и постнатального нервно-психического развития ребенка. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Роль наследственных факторов в возникновении психических расстройств. Критические возрастные периоды (пубертатный, климактерический периоды).
Нормальное развитие центральной нервной системы. Влияние наркотических соединений на морфофункциональные особенности внутренних органов и нервной системы человека. Воздействие наркотических соединений на эмбриогенез.
Физиологические основы психической деятельности человека. Нейрофизиологические вопросы высшей нервной деятельности Основные медиаторы ЦНС и их роль в формировании поведения и расстройств психики. Наркотические и психоактивные средства как нейромодуляторы.
Механизмы формирования психической наркозависимости.
Механизмы формирования психической и физической наркозависимости. Роль энграмм долговременной памяти. Понятие психофизиологической конституции. Понятия стресса, дистресса, межличностного и внутриличностного конфликтов. Беременность и роды как фактор риска психической патологии.
Биохимия центральной нервной системы. Биохимическая структура основных нейромедиаторов ЦНС. Биохимические гипотезы ряда психозов. Метаболизм и обезвреживание токсических веществ в организме человека. Скорость проникновения наркотиков, алкоголя, никотина в системный кровоток при различных путях их введения в организм. Связывание и транспорт токсических веществ белками (прежде всего, альбумином) плазмы крови. Ксенобиотики, попадающие в организм при вдыхании, через кожу и с пищей. Клеточные, органные и организменные уровни детоксикации ксенобиотиков. Микросомальное окисление с участием моноаминооксидаз, антиоксидантные системы клеток и плазмы крови. Антитоксическая функция печени, ЖКТ, легких, почек, кожи. Выведение токсических веществ с мочой, калом, потом, кожным салом, выдыхаемым воздухом. Данные биохимических, иммунологических, генетических, пато-морфологических, патопсихологических исследований при психических расстройствах.
Иммунологические компоненты патогенеза психических болезней. Взаимосвязь иммунной системы с психической деятельностью человека. Иммунодепрессивные эффекты лекарственных и психоактивных веществ. Иммунодефицитные приобретенные состояния. Роль парентерального приема наркотиков в развитии приобретенных иммунодефицитов.
Нормальная анатомия головного мозга. Анатомические основы психической деятельности человека.
Патологическая анатомия при различных психических заболеваниях. Влияние алкоголя на организм. Стадии алкогольной болезни, патанатомия, морфологические проявления по стадиям процесса, осложнения, исходы.
Основные группы наркотических веществ, патанатомия хр. наркотической интоксикации, осложнения, исходы.
Влияние алкоголя на печень, стадии развития стеатоза печени. Морфология алкогольного гепатита, цирроза печени, их осложнения и исходы.
Патологическая физиология при различных психических заболеваниях. Патогенное влияние алкоголя на процессы внутреннего дыхания. Роль курения в развитии опухолевого процесса. Патогенное влияние курения и злоупотребление алкоголем. Роль алкоголя в развитии хронического гепатита и портальной гипертензии.
Патогенез, дисфункции ферментов при употреблении психоактивных веществ.
Изменение центральных механизмов регуляции при различных видах зависимостей от психоактивных веществ.
Воздействие курения на формирование атеросклероза. Патогенное влияние алкоголя на процессы внутреннего дыхания.
Роль курения в развитии опухолевого процесса.
Патогенное влияние курения и злоупотребление алкоголем. Роль алкоголя в развитии хронического гепатита и портальной гипертензии. Патогенез, дисфункции ферментов при употреблении психоактивных веществ.
Изменение центральных механизмов регуляции при различных видах зависимостей от психоактивных веществ.
Воздействие курения на формирование атеросклероза.
Психологические основы психической деятельности человека. Педагогические основы деятельности врача.
Психология восприятия. Психология мышления. Психология памяти, интеллекта и внимания. Психология эмоций и воли. Психология сознания. Понятие гармоничной и акцентуированной личности, типы воспитания детей в семье.
Неврологические проявления органических заболеваний ЦНС (черепно-мозговых травм, сосудистых заболеваний головного мозга, эпилепсии, атрофических заболеваний коры головного мозга, опухолей головного мозга). Экзогенные, экзогенноорганические и соматогенные заболевания. Астения, расстройства сознания, памяти, интеллекта, пароксизмы как типичные проявления экзогенных заболеваний.
Сосудистые расстройства. Клиническая картина, общая характеристика, распространенность, нозологические формы: атеросклероз, гипертоническая болезнь, гипотония и пр. Общемозговые и локальные (очаговые) симптомы при опухолях головного мозга. Эпилептиформный синдром и признаки внутричерепной гипертензии как частые инициальные проявления опухолей. Симптомы, важные для топической диагностики опухолей головного мозга, значение методов специального обследования, дифференциальная диагностика, врачебная тактика. Вопросы диагностики коматозных состояний, в том числе, вследствие отравления наркотическими препаратами. Вопросы диагностики коматозных состояний, выявления очаговой симптоматики.
Клиническая картина эфедронового паркинсонизма.
Дифференциальная диагностика алкогольной полинейропатии. Дифференциальная диагностика алкогольной полинейропатии.
Течение ЧМТ при наличии сопутствующего алкоголизма и интоксикации. Сосудистые заболевания нервной системы, геморрагический инсульт. Дифференциальный диагноз инсульта с другими коматозными состояниями.
Болезнь и синдром Паркинсонизма.
Полинейропатии. Эпидемиология гемоконтактных инфекций. Особенности эпидемиологического процесса, распространенность вирусных гепатитов с парентеральным механизмом передачи среди потребителей внутривенных наркотических и психоактивных средств. Эпидемиология ВИЧ-инфекции. СПИД. Группы высокого риска заражения. Интерференция естественных и искусственных путей передачи. Острый токсический гепатит вследствие отравления алкоголем и его суррогатами. Актуальность проблемы в РФ. Эпидемиология распространения в Челябинской области, России и мире. Прионные заболевания (болезнь Крейтцфельда—Якоба).
Сифилис. Первичные, вторичные, третичные формы сифилиса. Сифилис мозга и прогрессивный паралич. Общая патология, клиника и течение заразных форм сифилиса. Инфекции нового поколения, передающиеся половым путем (БНПППП). ВИЧ, СПИД. Этиология, патогенез, клиника, профилактика. Группы риска. Распространенность. Важнейшие симптомы перечисленных болезней. Сходство и различия симптоматики. Влияние алкоголизма, наркомании на БНПППП. Влияние алкоголизма, наркомании на возникновение и течение СПИДа. Серологическая диагностика, показатели ликвора. Лечение, профилактика, прогноз.
Психические расстройства при интоксикациях, общие проявления. Медицинские препараты, вызывающие психические расстройства: М-холинолитики, стероидные гормоны, противотуберкулезные препараты, гипотензивные средства и др. Важнейшие промышленные яды (органические растворители, фосфорорганические соединения, тяжелые металлы и мышьяк, окись углерода), клинические проявления острой и хронической интоксикации, раннее распознавание. Лечение и профилактика. Психические нарушения при поражении ионизирующими излучениями. Психические симптомы острой лучевой болезни: состояние возбуждения с переходом в угнетение психической деятельности. Ранние проявления хронического воздействия ионизирующих излучений (астения, адинамия, нарушения памяти, навязчивые страхи, депрессия), их лечение, профилактика.
Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.
Терапия неотложных состояний.
Ургентные состояния в психиатрии (сомноленция, сопор, кома, делирий, аменция, эпилептический статус).
Особенности течения соматических заболеваний у психически больных. Влияние наркомании, табакокурения и алкоголизма на возникновение заболеваний внутренних органов.
Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц, страдающих наркоманиями, табакокурением и алкоголизмом. Особенности лечебной тактики врачей при оказании медицинской помощи лицам, страдающим наркоманиями, алкоголизмом, психическими болезнями. Влияние наркомании, алкоголизма на исходы внутренних болезней. Влияние наркотиков, алкоголя, табака на возникновение и течение болезней сердечно-сосудистой системы. Алкогольные кардиомиопатии, септический эндокардит, миокардит.
Влияние алкоголя, наркотиков, табака на возникновение и течение болезней сердечно-сосудистой системы. Хронические гепатиты. Циррозы печени. Инфекционный эндокардит. Хроническая обструктивная болезнь легких. Пневмонии. Хронические нефропатии.ИБС.
Эндокринные заболевания. Предменструальный и климактерический синдромы. Травмы паренхиматозных органов; панкреатиты, панкреанекрозы, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Увеличение частоты травм живота у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; увеличение частоты острого панкреатита, панкреанекроза, обострений язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у лиц, страдающих алкоголизмом.
Увеличение частоты заболеваний молочной железы у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.
Классификация лекарственных средств, используемых в психиатрии. Нейролептики Нейролептики как средства купирования психомоторного возбуждения. Антидепрессанты (трициклические, ингибиторы МАО, ингибиторы обратного захвата серотонина и др.). Транквилизаторы (анксиолитики) бензодиазепиновой группы и др. Психостимуляторы. Ноотропы. Нормотимические средства (соли лития и др.). Противосудорожные средства, их использование в неврологии и психиатрии. Способ выбора конкретного лечебного препарата, показания, противопоказания, осложнения при применении каждой из групп психофармакологических средств. Соматотропные эффекты различных препаратов, используемых для лечения психических расстройств. Использование нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов и антиконвульсантов в качестве основных и дополнительных средств при лечении соматических заболеваний. Лекарственные средства, вызывающие зависимость. Границы терапевтической эффективности при психофармакотерапии. Взаимодействие психотропных препаратов друг с другом и с соматотропными препаратами.
Клинико-морфологические проявления при отравлении некоторыми наркотическими, сильнодействующими веществами, этиловым спиртом и суррогатами алкоголя.
Определение по показателям судебно-химического исследования крови и мочи степени алкогольного отравления, количества выпитого этилового спирта (абсолютного), давности употребления алкоголя.
Ответственность медицинских работников при профессиональных и должностных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.
Ответственность медицинских работников при профессиональных и должностных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.
Понятие здоровья и нормы в медицине, психологии, психиатрии, социальных науках. Первичная, вторичная, третичная профилактика болезней. Гигиена внутренних, хирургических и психических болезней. Влияние наркотических средств на развитие твердых тканей зубов. Особенности лечения наркозависимых пациентов. Особенности лечения зубов и протезирования лиц с хроническими психическими расстройствами.
Влияние факторов внешней среды (алкоголь, наркотики, табак) на возникновение зубочелюстных аномалий. Влияние наркотических веществ на развитие врожденной патологии лицевой области. Развитие хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта у наркозависимых пациентов. Влияние факторов внешней среды (алкоголь, наркотики, табак) на возникновение зубочелюстных аномалий. Токсическое воздействие стоматологических материалов и их компонентов на организм в целом.
Заболевания уха, горла, носа у лиц, страдающих наркоманиями, алкоголизмом, табакокурением: острые и хронические, отогенные внутричерепные осложнения.
Нейросенсорная тугоухость, сопряжение частоты врождённой тугоухости с воздействием токсикоманических факторов (наркотики, алкоголь, табак), увеличение количества аномалий развития органа слуха, которые развиваются вследствие воздействия этих факторов во внутриутробной жизни человека. Приобретенные изменения ЛОР-органов при острой и хронической интоксикации наркотическими, алкогольными и лекарственными веществами. Ринофима у лиц, страдающих алкоголизмом, вазомоторные риниты у ингаляционных и внутривенных потребителей наркотических средств, деформации носа при злоупотреблении ингаляционными наркотиками.
Организация психиатрической и наркологической помощи в РФ.
| 1 курс, 1 семестр
2 курс, 3-4 семестр
3 курс, 5-6 семестр, 5 курс, 9-10 семестр 1 курс, 1-2 семестр
1-2 курс, 2-3 семестр
2 курс, 3-4 семестр
2 курс, 3-4 семестр
2 курс, 3-4 семестр
1-2 курс, 1,2,3 семестр 3 курс, 5-6 семестр
3 курс, 5-6 семестр
2 курс, 3-4 семестр 5 курс, 9 семестр
4 курс, 7-8 семестр
5-6 курс, 9-10, 11-12 семестры
4 курс, 7-8 семестр
5 курс, 9-10 семестр
3 курс, 5-6 семестр
4 курс, 7-8 семестр
4 курс, 7-8 семестр
5 курс, 9-10 семестр 4 курс, 7-8 семестр,
5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр
4 курс, 8-9 семестр, 5 курс, 9-10 семестр
3 курс, 5-6 семестр, 4 курс, 7-8 семестр
5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр 5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр
2 курс, 3-4 семестр
3 курс, 5-6 семестр
4 курс, 7-8 семестр
5 курс, 9-10 семестр
5 курс, 9-10 семестр
5 курс, 9-10 семестр
|
Таблица 2
|