Скачать 208.76 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа - интернат» Верхнекетского района Томской области
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии 9 класс « Цитологические основы и реализация наследственной информации» Составитель: учитель биологии Братына Т.Л. 2012 Пояснительная записка Предлагаемый курс «Цитологические основы и реализация наследственной информации» рассчитан на 34 часа. Он согласуется с темами «Структурная организация живых организмов», «Наследственность и изменчивость организмов», изучаемых в 9-ом классе, позволяет наиболее широко рассмотреть вопросы цитологии и генетики. Актуальность введения данного курса связана с проблемами учащихся, возникающими при изучении цитологии и генетики, пониманием законов наследования, проблем наследственных заболеваний, этических аспектов клонирования. Причины введения программы. Введение курса обусловлено высокими требованиями к качеству подготовки учащихся по биологии. Развитием интереса к биологии как науке, через понимание законов природы. Особенности программного материала Особенность изучаемого курса состоит в кратком повторении и углублении тех теоретических знаний по биологии, которые позволят учащимся проводить практические работы и решать, поставленные перед ними биологическими задачами, позволят выработать навыки самостоятельной работы с информационными источниками. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план МОУ «Клюквинская СОШ». Адресат. Программа адресована учащимся девятого класса и является начальным этапом для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Формирование предметной компетентности. Биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Моя задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход, который заденет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни. Формирование информационной компетенции.Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников.Моя задача – научить работать с информационными источниками, научить анализировать и систематизировать информацию, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать Формирование коммуникативной компетентности и толерантности. Помочь учащимся научиться слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Вместе искать ответы на неожиданные вопросы, думать, спорить, сопереживать. Формирование общекультурной компетентности. Биология предмет, который обязан развивать у учащихся культуру. Поэтому данный спецкурс позволит развить культуру ведения здорового образа жизни, позволит учащимся разобраться в нравственных аспектах генной и клеточной инженерии. Ценностно-смысловые компетенции. Выбор предмета для сдачи ЕГЭ - это самоопределение учащегося к дальнейшему выбору профессии. Поэтому необходимо помочь ребенку разработать индивидуальную траекторию построения своей самостоятельной работы; помочь увидеть место изучаемого предмета и его важность в списке экзаменов, необходимых для поступления в учебное заведение. В результате прохождения программы учащиеся должны: иметь представление о клеточном и тканевом уровнях организации живых организмов, законов реализации наследственной информации в клетке. Знать определение гена, структуру хромосомы, сущность законов Г.Менделя и Т. Моргана, генетическую терминологию и символику, современные представления о гене и геноме, виды изменчивости, исследования, ведущиеся в генной инженерии. знать приемы решения биологических задач, правила их оформления; уметь готовить временные микропрепараты; работать с микроскопом; анализировать и делать соответствующие выводы при выполнении практических работ; решать элементарные задачи по генетике; составлять элементарные схемы скрещивания;(косвенно) выявлять источники мутагенов в окружающей среде; влияние мутагенов на организм человека; находить коренные отличия между фенотипической и генотипической изменчивостями; моделировать процессы наследования находить информацию о биологических объектах в специальной литературе. владеть навыками работы с источниками дополнительной информации, правильно оформлять рефераты, точно ставить задачи, которые необходимо решить при самостоятельной работе над рефератом, оформления ответов в соответствии с требованиями ЕГЭ. Целью данного курса является углубление и расширение теоретических знаний учащихся о клетке, о наследственности и изменчивости, закрепление этих знаний путем решения генетических задач, что помогает не только лучше понять главные законы наследственности, но и дает дополнительную возможность тренировки логического мышления, а это является важным элементом любого обучения; а так же создание ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора естественного профиля обучения. Задачи курса:
Структура программы. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные отделы: 1. Клетка – 7 часов; 2. Ткани – 8 часов; 3. Реализация наследственной информации – 17 час; 4. Резерв – 2 часа Формы организации учебного процесса. Урок Практическая работа. Зачет (защита рефератов) Итоговый контроль включает защиту рефератов. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю Уроки – 26 часов; Практическая работа – 4 часа; Зачет – 2 часа; Резерв – 2 часа. Учебно-тематический план
Содержание дисциплины. Тема 1. Клетка. Углубление знаний по структурной организации клеток живых организмов разных царств. Формирование навыков распознавания тонких структур клетки, пояснение их роли согласно их структуре, умение находить различия в строении растительной, животной и бактериальной клеток. Тема 2. Ткани. Знакомство с особенностями тканевой организации растений и животных, формирование навыков анализа и умения объяснять особенности тканевой организации органов растений и животных согласно, выполняемыми ими функциями. Тема 3. Реализация наследственной информации. Углубление и расширение знаний о процессах репликации, транскрипции и трансляции, законах наследования. Формирование навыков по решению задач по молекулярной биологии и генетики. Литература: 1. Бочков Н. П. Генетика человека. Наследственность и патология. - . М.: Медицина. 1978; 2. Бутомо И.В., Давиденко Е.Ф. Наследственность и здоровье человека. - Ленинград, 1985; 3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2001; 4. Журнал « Биология в школе», ст. «Гены и здоровье». М.:изд. Школа-пресс, 2001, стр.5-10; 5. Журнал « Биология в школе», ст. «Истоки и перспективы международной программы «Геном человека»». М.: изд. Школа-пресс, 2002, стр.12-18. Темы рефератов к зачету №1 Темы рефератов к зачету №2. 1. История развития клеточной теории; 1. Клонирование «за» и «против»; 2. Жгутиконосцы – растения или животные; 2. Медицина и клонирование; 3. Мир бактерий. 3. Наследственные болезни: 4. Трансгенные продукты.
|
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского... | ||
Программа элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа... ... | Рабочая программа по биологии 9 класс «Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Рабочая программа по биологии 6 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 | Рабочая программа по биологии 7 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | ||
Рабочая программа по биологии 9 б класс Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... | Программа «Фабрика здоровья» Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош... | ||
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... |