Лабораторная работа № 1 Физиология труда
Актуальность темы.
Трудовая деятельность современного человека чрезвычайно разнообразна по характеру выполняемой работы. Интенсивный труд на многих производствах сопровождается развитием утомления, и даже переутомления, что вызывает снижение работоспособности у людей и увеличивает вероятность совершения ошибок, в том числе приводящих к авариям при управлении сложными системами или транспортными средствами. Состояние хронического переутомления приводит к перенапряжению адаптационных систем организма человека и способствует преждевременному появлению многих профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Определение степени тяжести и напряженности труда для последующей разработки мероприятий, направленных на физиологически обоснованную оптимизацию труда, позволяет целенаправленно осуществлять профилактику переутомления и сохранять должную работоспособность в процессе непосредственной работы.
Цель( общая) : уметь интерпретировать причинно-следственные связи между уровнем производственной нагрузки и состоянием здоровья человека в производственных условиях
Конкретные цели:
1. Уметь интерпретировать физиологические изменения в организме человека в процессе выполнения физической, умственной и операторской работы.
2. Уметь интерпретировать динамику изменения работоспособности человека в процессе выполнения производственной нагрузки.
3. Уметь анализировать показатели, характеризующие тяжесть и напряженность трудовой деятельности.
4. Уметь выбрать приоритетные мероприятия по оптимизации различных видов трудовой деятельности.
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:
1. Труд и работа как единство биологического и социального. Физиолого-гигиенические особенности физического, умственного и нервно-эмоционального (операторского) труда человека.
2. Работоспособность человека, ее основные фазы и психофизиологические критерии оценки.
3. Физиолого-гигиеническая характеристика производственного утомления и переутомления.
4. Понятие тяжести и напряженности труда. Гигиеническая классификация производственной деятельности людей по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.
5. Обоснование и выбор мероприятий по профилактике переутомления при различных видах труда.
Ориентировочная основа деятельности
После усвоения теоретических вопросов студенты должны ознакомиться с обучающим алгоритмом (Приложение 2)
Для проверки усвоения материала студентам предлагается решить следующие задания:
I Задания обучающего типа (тест) Задание 1.
Адекватной физиологической реакцией при выполнении тяжелых погрузочных работ является:
A. Гипергликемия.
B. Гипогликемия.
C. Гиперхолестеринемия.
D. Артериальная гипотония.
E. Гипотермия.
Задание 2.
Через один час после прихода на работу рабочие строительной бригады обычно имеют фазу работоспособности:
A. Врабатывания.
B. Высокую.
C. Утомление.
D. Переутомление.
E. «Начальный порыв».
Задание 3.
Для рабочего места почтальона определяют :
Тяжесть труда.
B. Напряженность труда.
C. Интенсивность труда.
D. Категорию труда.
E. Оплату труда.
Задание 4.
Наиболее эффективным мероприятием по профилактике переутомления среди студентов - медиков является:
A. Соблюдение конституции
B. Выплата повышенных стипендий.
С. Рациональное расписание.
D. Свободный выбор преподавателей.
Е. Свободное посещение занятий.
Эталоны ответов: 1 - B; 2 - B; .
Краткие методические указания к проведению практического занятия
В начале занятия осуществляется проверка и коррекция исходного уровня. Затем каждый студент по ситуационной задаче дает оценку тяжести и напряженности труда при различных видах трудовой деятельности и выбирает комплекс мероприятий по физиологической оптимизации труда. Решение задачи проводится в соответствии с алгоритмом и инструкцией к занятию. Результаты оформляются протоколом, в котором студенты составляют заключение в форме ответов на поставленные вопросы. В конце занятия проводится тестовый контроль и подведение итогов занятия.
Технологическая карта проведения занятия
№ пп
|
Этапы
| Время
в мин.
|
Оснащение занятия,
средства обучения
| Место проведения и характер занятия
| 1.
| Проверка и коррекция исходного уровня.
| 20
| Тестовые задания
| Учебная лаборатория кафедры, семинарско-практическое
| 2.
| Самостоятельная работа:
|
| Граф логической структуры, таблицы, инструкции
| 2.1
| Решение ситуационной задачи
| 60
| Набор ситуационных задач
| 2.2
| Составление заключения с рекомендациями
| 20
| Алгоритм
| 3.
| Разбор и коррекция заключений
| 15
|
| 4.
| Итоговый тестовый контроль и подведение итогов занятия
| 20
| Тестовые задания
| Краткие методические указания к выполнению практической работы
Каждый студент получает индивидуальное задание, в котором характеризуются факторы трудового процесса на конкретных рабочих местах. На основании шагов алгоритма студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями и задачами занятия по гигиенической оценке факторов трудового процесса, учатся формулировать рекомендации по проведению предварительных медицинских осмотров и мероприятий, направленных на оздоровление условий труда.
Согласно 1 шага алгоритма студенты, по условию ситуационной задачи, анализируют технологию, характеризуют трудовой процесс.
Категория тяжести труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, и др.), что обеспечивают его деятельность.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой груза, который поднимается и перемещается, общим числом стереотипных движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещением в пространстве.
Категория напряженности труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работников.
К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
2 шаг алгоритма предусматривает оценку всех показателей, характеризующих тяжесть или напряженность труда, сравнивая количественные параметры с выбранным гигиеническим нормативом из «Гигиенической классификации труда…», 2001г. (приложения 3, 4, 5), определение класса, степени вредности и опасности.
Результатом оценки является вывод, по которому труд работников по показателям тяжести или напряженности относят к: 1классу, 2 классу, или 3 классу 1, 2, 3 степени. Например, «работа грузчиков по показателям тяжести труда относится к 3 классу 2 степени вредности».
1 класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для поддержания высокого уровня работоспособности.
2 класс – допустимые условия труда, при которых уровни факторов не превышают гигиенических нормативов, а возникающие функциональные изменения в организме восстанавливаются за время регламентированного отдыха.
3 класс – вредные условия труда, характеризуются такими уровнями факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны неблагоприятно влиять на организм работающих.
В том случае, если по разным критериям устанавливается разная степень вредности, окончательная оценка устанавливается по критерию, который имеет наиболее высокую степень вредности и опасности.
3 шаг алгоритма предполагает определение основных органов и систем у рабочих, патология которых может быть медицинским противопоказанием для приема их на работу в конкретные условия, изложенные в задаче. На данный вопрос студенты отвечают, анализируя условия труда, факторы трудового процесса, этиопатогенез профессиональных заболеваний и обьясняют, почему они пришли к такому выводу.
4 шаг – из перечня общепринятых профилактических мероприятий студенты выбирают те, которые должны быть внедрены для оздоровления условий труда и повышения работоспособности, профилактики переутомления, расставляя их в блоки: законодательно - организационные, технические, лечебно-профилактические, и т.п.
Приложение 1
Графологическая структура темы: Методы исследования тяжести и напряженности труда с целью его гигиенической оценки и профилактики утомления.
Приложение 2
Алгоритм определения тяжести и напряженности труда для обоснования профессионального характера заболевания и оздоровления труда
Приложение 3
Класс условий труда по показателям тяжести трудового процесса
№
п
| Показатели тяжести трудового процесса
| Класс условий труда
| Оптимальн.
| Допустимый
| Вредный (тяжелый труд)
| 1 степень
| 2 степень
| 3 степень
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах механической работы за смену, кг •м
|
|
|
|
|
| 1.1
| При региональной нагрузке(с преимуществен. участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до1 м:
-для мужчин
-для женщин
|
до 2500
до 1500
|
до 5000
до 3000
|
до 7000
до 4000
|
> 7000
> 4000
|
| 1.2
| При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног):
|
|
|
|
|
| 1.2.1
| -при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м:
-для мужчин
-для женщин
|
до12500 до 7500
|
до 25000
до 15000
|
до 35000
до 25000
|
>35000
>25000
|
| 1.2.2
| -при перемещении груза на расстояние более 5 м:
-для мужчин
-для женщин
|
до 24000
до 14000
|
до 46000
до 28000
|
до 70000
до 40000
|
>70000
>40000
|
| 2.
| Масса груза, кот. поднимается и перемещается, кг
|
|
|
|
|
| 2.1
| Подъем и перемещение (однократное) груза при чередовании с другой работой (до 2 раз за час):
-для мужчин
-для женщин
|
до 15
до 5
|
до 30
до 10
|
до 35
до 12
|
>30
>10
|
| 2.2
| Подъем и перемещение (однократное) грузов постоянно на протяжении рабочей смены:
-для мужчин
-для женщин
|
до 5
до 3
|
до 15
до7
|
до 30
до 10
|
>30
>10
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 2.3
| Суммарная масса грузов (кг), которые перемещаются на протяжение каждого часа смены:
|
|
|
|
|
| 2.3.1
| с рабочей поверхности,
-для мужчин
-для женщин
| до 250
до 100
| до 870
до 350
|
до 1500
до 700
|
>1500
>700
|
| 2.3.2
| с пола:
-для мужчин
-для женщин
|
до 100
до 50
|
до 435
до 175
|
до 600
до 350
|
>600
>350
|
| 3.
| Стереотипные рабочие движения (количество за смену)
|
|
|
|
|
| 3.1
| При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук)
|
до 20000
|
до 40000
|
до 60000
|
>60000
|
| 3.2
| При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса)
|
до 10000
|
до 20000
| до 30000
|
>30000
|
| 4.
| Статическая нагрузка
Величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложение усилий, кг•с:
|
|
|
|
|
| 4.1
| одной рукой
-для мужчин
-для женщин
|
до 18000
до 11000
|
до 36000
до 22000
|
до 70000
до 42000
|
>70000
>42000
|
| 4.2
| двумя руками
-для мужчин
-для женщин
|
до 36000
до 22000
|
до 70000
до 42000
| до 140000
до 84000
| >140000 >84000
|
| 4.3
| с участием мышц корпуса и ног:
для мужчин
-для женщин
|
до 43000
до 26000
| до 100000
до 60000
|
до 200000
до 12000
|
>200000
>120000
|
| 5.
| Рабочая поза
| Свободная удобная поза, возможность смены позы (“сидя – стоя”) по желанию работника). Нахождение в позе „стоя” до 40% времени смены.
| Периодическое пребывание в неудобной, фиксированной позе (работа с поворотом туловища, неудобным расположением конечностей) и/или фиксирован6ной позе невозможность изменения взаиморасположения разных частей тела относительно друг друга) до 25% времени смены Нахождение в позе „стоя” до 60% времени смены.
| Периодическое пребывание в неудобной и/или фиксированной позе
до 50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на корточках, на коленях) до 25% времени смены. Нахождение, в позе „стоя” от 60% до 80% времени смены.
| Пребывание в неудобной и/или фиксированной позе >50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках) >25% времени смены. Нахождение в позе „стоя” более 80% времени смены.
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 6.
| Наклоны корпуса (вынужденные, более 30º) количество за смену
|
до 50
|
51-100
|
101-300
|
>300
|
| 7.
| Перемещения в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км
|
|
|
|
|
| 7.1
| По горизонтали
| до 4
| до 8
| до 12
| >12
|
| 7.2
| По вертикали
| до 2
| до 4
| до 8
| >8
|
|
Приложение 4
|