«Здоровье и его составляющие в современных условиях»





Скачать 80.43 Kb.
Название«Здоровье и его составляющие в современных условиях»
Дата публикации24.03.2015
Размер80.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
«Здоровье и его составляющие в современных условиях»

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все аспекты её только к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Довольно часто из бесед с учителями, директорами школ, работниками органов управления народным образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом, такие высказывания справедливы: действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно – тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать больше, школьное финансирование. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, то есть, связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников.

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» – кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует.

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения. В тоже время живой организм это система неравновесная и все время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Если вдуматься в это определение, можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие- либо (врожденные или приобретённые) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Из приведенных определений (а это далеко не полный их перечень) видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во – первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во – вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено, как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей, установок и поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связанно с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

- для соматического и физического здоровья – я могу;

- для психического – я хочу;

- для нравственного – я должен.

Признаками здоровья являются:

- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

- показатели роста и развития;

- функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие или уровень какого – либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально – волевых и ценностно – мотивационных установок.

От чего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от внешнесредовых условий, то есть в конечном итоге от экологии, 10% – от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они же зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Что же понимают под образом жизни?

Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни – это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально – экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально – психологическая категория). Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в форматировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, так как носят общественный характер.

Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условий и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути именно оно должно стоять на первом месте, то есть должно стать первейшей потребностью. Особенно, это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Поэтому очень важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимании того, что здоровье – самое величайшая ценность, дарованная человеку природой.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

- образ жизни должен быть возрастным;

- образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

- образ жизни должен быть укрепляющим;

- образ жизни должен быть ритмичным;

- образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

- образ жизни должен быть эстетичным;

- образ жизни должен быть нравственным;

- образ жизни должен быть волевым;

- образ жизни должен быть самоограничительным.

Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражено в достаточной степени положительные мотивации здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей.

По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- положительные эмоции;

- закаливание;

- личная гигиена.

В тоже время сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знает, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, и большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни и боятся холодной воды. Не правильное, не рациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют мало места для положительных эмоций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что знание взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждением, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Различные исследования показывают, что и среди старшеклассников понимание здорового образа жизни сводится к хорошо известному положению: больше двигаться, беречь нервы, закаляться, не пить и не курить и т.д. Хотя важность таких рекомендаций не вызывает сомнений и они запечатлены в памяти детей, они, тем не менее, не стали для многих из них руководством к поведению. Это связано с тем, что во-первых рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывает у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера, т.е. сохранить здоровье, и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решения которых, как известно, требуют о человека значительных волевых усилий. И именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении держания и укрепления своего здоровья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconТематический план изучения курса учебной дисциплины «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Здоровье как государственная задача и личная потребность человека. Основные понятия категории здоровье. Здоровье как государственная...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье»
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconУчебном году: создание образовательной среды, способствующей интеллектуальному,...
Основная цель работы школы в 2012/2013 учебном году: создание образовательной среды, способствующей интеллектуальному, физическому,...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconСекция «Непрерывное медицинское образование в современных условиях»...
«Воспитательные и образовательные технологии в современном вузе» 22 апреля 2010 г
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconРефератов по дисциплине «Физическая культура»
Понятие здоровья, его содержания и критерии. Влияние на здоровье окружающей среды и наследственности. Составляющие зож : режим труда...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconПрограмма Здоровье
К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconИз доклада рабочей группы
...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconВыживание как составная часть боеспособности и жизнедеятельности...
Данное постановление, разместив его на стенде в администрации и в сельской библиотеке
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconЗакон количества денег, необходимых для обращения, и его трансформация в современных условиях
Проблемы обеспечения хозяйственного оборота денежной массой в Российской экономике
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconВикторина "Здоровье не купишь его разум дарит" Цель: формирование...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье, шары, игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, задания...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconЗдоровье детей и пути его формирования и защиты
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психичес-кое развитие и социально – психическая адаптация в значительной...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconКурс «Человек и его здоровье» 8 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современная медицина утверждает, что 30-40 хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconПрограмма Всероссийского обучающего семинара «Организация деятельности...
Министерства образования и науки Российской Федерации проводит с 14 по 17 марта 2011 года Всероссийский обучающий семинар для руководителей...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев...
«Здоровье и его составляющие в современных условиях» iconВикторина «Здоровье не купишь его разум дарит» Цель: формирование...
Оформление и оборудование: картинки и плакаты о спорте, здоровье; игровое поле для игры „Крестики нолики”, музыка, чистые листы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск