Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях





Скачать 162.68 Kb.
НазваниеПрограмма составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях
Дата публикации16.08.2013
Размер162.68 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон
Пояснительная записка.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Данная программа составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии, авторами которой являются И.Б.Агафонова и В.И.Сивоглазов. (Базовый уровень).

На изучение курса биологии в 11 классе выделяется 2 часа в неделю (1 ч. из федерального компонента + 1 ч. школьного компонента). Выделение 1 часа школьного компонента связано с тем, что уровень подготовки учащихся 11 класса довольно слабый и тем, что впервые вводится ЕГЭ по биологии. В связи с этим внесены некоторые изменения в программу: Раздел IV, Вид; Тема «Современное эволюционное учение» разделена на две темы: «Закономерности микроэволюции» и «Закономерности макроэволюции». Тема расширена и конкретизирована.

Изучение биологии в 11 классе осуществляется по учебнику Общая биология 10-11 кл., авторы: А.А.Каменский; Е.А.Криксунов; В.В.Пасечник. Линия – В.В.Пасечник. Количество часов – 70 (64 ч.+ 6 ч. резервное время).

Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основная литература.

  1. А.А.Каменский, Е.А.Крипсунов, В.В.Пасечник Общая биология 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература.

  1. Воронцов Н.Н., Сухоруков Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс). Учебное пособие для 10-11 кл. средней школы. 2-е издание. – М.: Наука, 1996.

  2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

  3. Биология. Энциклопедия/ Гл. редактор М.С.Гиляров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  4. Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения (пособие для поступающих в ВУЗы). 2-е издание. – М.: Высшая школа, 1991.

  5. Айла Ф., Кайсер Дж. Современная генетика. В 3-х томах. – М.: Мир, 1987.

  6. Биология (для поступающих в ВУЗы)/Под ред. проф. В.Н.Ярыгина. Изд. 3-е, исправленное. – М.: Высшая школа, 1998.

  7. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М.: Изд-во Айрис. Рольф., 1997.

  8. Каменский А.А. Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Изд. «Экзамен», 2005.


Календарно – тематическое планирование по биологии 11 класс





Тема урока





тип урока


Содержание урока


Использование ТСО

педагогический

мониторинг

Дата

Кол-во часы

план

факт

Тема: «Основы учения об эволюции органического мира» (30 часов)

1-3


Инструктаж по ТБ. Развитие представлений об эволюции живой природы.


3

изучение нового материала

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







4-5


Ч.Дарвин и основные положения его теории.


2

комбинированный

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







6-8


Вид и его критерии.


3

комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.


Таблицы, ИКТ


Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»







9-10


Популяции.


2

комбинированный

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.

Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







11-12


Борьба за существование и её формы.

2

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







13-15


Естественный отбор и его формы.

3

комбинированный

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







16-17


Изолирующие механизмы.

2

комбинированный

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный оптос







18-19


Видообразование.

2

комбинированный

Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







20-22


Макроэволюция и её доказательства.

3

комбинированный

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







23-24


Система растений и животных- отображение эволюции.

2







Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







25


Главные направления эволюции органического мира. л.р. «Выявление идиоадаптаций у организмов»

1

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Таблицы, ИКТ


Лабораторная работа







26-27


Гипотезы о происхождении жизни на Земле.Современные представления о происхождении жизни.

2

изучение нового материала

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни.

Таблицы, ИКТ


поисковая беседа, сообщения учащихся







28-29


Основные этапы развития жизни на Земле.

2

изучение нового материала

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







30


Зачет №1 «Основы учения об эволюции»

1

зачет

Повторение и обобщение знаний о теории эволюции.





Письменный тематический тест







Тема: Основы селекции и биотехнологии (10 часов).







31-32


Предмет и основные методы селекции и биотехнологии.


2

и.н.м.


Предмет и задачи селекции, методы селекции

Таблицы, ИКТ


поисковая беседа







33-34


Селекция растений

2

и.н.м.

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве.

Таблицы, ИКТ


компьютерные тесты

фронтальный опрос








35-36

Селекция животных.


2

и.н.м.


Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







37-39

Селекция микроорганизмов.

Биотехнология.

3

н.н.м.

Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







40

Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии»

1

зачет

Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов.





Письменный тематический тест







Антропогенез (5 часов).







41-42

Антропогенез. Положение человека в системе животного мира.

2

комбинированный

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека

Таблицы, ИКТ


поисковая беседа







43-45

Основные стадии антропогенеза и его движущие силы.

3

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







46

Расы человека.

1

И.Н.М.

Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.

Таблицы, ИКТ


тематический тест








47

Зачет №3 «Антропогенез»

1

зачет

Учащиеся должны уметь объяснить особенности антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений.

Таблицы, ИКТ


Письменный тематический тест







Основы экологии (15 часов)







48-49

Среда обитания организмов и ее факторы.

2

И.н.м.

Эколдогия, среда обитания, экологические факторы,толерантность организмов,лимитирующие факторы, закон минимума.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







50-51

Основные типы экологических взаимодействий

2

И.н.м.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







52-53

Конкурентные взаимодействия

2

И.н.м.

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







54-55

Основные экологические характеристики популяций

2




Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







56-57

Экологические сообщества. Структура сообщества.

2




Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз.Видовая структура, морфологическая, трофическая.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







58-59

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

2




Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы.Экологическая пирамида: биомассы, численности.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







60-61

Экологическая сукцессия

Основы рационального природопользования.

2

изучение нового материала

Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования.Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос







62

Зачет № 4 «Основы экологии»

1




Учащиеся должны уметь объяснить основные проблемы экологии и рациональное природопользование.













Эволюция биосферы и человек.(5 часа)







63-64

Эволюция биосферы.

Охрана окружающей среды.

2

изучение нового материала

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы.

Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос







65-66

Антропогенное воздействие на биосферу.

2

комбинированный

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования.

Таблицы, ИКТ


терминологический диктант, устный фронтальный опрос







67

Зачет №5

«Эволюция биосферы и человек»

1

зачет

Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость.





письменный опрос








68

Итоговый урок.

Научное и практическое значение общей биологии.

1

итоговый

Проверка усвоения материала об экологии и биосфере.




собеседование







69-70

Резерв

2



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПример рабочей программы по биологии в 10 классе среднего (полного) общего образования
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по элективному курсу «Подготовка к егэ по биологии»
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 11 классах, составлена в полном соответствии с федеральным...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для углубленного изучения предмета «Общая биология» в 10 классе, составлена в полном соответствии с федеральным...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПротокол №1
«География» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма данного курса построена и разработана в соответствии с...
«Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconРабочая программа по мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии...
Мхк для обучающихся 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего(полного) общего...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии в средней (полной) общей школе. Программа составлена на основе государственного...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconРабочая программа по истории в 6 классе составлена в соответствии...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом мо РФ от 05....
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconРабочая программа по истории в 7 классе составлена в соответствии...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом мо РФ от 05....
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconОбразовательная программа среднего (полного) общего образования на...
Образовательная программа мбоу сош с. Кижеватово среднего (полного ) общего образования по мировой художественной культуре базового...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Биология» для третьей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях iconПрограмма курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов И. Н. Пономаревой, в соответствии с федеральным компонентом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск