Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 248.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.03.2014
Размер248.99 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Каминская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом МКОУ Директор МКОУ

Каминской СОШ Каминской СОШ протокол от 28 августа 2013 г. ______________

Ю.В.Ольховик

28 августа 2013 г.
Рабочая программа

среднего общего образования

по биологии
Составитель:

Бушинская Людмила Андреевна,

Учитель биологии и химии

первой квалификационной категории

с. Кама

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Биология» для третьей ступени образования составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г №1089) на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

В соответствии с образовательной программой МКОУ Каминской СОШ рабочая программа рассчитана на овладение содержанием предмета на базовом уровне, рассчитана на 70 часов, реализуемых по 1 часу в неделю и ориентирована на учащихся 10-11 классов. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта среднего(полного) общего образования третьей ступени общего образования и примерной программе по учебному курсу биологии. Рабочая программа составлена в преемственности с программой для второй ступени образования. Изучение биологии в данных классах осуществляется за счет часов федерального компонента учебного плана школы. На изучение данного курса отведено:

10 класс-36 часов(1 час в неделю)

11 класс-34часа(1 час в неделю)

Количество часов отведенные на лабораторные работы и экскурсии.

Класс

Количество лабораторных работ за год

Количество экскурсий за год

10

6

1

11

11

2

итого

17

3


Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей образовательной программы МКОУ Верх-Ичинской СОШ.

Для достижения поставленных целей используется основная форма организационного процесса-урок: традиционный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения, комбинированный урок, урок –игра, урок проверки и коррекции знаний(контрольная, самостоятельная, тестовая работы). На уроке используются следующие организационные формы: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные и учитываются следующие принципы как научность, доступность, наглядность, посильность, проблемность. Для развития творческих способностей школьников и самостоятельной работы с различными источниками на уроках и во внеурочное время используются метод проекта и научно-исследовательский подход.
Оценка качества образования производится по пятибалльной системе

.
Оценка устного ответа

Отметка “5”:

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка “4”:

дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности;

допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка “3”:

дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка “2”:

ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала;

допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка “1”:

отсутствие ответа.

Оценка за письменную контрольную работу
При оценивании ответа учащегося необходимо учитывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка “5”:

дан полный правильный ответ на основе изученных теорий;

возможна несущественная ошибка.

Отметка “4”:

допустима некоторая неполнота ответа;

может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка “3”:

работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину);

имеется не более одной существенной ошибки и при этом две-три несущественные.

Отметка “2”:

работа выполнена меньше чем наполовину;

имеется несколько существенных ошибок.

Отметка “1”:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ Минобрнауки РФ 19декабря 2012г. №1067)

  1. Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, Н.В. Крискунов.-3-е изд., стереотип.-М. :Дрофа, 2009.-422с.


Итог реализации программы в 11 классе осуществляется в форме ЕГЭ. Промежуточная аттестация учащихся 10 класса проводится в форме контрольных работ или тестирования.

В результате изучения программы обучающийся должен:
Знать/понимать

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение.

Содержание программы (70 часов)
Биология как наука. Методы научного познания (4часа)
Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Клетка(8 часов)
Развитие знаний о клетке (р. Гук, р. Вирхов, к. Бэр, м. Шлейден и т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы - неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Организм(18 часов)
Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов.

Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение н.и. вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид(20 часов)

История эволюционных идей. Значение работ к. Линнея, учения ж.б. ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Экосистемы(10 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Резервное время 10 часов.

Распределение содержания учебного курса «биология»

на третьей ступени образования по классам обучения (10-11классов)


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество резервных часов

10 класс

11 класс

1

Биология как наука. Методы научного познания

4







2

Клетка.


8+2резервных




2

3

Организм.


18+4резервных




4

4

Вид.





20




5

Экосистемы.





10+4резервных

4




Итого:


36

34

10

Календарно тематическое планирование по биологии в 10 классе




п/п

Наименование

разделов и тем

Лабораторные работы

Количество часов




Раздел1Биология как наука. Методы научного познания.




4

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.




1

2

Методы исследования в биологии.




1

3

Сущность жизни и свойства живого.




1

4

Уровни организации живой материи.




1




Раздел2.Клетка




10

5

Методы цитологии. Клеточная теория.




1

6

Особенности химического состава клетки. Вода. Минеральные вещества, их роль в клетке.




1

7

Органические вещества- углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки.




1

8

Строение и функции белков.




1

9

Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.




1

10

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, рибосомы.

Л.р.№1 Наблюдение клеток растений и животных и их описаний.

1

11

Строение клетки: комплекс Гольджи, Э.П.С., лизосомы, митохондрии, пластиды.




1

12

Сходство и различие в строение прокариотических и эукариотических клеток.




1

13

Сравнение в строении клеток растений и животных.

Л.р.№2 Сравнение в строении клеток растений и животных.

1

14

Неклеточные формы жизни. Вирусы.




1




Раздел3.Организм




22

15

Обмен веществ и энергии в клетки.




1

16

Энергетический обмен в клетке.




1

17

Афтотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.




1

18

Генетический код. Транскрипция и трансляция. Синтез белка




1

19

Жизненный цикл клетки. Митоз и амитоз.




1

20

Мейоз.




1

21

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.




1

22

Развитие половых клеток. Оплодотворение.




1

23

Онтогенез. Эмбриональный период.

Л.р.№3 Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательство их родства.

1

24

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.




1

25

История развития генетики. Моногибридное скрещивание.




1

26

Составление простейших схем скрещивания. Анализирующее скрещивание.

Л.р.№4Составление простейших схем скрещивания.

1

27

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.




1

28

Хромосомная теория наследственности.




1

29

Генетическое определение пола.

Л.р.№5Решение элементарных 3генетических задач.

1

30

Изменчивость.




1




Виды мутаций. Причины мутаций.

Л.р.№6Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм.

1

31

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности.




1

32

Основные методы селекции и биотехнологии.




1

33

Методы селекции растений.




1

34

Методы селекции животных и микроорганизмов.




1

35

Современное состояние и перспективы биотехнологии.




1

36

Обобщение по теме «Организм»




1


Календарно-тематическое планирование 11класс




п/п

Наименование разделов и тем

Лабораторные работы

Количество часов




Радел 4. Вид




20

1

Ч.Дарвин и основные положения его теории




1

2

Вид, его критерии

Л.р.№1 Описание вида по морфологическому критерию.

1

3

Популяции




1

4

Борьба за существование, ее формы. Приспособленность

Л.р.№2 Выявление изменчивости у особей одного вида.

1

5

Выявление изменчивости у особей одного вида и приспособлений у организмов к среде обитания-

Л.р.№3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

1

6

Естественный отбор и его формы




1

7

Видообразование




1

8

Макроэволюция и ее доказательства




1

9

Система растений и животных




1

10

Главные направления эволюции органического мира




1

11

Биологический прогресс и регресс







12

Зачетно-обобщающий урок «Основы учения об эволюции»




1

13

Гипотезы происхождения жизни.

Л.р№4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

14

Основные этапы развития жизни на земле




1

15

Усложнение организмов в процессе эволюции.




1

16

Положение человека.




1

17

Основные стадии антропогенеза.




1

18

Движущие силы антропогенеза.




1

19

Прародина человека. Расы и их происхождение

Л.р.№5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1

20

Зачетно-обобщающий урок «Антропогенез»




1




Раздел 5. Экосистемы




14

21

Среда обитания организмов и ее факторы




1

22

Основные типы экологических взаимодействий




1

23

Экологические сообщества

Л.р.№6 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов.

1

24

Искусственные экосистемы.




1

25

Экскурсия. « Многообразие пород растений и животных».




1

26

Пищевые цели

Л.р.№7 Составление схем передачи веществ и энергии.

1

27

Экологические пирамиды

Л.р.№8 Решение экологических задач.

1

28

Экологические сукцессии.

Л.р.№9 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

1

29

Влияние загрязнения на живые организмы




1

30

Экскурсия:» Естественные и искусственные экосистемы»

Л.р.№10Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

1

31

Зачетно- обобщающий урок по теме «Экология»




1

32

Эволюция биосферы




1

33

Антропогенное воздействие на биосферу




1

34

Глобальные экологические проблемы

Л.р.№11 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск