Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология





Скачать 411.66 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология
страница1/3
Дата публикации10.04.2015
Размер411.66 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Мурманский государственный педагогический университет

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ




ЕН.Ф.09 ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)
020201 Биология

Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 1 от 29 сентября 2009 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура программы учебной дисциплины


    1. Авторы программы: к.б.н., доцент Луппова Е.Н.,

1.2. Рецензенты: Митина Е.Н.., к.б.н., доцент, декан ЕГФ,

Зензеров В.С., д.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ММБИ КНЦ РАН
1.3.Пояснительная записка:

Программа курса «Общая биология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «020201 Биология». Дисциплина входит в блок естественно-научных дисциплин. Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам Государственным образовательным стандартом РФ. Программа рассчитана на учебный курс объемом 100 часов, из которых 68 отводится на аудиторные занятия и 32 – на самостоятельную работу студентов. Время на аудиторные занятия распределено следующим образом: 36 часов – на лекционный курс, 16 часов – на практические занятия и 16 часов – на лабораторный практикум.

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными отличиями органического мира от неживой природы, с уникальностью явления «жизнь», с особенностями строения и жизнедеятельности организмов, основными закономерностями эволюции и функционирования живых систем.

Курс предназначен для ознакомления студентов с современным состоянием биологии и введения их в предмет изучения, формирования на этой основе целостного мировоззрения, ознакомления с современной научной картиной мира.

Начинается курс с ознакомления с историей развития биологии как науки, современным уровнем и достижениями биологических наук, методами естественнонаучного познания мира. Обсуждаются проблемы происхождения и сущности жизни, закономерности эволюции органического мира. Одним из основных разделов программы является материал, посвященный изучению многообразия органического мира, который рассматривается на основе современных систем живых организмов и в порядке их усложнения. Значительное внимание в программе уделено изучению наиболее общих биологических закономерностей и процессов, протекающих в живых организмах. Также студенты знакомятся с экологическими закономерностями, влиянием на живые организмы различных факторов, с принципами охраны природы. Практические занятия включают решение различных биологических и экологических задач, проведение простейших расчетов, позволяющих студентам ознакомиться с методами обработки биологического материала, а также – обсуждение проблем современной биологии и экологии на семинарах.

На самостоятельную работу выносятся отдельные темы курса. При самостоятельной работе студентам рекомендуется изучать теоретический материал и выполнять специально подобранные задания для самостоятельной работы.
В результате изучения курса студенты должны знать:

  • определение жизни и основные критерии живого;

  • характеристику уровней системной организации живой материи;

  • признаки представителей основных царств живой природы и механизмы процессов жизнедеятельности в них;

  • гипотезы происхождения и эволюции жизни на Земле;

  • принципы рационального природопользования и охраны природы.

Студенты должны уметь:

  • называть характерные признаки организмов, относящихся к основным царствам живой природы;

  • обосновывать свою точку зрения на проблемы происхождения жизни, эволюции человека, теории эволюции органического мира;

  • характеризовать надорганизменные экологические системы;

  • обосновывать принципы устойчивости экосистем различного уровня;

  • обосновывать необходимость охраны различных экосистем и природы в целом.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наи-менование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

020201 Биология

1

1-2

100

68

36

16

16

32

Экзамен -2


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п


Наименование раздела, темы




1 вариант




Количество часов




ауд

лк

пр

лб

сам

1

Введение. Сущность жизни. Критерии живого. Уровни организации живого.

2

2







2

2

Молекулярно-генетический уровень.

14

8

4

2

8

3

Онтогенетический уровень.

30

14

6

10

12

4

Популяционно-видовой уровень.

12

6

4

2

6

5

Биосферный уровень.

10

6

2

2

4




Всего

68

36

16

16

32


Примечание: Вариант 1 для специальности «020201 Биология»


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Введение.
Предмет и задачи биологии, место общей биологии в системе биологических дисциплин. Роль биологических знаний в современном мире. Основные этапы развития биологии. Методы естественнонаучного познания мира. Историческое развитие понятий о сущности жизни. Современное определение жизни. Процессы, характерные для живых организмов, качественное отличие их от процессов в неживой природе. Критерии живого. Уровни организации живой материи: системный подход. Характеристика каждого уровня: элементарная единица, элементарный процесс, механизм регуляции процессов.
Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем.
Элементарный состав живого. Биогенные элементы, макро- и микроэлементы. Молекулярный состав живых систем. Строение и свойства основных органических соединений. Ферменты. Механизм действия ферментов. Понятие о гене. Кодовые отношения между нуклеиновыми кислотами и белками. Синтез белков.
Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем.
Современная система органического мира. Понятие о естественной и искусственной системах.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов.

Прокариоты. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в экосистемах и значение в жизни человека.

Растения. Особенности строения, жизнедеятельности основных групп растений. Многообразие растений. Значение в экосистемах.

Грибы. Черты сходства с растениями и животными. Уникальные особенности и свойства грибов. Многообразие грибов, их роль в экосистемах.

Животные. Особенности животного типа организации. Характерные черты и особенности жизнедеятельности представителей основных типов животных. Значение в экосистемах и в жизни человека.

Питание. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Способы добывания пищи животными. Голозойное, сапрофитное, симбиотическое и паразитическое питание. Фотосинтез.

Дыхание. Сущность процессов окисления органических веществ в живом организме.

Размножение: способы размножения. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения. Закономерности наследования.
Тема 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем
Понятие о популяции и виде. Свойства и структура популяций. Статические и динамические показатели популяций. Колебание численности популяций. Причины колебания численности. Типы роста популяций. Представления об эволюции жизни. Движущие силы эволюции. Понятие о естественном отборе, борьбе за существование, популяционных волнах и дрейфе генов.
Тема 4. Биосферный уровень организации жизни
Понятие биоценоза и экосистемы. Пространственная структура биоценозов. Развитие биоценозов. Виды связей между организмами в экосистемах. Экологические пирамиды: пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергии. Перемещение вещества в экосистемах. Пищевые цепи и сети, типы пищевых цепей. Биогеохимические циклы. Перенос энергии и продуктивность экосистем. Понятие о первичной продукции. Валовая и чистая продукция. Вторичная продукция. Биосфера – глобальная экосистема. Строение и пределы биосферы. Свойства и функции живого вещества биосферы. Условия устойчивости биосферы. Необходимость сохранения биосферы.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

2


3

4

5


Введение.

- История развития биологии. Методы естественнонаучного познания мира, частные методы биологии и экологии.

- История формирования представлений о сущности жизни.

- Основные отличия живой материи от неживой
Молекулярно-генетический уровень организации живых систем.

- Молекулярная биология, расчеты строения белков и нуклеиновых кислот.

- Генетический код
Онтогенетический уровень. Современное многообразие органического мира

- вирусы

- бактерии

- растения

- животные

-Основные процессы жизнедеятельности в клетке;

- Плотоядные, растительно-ядные, фильтрующие, соби-рающие животные. Другие способы получения пищи;

- Механизмы движения жи-вотных и растений;

- Способы получения пищи животными;

- Пищеварение в организмах одноклеточных и много-клеточных животных;

- Питание растений;

- Миксотрофное питание;

- Аэробное и анаэробное дыхание;

- Способы полового размножения: партеногенез, андрогенез, гиногинез;

- Основы генетики. Закономерности наследова-ния;
Популяционно-видовой уровень

- жизненные формы организмов

- отношение к свету, температуре, влажности

- биотические отношения

- половая структура популяций

- возрастная структура

- пространственная структура
Биосферный уровень

- пищевые цепи и сети;

- продуктивность экосистем;

- развитие экосистем;

- биосфера.

Самостоятельное изучение. Рефераты

Контрольные работы, решение задач

Самостоятельное изучение, подготовка к коллоквиумам, тестам. Написание рефератов

Самостоятельное изучение, подготовка к семинарам.


Самостоятельное изучение, подготовка к практическим работам.


2

4


8

6

10



Рефераты

Проверка рефера-тов, выступление на семинарах


Проверка контрольных работ

Семинары. Провер-ка рефератов.

Проверка тестов.

Прием коллоквиумов

Обсуждение на семинарах

Решение экологических задач, выполнение практических заданий






Всего




30






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
6.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тематическое планирование лекций

Введение (2 часа)


Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса. Основные биологические обобщения. Закономерности экологии. Методы исследований. Жизнь – особая форма существования материи. Критерии живого. Уровни системной организации жизни.
Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем (8 часов)

Лекция 2. Элементарный состав живых организмов. Понятие о макро-, микро- и ультрамикроэлементах.

Лекция 3. Строение, свойства и функции минеральных веществ в живых организмах. Липиды. Их строение и функции в живых организмах.

Лекция 4. Понятие о биополимерах. Строение и функции белков, углеводов и нуклеиновых кислот.

Лекция 5. Синтез белка. Генетический код.
Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем(14 часов)

Лекция 6. Клетка – элементарная единица строения, жизнедеятельности и размножения живого. Уровни организации клетки.

Лекция 7. Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий как прокариотических организмов. Вирусы.

Лекция 8. Царства Грибов и Растений. Особенности строения и жизнедеятельности.

Лекция 9. Царство животных. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие животных.

Лекция 10. Понятие об основных типах питания и дыхания живых организмов.

Лекция 11. Понятие об основных типах размножения живых организмов.

Лекция 12. Рост. Типы роста живых организмов.
Тема 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем (6 часов)

Лекция 13. Понятие о популяции и виде. Свойства и структура популяций. Статические и динамические показатели популяций.

Лекция 14. Колебание численности популяций. Причины колебания численности. Типы роста популяций.

Лекция 15. Представления об эволюции жизни. Движущие силы эволюции. Понятие о естественном отборе, борьбе за существование, популяционных волнах и дрейфе генов.
Тема 4. Биосферный уровень организации жизни (6 часов)

Лекция 16. Структура и функционирование экосистем. Превращения энергии в экосистемах. Развитие экосистем. Устойчивость экосистем.

Лекция 17. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.

Лекция 18. Биосфера – глобальная экосистема. Охрана биосферы.

Тематическое планирование практических работ и семинарских занятий

Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем (4часа)
Занятие 1. Ферменты. Механизм действия ферментов.

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Понятие о ферментах.

  2. Современная классификация ферментов.

  3. Механизм действия ферментов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить схему классификации ферментов.

  2. Подобрать примеры реакций, протекающих с участием ферментов.

  3. Рассмотреть развитие взглядов на механизмы действия ферментов.


Занятие 2. Молекулярная биология.

Решение задач на содержание нуклеотидов, принцип комплементарности и построение аминокислотных последовательностей.
Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем (6 часов)
Занятие 3. Царство Грибов и Растений

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Черты сходства грибов с растениями и животными

2. Уникальные особенности и свойства грибов.

3. Многообразие грибов, их роль в экосистемах.

4. Особенности растительного типа организации.

5. Многообразие растений.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить сравнительные таблицы отделов грибов и растений.


Занятие 4. Царство животные

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Особенности животного типа организации.

  2. Одноклеточные и многоклеточные животные.

  3. Обзор основных типов животных

  4. Значение в экосистемах и жизни человека.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить сравнительные таблицы строения и мест обитания основных типов одноклеточных и многоклеточных животных.


Занятие 5. Основные типы размножения.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Размножение: сущность и основные способы размножения.

2. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения.

3. Закономерности наследования.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Решить генетические задачи по предложению преподавателя.

  2. Решить задачи на механизмы формирования наследственных признаков.


Тема. 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем (4 часа)
Занятие 6. «Структура популяций».

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Пространственная структура популяций.

  2. Половая структура популяций.

  3. Размерно-возрастная структура.

  4. Экологическая структура.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Анализ размерно-частотных гистограмм популяций баренцевоморских бокоплавов. Определение по ним продолжительности жизни вида, скорости созревания, сроков выхода молоди и других показателей.

  2. Расчет соотношения полов в популяциях различных видов. Определение состояния популяций по данному соотношению.


Занятие 7. «Анализ кривых роста популяции».

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Внутренняя скорость естественного роста популяций.

  2. Кривая роста популяций.

  3. Динамика численности популяций.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Построить кривую роста популяции по предложенным преподавателем данным.

  2. Построить кривую скорости роста этой же популяции.

  3. Проанализировать графики динамики численности популяций, предложенные преподавателем.

  4. Решить задачу. Постройте график роста численности домовых мышей в течение восьми месяцев в одном амбаре. Исходная численность составляла две особи (самец и самка). Через два месяца они принесли первое потомство. Известно, что в благоприятных условиях пара мышей приносит 6 мышат. Мышата становятся половозрелыми и в свою очередь дают первый приплод в возрасте 2 месяцев. Соотношение самцов и самок в потомстве 1:1. Самки приносят потомство каждые два месяца. Построить кривую скорости роста данной популяции.


Тема 4. Биосферный уровень организации жизни (2 часа)
Занятие 8. «Пищевые цепи в экосистемах»

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Пищевые цепи и пищевые сети.

  2. Основные компоненты трофических уровней.

  3. Трофическая структура и экологические пирамиды.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Составить пищевую сеть, включив в нее все предложенные организмы:

Волк, паук-крестовик, полевка, тля, дуб (с плодами, листьями, корой и древесиной), муха-журчалка, дятел, сова-неясыть, лиса, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, короед, медуница, мухоловка, божья коровка семиточечная.

  1. Решить экологические задачи по предложению преподавателя.


Тематическое планирование лабораторных работ
Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем (2 часа)
Лабораторная работа 1. Действие ферментов на протекание химических реакций

  1. Провести эксперимент на обнаружение фермента каталазы в животных и растительных тканях.

  2. Исследовать действие ферментов слюны на крахмал.

  3. Изучить необходимость ферментативного воздействия на углеводы.


Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем (10 часов)
Лабораторная работа 2. Изучение строения клетки.

  1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать клетку бактерии, растения и одноклеточного животного. Отметить основные органеллы клеток, сходство и различия в строении.

  2. Рассмотреть разные клетки животных тканей. Отметить наличие межклеточного вещества. Указать и зарисовать особенности строения разных тканей.


Лабораторная работа 3.Изучение строения растений.

  1. Рассмотреть выданный гербарный образец растения. Отметить и зарисовать основные органы.

  2. Определить растения по выбору преподавателя.

  3. Отметить сходство и различие в строении высших и низших растений.

  4. Зарисовать схемы жизненных циклов растений основных отделов.


Лабораторная работа 4. Изучение особенностей строения грибов.

  1. Рассмотреть под микроскопом строение плесневых грибов. Зарисовать мицелий и спорангии грибов.

  2. Изучить особенности строения плодовых тел базидиомицетов. Зарисовать, Отметить черты сходства и различия плодовых тел у разных видов грибов.


Лабораторная работа 5. Изучение типов симметрии у животных.

  1. Рассмотреть выданных представителей животного мира. Отметить особенности строения тела, определить тип симметрии.

  2. Определить систематическое положение выданных животных.

  3. Отметить причины изменения типов симметрии.


Лабораторная работа 6. Изучение способов защиты от хищников в разных типах животных.

  1. Рассмотреть выданные дидактические материалы. Отметить способы защиты от хищников (морфологические, физиологические, поведенческие).

  2. Изучить способы защиты потомства у разных животных. Составить схемы. Написать эссе.


Тема. 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем (2 часа)
Лабораторная работа 7. Изучение структуры популяций.

  1. Обработать выданную пробу. Промерить и взвесить животных, определить пол. Подсчитать общее количество особей разного пола и неполовозрелых животных.

  2. Построить размерно-частотные гистограммы.

  3. Методом «вероятностной бумаги» выделить в популяции возрастные группы. Определить среднюю продолжительность жизни и количество генераций в год.

  4. Сделать вывод о структуре популяции.


Тема 4. Биосферный уровень организации жизни (2 часа)
Лабораторная работа 7. Определение индексов сходства биоценозов.

  1. Изучить видовой состав двух пар биоценозов. Отметить доминирующие, второстепенные, редкие и случайные виды в каждом биоценозе.

  2. Отметить виды, общие для обоих биоценозов.

  3. Рассчитать один из индексов видового сходства биоценозов (Жаккара или Серенсена)

  4. Сделать вывод о степени сходства биоценозов.



    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


1.8.1.Рекомендуемая литература:
Основная




  1. Биология : учебник для студ. мед. спец. вузов : в 2 кн. : Кн.1 / Ярыгин В. Н., Васильева В. И., Волков И. Н., Синельщикова В. В. ; под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2004. - 431 с.

  2. Биология : учебник для студ. мед. спец. вузов : в 2 кн. : Кн. 2 / Васильева В. И., Волков И. Н., Синельщикова В. В. ; под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стер. - М. : Высшая школа, 2004. - 333 с.

  3. Биология : энциклопедия / под ред. М. С. Гилярова. - Репринт. изд. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 864 с.

  4. Вахненко Д. В. Биология с основами экологии : учебник для вузов / Вахненко Д. В., Гарнизоненко Т. С., Колесников С. И. ; под общ. ред. В. Н. Думбая. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 512 с.

  5. Лебедева Н. В. Биологическое разнообразие : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по геогр. спец. / Лебедева Н. В., Дроздов Н. Н., Криволуцкий Д. А. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 432 с.

  6. Пехов А. П. Биология с основами экологии : учебник для студ. вузов, обуч. по естественнонауч. спец. и направл. / Пехов А. П. - 5-е изд., стер. . - СПб. : Лань, 2005. - 688 с.

  7. Ручин А. Б. Экология популяций и сообществ : учебник для студ., обуч. по спец. 020803 "Биоэкология", направл. 020200 "Биология" и спец. 020201 "Биология" / Ручин А. Б. . - М. : Академия, 2006. - 352 с.

  8. Сыч В. Ф. Общая биология: [учебник для вузов] / Сыч Виталий Федорович ; Ульяновский гос. ун-т. - М. : Академический Проект, 2007 ; Культура. - 331 с.

  9. Тесты по биологии : учеб.-метод. пособие / сост. Л. Б. Рыбалов, И. Г. Воробьева ; РАО, Моск. психолого-соц. ин-т. - М. ; Воронеж : НПО"МОДЭК", 2003. - 128 с.

  10. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности : учеб. пособие для нач. проф. образования / Тупикин Е. И. ; М-во общ. и проф. образования РФ, Ин-т развития проф. образования. - 2-е изд., стер. - М. : Академия. - 384 с.

  11. Чернова Н. М. Общая экология : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Биология" / Чернова Н. М., Былова А. М. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2007. - 411, [5] с.


Дополнительная


  1. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества. – М.: Мир, 1989.

  2. Вилли К., Детье В. Биология: биологические процессы и законы. М.: Мир, 1974.

  3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1999.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. М.: Мир. 1993.

  5. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  6. Дажо Р. Основы экологии. – М.: Прогресс, 1975.

  7. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Просвещение, 1987.

  8. Дженкинс М. 101 ключевая идея: эволюция. – М.: Изд. - торговый дом Гранд, 2001.

  9. Жизнь животных. В 6-ти томах. М.: Просвещение, 1968.

  10. Жизнь растений. В 6-ти томах. М.: Просвещение, 1974.

  11. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  12. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск, 1989.

  13. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988

  14. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Д.: Изд-во «Феникс», 2003.

  15. Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология. – М.: Высшая школа, 1994.

  16. Либберт Э. Основы общей биологии. – М.: Мир, 1982.

  17. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. – М., 1979.

  18. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.: Знание, 1982.

  19. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение. 1994.

  20. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.

  21. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2003.

  22. Одум Ю. Экология. В 2-х т. – М.: Мир, 1986.

  23. Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Мысль, 1981.

  24. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001.

  25. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

  26. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х томах. М.: Мир, 1990.

  27. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.

  28. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука, 1977. 297 с.

  29. Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Глотов Н.В. Очерк учения о популяции. – М., 1973.

  30. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989.

  31. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: Колос, 1982.

  32. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. – М., 1980.

  33. Яблоков А.В. Популяционная биология. – М.: Высшая школа , 1987

  34. Ярыгин В.Н., Волков И.Н. и др. Биология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.



1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1. Перечень используемых технических средств: телевизор, видеомагнитофон, кадаскоп, мульти-медийный проектор

1.9.2. Перечень используемых пособий: таблицы, схемы, гербарии, наборы микропрепаратов, микрофотографии

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: видеофильмы по темам курса
1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
Тест по теме. Многообразие органического мира

1 вариант

  1. К прокариотам относятся организмы:

а) клетки которых не имеют оформленного ядра;

б) одноклеточные организмы;

в) клетки которых содержат одно или несколько ядер.

  1. Какие признаки сближают грибы с растениями?

а) наличие хитина, откладывание в запас гликогена, гетеротрофный тип питания;

б) неограниченный рост, наличие клеточной стенки, вакуоли, отсутствие способности к активному передвижению;

в) наличие клеточной стенки, хитина, вакуолей, поглощение пищи всасыванием, размножение спорами.

  1. По способу питания грибы являются:

а) только гетеротрофами;

б) гетеро- и автотрофами;

в) миксотрофами;

г) только автотрофами.

  1. К царству растений принадлежат организмы:

а) эукариотические фототрофы;

б) прокариотические фотоавтотрофы;

в) хемоавтотрофы.

5. Признаки высших растений:

а) тело не дифференцировано на органы;

б) дифференциация тела на ткани и органы, закономерная смена поколений, наличие многоклеточных органов полового размножения;

в) расчленение тела на органы, гаметофит и спорофит чередуются нерегулярно, органы полового размножения могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными.

  1. Жизненные формы голосеменных растений представлены:

а) деревьями и кустарниками;

б) кустарниками и многолетними травами;

в) деревьями и травами.

  1. Сократительные вакуоли отсутствуют:

а) только у морских простейших;

б) у свободноживущих морских и паразитических простейших;

в) только у паразитических простейших.

  1. Колонии простейших образуются в результате:

а) полового размножения;

б) бесполого размножения;

в) чередования полового и бесполого размножения.

9. Какой организм называют основным хозяином паразита?

а) в котором происходит большая часть цикла развития;

б) в котором происходит бесполое размножение;

в) наиболее крупное животное из хозяев;

г) в котором происходит половое размножение.

10. Двусторонняя симметрия животных возникает в связи с:

а) переходом к подвижному образу жизни;

б) переходом к жизни на суше;

в) возникновением скелета.

11. Земноводные – первые наземные позвоночные:

а) полностью перешедшие к жизни на суше;

б) сохранившие связь с водой только в период размножения;

в) способные жить в двух средах в разные периоды жизни.

12. Развитие у пресмыкающихся:

а) с метаморфозом, личинка водная;

б) с метаморфозом, личинка наземная;

в) прямое.
2 вариант

  1. Прокариотическими организмами являются:

а) грибы;

б) бактерии и цианобактерии;

в) вирусы.

  1. Какие признаки сближают грибы с животными?

а) отсутствие пластид, неограниченный рост, запасное вещество гликоген;

б) запасное вещество гликоген, наличие хитина, гетеротрофный способ питания;

в) гетеротрофный способ питания, запасное вещество гликоген, поглощение пищи путем всасывания, наличие хитина.

  1. Большинство грибов является:

а) сапротрофами;

б) хищниками;

в) паразитами.

  1. Запасным углеводом растений является:

а) гликоген;

б) крахмал;

в) глюкоза.

  1. У каких растений впервые появляется корень?

а) покрытосеменных;

б) мхов;

в) папоротников;

г) голосеменных.

  1. Созревание плодов у растений стимулируется:

а) ауксинами;

б) гиббереллинами;

в) цитокининами;

г) этиленом.

  1. Сократительная вакуоль у простейших обеспечивает:

а) регуляцию осмотического давления;

б) удаление не переваренных остатков пищи;

в) выделение синтезированных веществ.

  1. Самыми древними среди простейших являются:

а) корненожки;

б) жгутиконосцы;

в) инфузории;

г) споровики.

  1. Приспособлениями животных к паразитизму являются:

а) крупные размеры, забота о потомстве, длительная продолжительность жизни;

б) плотная кутикула, органы прикрепления, высокая плодовитость, сложный жизненный цикл;

в) чередование полового и бесполого поколения, способность образовывать цисту, всасывание питательных веществ всей поверхностью тела.

  1. Редукция головы у двустворчатых моллюсков явилась следствием:

а) изменения типа питания;

б) изменения дыхания;

в) малоподвижного образа жизни.

  1. Рефлексы, характерные для рыб:

а) только безусловные;

б) только условные;

в) безусловные и условные.

  1. Среда обитания млекопитающих:

а) водная, наземно-воздушная, почвенная;

б) водная, наземная;

в) наземная, воздушная.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия...
«Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология»
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология основная образовательная программа по специальности (специальностям) 020201 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии...
Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск