Скачать 411.66 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫЕН.Ф.09 ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 020201 Биология Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 1 от 29 сентября 2009 г.) Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Структура программы учебной дисциплины
1.2. Рецензенты: Митина Е.Н.., к.б.н., доцент, декан ЕГФ, Зензеров В.С., д.б.н., ведущий научный сотрудник лаборатории зообентоса ММБИ КНЦ РАН 1.3.Пояснительная записка: Программа курса «Общая биология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «020201 Биология». Дисциплина входит в блок естественно-научных дисциплин. Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам Государственным образовательным стандартом РФ. Программа рассчитана на учебный курс объемом 100 часов, из которых 68 отводится на аудиторные занятия и 32 – на самостоятельную работу студентов. Время на аудиторные занятия распределено следующим образом: 36 часов – на лекционный курс, 16 часов – на практические занятия и 16 часов – на лабораторный практикум. Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными отличиями органического мира от неживой природы, с уникальностью явления «жизнь», с особенностями строения и жизнедеятельности организмов, основными закономерностями эволюции и функционирования живых систем. Курс предназначен для ознакомления студентов с современным состоянием биологии и введения их в предмет изучения, формирования на этой основе целостного мировоззрения, ознакомления с современной научной картиной мира. Начинается курс с ознакомления с историей развития биологии как науки, современным уровнем и достижениями биологических наук, методами естественнонаучного познания мира. Обсуждаются проблемы происхождения и сущности жизни, закономерности эволюции органического мира. Одним из основных разделов программы является материал, посвященный изучению многообразия органического мира, который рассматривается на основе современных систем живых организмов и в порядке их усложнения. Значительное внимание в программе уделено изучению наиболее общих биологических закономерностей и процессов, протекающих в живых организмах. Также студенты знакомятся с экологическими закономерностями, влиянием на живые организмы различных факторов, с принципами охраны природы. Практические занятия включают решение различных биологических и экологических задач, проведение простейших расчетов, позволяющих студентам ознакомиться с методами обработки биологического материала, а также – обсуждение проблем современной биологии и экологии на семинарах. На самостоятельную работу выносятся отдельные темы курса. При самостоятельной работе студентам рекомендуется изучать теоретический материал и выполнять специально подобранные задания для самостоятельной работы. В результате изучения курса студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности «020201 Биология» 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Предмет и задачи биологии, место общей биологии в системе биологических дисциплин. Роль биологических знаний в современном мире. Основные этапы развития биологии. Методы естественнонаучного познания мира. Историческое развитие понятий о сущности жизни. Современное определение жизни. Процессы, характерные для живых организмов, качественное отличие их от процессов в неживой природе. Критерии живого. Уровни организации живой материи: системный подход. Характеристика каждого уровня: элементарная единица, элементарный процесс, механизм регуляции процессов. Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем. Элементарный состав живого. Биогенные элементы, макро- и микроэлементы. Молекулярный состав живых систем. Строение и свойства основных органических соединений. Ферменты. Механизм действия ферментов. Понятие о гене. Кодовые отношения между нуклеиновыми кислотами и белками. Синтез белков. Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем. Современная система органического мира. Понятие о естественной и искусственной системах. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов. Прокариоты. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Растения. Особенности строения, жизнедеятельности основных групп растений. Многообразие растений. Значение в экосистемах. Грибы. Черты сходства с растениями и животными. Уникальные особенности и свойства грибов. Многообразие грибов, их роль в экосистемах. Животные. Особенности животного типа организации. Характерные черты и особенности жизнедеятельности представителей основных типов животных. Значение в экосистемах и в жизни человека. Питание. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Способы добывания пищи животными. Голозойное, сапрофитное, симбиотическое и паразитическое питание. Фотосинтез. Дыхание. Сущность процессов окисления органических веществ в живом организме. Размножение: способы размножения. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения. Закономерности наследования. Тема 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем Понятие о популяции и виде. Свойства и структура популяций. Статические и динамические показатели популяций. Колебание численности популяций. Причины колебания численности. Типы роста популяций. Представления об эволюции жизни. Движущие силы эволюции. Понятие о естественном отборе, борьбе за существование, популяционных волнах и дрейфе генов. Тема 4. Биосферный уровень организации жизни Понятие биоценоза и экосистемы. Пространственная структура биоценозов. Развитие биоценозов. Виды связей между организмами в экосистемах. Экологические пирамиды: пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергии. Перемещение вещества в экосистемах. Пищевые цепи и сети, типы пищевых цепей. Биогеохимические циклы. Перенос энергии и продуктивность экосистем. Понятие о первичной продукции. Валовая и чистая продукция. Вторичная продукция. Биосфера – глобальная экосистема. Строение и пределы биосферы. Свойства и функции живого вещества биосферы. Условия устойчивости биосферы. Необходимость сохранения биосферы. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 6.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: Тематическое планирование лекций Введение (2 часа)Лекция 1. Введение. Предмет и задачи курса. Основные биологические обобщения. Закономерности экологии. Методы исследований. Жизнь – особая форма существования материи. Критерии живого. Уровни системной организации жизни. Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем (8 часов) Лекция 2. Элементарный состав живых организмов. Понятие о макро-, микро- и ультрамикроэлементах. Лекция 3. Строение, свойства и функции минеральных веществ в живых организмах. Липиды. Их строение и функции в живых организмах. Лекция 4. Понятие о биополимерах. Строение и функции белков, углеводов и нуклеиновых кислот. Лекция 5. Синтез белка. Генетический код. Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем(14 часов) Лекция 6. Клетка – элементарная единица строения, жизнедеятельности и размножения живого. Уровни организации клетки. Лекция 7. Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий как прокариотических организмов. Вирусы. Лекция 8. Царства Грибов и Растений. Особенности строения и жизнедеятельности. Лекция 9. Царство животных. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие животных. Лекция 10. Понятие об основных типах питания и дыхания живых организмов. Лекция 11. Понятие об основных типах размножения живых организмов. Лекция 12. Рост. Типы роста живых организмов. Тема 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем (6 часов) Лекция 13. Понятие о популяции и виде. Свойства и структура популяций. Статические и динамические показатели популяций. Лекция 14. Колебание численности популяций. Причины колебания численности. Типы роста популяций. Лекция 15. Представления об эволюции жизни. Движущие силы эволюции. Понятие о естественном отборе, борьбе за существование, популяционных волнах и дрейфе генов. Тема 4. Биосферный уровень организации жизни (6 часов) Лекция 16. Структура и функционирование экосистем. Превращения энергии в экосистемах. Развитие экосистем. Устойчивость экосистем. Лекция 17. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Лекция 18. Биосфера – глобальная экосистема. Охрана биосферы. Тематическое планирование практических работ и семинарских занятий Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем (4часа) Занятие 1. Ферменты. Механизм действия ферментов. Вопросы для коллективного обсуждения.
Задания для самостоятельной работы:
Занятие 2. Молекулярная биология. Решение задач на содержание нуклеотидов, принцип комплементарности и построение аминокислотных последовательностей. Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем (6 часов) Занятие 3. Царство Грибов и Растений Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Черты сходства грибов с растениями и животными 2. Уникальные особенности и свойства грибов. 3. Многообразие грибов, их роль в экосистемах. 4. Особенности растительного типа организации. 5. Многообразие растений. Задания для самостоятельной работы:
Занятие 4. Царство животные Вопросы для коллективного обсуждения.
Задания для самостоятельной работы:
Занятие 5. Основные типы размножения. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Размножение: сущность и основные способы размножения. 2. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения. 3. Закономерности наследования. Задания для самостоятельной работы:
Тема. 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем (4 часа) Занятие 6. «Структура популяций». Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы.
Занятие 7. «Анализ кривых роста популяции». Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы.
Тема 4. Биосферный уровень организации жизни (2 часа) Занятие 8. «Пищевые цепи в экосистемах» Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы.
Волк, паук-крестовик, полевка, тля, дуб (с плодами, листьями, корой и древесиной), муха-журчалка, дятел, сова-неясыть, лиса, уж обыкновенный, ястреб, травяная лягушка, заяц, короед, медуница, мухоловка, божья коровка семиточечная.
Тематическое планирование лабораторных работ Тема 1. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем (2 часа) Лабораторная работа 1. Действие ферментов на протекание химических реакций
Тема 2. Онтогенетический уровень организации живых систем (10 часов) Лабораторная работа 2. Изучение строения клетки.
Лабораторная работа 3.Изучение строения растений.
Лабораторная работа 4. Изучение особенностей строения грибов.
Лабораторная работа 5. Изучение типов симметрии у животных.
Лабораторная работа 6. Изучение способов защиты от хищников в разных типах животных.
Тема. 3. Популяционно-видовой уровень организации живых систем (2 часа) Лабораторная работа 7. Изучение структуры популяций.
Тема 4. Биосферный уровень организации жизни (2 часа) Лабораторная работа 7. Определение индексов сходства биоценозов.
1.8.1.Рекомендуемая литература: Основная
Дополнительная
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1. Перечень используемых технических средств: телевизор, видеомагнитофон, кадаскоп, мульти-медийный проектор 1.9.2. Перечень используемых пособий: таблицы, схемы, гербарии, наборы микропрепаратов, микрофотографии 1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения: видеофильмы по темам курса 1.10. Примерные зачетные тестовые задания. Тест по теме. Многообразие органического мира 1 вариант
а) клетки которых не имеют оформленного ядра; б) одноклеточные организмы; в) клетки которых содержат одно или несколько ядер.
а) наличие хитина, откладывание в запас гликогена, гетеротрофный тип питания; б) неограниченный рост, наличие клеточной стенки, вакуоли, отсутствие способности к активному передвижению; в) наличие клеточной стенки, хитина, вакуолей, поглощение пищи всасыванием, размножение спорами.
а) только гетеротрофами; б) гетеро- и автотрофами; в) миксотрофами; г) только автотрофами.
а) эукариотические фототрофы; б) прокариотические фотоавтотрофы; в) хемоавтотрофы. 5. Признаки высших растений: а) тело не дифференцировано на органы; б) дифференциация тела на ткани и органы, закономерная смена поколений, наличие многоклеточных органов полового размножения; в) расчленение тела на органы, гаметофит и спорофит чередуются нерегулярно, органы полового размножения могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными.
а) деревьями и кустарниками; б) кустарниками и многолетними травами; в) деревьями и травами.
а) только у морских простейших; б) у свободноживущих морских и паразитических простейших; в) только у паразитических простейших.
а) полового размножения; б) бесполого размножения; в) чередования полового и бесполого размножения. 9. Какой организм называют основным хозяином паразита? а) в котором происходит большая часть цикла развития; б) в котором происходит бесполое размножение; в) наиболее крупное животное из хозяев; г) в котором происходит половое размножение. 10. Двусторонняя симметрия животных возникает в связи с: а) переходом к подвижному образу жизни; б) переходом к жизни на суше; в) возникновением скелета. 11. Земноводные – первые наземные позвоночные: а) полностью перешедшие к жизни на суше; б) сохранившие связь с водой только в период размножения; в) способные жить в двух средах в разные периоды жизни. 12. Развитие у пресмыкающихся: а) с метаморфозом, личинка водная; б) с метаморфозом, личинка наземная; в) прямое. 2 вариант
а) грибы; б) бактерии и цианобактерии; в) вирусы.
а) отсутствие пластид, неограниченный рост, запасное вещество гликоген; б) запасное вещество гликоген, наличие хитина, гетеротрофный способ питания; в) гетеротрофный способ питания, запасное вещество гликоген, поглощение пищи путем всасывания, наличие хитина.
а) сапротрофами; б) хищниками; в) паразитами.
а) гликоген; б) крахмал; в) глюкоза.
а) покрытосеменных; б) мхов; в) папоротников; г) голосеменных.
а) ауксинами; б) гиббереллинами; в) цитокининами; г) этиленом.
а) регуляцию осмотического давления; б) удаление не переваренных остатков пищи; в) выделение синтезированных веществ.
а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) инфузории; г) споровики.
а) крупные размеры, забота о потомстве, длительная продолжительность жизни; б) плотная кутикула, органы прикрепления, высокая плодовитость, сложный жизненный цикл; в) чередование полового и бесполого поколения, способность образовывать цисту, всасывание питательных веществ всей поверхностью тела.
а) изменения типа питания; б) изменения дыхания; в) малоподвижного образа жизни.
а) только безусловные; б) только условные; в) безусловные и условные.
а) водная, наземно-воздушная, почвенная; б) водная, наземная; в) наземная, воздушная. |
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата |