Алгоритм успеха





Скачать 68.02 Kb.
НазваниеАлгоритм успеха
Дата публикации08.05.2015
Размер68.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Петрищева Г.С. Системно-деятельностный подход в содержании учебников нового поколения / Г.С.Петрищева // Развитие личности в образовательном пространстве: мат-лы 12-ой всероссийской науч.-прак. конф. , посвящ. 75-летию ФГБОУ ВПО «АГАО» (Бийск, 28 марта 2014 г.) в 2-х частях. Ч.1. /АГАО им. В.М.Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО» 2014, 180 с. – С. 91--94 ISBN 978-5-85127-785-6
Г. С. Петрищева,

доцент кафедры ДМиП

АГАО им. В.М.Шукшина (г. Бийск)

Системно-деятельностный подход в содержании учебников нового поколения
В настоящее время основное общее образование готовится к переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО), а некоторые общеобразовательные учреждения в качестве пилотных образовательных площадок уже начали его реализацию. Чтобы этот процесс наступил уже сейчас, авторы школьных учебников и издательства позаботились о своевременной подготовке учебных книг и провели огромную работу по переработке действующих учебников в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.

Особенностью ФГОС является его деятельностный характер, который предполагает развитие личности ученика, что означает признание его субъектом образовательной деятельности. В связи с этим меняется и роль учителя на уроке: он теперь не информатор, не единственный источник знаний, а организатор, управленец деятельности ученика в самостоятельном добывании знаний и умений. Основная задача стандарта – научить ученика учиться. Это возможно путем овладения учеником универсальными учебными действиями (УУД), заявленными в ФГОС. Их три группы: предметные, которые осваиваются в ходе познания конкретного предмета, метапредметные – формируются при изучении любого школьного предмета и личностные, овладение которыми способствует развитию личности ученика.

Поставленные Стандартом задачи современного образования требуют реализации и системного подхода. Система дословно означает в переводе с греческого – целое из составных частей. Одно из значений системы – это «порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи» [5. С. 535]. Вот этот «порядок» можно наблюдать в школьных учебниках, в одних он представлен объемно, в других не очень.

Авторы современных школьных учебников, выполняя требования ФГОС, стремятся к реализации системно-деятельностного подхода. Рассмотрим это на примере учебников биологии образовательной линии И.Н.Пономаревой под общим многообещающим названием «Алгоритм успеха» издательского центра Вентана-Граф, в которых данный подход, на наш взгляд, реализуется наиболее полно по сравнению с учебниками биологии других авторов и издательств. Мы уже представляли анализ учебно-методического комплекса данной линии прежних лет изданий [1]. На этот раз проанализируем только учебники нового поколения данной образовательной линии.

При анализе данных учебников мы обнаружили положительные изменения в структуре новых учебников биологии издательского центра Вентана-Граф, прошедших экспертизу на соответствие требованиям ФГОС и получившим гриф «Рекомендовано» [2-4]. В чем это проявилось?

Реализуя системно-деятельностный подход, авторы усилили методический аппарат учебников. Данный подход требует изменения организации процесса учения, который начинается с целеполагания. Авторы учебников биологии образовательной линии И.Н.Пономаревой предусмотрели это и перед каждой главой ввели рубрики в 5 классе «О чем вы узнаете в этой главе» и «Что вы научитесь делать…» [2. С. 35], в 6 классе «Изучив материалы этой главы, вы сумеете охарактеризовать…» и «Вы научитесь» [3. С. 159]. Содержание данных рубрик направлено на формирование личностных УУД, которые обеспечивают действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. В 10 классе добавляется рубрика «Вы сможете…» [4. С. 75], направленная на развитие волевой саморегуляции старшеклассника как способности к мобилизации сил и энергии.

Кроме этого в конце каждой главы учебника для 5 класса имеется раздел «Подведем итоги», в котором представлены разнообразные рубрики, отражающие организацию разнообразной деятельности учащихся, например: «Проверьте себя», «Выполните задания», «Обсудите с друзьями», «Выскажите свое мнение», «Работа с моделями, схемами, таблицами» [2]. В следующем 6 классе данные рубрики сохраняются и добавляются новые «Учимся создавать проекты, модели, схемы», «Проведите наблюдение, сделайте вывод», «Темы проектов» [3]. Мы видим, что название рубрик (даже без анализа заданий, в них представленных) указывает на возможность формирования и развития в последующих классах различных УУД – познавательных, коммуникативных, личностных.

После каждого параграфа, как и в ранее изданных учебниках этой линии, содержатся вопросы и задания, но характер их сменился с репродуктивного на продуктивный и творческий. Так, в 6 классе последнее задание каждого параграфа всегда предусматривает использование учеником информационных ресурсов [3. С. 95].

При анализе учебников данной линии мы наблюдали, что задания представлены системно – часть рубрик, которые важны и необходимы для контроля знаний и умений учащихся, а также для развития личности, такие как «Проверьте себя», «Обсудите проблему в классе» присутствуют во всех учебниках с 5 по 11 класс. Помимо этого система заданий в учебниках биологии для старшеклассников усложняется, например в 10 классе появляется рубрика «Подумайте»; в ней содержатся вопросы продуктивного уровня, на которые прямого ответа в данном учебнике нет, что ориентирует учащихся на работу с дополнительными источниками информации [4. С. 24],

Рубрики «Докажите ошибочность утверждений» и «Из перечня условий исключите ошибочное» содержат неправильные высказывания или факты, которые учащиеся могут исправить на основании изученного содержания данного учебника [4. С. 24, 73]. Рубрика «Замените подчеркнутую часть утверждения термином» направлена на формирование знаково-символических УУД, которые обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, отрыва от конкретных ситуативных значений и перевода их в обобщение [Там же, С. 126]. Рубрика «Темы рефератов (электронных презентаций)» способствует одновременному развитию у старшеклассников информационно-коммуникативных, общеучебных учебных действий при структурировании знаний, логических при анализе и синтезе новой информации, знаково-символических в процессе преобразования текстов в рисунки, схемы, презентации и др.

Тексты учебников, как и в учебниках данной линии прежних изданий, делятся на основные, дополнительные (обозначены определенным знаком-символом) и пояснительные. Это обеспечивает выбор ученика, интересующегося биологией или желающего изучать только необходимые основы биологических знаний.

В учебниках имеются лабораторные работы, расположенные в конце соответствующего параграфа (5 и 6 кл.). Это позволяет формировать предметные УУД, сочетать теорию с практикой, удобно для ученика и учителя, организующего самостоятельную практическую деятельность ребят. В старших классах от учащихся требуется большая самостоятельность в обосновании полученных в ходе лабораторной работы результатов и потому лабораторный практикум вынесен в конец учебника (10 кл.), но при этом в названии каждой из них сохраняется ссылка на соответствующий параграф [4. С.210].

Иллюстрации учебников данной образовательной линии многообразны и представлены рисунками, фотографиями, схемами и картосхемами. Они цветные даже в учебниках для старшеклассников, размеры их оптимальны для каждого возраста. Часть из них носит информативный характер, иллюстрирующие содержание текста учебника (во всех учебниках), другие – раскрывают ход деятельности, например, в ходе опыта (5 и 6 класс), третьи, комбинированные, служат для установления взаимосвязей процессов, происходящих в природе, например: «Схема круговорота углерода в биосфере», «Схема круговорота фосфора» др. (10 класс), направленные на формирование логических УУД при построении учеником рассказа о данном процессе на основе рисунка.

ФГОС введено требование по организации внеурочной работы. В соответствии с ним авторы анализируемых нами учебников предоставили в конце учебников рубрику «Задания на лето» (5 и 6 кл.) [2. С. 123; 3. 174], а в учебнике о растениях еще и приложение «Знакомьтесь: комнатные растения в школе» (6 кл.), где представлен пример самостоятельной деятельности детей по изучению, уходу и паспортизации комнатных растений [3. С. 184]. Кроме того организации внеурочной деятельности учащихся способствуют рубрики учебников «Темы проектов» (6 кл.) [3.С. 27] и «Темы рефератов (электронных презентаций)» (10 кл.) [4. С. 25].

Таким образом, анализ учебников образовательной линии И.Н.Пономаревой показал обновление в целом структуры учебной книги и это обновление реализует основной системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования - освоение универсальных учебных действий, с помощью которых и происходит развитие личности обучающегося, что и является основным результатом образования по ФГОС. На наш взгляд, данные учебники при работе с ним обеспечат «алгоритм успеха» ученика.

Литература

  1. Петрищева, Г. С. Возможности использования УМК биологии для реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст]: /Г. С. Петрищева, Н. В. Захарюта // Биологическая наука и образование в педагогических вузах: мат-лы VII Всеросс. науч.-практ. конф. «Проблемы биологической науки образования в педагог.–х вузах» (31 марта- 2 апреля 2011 года). Вып. 7. – Новосибирск: Изд-во НПГУ, 2011.– С. 327 – 331.

  2. Пономарева, И. Н. Биология: 5 класс [Текст]: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с.

  3. Пономарева, И. Н. Биология: 6 класс [Текст]: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.

  4. Пономарева, И. Н. Биология: 10 класс: базовый уровень [Текст]: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина; под ред. проф. И. Н. Пономаревой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с.

  5. Универсальный словарь иностранных слов русского языка [Текст]: / Под ред. Т. Волковой. – М.: Вече, 2001. – 688 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алгоритм успеха iconОсновная школа
Программа предназначена для образовательных организаций, работающих по системе умк «Алгоритм успеха»
Алгоритм успеха iconУрок успеха пожарная часть №44 огпс-5 по охране
...
Алгоритм успеха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов. Проверить знание и понимание детьми терминов «информатика», «информация»,...
Алгоритм успеха iconЭкскурсия на кфх «Козлов» Отчёт о проведении «Уроков успеха» на территории...
...
Алгоритм успеха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник умк «Алгоритм успеха», Вентана-Граф. Под редакцией А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир
Алгоритм успеха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для образовательных учреждений, работающих по системе учебников «Алгоритм успеха»
Алгоритм успеха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелёва. Москва, издательский центр «Вентана –Граф» 2012 г. (алгоритм...
Алгоритм успеха iconПедсовет 15. 01. 14(проект) Ситуация успеха как средство формирования...
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных...
Алгоритм успеха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ввести понятия текстовый и графические алгоритмы, линейны алгоритм, алгоритм с ветвлением
Алгоритм успеха icon«20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь – научи!»
«20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь – научи!». Акция продлилась до 20 ноября 2010 года. Суть акции – в любой из дней в течение месяца...
Алгоритм успеха iconПсихология успеха
...
Алгоритм успеха iconУрок в 11 классе Тема «Слагаемые успеха в бизнесе»
Цели: 1 раскрыть финансовые, организационные, управленческие, экономические условия успеха в бизнесе
Алгоритм успеха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Алгоритм Евклида — это алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (нод) двух целых неотрицательных чисел
Алгоритм успеха iconУчебники обеспечивают достижение предметных, метапредметных и личностных...
Образование на ступени основного общего образования является логическим продолжением обучения в начальной школе, оу в условиях введения...
Алгоритм успеха icon«Урок успеха» 26. 02. 2014 г
Валерий Николаевич отметил значимость всех знаний и умений, получаемых в школе. Ведь именно там закладываются основы профессионального...
Алгоритм успеха iconКонспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск