Скачать 137.01 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Бодайбо»
ПРОГРАММА психологического практикума «Я познаю себя» (адаптированная) для учащихся 10-11 классов Составитель: Домченко Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1», вторая квалификационная категория г. Бодайбо 2015г. Пояснительная записка Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в современном обществе. Именно личностные, психологические факторы выступают залогом успешной социализации и творческой реализации человека. Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности. Данная программа составлена на основе программы Л.П. Пономаренко, Р.В.Белоусовой «Психология успеха» издательство «Владос», 2011г. Целью психологического практикума «Я познаю себя» является повышение уровня социальной компетентности учащихся, ориентация их на саморазвитие, самосовершенствование; развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации. Программа психологического практикума «Я познаю себя» рассчитана на 34 часа. Данный психологический практикум изучается за счет часов школьного компонента учебного плана, относится к межпредметной области. Задачи программы: - овладение навыками самоанализа; - развитие умения понимать чувства и мотивы поведения других людей; - обучение конструктивному повседневному и деловому общению; - обучение приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях; - развитие умения творчески преодолевать конфликты. Содержание программы 10 класс Отрасли психологии. Роль психологии как науки. Современные отрасли психологии 1ч. Психические познавательные процессы. Приемы развития внимания. Роль внимания в жизнедеятельности человека. Механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Индивидуальные особенности памяти. Приемы мнемотехники. Приемы развития логического мышления 4ч. Способности. Интеллект. Способности. Факторы, влияющие на развитие способностей. Интеллект.Творческие способности. Креативность. Приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие креативности и преодоление стереотипности мышления 4ч. Мозг и психика. Правополушарное» и «левополушарное» мышление. Доминирование полушарий («левши» и «правши»). Активизация правого полушария 3ч. Личность. Теории личности. Теория личности Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Энергетическая модель психики по Фрейду. Практическое применение психоанализа 4ч. Темперамент и характер.Типы темпераментов. Экстраверсия – интроверсия. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента 3ч. Самосознание. «Я-концепция» «Я-концепция» и ее составляющие. Самоуважение и любовь к себе. Путь к уверенности в себе. Права человека, которые поддерживают уверенность в себе 4ч. Эмоции и чувства. Роль чувств в жизни человека. Эмоции. Аффекты. Настроение. Чувства. Виды эмоций. Связь эмоций с психическими процессами4ч. Стресс. Виды стресса. Стресс и дистресс. Душевное равновесие 4ч. Саморегуляция. Мышечная релаксация. Аутогенная тренировка. Внутреннее сосредоточение. Визуализация, ресурсные состояния 3ч. 11 класс Общение. Средства общения. Межличностное пространство. Форма изложения 3ч. Механизмы межличностного восприятия. первого впечатления. «Эффект ореола». Ошибка превосходства. Ошибки привлекательности. Фактор отношения к вам. Установка 4ч . Психологические защиты Психологическая защита. Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Сублимация 4ч. Приемы расположение к себе. Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства 4ч. Конфликт и стили его разрешения. Конфликт. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций 4ч. Психологические аспекты семейных отношений. Функции семьи. Детско-родительские отношения. Норма и патология 4ч. Коллектив и личность. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе.Кто может стать лидером? Стили управления. Приемы противостояния давлению. Право на отказ 4ч. Профессиональное самоопределение. Проблема выбора профессии. Типология личности Голланда. Сдача. проектов «В поисках своего призвания» 4ч. На пути к успеху… защита реферативных работ 3ч. Данная программа психологического практикума рассчитана на подростковый возраст, 15-17лет (учащиеся 10 – 11 классов). Этот возраст предусматривает психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Практикум содержит различные формы и методы обучения: 1.Методы объяснительно-иллюстративного обучения:
2.Методы репродуктивного обучения:
3.Методы проблемно-поискового обучения:
4.Коммуникативные методы обучения:
5.Имитационно-ролевые методы обучения:
Тестирование – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного человека. Психологический тренинг – использование активных методов групповой психологической работы с целью развития способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения. Диалог - В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. Дискуссия - противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. «Аквариум» - предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. «Снежный ком» - Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах Мозговой штурм - предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. Имитационные упражнения - данные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д. Форма контроля - тест; - рефераты; -проекты. ожидаемый результат: - углубление знаний учащихся по предметному полю психология; - индивидуальная адаптация учащегося в учебном процессе, максимальная активизация познавательной, поисковой и проектно - исследовательской деятельности, самостоятельности мышления, проявление инициативности и максимальной реализации способностей; - формирование умений учащихся высказывать собственное мнение, творчески овладевать знаниями, умениями и навыками; - формирование собственной личностной позиции. Личностные результаты: - способность к самоопределению; - использование компетенций личностью по отношению к окружающим; - сформированность гражданской позиции. Метапредметные результаты: - готовность к профессиональному выбору; - умение оценивать свои поступки с точки зрения этической. Предметные результаты: - владение знаниями для получения дополнительного образования; - применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных задач. Учебно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Литература: I. Для учащихся: 1.Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 2.Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся:10-11 кл.-М.: «Просвещение»,1995. 3.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. - М.: «Просвещение», 2007 4.Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. М., «Педагогика», 2009 II. Для учителя: 1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.М.: «Просвещение», 2002. 2.Вагин И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски/И.Вагин, А.Глущай. М.:ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак» 2003. 3.Вехова А.П., Кузибецкий А.Н.Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития. Волгоград: ВГИПК РО, 2003. 4.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994.№ 3. 10 класс
11 класс
|
Урок успеха пожарная часть №44 огпс-5 по охране ... | Экскурсия на кфх «Козлов» Отчёт о проведении «Уроков успеха» на территории... ... | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | ||
Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | Учебный курс «Социальная психология» Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая... | ||
Педсовет 15. 01. 14(проект) Ситуация успеха как средство формирования... Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика... | ||
«20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь – научи!» «20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь – научи!». Акция продлилась до 20 ноября 2010 года. Суть акции – в любой из дней в течение месяца... | Урок в 11 классе Тема «Слагаемые успеха в бизнесе» Цели: 1 раскрыть финансовые, организационные, управленческие, экономические условия успеха в бизнесе | ||
«Урок успеха» 26. 02. 2014 г Валерий Николаевич отметил значимость всех знаний и умений, получаемых в школе. Ведь именно там закладываются основы профессионального... | Конспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения | ||
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе Педсовет: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социальной успешности выпускников... | Ари Киев Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках Развитие сети образовательных учреждений с учетом потребностей населения: ресурсные центры, дистанционное взаимодействие образовательных... | ||
Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... | Кафедра немецкой филологии «Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,... |