Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе





Скачать 94.33 Kb.
НазваниеПоложительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе
Дата публикации20.01.2015
Размер94.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Выступление на педагогическом совете школы

Педсовет: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения уровня социальной успешности выпускников школы»

Выступление по теме:

« Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе»

Выступление подготовили:

Мещерякова Е.А. и

Таранушенко Е.А.

4 февраля 2010 г.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Школьная жизнь, интересная, наполненная делами, открытиями, встречами. Не было дня, чтобы в зале школы стояла тишина. Будничные дни – собрания, репетиции, тематические и танцевальные вечера.

Изменились ценностные ориентации нынешнего школьного “контингента”.

–Практически каждый ребенок имеет дома телевизор и видеомагнитофон, у некоторых имеется более двух телевизоров в доме. У большинства детей имеются компьютеры. Предполагается, что все это находится в полном распоряжении ребенка или подростка.

Но как организовать учебную и воспитательную деятельность в школе и вне школы, чтобы полнее реализовывались интересы детей.

Существует несколько методов создания ситуации успеха во внеурочное время. Предлагаю вам посмотреть основные типы ситуации успеха. Они также направлены на укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно “тиражировать” данный прием в школьной практике, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.

Существует несколько педагогически принципов, используемых в работе педагогами

Ребёнок - субъект собственной жизни.

Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным. Классный руководитель призван помочь ребенку в определении его интересов через различного рода диагностические методики.

Каждый ребёнок талантлив.

Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности, через занятия в кружках и спортивных секциях, участию в различных творческих конкурсах, активное участие во внеурочной жизни школы и класса.
Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации

( через органы самоуправления в классе, подготовку классных часов, подготовку сообщений, рефератов и т.д.).

Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений

Не зря ведь говорят “Хочешь быть лидером – будь им!”

Черты настоящего лидера

Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Наверное, это – человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта – харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:

  • эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,

  • лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,

  • лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,

  • лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,

  • лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией.

Большим потенциалом в решении задач воспитательной работы с детьми и подростками обладают детские общественные объединения.

Детская организация – особый тип общественного объединения.

Цель создания организации – формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи школы для воспитания лидеров:

  1. Создать условия для актуализации потребности в саморазвитии и формировании лидерской позиции у участников школы через включение их в различные виды деятельности по направлениям работы школы.

  2. Развить творческий и интеллектуальный потенциал.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а в частности работа школьной детской организации, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а так же создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. И не будем забывать, что (как пишет американский психолог У. Глассер) «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем – то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своего и общего социально-значимого идеала в реальности. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность музыкальной, изобразительной, литературной и театральной направленности происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в концертах и творческих выставках, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

Но прослеживается и отрицательная сторона. Дети самостоятельно решают, в какой группе им работать (оформление, подготовка сценария, выступление и т.д.). При этом часто выбирают дело, которое у них лучше всего получается и не пробуют себя в другой социальной роли.

РОСКОШЬ ПООЩРЕНИЯ

В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны .

Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа “молодец”, “очень хорошо”, “замечательно” и т.п., похвала, учебные оценки знаний учащихся. Как ни странно, в нашей педагогике всегда уделялось очень мало внимания разработке методов положительного подкрепления и, в частности, поощрений.

Поощрения, конечно, существовали, но особенно заботиться об их разнообразии и усовершенствовании в школьном воспитании никому не приходило в голову. Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики.

ПОХВАЛА

Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогический вклад.

Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться медвежьей услугой или быть непедагогичной. Попробуем назвать основные из них.

Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

В этой ситуации важно соблюдать меру: перехвалить ребёнка также плохо, как не дохвалить.
СОРЕВНОВАНИЕ

Очень мало пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся.

Стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всю жизнь старается не отстать, а по возможности и опередить людей своего поколения и близкой судьбы. Прежде всего от своих одноклассников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи.

Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других. Чисто теоретически соревновательность бесспорно является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников.

Требуется постоянно подогревать интерес детей с учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Вечно увлекательны для детей только любимые спортивные игры, а что касается учебы и какого-либо труда — тут педагогам нужно постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т.е. становятся настоящим коллективом, что всегда педагогически целесообразно, как бы не менялось отношение к термину “коллектив”. В свое время это очень хорошо понял А.С.Макаренко, который сделал соревнование одним из основных элементов педагогической технологии.

Но и здесь есть свои недостатки. Иногда стремление стать первым любой ценой ухудшают взаимоотношения в детском коллективе. Если в течении длительного времени побеждает один и тот же, то у других ребят пропадает интерес и они становятся пассивными зрителями. Участие в некоторых соревнованиях приводят к пропускам занятий учащимися, что приводит к снижению качества знания.

Нужно воспитывать детей так, чтобы это были САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconКонспект "Педагогические приемы создания ситуации успеха" с элементами тренинга для педагогов
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconТема: «Итоговый урок по теме «Положительные и отрицательные числа»
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Положительные и отрицательные числа»
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе icon«Приобретение лицензионных и пиратских компьютерных игр в г. Нерюнгри»
Положительные и отрицательные стороны пользованием лицензионным и пиратским продуктом. 10
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconРоль водорослей в освоении космоса
Ведь они умеют расти и размножаться в совершенно неблагоприятных условиях. И тем самым имея положительные и отрицательные стороны...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconРоль водорослей в освоении космоса
Ведь они умеют расти и размножаться в совершенно неблагоприятных условиях. И тем самым имея положительные и отрицательные стороны...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconУроков по теме «Положительные и отрицательные числа»
Технологические карты уроков по теме «Положительные и отрицательные числа», 6 класс
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: Сформировать у учащихся понятия «альтруизм» и «эгоизм». Выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий,...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconУрок по теме: «Положительные и отрицательные числа»
Цель: повторить и систематизировать зун учащихся по данной теме, подготовиться к контрольной работе
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconЦель моей работы: изучить положительные и отрицательные стороны использования...
Краснодарский край, село Белая Глина, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе icon«Ядерная энергия: «за» и «против»
Образовательная: закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, использованием ядерной энергии, оценить положительные и отрицательные...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconОтчет группы «Теоретики»
Современный человек испытывает немало стрессов и волнений. Чтобы сгладить возникшие проблемы, люди довольно часто «заедают» их различными...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconТетерина Н. В. Моу сош №4 г. Усть-Кут Иркутской обл. Практическая часть сетевого проекта
Опираясь на личный опыт и психологические данные из источников, участники должны проанализировать разные стили взаимоотношений, выделить...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Четко делятся на отрицательные (Простакова, Митрофан, Скотинин ) и положительные (Стародум, Милон, Правдин, Софья). Положительные...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconРеферат по информатике и икт на тему: «Операционная система ms windows....
В XX веке технический прогресс создал два изделия, в корне изменивших жизнь человека: автомобиль и компьютер. Каждый из них может...
Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеклассной работе iconМетодические рекомендации по работе с литературой
Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий здоровье- сберегающей среды обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск