Отчет группы «Теоретики»





Скачать 279.63 Kb.
НазваниеОтчет группы «Теоретики»
страница1/3
Дата публикации27.08.2014
Размер279.63 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Химия > Отчет
  1   2   3
«Сладкая жизнь» по всем правилам.

Актуальность исследования. Проблема правильного питания всегда стояла перед обществом. Современный человек испытывает немало стрессов и волнений. Чтобы сгладить возникшие проблемы, люди довольно часто «заедают» их различными сладкими продуктами. Какие химические соединения обладают сладким вкусом? Каково их строение? В чем положительные и отрицательные стороны их влияния на организм?

Каковы принципы правильного питания? Вот неполный перечень вопросов, на которые участники проекта дают ответ.

Этапы работы над проектом.

1.выбор тематики учебного проекта.

2. постановка цели, формулировка задач.

3.распределение учащихся по творческим группам: «теоретики» «Экспериментаторы», «медики», «Диетологи», «Социологи», «Филологи».

4 обсуждение вопросов исследования (индивидуально для каждой группы)

5. распределение обязанностей между членами группы.

6. поиск информации, исследования.

7. консультация с руководителем, специалистами (учителем химии, учителем биологии, родителями-врачами).

Оформление кабинета. Таблицы «моносахариды», «Полисахариды»; брошюра «диеты»; буклет-результат работы над проектом; напечатанные поговорки и пословицы о сладостях, сладкие угощения( баранки, сушки, конфеты), выставка продуктов, содержащих углеводы( напитки, молочные продукты, пирожные и т.п.); анкета для участников проекта, презентация.

Оборудование и реактивы. Демонстрационный столик, штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирок, асбестовая сетка, спички, раствор свежевыжатого яблочного сока, растворы сульфата меди(II) и гидроксида натрия.
Ход занятия
Вступительное слово учителя (учителя химии) о ходе работы над проектом.

Руководитель проекта.

Очень часто говорят:

Дети любят мармелад,

Шоколадные конфеты,

Тоже важные приметы

Торты, слойки и печенье,

Крем, домашнее варенье

И хрустящие орешки-

Они - просто сладкоежки

(Елена Эрато)

О сладкой жизни люди мечтали всегда. Ну конечно, не только о пряниках и меде. Не случайно сладкими называют приятный сон, поцелуй. Воспоминание. Сегодня мы посвящаем занятие «съедобной части» этой мечты о сладкой жизни. Этот урок – заключительный этап работы над проектом ««сладкая жизнь»по всем правилам».

Любовь к сладкому заложена в человеке на генетическом уровне. Первое питание в жизни младенца – это грудное молоко, сладость которому придает молочный сахар – лактоза. Введение прикорма расширяет ассортимент источников углеводов. После года детям разрешается давать небольшое количество сахара.

Конечным продуктом расщепления углеводов является известная всем глюкоза. Вопрос о многообразии углеводов, их строения изучала группа «Теоретики».

Отчет группы «Теоретики» (Калдыркаева А.)

(показ слайдов)

Сладости бывают неуглеводного и углеводного происхождения. Углеводы делятся на простые и сложные.

Просты углеводы.

Глюкоза и фруктоза.

Глюкоза и фруктоза - изомеры, имеющие одну и ту же молекулярную формулу, но различное химическое строение. В состав глюкозы входит альдегидная группа, а фруктозы - кетогруппа.

Обычно для изображения изомеров моноз используют проекционные формулы Фишера. Этот метод позволяет представить различное положение атомов водорода и гидроксильных групп в пространстве относительно углеродной цепи. Моносахариды существуют в виде двух форм: открытой(ациклической) и закрытой (циклической) в водных растворах эти формы могут переходить друг в друга (процесс называется циклооксотаутомерией).

В отличие от линейной формы циклическая (или полуацетальная) форма не содержит карбонильной группы.

Глюкоза в водных растворах существует в трех формах, способных переходит одна в другую: открытой(линейной) и двух циклических – пятичленной и шестичленной. Циклические формы отображаются формулами Хеуорса. Пятичленные циклы называются фуранозами, шестичленные – пиранозами. В зависимости от положения полуацетального гидроксила различают α- и β- формы: в α-изомерах он находится под плоскостью кольца, а в β-изомерах – над плоскостью кольца.

Сложные углеводы. (Никонова Н)

Дисахариды.

Наиболее известные дисахариды(биозы)- сахароза(тростниковый сахар) и лактоза (молочный сахар).

Сахароза и лактоза. В состав дисахаридов входят моносахариды,находящиеся в циклических формах. Связь между двумя молекулами моносахаридов всегда образуется с помощью двух гидроксильных групп – по одной от каждой молекулы монозы. Однако характер этих гидроксилов не всегда одинаков. Если одна молекула предоставляет всегда полуацетальный гидроксил, то вторая молекула может так же предоставить полуацетальный гидроксил ( в этом случае образуется гликозид-гликозидная связь) или любой другой гидроксил (тогда образуется гликозид-гликозная связь).

Если в образовании связи участвует только один полуацетальный гидроксил, то он сохраняется и в дисахариде. Молекула такого дисахарида способна переходить в ацеклическую альдегидную форму. Подобные дисахариды восстанавливают такие вещества, как Ag2O и Cu(OH)2, поэтому их называют восстанавливающими. К восстанавливающим дисахаридам относится, в частности, лактоза.

Дисахариды, образующиеся за счет взаимодействия двух полуацетальных гидроксилов, не дают реакцию «серебряного зеркала» и не восстанавливают Гидроксид меди (II), поэтому их называют невосстанавливающими дисахаридами. Пример невосстанавливающего дисахарида – сахароза.

Сахароза С12Н22О11. образуется в результате реакции конденсации молекул глюкозы и фруктозы, сопровождающейся удалением одной молекулы воды.

С незапамятных времен человечество знакомо с сахарозой. Еще Александр Македонский знал, что в Индии есть тростник, из которого можно получить мед без пчел. Жители африканского контингента извлекали сахарозу из пальмового сока, североамериканские индейцы из кленового. Сахароза, по сути, и есть тот сахар (песок, рафинад), который является общеизвестным продуктом питания. Массовое производство сахара из свеклы началось полтора века тому назад во Франции.

В нашем организме в результате гидролиза из сахарозы (дисахарида) образуются оба упомянутых выше моносахарида в равных количествах. Катализаторами гидролиза в организме служат ферменты, однако и нагревание может ускорить гидролиз, поэтому, когда сиропы долго кипятят, они становятся слаще за счет образования фруктозы.
(Учаев Коля) Лактоза. Этот углевод называют еще молочным сахаром, т.к он содержится преимущественно в молоке животных. Лактоза, как и сахароза, - дисахарид, но в ее молекуле с глюкозой связана не фруктоза, а галактоза. Глюкоза и галактоза отличаются лишь взаимным расположением атома водорода и гидроксильной группы при одном из атомов углерода. Однако в сложных биохимических превращениях пищи такое различие имеет огромное значение.

С лактозой человек знакомится с первых дней жизни, т.к. это единственный углевод, присутствующий в материнском молоке.

Так же, как и глюкоза, лактоза может «бродить» под действием определенных штаммов бактерий и дрожжей. Конечными продуктами брожения могут быть молочная, пропионовая, масляная кислоты, спирты и другие соединения.
(Сумбаев Илья) Полисахариды.

Крахмал. Формула крахмала- (С6Н10О5)n . Крахмал представляет собой смесь линейных и разветвленных макромолекул. Степень полимеризации этого вещества чрезвычайно велика: его молекулярная масса исчисляется миллионами а.е.м. для растительных организмов крахмал играет ту же роль, что и для животных гликоген- он подвергается гидролизу, и в итоге образуется глюкоза:

(С6Н10О5)n+n H2O → nC6H12O6.

Процесс гидролиза крахмала в организме человека сложный, но технологически отработанный – ферментативный гидролиз крахмала начинается уже на языке:

(С6Н10О5)n → (С6Н10О5)х → С12Н22О11.

Крахмал декстрин мальтоза

Мальтоза не успевает превратиться в моносахариды за то время, которое мы обычно затрачиваем на пережевывание пищи, и процесс образования глюкозы из крахмала заканчивается уже в пищеварительном тракте. Однако если содержащую крахмал пищу ( например, хлеб) пожевать. Скажем. Минуту или полторы, появляется отчетливый сладкий вкус.

Наш организм получает крахмал в основном с картофелем. Однако массовая доля этого углевода в клубнях не превышает 20%. Гораздо богаче крахмалом зерновые: рис – 80%, кукркза-74%, пшеница- 60%.
(Московченко Влад) Целлюлоза(клетчатка) это растительный полисахарид сложного строения с такой же общей формулой, как и крахмал (С6Н10О5)n.

Отличие крахмала от целлюлозы – в характере сочленений циклических фрагментов глюкозы, из которых образованы оба полисахарида. В целом же в гигантских молекулах целлюлозы больше линейных, а в крахмале больше разветвленных участков.

Примером чистой целлюлозы может послужить фильтровальная бумага или кусок ваты. В растениях целлюлоза чаще всего соединена с другими органическими веществами.

Поступая в наш организм с растительной пищей, клетчатка проходит желудок, практически не изменяясь. Только травоядные животные и такие насекомые, как термиты, способны активно осваивать этот полимер: в их желудках находится особый род бактерий, вырабатывающий фермент целлюлозу. Этим «ключом» легко размыкаются связи между фрагментами глюкозы. В кишечнике человека в зависимости от состава пищи переворачивается лишь незначительная часть поступающей туда клетчатки. Остальная ее масса так и выводится из организма непереваренной, но при этом целлюлоза способствует повышенному выделению пищеварительных соков на всем своем пути, что нормализует работу кишечника.
(Ученики) Руководитель проекта. Как обнаружить углеводы в пищевых продуктах? Этот вопрос изучали участники группы «Экспериментаторы».
Отчет группы «экспериментаторы»

(показ слайдов).

Обнаружение углеводов в пище.

(1 ряд. Слугина Алена)1. Как обнаружить углеводы в шоколаде? (Слугина Алёна, Сумбаев Илья)

Содержание углеводов в разных сортах шоколада неодинаково.

Для исследования использовали два сорта: темный(«Российский») и молочный( «Аленка») в молочном шоколаде помимо сахарозы содержится лактоза, а в темном -только сахароза.

Как было отмечено выше, лактоза, в отличие от сахарозы, является восстанавливающим сахаром и способна реагировать с аммиачным раствором оксида серебра или реактивом Фелинга.

Насыпаем в одну пробирку тертый темный шоколад (примерно 1 см по высоте) , а в другую- молочный шоколад. В обе пробирки приливаем по 2 мл дистиллированной воды. Затем добавляем 1 мл 10%-го раствора NaOH и 2-3 капли 10%0го раствора сульфата меди(II). Встряхиваем пробирки: в обеих пробирках появляется ярко синее окрашивание. Такую реакцию дает сахароза(как многоатомный спирт).

Содержимое обеих пробирок нагреваем. В пробирке с молочным шоколадом появляется осадок красного цвета, следовательно, молочный шоколад содержит восстанавливающий сахар – лактозу.
(2 ряд. Прохорова Т) 2. как обнаружить углеводы в мороженом?

В мороженом так же содержатся сахароза и лактоза, которые можно обнаружить по описанной выше методике. Мороженое смешивается с водой в соотношении 1:8; при приливании к полученной смеси гидроксида натрия и сульфата меди(II) наблюдается, как и в случае с шоколадом, синее окрашивание. Это качественная реакция на много атомные спирты.

Приливаем раствор гидроксида меди(II) к исходной смеси и нагреваем – появляется красный осадок оксида меди(I). это качественная реакция на альдегидную группу, подтверждающая, что лактоза способна переходить в альдегидную форму и обладает восстанавливающими свойствами.
(Кистанова Алена) Аналогичный эксперимент позволяет обнаружить глюкозу в свежевыжатом яблочном соке. Член группы экспериментаторов демонстрирует опыт.

Приливаем раствор гидроксида меди(II) к исходной смеси и нагреваем – появляется красный осадок оксида меди(I). Это качественная реакция на альдегидную группу, подтверждающая, что лактоза способна переходить в альдегидную форму и обладает восстанавливающими свойствами.

Руководитель проекта. Итак, как обнаружить глюкозу химическим путем, мы знаем. А какие органы человеческого организма определяют сладкий вкус?

«Две ложки сахара положить или одну?», «А может, вообще обойтись без сахара?» Признайтесь, кто из вас задавал себе такие вопросы? Известно. что сахар – это «белая смерть» Так нельзя ли его заменить другими невредными, но сладкими веществами? О веществах. Имеющих сладкий вкус, но не являющихся углеводами, расскажет нам представитель группы «Теоретики»

Отчет группы «Теоретики»

(показ слайдов)

Какое вещество самое сладкое?(Букин В)

Сладкий сок сахарного тростника был известен аборигенам Америки за много столетий до нашей эры. В Европу он проник через Индию, где уже пять тысяч лет назад сладкий сок и порошок из сахарного тростника считались лекарственным средством. Сгущенный сок тростника называли «саркарой». Однокоренные названия встречаются во многих языках мира (достаточно вспомнить слова: украинское слово цукор, английское sugar, французское sucre, немецкое Zucker).

Первый в России сахарный завод, использовавший привозной тростниковый сахар-сырец, был построен в Санкт-Петербурге в 1719 г. В настоящее время две трети мировой продукции сахара – это тростниковый сахар, на долю сахарной свеклы приходится одна треть. Рафинированная, 99,9%-я сахароза одно из самых многотоннажных чистых органических соединений, выпускаемых промышленностью. А суммарный годовой урожай сахарного тростника, приближающийся к миллиарду тонн, значительно превышает урожай любой другой сельскохозяйственной культуры.

Тысячелетиями сахарный тростник был единственным поставщиком сахарозы. И только в 1747 г. немецкий химик Андреас Маргграф обнаружил под микроскопом кристаллы сахара в тонких срезах корней свеклы, что привело в дальнейшем к возникновению свеклосахарного производства в Европе. В России первый свеклосахарно -спиртовой завод был построен в 1802 г. в Тульской губернии. Чистота производимого сахара-сырца была около 85%; отходы сахарного производства перерабатывали в этиловый спирт. А через 100 лет в стране работали уже сотни сахарных заводов, производящих около 1,5 млн. т сахара в год.

Сахарный тростник, в отличии от сахарной свеклы, в наших краях не произрастает. Поэтому не удивительно, что мы привыкли именно к свекловичному сахару, а название «тростниковый» вызывает у нас подозрение. Любопытно, что в Америке все было наоборот: в конце 19 века, когда свеклосахарное производство с США было относительно молодым, многие американцы считали, что свой родной тростниковый сахар – это и есть настоящий сахар, а свекловичный - суррогат. С точки же зрения наших работников сахарной промышленности существование двух источников сахарозы очень удобно: привозной тростниковый сахар – сырец позволяет загрузить заводы в межсезонье, когда нет сахарной свеклы. Так что мы едим сахар, выделенный как из свеклы, так и из тростника.

В небольших количествах сахароза всегда присутствует в листьях и семенах растений; в большем количестве – в плодах, особенно сладких, таких как абрикос. Персик, груша. В абрикосах, например, сахарозы может быть до 10% (наряду с 3% глюкозы и таким же количеством фруктозы). Еще больше сахарозы в бананах – до 13,7% (в них также много глюкозы- 4,7% и фруктозы – 8,6%. В березовом соке сахарозы от 0,5 до 1,2%. Но, конечно, производить сахар из этих растений нецелесообразно.
(Сумбаев Илья) Интересно, что такие сластены, как пчелы, в несколько раз менее чувствительны к сахару, чем человек: они не считают сладким даже раствор, содержащий в литре 20г. сахара. Этот, странный на первый взгляд, факт становится понятным, если учесть, что в цветочном нектаре сахаров содержится куда больше- от 40 до 70%, поэтому пчела просто не отвлекается на малопитательные продукты.

За стандарт сладости принимают привычный всем пищевой сахар(сахарозу), который получают из свеклы или тростника; ее сладость принимают за единицу. В «сахарозных единицах»измеряют сладость и других веществ. Опытный дегустатор может почувствовать присутствие сахарозы в воде при очень малой ее концентрации – около 10 ммоль/л. Или примерно 3,5 г/л (0,35).

Является ли сахароза самым сладким сахаром? При гидролизе сахароза расщепляется на два моносахарида – глюкозу и фруктозу. Фруктоза- самый сладкий из сахаров, она в 1,7 раза слаще сахарозы, а вот глюкоза, вопреки распространенному мнению, в 1,3 раза менее сладкая, чем обычный сахар. Немного слаще сахарозы некоторые ее замещенные производные; например, 1.4,6-трихлор-1,4,6-тридезоксисахароза. В которой три гидроксильные группы заменены атомами хлора, слаще сахарозы в 2000 раз.

Еще один распространенный дисахарид – молочный сахар, или лактоза (от лат. Lactis – молоко), содержится в молоке в количестве 4-5%; лактоза в трое менее сладкая по сравнению с сахарозой.

В диетическом питании широкое распространение получили сорбит (это слово происходит от латинского названия рябины: Sorbus aucuparia) и ксилит (от греч. Xylon – дерево). Восстановление глюкозы в сорбит осуществляется в промышленных масштабах и является одной из стадий синтеза витамина С. Сладость сорбита в «сахарозных единицах» равна 0,5, тогда как у ксилита она вчетверо выше. От них ощущение сладкого вкуса сохраняется дольше, чем у сахарозы; кроме того, они немного «холодят» язык. С химической точки зрения сорбит и ксилит, собственно, и не сахара вовсе, а многоатомные спирты(пятиатомный - ксилит, шестиатомный – сорбит), наподобие глицерина (название глицерина произошло от греческого glykeros,означающего «сладкий»). Поэтому сорбит и ксилит не требуют для усвоения инсулина и могут употребляться больным диабетом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет группы «Теоретики» iconОтчет по результатам работы мбдоу №136 за 2011 2012 учебный год
Доу «Цветущий город» 5 педагогов: Еремина И. Е. (заведующая), Павловицкая С. В. (старший воспитатель), Николаева З. А. – воспитатель...
Отчет группы «Теоретики» iconОсновные теоретики
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
Отчет группы «Теоретики» iconПредставляет собой аннотированный отчёт сотрудника (или группы сотрудников) за год. Статьи
Научное сообщение представляет собой аннотированный отчёт сотрудника (или группы сотрудников) за год
Отчет группы «Теоретики» iconПроблема: Почему в кабинете так много комнатных растений?
Сейчас мы внимательно послушаем отчёт первой группы о проделанной работе. А все остальные ребята должны будут выполнить самост работу...
Отчет группы «Теоретики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся рассажены по группам. 3 группы по 5 человек. Учащиеся 1-ой группы представляет страну Великобританию, 2-ой группы- сша,...
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет рабочей группы по радиовещанию
Комиссия рсс по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет по программе педагогической практики Выполнили: студенты 512 группы
Педагогическая деятельность преподавателя профессионального учебного заведения №30
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет по педагогической практике студента 3 курса группы
Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет по педагогической практике студента 5 курса группы
Название внеклассного мероприятия, время и место его проведения, количество учащихся
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет о научно-исследовательской работе
Преступные группы на этнической основе. Противодействие расследованию. Преодоление противодействия расследованию
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет о проделанной работе по комплексу мероприятий противодействию...
Человек, чья фамилия подчеркнута, отвечает за полученное задание и координирует работу группы
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет по внеклассной практике Исполнитель: Студентка 261 группы специальности 050202
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Минусинский педагогический колледж им....
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет о работе творческой группы учителей по направлению: введение...

Отчет группы «Теоретики» iconОтчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей...
Выполнение разделов «охрана труда», «экологическая безопасность», «гражданская оборона» в дипломном проекте
Отчет группы «Теоретики» iconОтчет по опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения за 2011-2012 г г
Ознакомление педагогического коллектива с проектом оэр. Организация проектной группы участников оэр
Отчет группы «Теоретики» iconВ. В. Давыдов в последнее десятилетие теоретики и практики отечественного...
Положение об объектовом звене Московской городской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск