Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно





Скачать 144.57 Kb.
НазваниеР. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно
Дата публикации29.06.2015
Размер144.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Привитие интереса к биологии.

Учитель биологии МКОУ Неклюдовской ООш им. Б.В. Курцева

Р.В. Качалова

Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно

Работать, считаю одним из самых важных компонентов урока. И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрения, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучений, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения); социальные (создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки) методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и мотивации, которые создают оптимальные условия для включение каждого ученика в познавательную деятельность. На уроках биологии я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.

Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приёмы:

1. Приём: «Удивляй!»

Пример. Тема: «Тип Членистоногие. Класс насекомые» (7 класс).

Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы?

В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час,

7 200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно

слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 000 рабочих пчёл.

Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то

посетят они не менее 72 миллионов цветков в день. Показателем

эмоционального интереса в этом случае является особое

эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая

свидетельствует о поглощённости только что услышанного.

2. Приём: «Отсроченная загадка»

Тема: «Тип Хордовые. Класс млекопитающие» (7 класс)

Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы с неё начать

следующий урок.

Учитель: На следующем уроке речь пойдёт об очень опасном

животном. Это животное не хищник. Оно поставило под угрозу

уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в

тревогу и растительность, и большое число людей. Как вы думаете с

каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке? ( дети

называют различных животных)

Это животное - впрочем, не будем торопиться – продолжение

следует… на следующем уроке откроется секрет: это животное –

кролик.

3. Приём: «Практичность теории»

Пример. Тема: « Факторы среды и их влияние на биоцензы» (7 класс). Леса называют «зелёными лёгкими» планеты. Учёные подсчитали, что при нынешних темпах вырубки через 100 лет лес будет вырублен полностью. Вырубка лесов влечёт за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить

мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях,

знать подходы к решению проблемы. Биология открывает для этого

много возможностей, важно не упустить их и использовать. Свои уроки

я строю по следующей структуре. Цель личностно-ориентированного

урока – создание условий для развития интереса и познавательной активности учащихся.

Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность

обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания

обучения, формирования у школьников приёмов самостоятельного

потребления знаний, развития активности. Без внутренней мотивации,

без пробуждений интереса освоения знаний не произойдёт. Процесс

обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям,

направленном на формирование творческой личности, стремящейся к

самообразованию.

Исходя из этого положения, определены принципы педагогической

деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для

развития и совершенствования ребенка:

А) Создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен

почувствовать радость от успешно проделанной работы);

Б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой

деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов);

В) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу

учащихся;

Г) Использование дифференцированного и индивидуального подходов.

Формирование положительной концепции личности;

Д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с

одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, участие во

внеклассных мероприятиях и т.д.

Е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение

вперед в плане совершенствования;

Ж) Педагогическое сотрудничество;

З) Учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи

и внутрисемейных отношений).

Структура урока.

Организационный момент, включающий: опрос учащихся по

заданному на дом материалу, включающий: работу по карточкам, по

группам, анализ ответа одноклассника, предоставление и защита

мультимедиа и т.д.

Изучение нового материала. Постановка проблемы, выявление

затруднений (учебник). Создание проекта выхода из затруднения.

Закрепление учебного материала, предполагающее: первичное

закрепление (в виде тестов, зад. А), закрепление творческого плана

(зад. В, С).

Рефлексия. Что знал? Что нового узнал? Что бы хотел узнать? Задание

на дом: дифференцированное: основное – мини - что есть в стандарте

параграфа, ответить на вопросы, макси - это презентации, составление тестов (это задание по желанию).

В методике организации учения школьников большое значение имеет

проблемное обучение. В зависимости от содержания учебного

материала, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно

несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на

уроках:

1. Постановка проблемного вопроса.

- Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться

слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните. В результате

использования проблемных вопросов, в ходе изучения учебного

материала установила, что они способствуют появлению у

школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной

активности, эмоциональной приподнятости, стремления к

узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом –

состояний, свойственных познавательному интересу.

2. Отыскание причин, обуславливающее то или иное явление, на

основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

Например: Урок биологии в 6 классе.

Тема «Фотосинтез». Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт

поставил опыт- поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в

него ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущему в горшке

растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только

поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей.

Взвесив иву через 5 лет. Ван Гельмонт обнаружил, что её вес

увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50

грамм. Откуда растение добыло 64кг 950г питательных веществ для

ученого осталось загадкой. Ученики должны ответить на этот

вопрос.

Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном

заряде, направленном на разгадку данного опыта и, следовательно,

на разгадку «Тайны процесса фотосинтеза».

3. Аналитический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают

соответствующие выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» (7

класс). Учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время

учёные принимали лишайники за обычное растение и относили их

ко мхам. Лишь русским учёным А.С. Фоминцину и О.В.

Баронецкому удалось вывести зелёные клетки из лишайника

ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела

лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно,

зелёные клетки лишайника – это самостоятельные растения –

водоросли.

Формируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой

группе растений их нужно отнести?

4. Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.

Урок биологии в 8 классе. Тема: «Иммунитет».

Например: в 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан

Бернард впервые сделал пересадку сердца от одного человека к

другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким

мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти

жизнь больного не удалось. Как не парадоксально, но эти 2 факта

связаны между собой. Как?

5. Приём научного спора. На уроке создаётся ситуация спора, особое

внимание уделяется умениям учащихся обосновывать свои

суждения. Учитель в данном споре является судьёй. Столкновение

различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем

занять собственную позицию стимулирует активный поиск

доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.

6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.

Пример: в 9 классе при изучении темы «Функции мембраны,

транспорт веществ через мембрану» учитель в начале урока

приводит высказывание учёного биолога: «после того, как

появились мембраны… из супа вариршегося в морях, могли

сформироваться первые живые организмы». На основании чего

учёный пришёл к такому утверждению?

Вывод: Используя проблемные ситуации, создаётся осознанное

затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска,

заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать

радость от правильного найденного решения, что способствует

развитию активных познавательных интересов к предмету.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем

методики преподавания в школе становится обеспечение

практической ориентированности предметного знания. Это означает

необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми

положениями и практикой жизни, демонстрации прикладного

характера биологических знаний.

Включение задач в учебном процессе позволяет обеспечить

самостоятельность, активность учащихся, сформировать прочные

знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а так же

способствует профессиональной ориентации школьников.

В своей работе использую следующие типы задач:

а) задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача 1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое

значение в жизни растения имеет такая особенность их строения (6

класс)?

Задача 2. Почему слизни в знойные дни укрываются под

камнями, досками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими

по земле или на растениях (7 класс)?

б) задачи на распознавание натуральных объёктов.

Задача. Рассмотрим под микроскопом препарат растительной

ткани. Определите, какая это ткань. Укажите признаки, по которым

вы определили вид ткани, укажите местоположение этой ткани в

растении (6 класс).

в) задачи на формирование умений выдвигать и доказывать

гипотезы.

Задача. Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они

используют дерево просто как место поселения, т.е. это

«квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников

не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данные

явления. (6 класс).

г)задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с

практическими.

Задача. Когда бегут кровь из вен предплечья, врач накладывает

жгут на плечо. Пациент сжимает и разжимает кисть руки, при этом

вены набухают и становятся чётко обнаруженными. Как это можно

объяснить? ( 8 класс).

д) задачи связанные с самонаблюдениями.

Задача 1. Измерьте свой рост утром, как только встанете и

вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины

изменения роста в течение дня (8 класс).

Задача 2. Докажите, что видимые сосуды на тыльной стороне руки это

вены. (8 класс).

Вывод: биологические задачи различного характера вызывают у

школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон.

Они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся,познавательной самостоятельности и в итоге формирование и развитие познавательного интереса к биологии.

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование

творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

1. Составление кроссвордов;

2. Сочинение сказок и стихотворений о каком-либо биологическом

объекте;

3. Выполнение рисунков;

4. Составление рассказов с биологическими ошибками;

5. Составление текстов, опорных схем и конспектов;

6. Сбор и оформление гербариев, коллекций;

7. Выполнение практических заданий, минипроектов.

По результатам собственных наблюдений и с помощью

дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут

рефераты и сообщения, рисуют. Это побуждает учащихся к

творческому поиску вариантов решения учебных задач.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого

ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и

учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексные

педагогические наблюдения за каждым учеником в процессе его

индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Проявление и развитие познавательной активности школьников во

многом зависит от условий, в которых находится ребёнок в школе.

Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю.

Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение

каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является

важной чертой личности. Ошибки ученика рассматриваются скорее как

накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех

учителя – быть скучным», когда ребёнок занимается из под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети

занимаются с охотой, то дело идёт по-другому. Активизация

познавательной деятельности ученика без развития его

познавательного интереса не только трудна, но и практически

невозможна.

Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился потому, что ему

хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Литература:

1.Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова «методика обучения биологии 6-7».Москва, Прсвещение.1999г.

2.Е.Т. Бровкина, А.Н Мягкова»Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии,Москва, Просвещение, перер. 2005г.

3. А.И.Никишов «Внеклассная работа по биологии»Москва, Просвещение,1974

4.Е.Н. Демьянков «Биология в вопросах и ответах»,Москва, Просвещение,2006

5.И.Д. Зверев «Воспитание учащихся в процессе обучения биологии»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconКонспект урока по русской литературе на тему «Только бы не остыла душа…»
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема: Повторение изученного...
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать желание активно противостоять им
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconСовременные педагогические технологии в деятельности учителя русского языка и литературы
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconМетодические рекомендации к «рабочей тетради по развитию речи»
Цель данной рабочей тетради состоит в том, чтобы повысить эффективность работы по развитию связной речи учащихся путем использования...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconTask Read the definition and write down the word. The first letter is given
Чтобы добиться наибольшей эффективности, необходимо соблюдать несколько принципов, которые являются основой адаптивного обучения:...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленные на общение (воспитательные): создание условий для формирования ответственного отношения к учебному труду, проявления...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconРазработка урока «Создание праздничной открытки» для учеников 4 класса...
Тема урока: Создание печатных публикаций. Действия с фрагментом рисунка в программе Microsoft Word
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дошкольники прирожденные исследователи и тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconУрока: повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное»
Обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconУрока: Обучающие
Цель урока: Научить активно использовать лексику, необходимую при обсуждении этических проблем
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Учить детей заботиться о своем теле, воспитывать потребность в здоровом образе жизни, вызвать у детей эмоциональный отклик...
Р. В. Качалова Создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно iconМ. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и ненавидим мы, и любим мы...
Развивающая создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск