Российской федерации





Скачать 418.25 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации02.08.2015
Размер418.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольске

Филиал ТЮМГУ в г. Тобольске

Мирюгина Татьяна Андреевна

ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 06.03.01 Биология

очная форма обучения

Тобольск

2015г.

Мирюгина Татьяна Андреевна. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, очная форма обучения, Тобольск: Издательство филиала Тюменского государственного университета в Тобольске, 2015, 23 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой биологии, экологии и МПЕ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Таратынов Д. В. и. о. зав. кафедрой биологии, экологии и МПЕ

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Мирюгина Т.А., 2015.

1. Пояснительная записка.

1.1. Цели и задачи дисциплины.

Цель ее освоения - формирование систематизированных знаний в области экологической анатомии и морфологии растений и подготовка студентов к самостоятельной научно-исследовательской работе по изучению особенностей анатомического строения основных экологических групп растений, используя общие и частные методики количественно-анатомического изучения строения растений.

Задачи:

  1. сформировать понятие об экологических факторах и закономерностях их воздействия на растительный организм;

  2. в ходе лабораторных занятий рассмотреть закономерности адаптаций растений на морфолого-анатомическом уровне, выявить общие принципы структурных приспособлений различных органов; закрепить и расширить навыки работы с лабораторным оборудованием;

  3. изучить взаимосвязи растений и окружающей среды, познакомить студентов с особенностями анатомического строения растений различных экологических групп; получить навыки количественно-анатомического изучения анатомического строения тканей и органов растений экологических групп.

Важной задачей курса следует считать выработку мировоззрения, взгляда на природу как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений и процессов, умения анализировать и выявлять причинно-следственные связи природных явлений. Все это должно сформировать у студентов как общую, так и экологическую культуры личности, осмысленное восприятие многообразия мира живой природы.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экология растений» относится к дисциплине по выбору Б1.В.ДВ.3 .

Содержание программы базируется на ботанических и биологических знаниях, заложенных в курсах «Общая и системная экология», «Ботаника», «Цитология и гистология», «Единство и разнообразие клеточных типов», раскрывает представление об экологии растений на более глубоком уровне. Данная дисциплина связана с курсами «Физиология растений», «Экологический мониторинг», «Охрана природы и рациональное природопользование», которые читаются в последующих семестрах, а также для последующего прохождения практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

Таблица 1

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

1.

Физиология растений





+

+

+

+




2.

Охрана природы и рациональное природопользование

+

+

+




+




3.

Экологический мониторинг











+

+

+


1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- Знать терминологию, закономерности взаимодействия компонентов живых систем, воздействия экологических факторов на растения и фитоценозы, меры, направленные на охрану природы, основные методы изучения анатомо-морфологической структуры растений, строения растительных сообществ, принципы представления результатов полевых и лабораторных биологических исследований;

- Уметь применять экологические понятия и термины для описания материала и проведения исследований, работать с Красными книгами; использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации биологических объектов

- Владеть приемами систематизации информации, оценки состояния природной среды и охраны живой природы; экологической грамотностью и базовыми знаниями в области биологии в жизненных ситуациях.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр пятый. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа, из них 51,65 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 92,35 часа, выделенных на самостоятельную работу.

Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

2 семестр

Контактная работа:







Аудиторные занятия (всего)

51,65

51,65

В том числе:

-

-

Лекции

16

16

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные занятия (ЛЗ)

32

32

Иные виды работ:

3,65

3,65

Самостоятельная работа (всего):

92,35

92,35

Общая трудоемкость зач. ед.

час

4

4

144

144

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен


3. Тематический план.

Таблица 2



Тема

Недели семестра

Виды учебной и самостоятел. работы, час.

Итого час. по теме

Из них в интерактивной форме, в часах

Итого кол-во баллов

Лекции

Лабораторные занятия

Самост. работа













Модуль 1.

1.1

Содержание экологии растений и фитоценологии. Методы исследования наук

1-2

1

2

8

11

-

0-6

1.2

Краткая история развития наук

1



6

7

-

0-6




Всего:




2

2

14

18

-

0-12




Модуль 2.

2.1

Общие закономерности влияния экологических факторов

3-4

2

2

12

16



0-16

2.2

Климатические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

5-9

6

18

28

52

4

0-32




Всего:




8

20

40

68

4

0-48




Модуль 3.

3.1

Эдафические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

10-11

4

4

14

22

2

0-14

3.2

Биотические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

12-14

2

6

16,65

24,65



0-26




Всего:




6

12

30,65

46,65

2

0-40




ИТОГО:




16

32

92,35

144

6

0-100




Из них в интерактивной форме:






6

-

-

6

-


4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля.

Таблица 3


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Информа-ционные системы и технологии

Итого кол-во баллов

Защита

реферата*

Опрос на семинарском (практ). занятии

Сообщение

Оформление альбома

Тестирование по модулям

Решение кейса, составление отзыва, конспект

Логическческие схемы, шкалы*

Составление тестовых заданий

Разработка презентаций*




Модуль 1.

1.1.

-

0-4

0-1

0-1

0-2

-

-

-

-

0-6

1.2.

-

-

0-2

-

0-2

-

-

-

-

0-6

Всего:

-

0-4

0-3

0-1

0-4

-

-

-

-

0-12

Модуль 2.

2.1.

0- 5

-

-

0-2

0-2

-

0-2




0- 5

0-16

2.2.

-

0-8

-

0-8

0-10

-

0-2

0-4

-

0-32

Всего:

0-5

0-8

-

0-10

0-12

-

0-4

0-4

0-5

0-48

Модуль 3.

3.1.

0-4

0-4

-

0-4

0-2

-

-

-

-

0-14

3.2.

-

0-4

0-2

0-3

0-6

0-6

-

-

0-5

0-26

Всего:

0-4

0-8

0-2

0-7

0-8

0-6

-

-

0-5

0-40




0-9

0-20

0-5

0-18

0-24

0-6

0-4

0-4

0-10

0-100



5. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

1.1. Введение. Содержание экологии растений и фитоценологии. Методы исследования наук

Объекты и методы исследования экологии растений, отношение к смежным наукам, краткая история развития.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, экологическая ниша, экосистема. Экологические факторы как элементы среды, их классификация. Закономерность действия экологических факторов. Экологические кривые. Кардинальные точки, экологическая валентность. Эвритопы. Стенотопы. Экологические единицы.

Основные виды экологических факторов. Форма связи видов с экологическими факторами. Экологические, аутэкологические и синэкологические оптимумы и амплитуды.

1.2. Краткая история развития наук.

Обособление экологии растений и фитоценологии в самостоятельные науки. Краткая история развития. Школы геоботаники. Современные направления исследований.

Экология растительных сообществ. Применение экологических шкал

Модуль 2.

2.1. Общие закономерности влияния экологических факторов

Основные понятия: среда обитания, условия существования, экологическая ниша. Экологические факторы как элементы среды, их классификация. Общие закономерности действия экологических факторов. Экологические кривые. Кардинальные точки, их изменения, экологическая валентность. Эвритопы. Стенотопы. Метод экологических шкал. Экологические единицы: экологические группы, жизненные формы, экады, экотипы, ценопопуляции.

2.2. Климатические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Экологическое значение различных форм воды в жизни растений.

Вода как среда обитания. Экологические особенности водных растений. Гидрофиты, нейстофиты, гелофиты.

Гидратура и ее экологическое значение. Пойкилогидрические и гомойогидрические растения. Приспособления растений к затрудненному водоснабжению.

Экологические группы наземных растений по отношению к водному режиму. Классификации В. Шимпера и Е. Варминга (1895), А.П. Шенникова (1950).

Эколого-морфологические особенности гигрофитов (собственно гидрофиты, аэрогидатофиты, гидатофиты), гидрофиты.

Мезофиты и их основные группы. Особенности их анатомии и морфологии.

Ксерофиты (склерофиты: эуксерофиты, гемиксерофиты, пойкилоксерофиты; суккуленты, эфемеры и эфемероиды), их эколого-морфологические особенности.

Свет как экологический фактор. Отражение, поглощение и пропускание света. Светововой режим. Световой режим различных широт.

Влияние света на растения. Значение прямого и рассеянного света. Световое довольствие растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Морфолого-анатомические различия гелиофитов и сциофитов. Световой режим внутри леса. Световой режим открытых пространств на примере луга.

Понятия и термины: радиация, инсоляция, теплообмен, конвекция, альбедо. Суточный ход температуры почвы, его закономерности. Тепловой режим в слое растений. Распределение температур в сообществе.

Экологические группы растений по отношению к теплу: мегатермные (термофильные), мезотермные, микрофильные (криофильные).

Влияние на растения низких температур. Действие экстремальных температур на растения. Холодостойкость и морозостойкость растений, процессы закалки и изнеживания. Иссушающее действие холода. Защитные функции растений.

Влияние на растения высоких температур. Тепловые повреждения. Приспособления мегатермов против перегрева.

Понятие о психрофитах и криофитах, сочетание ксероморфных и гигроморфных черт.

Модуль 3.

3.1.Эдафические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы. Экологические группы растений по отношению к богатству почв: эутрофы, мезотрофы, олиготрофы, дистрофы.

Влияние засоления почвы на растения. Экологические группы растений по отношению к засолению почвы: гликофиты, галофиты (эугалофиты (соленакапливающие), криногалофиты (солевыделяющие), псевдогалофиты), гликогалофиты (соленепроницаемые).

Влияние кислотности почвы на растения. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы: ацидофиллы, кальциофиллы, ацидокальциофиллы, индифферентные.

Состав воздуха, постоянные и непостоянные компоненты атмосферы. Движение воздуха. Экологическое значение физических и других свойств воздуха. Газоустойчивость и газочувствительность растений.

3.2. Биотические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Классификация биотических факторов. Физиологические и механические взаимовлияние растений. Взаимоотношения между животными и растениями. Роль бактерии и грибов в жизни растений. Антропогенные факторы. Исторический обзор влияния человека на растительный мир.
6. Планы семинарских занятий. Учебным планом не предусмотрены.

7. Темы лабораторных работ

Модуль 1

1.1 Методы исследования наук

Лабораторная работа 1. Методы ботанических исследований

Названия опытов: методы морфологических исследований. Объекты изучения: живые растительные объекты. Необходимый инструментарий: микроскопы, срезы тканей растений, окуляр-микрометры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами.

Модуль 2

2.1 Общие закономерности влияния экологических факторов

Лабораторная работа 2. Факторы среды обитания и общие закономерности их действия на организмы

Названия опытов: Построить световые кривые фотосинтеза для следующих растений: кукуруза, пшеница, бук, мхи. Определить процент использования солнечной энергии лесом. Объекты изучения: растения   хвойных и широколиственных лесов. Необходимый инструментарий: микроскопы, срезы тканей растений, окуляр-микрометры, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, табличный материал

2. 2 Климатические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Лабораторная работа 3-4. Особенности морфологии и анатомического строения органов растений в зависимости от условий освещения

Названия опытов: Выявить особенности морфологии и анатомического строения органов растений в зависимости от условий освещения. Объекты изучения: Гербарные образцы и фиксированный материал растений разных экологических групп. Необходимый инструментарий: микроскоп, бинокулярная лупа (МБС), предметные и покровные стекла, лезвия, пипетки, салфетки, стаканчики с водой, раствор флороглюцина, соляная кислота (концентрированная).

Лабораторная работа 5-6. Трансформацией света растительным сообществом и морфологические особенности растений

Названия опытов: Изучить особенности растений, связанных с трансформацией света растительным сообществом. Объекты изучения: представленное лесное сообщество. Необходимый инструментарий: Люксметр, рулетка, линейка.

Лабораторная работа 7-8. Особенности морфологии и анатомического строения органов растений в зависимости от условий увлажнения

Названия опытов: Выявить особенности морфологии и анатомического строения органов растений в зависимости от условий увлажнения. Объекты изучения: Гербарные образцы и фиксированный материал растений разных экологических групп. Материалы и оборудование: микроскоп, бинокулярная лупа (МБС), предметные и покровные стекла, лезвия, пипетки, салфетки, стаканчики с водой, раствор флороглюцина, соляная кислота (концентрированная).

Лабораторная работа 9. Вода как экологический фактор, растения гидатофитов.

Названия опытов: Анатомо-морфологические особенности строения гидатофитов. Объекты изучения: Гербарные образцы и фиксированный материал растений гидатофитов. Необходимый инструментарий: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, гербарий гидатофитов, элодея канадская и др.

Лабораторная работа 10. Вода как экологический фактор, растения гидрофиты.

Названия опытов: Анатомо-морфологические особенности строения гигрофитов. Объекты изучения: Гербарные образцы и фиксированный материал растений гигрофитов, вегетативные органы циперуса и др. Необходимый инструментарий: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, гербарий гигрофитов

Лабораторная работа 11. Вода как экологический фактор, растения мезофиты.

Названия опытов: Анатомо-морфологические особенности строения мезофитов. Объекты изучения: Гербарные образцы и фиксированный материал растений мезофитов, вегетативные органы пеларгонии зональной, клевера лугового. Необходимый инструментарий: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами.

Модуль 3

3. 1 Эдафические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Лабораторная работа 12-13. Растения и почва, эдафический фактор.

Названия опытов: Особенности строения вегетативных органов оксилофитов. Объекты изучения: гербарий оксилофитов, листья багульника болотного, водяники, андромеды и др. Необходимый инструментарий: микроскопы, пеналы с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами

3. 2 Биотические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Лабораторная работа 14-15. Особенности семян и плодов зоохорных растений

Названия опытов: Выявить особенности семян и плодов зоохорных растений. Объекты изучения: Гербарные образцы растений и фиксированный материал семян и плодов с ярким, мясистым околоплодником или разрастанием семенной кожуры (бересклет бородавчатый, шиповник, боярышник, рябина горькая, ирга и др.), плоды и семена эпизоохорных растений (гравилат речной, череда трехраздельная, лопух, липучка и др.). Необходимый инструментарий: пеналы с препаровальными иглами, бинокулярная лупа

Лабораторная работа 16. Особенности морфологии и анатомического строения органов растений-паразитов

Названия опытов: Выявить особенности морфологии и анатомического строения органов растений-паразитов. Объекты изучения: Гербарные образцы и фиксированный материал растений-паразитов, готовые препараты срезов через гаустории. Необходимый инструментарий: микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвия, пипетки, салфетки, стаканчики с водой, раствор флороглюцина, соляная кислота (концентрированная).

8. Примерная тематика курсовых работ

  1. Характеристика переходных групп гигрофитов.

  2. Анатомические особенности вегетативных органов гидрофитов.

  3. Классификация листьев в зависимости от положения устьиц.

  4. Классификация листьев, в зависимости от строения мезофилла.

  5. Анатомо-морфологическая адаптация гигрофитов к избыточному увлажнению.

  6. Структура листа в зависимости от морфологического строения.

  7. Теневая и световая структура листа мезофитов.

  8. Ксерофитные растения листа мезофитов.

  9. Анатомо-морфологические адаптивные признаки суккулентов.

  10. Формы морфологической адаптации ксерофитов.

  11. Общая характеристика анатомического строения листа мезофитного растения.

  12. Общая характеристика галофитов, их классификация.

  13. Анатомо-морфологическая адаптация сциофитов и гелиофитов к разному световому режиму.

  14. Особенности голоморфной организации соленакапливающих галофитов.

  15. Особенности анатомического строения растений, выращенных в условиях засоления.

  16. Структурные адаптации оксилофитов.

  17. Общая характеристика гемиксерофитов.

  18. Экологическая роль особенностей строения злаков-псаммофитов.

  19. Разные структурные типы псаммофитов, в зависимости от их происхождения.

  20. Особенности анатомического строения листа эвксерофитов, способствующих сокращению испарения.


9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица 4



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнитель-ные

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1 .

1.1

Содержание экологии растений. Методы исследования наук

Работа с литерату-рой, задание 1

Сообщение

1

8

0-6

1.2

Краткая история развития наук

Работа с источниками. Конспект, задание 2

Работа с источниками.

2

6

0-6




Всего по модулю 1:










14

0-12

Модуль 2.

1

2

3

4

5

6

7

2.1

Общие закономерности влияния экологических факторов

Работа с литерату-рой, источниками.

Реферат задание 3

Составление логической схемы

3-5

12

0-16

2.2

Климатические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Работа с литерату-рой, задание 4

Составление тестовых заданий

Составление шкал теневынос-ливости

6-11

28

0-32

1

2

3

4

5

6

7




Всего по модулю 2:










40

0-48

Модуль 3.

3.1

Эдафические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Работа с литерату-рой, источниками Решение кейса, реферат. Задание 5 Составление отзыва, рецензии

Подготовка к тестированию по модулю. Самостоятельное изучение заданного материала

12-14

14

0-14

3.2

Биотические факторы, их влияние на морфо-анатомическое строение растений

Работа с литерату-рой, источниками. Задание 6

Подготовка текста доклада. Подготовка к тестированию по модулю

15-16

20

0-26




Всего по модулю 3:










34

0-40




ИТОГО:










88

0-100


Задание 1. Используя литературу, распределите предложенные виды (см. Приложение) по экологическим группам и заполните таблицу 1.
Таблица 1. Экологические группы растений по отношению к свету

Гелиофиты

Гелиосциофиты

Сциофиты












Задание 2. Используя литературу, распределите предложенные виды (см. Приложение) по экологическим группам и заполните таблицу 2.
Таблица 2. Экологические группы растений по отношению к воде

Ксерофиты

Мезофиты

Гигрофиты

Гидрофиты


Склерофиты

Сукуленты

Собственно

гидрофиты

Аэрогидатофиты




















Задание 3. Используя коллекционный материал, определите основные особенности семян и плодов, распространяющихся при помощи ветра. Зарисуйте выявленные варианты. Определите типы плодов.
Задание 4. Приведите примеры воздействия человека на среду в соответствии с классификацией по целенаправленности и повторности. Заполните таблицу 3.
Таблица 3. Антропогенное воздействие на среду

Случайное

Целенаправленное

Периодическое

Регулярное

Постоянное












Задание 5. Заполните таблицу 4.

Таблица 4. Изменение режимов обитания в растительном сообществе

Режимы


Общая характеристика режимов

Растительное сообщество

Открытое пространство

древесное

травянистое

Световой










Воздушный










Водный










Почвенный











  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск